МОДУЛЬ «СМАРТФИНАНСЫ» КАК КОМПОНЕНТ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ
top of page

УДК

338.436.33

DOI

10.53988 /24136573-2021-03-07

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Горбачев М.И., Суворов Г.А., Моторин О.А. Модуль «смартфинансы» как компонент личного кабинета сельхозтоваропроизводителя // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 41. С. 85-93. DOI: 10.53988/24136573-2021-03-07

Gorbachev M.I., Suvorov G.A., Motorin O.A. «Smartfinance » module as a component of agricultural producer's personal office // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 41, pp. 85-93. DOI: 10.53988 /24136573-2021-03-07

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГОРБАЧЕВ М.И., СУВОРОВ Г.А., МОТОРИН О.А.

МОДУЛЬ «СМАРТФИНАНСЫ» КАК КОМПОНЕНТ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Горбачев Михаил Иванович – кандидат экономических наук, начальник отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
Email: mgorbachev@spcu.ru
SPIN-код: 17479529

Суворов Глеб Александрович – ведущий специалист, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
Email: gudlefr.s@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 11173869

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия
Email: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796

Аннотация

В статье представлены результаты проведенных в 2017-2019 годах исследований и сбора данных от потенциальных потребителей, установлены функциональные требования к модулю «смартфинансы» как компоненту личного кабинета сельхозтоваропроизводителя. Продемонстрированы его основные компоненты и их содержательное наполнение. Материал будет полезен консультантам по разработке цифровых платформенных решений для АПК, руководителям и специалистам сельхозпредприятий, ориентированных на получение субсидий и оценивающих выбор той или иной цифровой платформы для решения своих бизнес-задач.

Ключевые слова

Смартконтракты, смартторговля, цифровая платформа, личный кабинет, сельхозпредприятия, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, агроэкспорт, агроимпорт, ВЭД, барьеры, таможня, экспорт

M. I. GORBACHEV, G. A. SUVOROV, O. A. MOTORIN

«SMART FINANCE» MODULE AS A COMPONENT OF AGRICULTURAL PRODUCER'S PERSONAL OFFICE

Mikhail I. Gorbachev – Candidate of Economic Sciences, Head of Department, Federal State Budgetary Institution «Center of Agroanalytics», Moscow, Russia
Email: mgorbachev@spcu.ru

Gleb A. Suvorov – Leading Specialist, Federal State Budgetary Institution «Center of Agroanalytics», Moscow, Russia
Email: gudlefr.s@gmail.com

Oleg A. Motorin – Candidate of Political Sciences, Leading Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia
Email: ol.motorin@gmail.com

Annotation

The article presents the results of research conducted in 2017-2019 and data collection from potential consumers and establishes functional requirements for the smart trade module as a component of the personal account of an agricultural producer. Its main components and their content are demonstrated. The material will be useful to consultants on the development of digital platform solutions for the agroindustrial complex, managers and specialists of agricultural enterprises focused on government's maintenance activity and evaluating the choice of a particular digital platform to solve their business problems.

Keywords

Smart contracts, smart trade, digital platform, personal account, agricultural enterprises, agriculture, agroindustrial complex, agroexport, agroimport, foreign economic activity, barriers, customs, export

Текст статьи

В ранее представленном материале [1], мы отмечали, что модуль «Смартфинансы» разрабатывается как инструмент повышения качества и доступности информационно-аналитическим услуг прежде всего для участников внешнеэкономической деятельности, закладывая базис создания единой системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности в АПК [2].

Описание модуля. Модуль «Смартфинансы» предназначен для предоставления сельхозтоваропроизводителям государственной поддержки с использованием электронного документооборота и основными целями его разработки являются:
• сокращение времени оказания услуги: сбора документов, заполнение документов (большая часть документов будет заполняться автоматически), подача документов, рассмотрение документов (большая часть документов будет рассматриваться машинным способом), принятие решение о выдачи субсидии, льготного кредита и др. финансовых продуктов, извещение о решении, заключение электронного контракта, предоставление денежных средств (в случае положительного решения);
• повышение доступности услуги независимо от размера и местонахождения сельхозтоваропроизводителя, в т.ч. за счет упрощения способа получения услуги;
• повышение прозрачности и открытости процессов распределения мер государственной поддержки, что позволит сельхозтоваропроизводителям качественнее планировать денежные потоки, а соответственно и производственную и сбытовую деятельность.

Разделы модуля включают субмодули: Субсидии; Льготное кредитование. Кредитование. В данной статье основное внимание уделяется разделу «Субсидии». Итак, раздел «Субсидии». В настоящем отчете рассматриваются способы автоматизации получения субсидий сельхозтоваропроизводителями, и не рассматриваются такие процессы как планирование мер государственной поддержки, распределение объемов субсидий, исполнение, оценка эффективности и контроль [3]. Однако, в связи с высокой значимостью указанных процессов решено отразить видение наших партнеров из ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» в части развития системы государственной поддержки.

Область применения. Раздел «Субсидии» модуля «Смартфинансы» личного кабинета сельхозтоваропроизводителя предназначен для получения сельхозтоваропроизводителями всех видов субсидий с использованием электронного документооборота и иных операций, связанных с субсидированием.

Описание возможностей. Личный кабинет, как и все его модули, в т.ч. раздел «Субсидии» представляет собой webприложение с доступом из сети интернет.
Основными возможностями являются:
• Интеграция с любыми учетными системами сельхозтоваропроизводителя через API: 1C, SAP, MS SharePoint, ELMA, CRM и т.д. [4];
• Интеграция с учетными системами и базами данных Минкомсвязи, Минфина, Минэкономразвития, Минпромторга, МЧС, ФНС, ФТС, органов судебной власти, Россельхознадзора, Росгидромета, Роскосмоса, Росреестра, банков, лизинговых и страховых компаний и др.;
• Актуальные данные, необходимые пользователям для собственной дата аналитики [5; 6; 7] (изменения в учетных системах и базах данных сразу отображаются на разделе «Цифровой профиль сельхозтоваропроизводителя»);
• Широкий цифровой профиль сельхозтоваропроизводителя, в котором будет храниться информация об организации, позволяющая совершать операции по субсидированию максимально автоматизировано (Приложение Д);
• Выгрузка отчетов по формам, предусмотренным разделом «Субсидии» в формате docx, xlsx и др.;
• Загрузка документов вручную;
• Совершение юридически значимых операций с использованием электронной цифровой подписи;
• Адаптивный дизайн (корректное отображение на различных устройствах);
• Обновляемость webприложения: все операции, изменения в цифровом профиле отображаются на сайте;
• Управление учетными записями через подтверждение пользователей (двухфакторная авторизация);
• Разграничение прав доступа пользователей системы со стороны сельхозтоваропроизводителя;
• Возможность ведения переписки со службой поддержки (письма, чатботы и др.);
• Высокие требования к безопасности данным, хранящихся в системе.

Каким образом осуществляется регистрация и авторизация пользователя.

Регистрация пользователя в личном кабинете для использования сервиса по предоставлению субсидий предполагается двумя способами:
• через личный кабинет АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк» и др. «доверенные» банки;
• через личное обращение в региональные отделения Минсельхоза России.
Авторизация пользователя предполагается двумя способами:
• через СМС-уведомления;
• через специальные устройства (например, eToken), обеспечивающие криптографическую защиту данных и др.

Уровень подготовки пользователя. Все пользователи модуля «Субсидии» личного кабинета сельхозтоваропроизводителя должны иметь навыки работы с операционными системами семейства Microsoft Windows, интернетбраузером, знать основные принципы работы (с точки зрения пользователя) с программой шифрования данных и сертификатами ключа проверки электронной цифровой подписи.

Элементы модуля. Предусмотрено 4 элемента модуля «Субсидии»:
• элемент «Доступные субсидии», в котором отображается информация о доступных сельхозтоваропроизводителю субсидиях и предусмотрена функция подачи заявки на получение субсидии;
• элемент «Управление субсидиями» позволяет пользователю отслеживать статус заявок на получение субсидий, управлять текущими субсидиями, отслеживать информацию о денежных средствах, которые необходимо вернуть в бюджет и др.;
• элемент «История» предназначен для удобного поиска информации обо всех операциях, связанных с субсидированием по заявкам на субсидию и самим субсидиям;
• элемент «Служба поддержки» предоставляет пользователю возможность оперативно получить интересующую его информацию в разделе справочники, задать вопрос специалисту по субсидированию (письмо, чатбот, телефон), написать жалобу или предложение и др.;

Каков функционал элемента «Доступные субсидии». На странице «Доступные субсидии» отображается следующая информация:
• имеются или отсутствуют основания для отказа в предоставлении субсидии по результатам автоматической проверки данных из ФНС и др.;
• указываются все доступные в регионе регистрации организации субсидии;
• цветом выделяются те субсидии, по которым в предыдущем году были получены денежные средства;
• указывается сумма денежных средств, полученных в рамках субсидий в предшествующем периоде;
• предусмотрено окно поиска субсидии по расширенному фильтру (отличается от общего поиска по сайту – специально разработан для раздела).
На странице «Доступные субсидии» предусмотрены следующие функции:
• просмотр оснований для отказа в предоставлении субсидии, определенных по результатам автоматической проверки информации ФНС;
• подача заявки на получение субсидии;
• просмотр информации о субсидиях в регионе регистрации организации, по которым на текущий момент невозможно получение денежных выплат.

Основания для отказа в предоставлении субсидии определяются по результатам автоматической проверки следующих сведений (Приложение Е.3) на примере Московской области:
• Задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
• Неурегулированная задолженность по возврату в бюджет Московской области субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами Московской области, и иная просроченная задолженность перед бюджетом Московской области;
• Признаки реорганизации, ликвидации, банкротства юридического лица;
• Факты регистрации в качестве иностранного юридического лица, а также российского юридического лица, в уставном капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством Финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия информации при проведении финансовых операций в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
• Превышение лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Московской области.

Рассмотрим кейс - механизм подачи заявления на получение субсидии «Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой картофелем (кроме семенного картофеля) и техническими сельскохозяйственными культурами по ставкам, установленным Министерством» на примере Московской области.

Для подачи заявления необходимо нажать на иконку «Подать заявку» напротив выбранной субсидии на странице «Доступные субсидии». После нажатия откроется окно «Регистрация заявления». Далее для регистрации заявления необходимо заполнить комплект документов, указанных на странице и отправить документы на регистрацию после установления ЭЦП. По умолчанию документы заполняются автоматически на основании сведений предыдущего периода и данных ФНС, Росреестра, Минсельхоза и др., также предусмотрены функции изменения и загрузки документов.
На странице «Регистрация заявления» указывается информация о сроке оказания услуги, основаниях для отказа / приостановления оказания услуги, порядке обжалования.

Таким образом, по результатам проведенных исследований и сбора данных от потенциальных потребителей установлены функциональные требования к модулю «смартторговля» как компонент личного кабинета сельхозтоваропроизводителя [8; 9] и его основные компоненты.

Источники:

1. Горбачев М.И., Суворов Г.А., Моторин О.А. Модуль «смартторговля» как компонент личного кабинета сельхозтоваропроизводителя // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 41. С. 7684. DOI: 10.53988/24136573-2021-03-07.
2. Горбачев М.И., Петренко А.П. Характеристика Личного кабинета СХТП. Основные направления разработки // Управление рисками в АПК. 2019. № 1. С. 7885.
3. Степанцевич М.Н., Горбачев М.И., Качалин М.А. Цифровая трансформация деятельности участников агропродовольственного рынка на основе смарт контракта // Международный научный журнал, учредитель: ООО «Спектр». – 2021. – №3. – С. 5060.
4. Методические рекомендации по работе с аналитическими приложениями ЦИАС СГИО СХ. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 156 с.
5. Моторин О.А. Анализ данных в информационных системах АПК. М.: РЕГУЛЯТОР, 2019. – C. 54. ISBN 9785990827226.
6. Моторин О.А., Кушнарева М.Н., Худякова Е.В. Анализ бизнес процессов в АПК. М.: РЕГУЛЯТОР, 2019. – С. 4344. ISBN 9785990827240.
7. Моторин О.А., Кушнарева М.Н., Худякова Е.В. Архитектура предприятия и информационных систем в АПК. М.: РЕГУЛЯТОР, 2019. – С. 2527 ISBN 9785990827295.
8. Моторин О.А., Кушнарева М.Н., Худякова Е.В. Управление ИТ-проектами в АПК. М.: РЕГУЛЯТОР, 2019. – С. 77. ISBN 9785990827257.
9. Худякова, Е.В., Кушнарёва, М.Н., Горбачев, М.И. Объектно-ориентированное моделирование бизнес процессов в АПК: учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Мегаполис», 2020. – №1. – 56 с.

References:

1. Gorbachev M.I., Petrenko A.P. Characteristics of the Personal Account of the SHTP. Main areas of development // Agricultural risk management. 2019. No. 1. PP. 7885.
2. Stepantsevich M.N., Gorbachev M.I., Kachalin M.A. Digital transformation of the activities of participants in the agrofood market based on a smart contract // International scientific journal, founder: Spektr LLC. 2021. No. 3. PP. 5060.
3. Guidelines for working with analytical applications Of CIAS. M.: FGBNU «Rosinformagrotech», 2019. 156 p.
4. Motorin O.A. Data analysis in information systems of the agroindustrial complex. M.: REGULATOR, 2019. C. 54. ISBN 9785990827226.
5. Motorin O.A., Kushnareva M.N., Khudyakova E.V. Analysis of business processes in the agroindustrial complex. M.: REGULATOR, 2019. PP. 4344. ISBN 9785990827240.
6. Motorin O.A., Kushnareva M.N., Khudyakova E.V. Architecture of the enterprise and information systems in the agroindustrial complex. M.: REGULATOR, 2019. PP. 2527 ISBN 9785990827295.
7. Motorin O.A., Kushnareva M.N., Khudyakova E.V. IT project management in the agroindustrial complex. M.: REGULATOR, 2019. P. 77. ISBN 9785990827257.
8. Khudyakova, E.V., Kushnareva, M.N., Gorbachev, M.I. Objectoriented modeling of business processes in the agroindustrial complex: a teaching aid. M.: Megapolis LLC, 2020. No. 1. – 56 p.

Все иллюстрации статьи | All visuals of paper

bottom of page