top of page
Выпуск № 50 (2023)

УДК

336.24

DOI

10.53988/24136573-2023-04-01

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Авельцов, Д.Ю. Перспективные направления развития системы управления зерновым хозяйством России / Д. Ю. Авельцов // Управление рисками в АПК. – 2023. – № 4(50) – С. 9-19. – DOI: 10.53988/24136573-2023-04-01

Aveltsov, D.Y. Promising directions for the development of the grain management system in Russia / D. Y. Aveltsov // Аgricultural Risk Management. – 2023. – № 4(50) – Pp. 9-19. – DOI: 10.53988/24136573-2023-04-01

Экономические науки | Economic sciences
АВЕЛЬЦОВ Д.Ю.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕРНОВЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ

Авельцов Дмитрий Юрьевич – соискатель, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
Email: aveltsov@gmail.com

Аннотация

В настоящей работе рассматриваются перспективные направления развития системы управления зерновым хозяйством с точки зрения концепции стратегического выбора. Постулируется, что определение стратегии и бизнес-целей продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства должно учитывать долгосрочные цели и задачи для всех уровней участия – государства, территорий и участников зернового рынка. Представлена модельная схема проектирования (актуализации) архитектуры продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства, которая позволяет формализовать взаимосвязи между уровнями системной и бизнес архитектуры и подготовить основу для разработки планов миграции из текущего состояния архитектуры зернового хозяйства в целевое. Изложены базовые теоретические стратегии, на основе которых возможно выявить стратегические альтернативы обеспечения продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства и творчески переосмыслить существующие вызовы в рассматриваемой сфере. Материалы направлены на выработку новых подходов к развитию зернового хозяйства как на национальном уровне, так и на уровне предприятий – участников зернового рынка.

Ключевые слова

Зерновое хозяйство, продовольственная безопасность, цифровые решения, сельское хозяйство, система управления, архитектура, риски

AVELTSOV D.Y.

PROMISING DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE GRAIN MANAGEMENT SYSTEM IN RUSSIA

Dmitriy Yu. Aveltsov – Applicant, Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia.
Email: aveltsov@gmail.com

Annotation

This paper examines promising directions for the development of a grain management system from the point of view of the concept of strategic choice. It is postulated that the definition of the strategy and business goals of food security in the field of grain farming should take into account long-term goals and objectives for all levels of participation - the state, territories and grain market participants. A model scheme for designing (updating) the architecture of food security in the field of grain farming is presented, which allows us to formalize the relationships between the levels of system and business architecture and prepare the basis for developing migration plans from the current state of the grain farming architecture to the target state. Basic theoretical strategies are outlined, on the basis of which it is possible to identify strategic alternatives to ensure food security in the field of grain farming and creatively rethink existing challenges in the area under consideration. The materials are aimed at developing new approaches to the development of grain farming both at the national level and at the level of enterprises participating in the grain market.

Keywords

Grain farming, food security, digital solutions, agriculture, management system, architecture, risks

Текст статьи

Угрозы и риски продовольственной безопасности, глобальные и национальные вызовы по зерновым товарам продовольственной корзины требуют определения практических направлений работ по обеспечению процесса принятия решений в сфере продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства необходимыми информационными системами и сервисами, их развитием с учетом тенденций к созданию широких кросс-платформенных решений для АПК [1]. В то же время переход к реализации практических решений возвращает к задаче определения целевого состояния изучаемого объекта – зернового хозяйства, а также к задаче «видения» перспективного развития его управляющей подсистемы (системы управления).

Вопрос перспективных направлений развития системы управления зерновым хозяйством России по определению является вопросом стратегического выбора. Известный исследователь в области стратегий Генри Минцберг в качестве одной из интерпретаций предлагает изучать стратегию как целевую модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей [2]. Если в срезе организации, стратегическое планирование на микроуровне представляет собой процесс осуществления систематизированных и взаимосогласованных работ с определением долгосрочных целей и направлений деятельности организации [1], то на макроуровне государства данное понятие можно рассматривать как деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития страны и ее территорий, отраслей национальной экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации [3].

Применительно к нашей предметной области определение стратегии и бизнес-целей продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства должно позволять сформулировать основные направления развития зернового хозяйства и формализовывать его долгосрочные цели и задачи для всех уровней участия – государства, территорий и участников зернового рынка [4]. На макроуровне практическими целями продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства могут выступать интересы государства, обозначенные в доктрине продовольственной безопасности России. В теоретическом аспекте эти цели можно рассматривать в более широком контексте, используя, например, в качестве фронтиров целеполагания (5 целей сельского хозяйства), разработанную для оценки целей и задач развития искусственного интеллекта в АПК [5].

Ранее мы определились, что стратегии, стратегические цели и задачи продовольственной безопасности в целом и по доменам товарных групп, входящих в продовольственную корзину (в нашем случае - зерновых) являются статическим элементом архитектуры продовольственной безопасности [6], предшествующим разработке бизнес и системной архитектур продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства.

Установлено, что «бизнес-архитектура архитектура продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства является областью деятельности высших руководителей, отвечающих за основные функции по реализации продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства, и, должна содержать утверждения по поводу миссии и целей организации, критических факторов успеха, бизнес-стратегии, описания функций, а также структур и процессов, необходимых для их реализации» [6].

В части системной архитектуры продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства можно заключить, что она «должна определять совокупность технологических и технических решений для обеспечения информационной поддержки работы органа государственного управления, координирующего реализацию доктрины продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства, других государственных органов и ключевых участников рынка (агрохолдингов, поставщиков ресурсов для сельскохозяйственного товаропроизводителя, субъектов оптовой и розничной товаропроводящей сети) в соответствии с правилами, концепциями, требованиями, определенными бизнес-архитектурой продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства» [5].

В динамике архитектура продовольственной безопасности в контексте зернового хозяйства приобретает свойства временной изменчивости и неопределенности развития факторов производства, влияющих на развитие зернового рынка. В этом случае управление архитектурой выражает себя через проработку и реализацию логически связанного цельного плана действий и исходящих из него скоординированных проектов по развитию государственных информационных систем, необходимых для преобразования текущей архитектуры продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства к состоянию, определенному как стратегическая цель (или цели). Данный план, базирующийся на текущих и планируемых целях и бизнес-процессах государства и участников рынка [7], являющихся ключевыми для достижения пороговых значений индикаторов продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства, позволяет перейти к реализации задач проектирования и трансформации системы управления зерновым хозяйством.

Проектирование или актуализация архитектуры продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства в общем случае может быть описана следующими последовательно детермированными разделами:
• сформулированными стратегией продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства, ее стратегическими целями и задачами, в том числе с декомпозицией на уровне функциональных и отраслевых направлений АПК [8], на уровне территорий, на уровне групп хозяйствующих субъектов АПК, на уровне рынков сбыта;
• бизнес-архитектурой в текущем (AS-IS — как есть) и планируемом (TO-BE — как должно быть) состоянии;
• системной архитектурой в текущем (AS-IS) и планируемом (TO-BE) состоянии;
• планами миграции, то есть планами мероприятий и проектов по переходу из текущего состояния (статус-кво) в планируемое (рисунок 1).

Рисунок 1 – Схема проектирования (актуализации) архитектуры продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства (составлено автором)

Планы миграции определяют сценарий перехода информационных систем и ресурсов, обеспечивающих информационно-телекоммуникационную реализацию продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства, от текущего состояния к перспективному, определяемому стратегическими целями и задачами, а также преобразования в бизнес-архитектуре и системной архитектуре продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства. В практическом смысле это может означать расширение функционала действующей в настоящее время федеральной государственной информационной системы «Система мониторинга продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства Российской Федерации». В данном случае необходимо осуществить ее преобразование в цифровую платформу, позволяющую обеспечить поступление и обработку данных по вопросам обеспечения продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства от задействованных государственных органов и участников рынка.

Стержнем стратегического плана обеспечения продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства должна быть базовая теоретическая стратегия, которая практически может быть утверждена на уровне правительства страны [9]. В соответствии с циклом развития продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства можно выбрать одну из нескольких базовых теоретических стратегий, реализуемых в областях создания стоимости продукции АПК [10], по отдельности и в целом, и затем провести анализ на предмет совершенствования текущей стратегии. Укажем на основные базовые теоретические стратегии:
• стратегию роста, характеризующую намерение государства и участников рынка увеличивать объемы производства и реализации, уровни маржинальности, капитальных вложений и т. п.;
• стратегию стабилизации в случаях выявленной или прогнозируемой нестабильности объемов производства продукции АПК, сбыта или достижения нормальной для сектора АПК прибыли, необходимости координации стратегических ориентиров на мировых рынках [11];
• стратегию выживания — сугубо оборонную стратегию, применяемую в случаях глубокого кризиса продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства или отдельных элементов в цепочках создания стоимости продукции АПК [12].
В рамках соответствующей базовой стратегии можно выбрать одно из нескольких возможных действий, которые принято называть стратегическими альтернативами (таблица 1).

Таблица 1 – Стратегические альтернативы обеспечения продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства на основе базовой стратегии [13]

В контексте архитектуры информации продовольственной безопасности перспективные направления развития системы управления зерновым хозяйством России, общие для любой из теоретических базовых стратегий, могут включать в себя решение следующих задач:
• идентификация и инвентаризация данных о товарных группах продовольственной корзины, включая определение их источников, применения в принятии решений, ответственности и оценку качества;
• сокращение избыточности и фрагментарности данных с целью уменьшения их стоимости за счет снижения затрат на устройства хранения и их обслуживание, а также повышения качества данных за счет исключения неоднозначности и противоречивости различных экземпляров, получаемых из информационных систем участников процесса обеспечения продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства и прежде всего – Минсельхоза России, Россельхознадзора, Росстата, ФТС России;
• формирование интегрированных представлений данных, таких как витрины и хранилища, в том числе с использованием НСУД;
• обеспечение для ключевых пользователей (руководителей государственных органов) доступности данных в режиме, приближенном к режиму реального времени, за счет использования средств обмена сообщениями, интеграционных брокеров и шлюзов;
• интеграция метаданных, позволяющая обеспечить целостное представление данных из различных источников о состоянии продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства, угрозах и рисках по ключевым товарным группам продовольственной корзины, реализовать экосистемный подход [14];
• сокращение числа используемых технологий и продуктов, что снижает расходы на обслуживание и улучшение качества данных за счет привлечения пользователей к управлению данными и их определению;
• улучшение защиты данных на основе использования последовательных и согласованных мер, обеспечивающих, с одной стороны, защиту от несанкционированного доступа, а с другой — доступность данных для их использования на практике.



Специфические задачи, определяемые критериями и стратегическими альтернативами каждой из базовых теоретических стратегий, очевидно позволят сформировать основы для различных перспективных сценариев развития системы управления зерновым хозяйством России.

Подводя итоги, отметим, что исследование перспективных направлений развития системы управления зерновым хозяйством России на основе базовых теоретических стратегий и использования архитектурного подхода (в динамике и статике) позволяют обеспечить целостный системный взгляд на продовольственную безопасность в зерновой сфере за счет возможности анализа интересов всех задействованных в зерновом хозяйстве сторон. В свою очередь, результаты стратегического анализа интересов участников зернового рынка позволяют перейти к проектированию и актуализации архитектуры продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства, учитывать движение всех ключевых данных с помощью бизнес- и системной архитектуры, осуществлять моделирование и оценку возможных изменений состояния элементов продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства, иметь управляемую основу для видения всего спектра вызовов зерновому хозяйству страны и перейти к созданию интегрированной цифровой платформы продовольственной безопасности в сфере зернового хозяйства.

Источники:

1. Авельцов, Д. Ю. Глобальные и национальные вызовы продовольственной безопасности в зерновом хозяйстве / Д. Ю. Авельцов // Управление рисками в АПК. – 2022. – № 2. – С. 51-59.
2. Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. – 367 с.
3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 30.6.2014, ст. 0001201406300016.
4. Авельцов, Д. Ю. К вопросу о целях и задачах системы управления зерновым подкомплексом в условиях цифровой трансформации / Д. Ю. Авельцов // Управление рисками в АПК. – 2022. – № 1. – С. 5-10.
5. Мишуров, Н. П. Цели и задачи искусственного интеллекта в сельском хозяйстве / Н. П. Мишуров, Ю. И. Чавыкин, О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2021. – № 3. – С. 39-49.
6. Авельцов, Д. Ю. Развитие системы управления зерновым хозяйством России: возможности цифровых решений и экономическая эффективность / Д. Ю. Авельцов // Управление рисками в АПК. – 2023. – № 3(49). – С. 9-21. – DOI 10.53988/24136573-2023-03-01. – EDN SYVSBL.
7. Моторин, О.А. Динамический аспект архитектуры продовольственной безопасности / Н. П. Мишуров, О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2023. – № 4. – С. 33.
8. Кушнарева, М. Н. Совершенствование информационного обеспечения стратегического планирования развития свеклосахарного подкомплекса региона / М. Н. Кушнарева, Ш. Е. Ванг // Международ. науч. жур. – 2020. – № 3. – С. 28-35.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.08.2019 № 1796-р «Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года».
10. Моторин, О. А. Жизненный цикл создания стоимости продукции АПК / О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2022. – № 4. – С. 55-63.
11. ESG-повестка обеспечения устойчивого развития мировых рынков: проблемы институционализации и координация стратегических ориентиров / О. В. Данилова, И. Ю. Беляева, Т. В. Братарчук, Ю. В. Рагулина // Креативная экономика. – 2023. – Т. 17, № 10. – С. 3573-3590.
12. Эдер, А. В. Экономические вызовы и импортозамещение информационных технологий в мясном подкомплексе АПК РФ / А. В. Эдер // Государственное управление и развитие России: глобальные тренды и национальные перспективы: Сб. ст. Международ. конференц-сессии, Москва, 16 мая 2022 г. – Т. II. – М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2023. – С. 199-206.
13. Моторин, О.А. Архитектурный подход и проблематика продовольственной безопасности / О.А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2022. – № 2. – С. 54-60.
14. Меденников, В. И. Цифровая экосистема АПК / В. И. Меденников // Управление рисками в АПК. – 2021. – № 2. – С. 35-46.

References:

1. Aveltsov, D. Yu. Global and national challenges of food security in grain farming / D. Yu. Aveltsov // Risk management in agriculture. – 2022. – No. 2. – pp. 51-59.
2. Mintsberg G., Alstrand B., Lampel J. Strategic safari: An excursion through the wilds of strategic management; Translated from English- Moscow: Alpina Publisher, 2013. – 367 p.
3. Federal Law No. 172-FZ dated June 28, 2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation" // Official Internet Portal of Legal Information (www.pravo.gov.ru ) dated 30.6.2014, art. 0001201406300016.
4. Aveltsov, D. Yu. On the question of the goals and objectives of the grain subcomplex management system in the context of digital transformation / D. Yu. Aveltsov // Risk management in agriculture. – 2022. – No. 1. – pp. 5-10.
5. Mishurov, N. P. Goals and objectives of artificial intelligence in agriculture / N. P. Mishurov, Yu. I. Chavykin, O. A. Motorin // Risk management in agriculture. – 2021. – No. 3. – pp. 39-49.
6. Aveltsov, D. Y. Development of the grain management system in Russia: the possibilities of digital solutions and economic efficiency / D. Y. Aveltsov // Risk management in agriculture. – 2023. – № 3(49). – Pp. 9-21. – DOI 10.53988/24136573-2023-03-01. – EDN SYVSBL.
7. Motorin, O.A. The dynamic aspect of the architecture of food security / N. P. Mishurov, O. A. Motorin // Risk management in agriculture. – 2023. – No. 4. – p. 33.
8. Kushnareva, M. N. Improving information support for strategic planning of the development of the sugar beet subcomplex of the region / M. N. Kushnareva, Sh. E. Wang // International. Scientific journal – 2020. – No. 3. – pp. 28-35.
9. Decree of the Government of the Russian Federation dated 08/10/2019 No. 1796-r "On approval of the Long-term strategy for the development of the grain complex of the Russian Federation until 2035".
10. Motorin, O. A. The life cycle of creating the value of agricultural products / O. A. Motorin // Risk management in agriculture. – 2022. – No. 4. – pp. 55-63.
11. ESG-the agenda for ensuring sustainable development of world markets: problems of institutionalization and coordination of strategic orientations / O. V. Danilova, I. Yu. Belyaeva, T. V. Bratarchuk, Yu. V. Ragulina // Creative Economics. - 2023. – vol. 17, No. 10. – pp. 3573-3590.
12. Eder, A.V. Economic challenges and import substitution of information technologies in the meat subcomplex of the agroindustrial complex of the Russian Federation / A.V. Eder // Public administration and development of Russia: global trends and national prospects: Collection of articles International. conference sessions, Moscow, May 16, 2022 – Vol. II. – Moscow: Publishing House "Scientific Library", 2023. – pp. 199-206.
13. Motorin, O.A. Architectural approach and problems of food security / O.A. Motorin // Risk management in agriculture. – 2022. – No. 2. – Pp. 54-60.
14. Medennikov, V. I. The digital ecosystem of the agro–industrial complex / V. I. Medennikov // Risk management in the agro–industrial complex. - 2021. - No. 2. – pp. 35-46.

Все иллюстрации статьи | All visuals of paper

bottom of page