Выпуск № 3 (37), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
КУЗНЕЦОВ И.М., МОТОРИН О.А.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Кузнецов Игорь Михайлович - кандидат технических наук, член-корреспондент Международной академии информатизации, редактор отдела цифровой трансформации сельского хозяйства журнала "Управление рисками в АПК", Москва, Россия.
E-mail: Wizard81a@yandex.ru

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, доцент, главный редактор журнала "Управление рисками в АПК", Москва, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код: 4096-8796

Аннотация

В материале раскрываются положения, позволяющие сформировать федеральную программу "Создание инновационно-экономического механизма устойчивого развития сельского хозяйства на период до 2030 года". Дается описание трех основных стэков одного из разделов программы - Научной программы исследований. Описываются основные требования к мероприятиям и ожидаемым результатам цифровой трансформации сельского хозяйства. Представлена универсальная архитектура автоматизированной информационно-управляющей системы агрохолдинга. Особое внимание уделено вопросу подготовки руководителей и специалистов в агровузах с указанием количественных показателей.

Ключевые слова

Цифровая трансформация сельского хозяйства, цифровизация, агрохолдинги, агровузы, научная программа исследований, архитектура информационной системы агрохолдинга, органы управления АПК, агропромышленный комплекс, информатизация, цифровые решения, производительность труда, информационные системы, автоматизация, методология исследований.

Для цитирования контента статьи, пожалуйста, используйте следующее описание

Кузнецов И.М., Моторин О.А. Мероприятия по совершенствованию методов и средств развития инфокоммуникационных систем и технологий в АПК при переходе к цифровой экономике // Управление рисками в АПК. 2020. № 3-4. С. 91-98. URL: http://www.agrorisk.ru/pub/202003.

Текст статьи

Анализ тенденций развития мировой экономики показал, что темп роста производительности труда в 1970-2000 гг. составил от 0,8 до 2,0% в год. Это достигнуто в основном за счет увеличения числа рабочих мест и освоения производством новых технологий. С 2000 года этот рост производительности труда увеличился до 4% и более в год. Повышение производительности труда обусловлено широким внедрением современных информационных технологий, использованием инновационных технических проектов и системным подходом к повышению профессиональной переподготовки персонала [1]. Такие же тенденции характерны и для развития отечественного сельскохозяйственного производства.

На современном этапе развития сельскохозяйственного производства важнейшей и неотложной государственной задачей федеральных и региональных органов государственного управления сельским хозяйством, Российской академии наук и других заинтересованных участников рынка является подготовка и принятие Федеральной программы «Создание инновационно-экономического механизма устойчивого развития сельского хозяйства на период до 2030 года» (далее - ФП).

Существующие в настоящее время государственные программы: Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, а также мероприятия, включенные в состав национальных проектов и национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" отвечают только отчасти требованиям к прорывному развитию цифровизации в сельском хозяйстве. Как известно, ведомственная целевая программа "Цифровое сельское хозяйство", разработанная Минсельхозом России в 2017-2018 году [2], с учетом изменения подходов к надобности отраслевых цифровых стратегий, приказала долго жить [5].

1/0

При разработке обозначенной ФП должны быть выявлены приоритетные направления развития работ в области продовольственной безопасности страны, определяющие порядок проведения научно-исследовательских, прогнозных, организационно-экономических и стратегических мероприятий, а также обосновывающие необходимые финансовые, материально-технические, временные и кадровые ресурсы.

Для выполнения всего объема работ в программе должны быть предусмотрены конкретные пилотные регионы и сельскохозяйственные организации, на базе которых будут проведены и подтверждены результаты исследований. И самое важное: ФП должна исходить из интересов агропроизводителей, поэтому ожидаемые результаты от ФП уже на системном уровне должны предусматривать создание контуров информационных систем, по которым должны поступать данные в единую систему управления АПК. О ней мы поговорим отдельно. Какие контуры могут быть определены на стартовой позиции? Мы изложили их на рисунке 1.

В рамках настоящей статьи мы рассмотрим отдельные элементы ФП, в частности, с учетом специфики журнала "Управление рисками в АПК", ориентированного на научные подходы, тот ее раздел, который связан с организацией научных исследований и апробации их результатов.

1/1

Таковой важнейшей частью ФП является разработка Научной программы исследований (далее - НПИ). Основной целью НПИ является отработка организационно-экономических механизмов устойчивого развития сельского хозяйства на основе разработки и последовательного осуществления трех научных разделов и включающих в них заданий, обеспечивающих повышение их эффективности. Какие основные стэки должны найти отражение в Научной программе исследования?

Во-первых, это стратегия развития современной производственной базы в сельском хозяйстве. Стратегия, как минимум должна включать три направления, не являющиеся исчерпывающими и требующими при необходимости дополнения новыми или доработкой текущих направлений. Рассмотрим их.

Первое направление включает в себя совершенствование государственного регулирования деятельности АПК, обеспечивающего усиление контроля выполнения этапов реализации ФП, использования бюджетных средств и сроков их выполнения, улучшение условий и увеличение объемов кредитования сельскохозяйственных организаций в оптимальные сроки при росте в них фондоотдачи. В рамках этого направления прорабатывается вопрос совершенствования нормативно-правовой поддержки внедрения мероприятий ФП. Без должным образом принятых подзаконных актов, развитие цифровой трансформации попросту может остановиться либо развиваться неорганично. В качестве иллюстрации, одной из причин, по которым ГИС-порталы созданы далеко не во всех регионах, является прежде всего недостаток правовых норм, позволяющих органам управления АПК субъекта Российской Федерации на законных основаниях собирать данные у сельхозтоваропроизводителей, а также отсутствие полномочий по ведению государственного мониторинга сельскохозяйственных земель, что ограничивает бюджетные возможности для проведения соответствующих расходов [4].

Второе направление заключается в проведении в сельскохозяйственных организациях цифровой, а в случае глубокой отсталости и машинно-технологической модернизации на основе типовых экономически обоснованных и долгосрочных инвестиционных проектов с определением их эффективности, окупаемости, формализации функций и задач руководителей и специалистов хозяйств, осуществляющих эту модернизацию.

Третье направление - это разработка организационно-экономического механизма внедрения новых цифровых и машинных агро- и зоотехнологий и использования материально-технических и трудовых ресурсов, способствующего росту производительности труда и доходов.

1/1

Во-вторых, это обоснование и внедрение инфокоммуникационных систем и технологий в пилотных регионах. Здесь можно выделить 4 базовых направления, которые также могут дополняться и развиваться.

Первое направление второго стэка - это разработка программы создания в базовых сельскохозяйственных организациях 15-25 регионов опытных инфокоммуникационных систем для отработки перечня информационных услуг и технологий, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям при проведении цифровой и машинно-технологической модернизации и методов управлении продукционными процессами.

Второе направление второго стэка - это определение ориентировочной потребности сельскохозяйственных органов, сельхозтоваропроизводителей, предприятий, организаций переработки сельхозпродукции, предприятий сельхозмашиностроения, транспорта, технического сервиса, материально-технического и научного обеспечения в компьютерах, средствах связи, программных приложениях и др. в 2022-2025 гг.

Третье направление второго стэка - это разработка структур автоматизированного информационно-технического комплекса (АИТК) для трех уровней: региона – АИТКР, района – РАИТК и сельхозорганизации – УАИТК (унифицированный).

Четвертое направление второго стэка - это разработка методологии развития цифровой трансформации в сельскохозяйственных организациях и сельскохозяйственном производстве на период до 2030 года, включая объемы внедрения ИКТ, типовых инновационных проектов с применением экономико-математического моделирования, годовых и трехлетних планов оптимального производства сельхозпродукции и оперативного управления бизнес-процессом, исходя из конъюнктуры рынка и др. При этом необходимо предусмотреть различный уровень цифрового состояния хозяйства: от начальной механизации до информатизации и собственно цифровизации, как пиковой технологической точки развития на текущий момент (2020-2021 годы).

1/0

Для разработки перечисленных направлений между двумя стэками необходимо сформировать технологию взаимодействия сельхозтоваропроизводителя с заинтересованными организациями прямо или косвенно участвующими в производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, результаты которой будут влиять на структуру информационной системы и показателей, используемых в инновационных проектах по МТМ и ИСОУ. Отсюда определение целевых показателей производительности труда, объемов производства и чистой прибыли должно являться основой проектирования продукционных процессов, ориентируемых на ускоренное внедрение цифровых решений (как сервисов, так и программно-аппаратных средств), наукоемких технологий и использование иных современных программно-технических комплексов.

В качестве целевой задачи развития цифровой трансформации в крупных и средних сельскохозяйственных организациях должна быть принята методология создания ИСОУ, обеспечивающая взаимодействие их руководителей и специалистов с любыми подсистемами региональных информационных систем управления (ИСУ), единой информационной системой АПК, а также с внешними информационными системами с использованием интернет-технологий.

В-третьих, это основные направления реформирования или точнее трансформации высшего образования в сельском хозяйстве. Новые требования к обучению и компетенциям выпускников как продукту вузов должны обеспечить ускоренное внедрение научных достижений в практику организации и управления аграрным производством. В этой связи на текущий момент можно отфиксировать следующие направления в рамках третьего стэка:

Первое направление ориентирует на разработку мероприятий, результатом которых является то, что студенты сельхозакадемий и университетов должны быть хорошо подготовлены к восприятию экономико-математического моделирования основных производственных процессов в сельском хозяйстве, информационных и инновационных технологий и инновационных проектов в условиях повышенного риска.

Второе направление заключается в том, что создаются условия, когда руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций должны пройти аттестацию уровня своей подготовки при переходе экономики на инновационный путь развития сельскохозяйственного производства в ближайшие 3 года и определиться с возможностью активного внедрения и эффективного использования научных достижений, разработанных в научно-исследовательских институтах и вузах, обеспечивающих качественно новый экономический уровень управления, уверенное занятие выбранных сегментов на рынке продукции сельскохозяйственного производства.

Третье направление означает разработку мероприятий, когда профессорско-преподавательский состав должен повысить уровень профессиональных знаний с целью обучения студентов новым и эффективным методам и достижениям науки и техники организации и управления сельскохозяйственным производством. Необходимо восстановить деятельность научных школ и студенческих кружков по инновационному развитию сельского хозяйства, активнее развивать аграрно-научную и аграрно-цифровую тематику в рамках WorldSkills.
Выполнение указанных требований должно обеспечить переподготовку в 2022-2025 гг. не менее 5-8 тыс. руководителей и специалистов в агровузах и академиях по трем категориям обучения:
1. Очное трехмесячное обучение по специальности бизнес-планирования сельхозпроизводства, рекомендуемое для отраслевых специалистов.
2. Очно-заочное 6-12-ти месячное обучение, из которых 1-2 месяца – очное и 5-10 – заочное с использованием методов дистанционного обучения, рекомендуемого для руководителей многоотраслевых сельскохозяйственных организацийэ
3. Очно-заочное 1,5-2 годичное обучение, из которых 2 и 3 месяца – очное и 13 и 19 месяцев – заочное с использованием методов дистанционного обучения, рекомендуемого для руководителей и отраслевых специалистов агрохолдингов и крупных органов управления АПК.

1/1

В первую очередь по новым программам обучения необходимо осуществить переподготовку руководителей и специалистов из 300-350 базовых сельскохозяйственных организаций 15-25 регионов.

Учитывая значительное отставание сельскохозяйственного производства [3] в области обеспеченности ИТ-специалистами, применения средств вычислительной техники и прикладного программного обеспечения от других отраслей страны, можно предложить два варианта развития его цифровой трансформации.
Первый – это классический, основанный на исследованиях объекта управления, проектировании его задач и функций, разработке или адаптации программных приложений, обучении кадров, опытной эксплуатации и вводе в работу информационной системы, доработке и дальнейшем ее развитии.
Второй основывается на создании в регионах трехуровневой информационной системы управления (ИСУ) сельским хозяйством, в которой будет функционировать ИСОУ, обеспечивающая централизованное совершенствование методов и функций оперативного управления производственными процессами в сельхозорганах, сельскохозяйственных организаций, других предприятиях и организациях АПК и внедрение научных достижений, цифровых инноваций и инфокоммуникаций. Независимо от выбранного варианта все ключевые компоненты необходимо подвергать риск-экспертизе.

Практически системное внедрение цифровых инноваций в сельскохозяйственных организациях должно осуществляться их руководителями и специалистами с участием регионального органа управления АПК (министерства, комитета, управления) и коллективами ученых ведущих НИИ, академий и агровузов. Основной их целью будет являться:
- на первом этапе разработка современных форм и методов оперативного управления и ввод отраслевых АРМов (агронома, зоотехника, инженера и др.), нацеленных на переход компетенций от поля в офис;
- на втором – последовательное освоение экономико-математических моделей оптимального производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, снабжения, логистики и сбыта на основе совершенствования методов управления бизнес-процессом, позволяющих, в первую очередь, крупным сельхозтоваропроизводителям оценивать возможности эффективного использования их ресурсов в зависимости от конкретных целей.
- на третьем этапе (который впрочем может разворачиваться единомомента с двумя предыдущими этапами) - создание необходимых организаций системы научного обеспечения по разработке и опытному внедрению современных и высокоэффективных технологий (в том числе цифровых) производства и переработки, управления бизнес- процессами.

В заключение отметим, что разработка Научной программы исследований по определению и сама по себе является уникальной, непрерывной, сложной, большой, коллективной, риск-ориентированной технологией. Отсюда огромную значимость приобретает подход к организации связей элементов в этой технологий. Уровень организованности зачастую означает уровень выживаемости. На наш взгляд, одна из самых эффективных таких технологий, доказавшее свое право на существование через достижения советской науки, - это технология распределенной творческой деятельности отраслевых и смежных НИИ. Реализация цифровой трансформации ключевой для продовольственной безопасности отрасли сельского хозяйства и шире всего агропромышленного комплекса немыслима без привлечения широкого круга экспертов и специалистов АПК. В дальнейших статья мы рассмотрим процесс реализации этой технологии и другие разделы ФП детальнее.

1/0

Источники:


1. Выступление директора Института экономики РАН Е.Б. Ленчук. Научно-практический семинар "Производительность труда в России и в мире. Влияние на конкурентоспособность экономики и уровень жизни" // Аналитический вестник Совета Федерации. 2016. № 29 (628). С. 18. Режим доступа: URL: http://council.gov.ru/media/files/CQNOp1HscHaTulPa5BYZesqLNqUSQeHw.pdf
2. Цифровая трансформация сельского хозяйства России: офиц. изд. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. 80 с. Режим доступа: URL: https://rosinformagrotech.ru/data/elektronnye-kopii-izdanij/normativnye-dokumenty-spravochniki-katalogi-i-dr/download/66-normativnye-dokumenty-spravochniki-katalogi/1347-tsifrovaya-transformatsiya-selskogo-khozyajstva-rossii-2019
3. Точное земледелие: состояние и перспективы / Е. В. Труфляк, Н. Ю. Курченко, А. С. Креймер. Краснодар: КубГАУ, 2018. С.17.
4. Козубенко И.С. О некоторых аспектах информационного обеспечения управления земельными ресурсами в АПК // Управление рисками в АПК. 2020. № 2. C. 19. Режим доступа: URL: https://www.agrorisk.ru/pub/202002/3
5. Меденников В.И., Кузнецов И.М., Макеев М.В. К вопросу об анализе состояния и тенденций цифровой трансформации АПК // Управление рисками в АПК. 2020. № 2. С. 43-50. Режим доступа: URL: https://www.agrorisk.ru/pub/202002/6

Все иллюстрации статьи:

Рисунок 1 - Архитектура автоматизированной информационно-управляющей системы агрохолдинга (подготовлен авторами)
Рисунок 1 - Архитектура автоматизированной информационно-управляющей системы агрохолдинга (подготовлен авторами)

Рисунок 1 - Архитектура автоматизированной информационно-управляющей системы агрохолдинга (подготовлен авторами)
Рисунок 1 - Архитектура автоматизированной информационно-управляющей системы агрохолдинга (подготовлен авторами)

1/1