ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ АПК
top of page

УДК

УДК 338.43(470)

DOI

0.53988 /24136573-2021-03-06

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Меденников В.И. Влияние пандемии на качество информационных научнообразовательных ресурсов научноисследовательских учреждений АПК // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 41. С. 65-84. DOI: 10.53988/24136573-2021-03-06

Medennikov V.I. Formation of conditions for transformation of earth remote sensing technologies in public technologies // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 41, pp. 65-84. DOI: 10.53988 /24136573-2021-03-06

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕДЕННИКОВ В.И.

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ АПК

Меденников Виктор Иванович – доктор технических наук, ведущий научный сотрудник, Вычислительный центр имени А.А. Дородницына Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, Москва, Россия.
Email: dommed@mail.ru
SPIN-код: 41442147

annotation

В данной работе рассматривается влияние пандемии на изменение структуры научных информационных ресурсов, отраженных на сайтах научно-исследовательских организаций, с целью выяснения корреляции их с требованиями рынка в условиях возникших ограничений, следствием которых стало изменение структуры спроса из-за снижения покупательной способности населения, из-за нарушений в производственнологистических цепочках, ужесточения санитарных норм, что накладывает определенный отпечаток на материальный и трудовой рынок, а также на доходность предприятий. Дается сравнительное описание состояния основных научных ресурсов в виде разработок и публикаций в 2017 г. и 2021 г. всех аграрных научно-исследовательских организаций на основе мониторинга с последующим анализом его результатов с точки зрения формирования системы трансфера аграрных знаний, дающей эффективный отклик на появившиеся требования бизнеса, управленцев, населения.

Keywords

Сельскохозяйственные научно-исследовательские организации; научные ресурсы; пандемия; мониторинг

MEDENNIKOV V.I.

DIGITAL PLATFORM OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL RESOURCES AS AN INTEGRAL PART OF THE DIGITAL ECOSYSTEM OF the agroindustrial complex

Viktor I. Medennikov – Doctor of Technical Sciences, Leading Researcher, Federal Research Center “Computer Science and Control” of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
Email: dommed@mail.ru

Annotation

This paper examines the impact of the pandemic on the change in the structure of scientific information resources, reflected on the websites of research organizations, in order to clarify their correlation with the market requirements under the conditions of the constraints that have arisen, which resulted in a change in the structure of demand due to a decrease in the purchasing power of the population, due to for violations in production and logistics chains, tightening sanitary standards, which leaves a certain imprint on the material and labor market, as well as on the profitability of enterprises. A comparative description of the state of the main scientific resources in the form of developments and publications in 2017 is given. and 2021 all agricultural research organizations based on monitoring with subsequent analysis of its results from the point of view of the formation of a system for the transfer of agricultural knowledge, which gives an effective response to the emerging requirements of business, managers, and the population.

Keywords

Agricultural research organizations; scientific resources; pandemic; monitoring.

Article text

В данной статье рассмотрим результаты мониторинга состояния и объемов аграрных информационных научных ресурсов, представленных в Интернет пространстве на сайтах сельскохозяйственных научно-исследовательских организаций (НИУ), исходя из разработанной в [1] концепции единого информационного интернет пространства научно образовательных ресурсов (ЕИИПНОР) и методики обследования состояния и объемов указанных ресурсов.

Ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве страны в условиях пандемии, отчасти напоминает период структурных реформ в начале перестройки 90х годов прошлого столетия, когда была разрушена сложившаяся система трансфера знаний в производство, обмена знаниями между научными сотрудниками. Перед научным сообществом встала задача выяснения области потребностей бизнеса в актуальных информационных ресурсах, а, следовательно, и тематики исследований НИУ.

Для чего было проведено масштабное обследование потребностей сельхозтоваропроизводителей в 22 регионах России путем поездки в них с анкетированием органов управления, бизнеса. Анализ показал, что наиболее востребованы в тот период в экономике АПК России были следующие виды аграрных знаний: разработки, публикации, консультационная деятельность, НПИ, ДО, ППП, БД [2]. Вслед за этим с появлением интернета эти виды знаний начали появляться в том или ином виде и на сайтах НИУ, ВУЗов.

Так, один из фермеров на вопрос о потребностях о необходимых ему информационных ресурсах (ИР) ответил, что ему нужна такая система, в которой можно быстро найти, например, разработку в виде средства борьбы с какой-либо болезнью растений, животного, потом получить тут же все публикации, всех консультантов, НПИ, ДО на эту тему. Потом в соответствующей БД найти нужного поставщика препарата с минимизацией затрат на приобретение и доставку. А это уже заявка на формирование единого информационного структурированного пространства научных ресурсов.

Как видно, эти же ресурсы получили новый импульс актуальности и в настоящее время, для чего в 2021 г. было проведено обследование сайтов аграрных НИУ на основе разработанных анкеты и методики обследования состояния и объемов научных ресурсов, указанных выше. Перечень НИУ в виде НИИ, ФИЦ, ФНЦ в количестве 153 взят с сайта Минобрнауки [3]. Поскольку реформа НИУ существенно затронула структуру их сайтов, то для сравнения были использованы результаты анализа НИИ, ФИЦ и ФНЦ с присоединением к образованным ФИЦ и ФНЦ количества ресурсов НИИ, включенных в них и существовавших в 2017 г., когда было проведено последнее обследование НИУ, с данными 2021 г. [1].

Стоит заметить, что, как и при обследовании ВУЗов, мониторингу подлежали следующие виды научных ресурсов: разработки, публикации, пакеты прикладных программ (ППП), базы данных (БД), консультационная деятельность, нормативно правовая информация (НПИ), дистанционное обучение (ДО).

В таб. 1 из-за нехватки места представлены в соответствии с анкетой состояние и объемы основных научных ресурсов в виде разработок и публикаций в 2017 г. и 2021г., записанные через косую черту. Остальные виды научных ресурсов будут проанализированы в дальнейшем. При этом путем онтологического моделирования содержимого сайтов НИИ и ВУЗов были получены цифровые стандарты форм хранения их в виде: неупорядоченный каталог (N1), упорядоченный каталог (N2), неупорядоченное полноформатное представление (N3) и упорядоченное полноформатное представление (N4) [4].

Проанализируем теперь тенденции состояния и объемов научных информационных ресурсов, дадим сравнение в динамике как в количественном, так и в качественном выражении их с комментариями по отдельным организациям в сопоставлении с аналогичными данными исследований 2017 г. и 2021 г.

Разработки. В 2017 г. 115 (75%) НИУ представляли на сайтах информацию о разработках, в 2021 г. – 100 (65%). При этом произошло резкое сокращение общего количества разработок в 3,5 раза с 18806 до 5410 разных форм хранения. Пострадали наиболее сложные формы: упорядоченный каталог сократился с 11241 до ноля, неупорядоченное полноформатное представление – с 1263 до 218, упорядоченное полноформатное представление – с 328 до ноля. Наибольшее сокращение количества разработок продемонстрировали ФНЦ и ФИЦ, хотя должно было бы произойти наоборот, за счет включения разработок присоединенных НИИ. Так, на сайте ФГБНУ «ФНЦ аграрной экономики и социального развития сельских территорий ВНИИ экономики сельского хозяйства» не осталось ни одной разработки. При этом исчезли все 10842 разработки упорядоченной каталожной формы хранения.

Публикации. В 2017 г. 109 (71%) НИУ представляли на сайтах информацию о публикациях, в 2021 г. – 116 (76%). При этом произошло сокращение общего количества публикаций в 1,2 раза с 43718 до 37599 разных форм хранения. Сокращение было бы еще на 11597 публикаций больше, если бы в ФГБНУ "Федеральный аграрный научный центр Юго-востока" кому-то не пришла идея разместить на сайте все публикации за всю историю института с 1910г. по 2016г. по годам опубликования без представления современных публикаций, начиная 2017 г. А также во ВНИИ маслоделия и сыроделия – филиале ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН создать упорядоченный каталог на 1905 публикаций при резком сокращении их в остальных НИУ. Так, такой каталог остался только у трех НИУ.

Подобно разработкам, когда наибольшее сокращение количества их продемонстрировали ФНЦ и ФИЦ, по публикациям у них наблюдается также наибольшая деградация, хотя опять же должно было бы произойти наоборот, за счет интеграции публикаций присоединенных НИИ. Например, в ФГБНУ ФНЦ экспериментальной ветеринарии имени К.И. Скрябина и Я.Р. Коваленко РАН вообще с сайта исчезли публикации, как и в ФГБНУ "Северокавказский федеральный научный аграрный центр".

Если в сфере образования пандемия COVID19 породила активный “социальный заказ” на формирование некоторого структурированного информационного интернет пространства образовательных ресурсов в виде дистанционного обучения и публикационной активности, то к науке коронавирус предъявил требования к намного большему виду информационных ресурсов. Так, в условиях пандемии из-за снижения покупательной способности многих слоев населения, ужесточения санитарных норм [4] произошло и изменение структуры спроса.

Тогда выходом из данной ситуации у аграриев мог бы быть переход к научно обоснованным цифровым технологиям, которые влияют на эффективность всего производственного процесса путем использования наиболее рационально основного ресурса – земельного в комплексе с финансовыми, биоклиматическими, человеческими, информационными ресурсами, средствами питания и защиты культур, орудиями и машинами. Для чего нужна достоверная, однородная, онтологически выверенная информация в виде публикаций, разработок, БД, ППП.

Кроме того, такой переход необходимо увязать с принесшими пандемией ограничениями на миграцию трудовых ресурсов, что в свою очередь, требует переобучения работников, начиная от рабочих до управленцев высшего звена, перехода на современные методы управления. Если раньше в сельском хозяйстве для внедрения и разъяснения товаропроизводителям преимуществ и технологий инновационных разработок широко применялись полевые дни, то в настоящее время из-за противоэпидемиологических мер возможности их снизились. Выходом является перенос полевых дней в онлайн формат в виде развития сервисов консультационной деятельности, нормативно правовой информации, дистанционного обучения.

Пандемия также нарушила существующие процессы в производственно логистических цепочках, что дает шанс осуществить более безболезненный переход на современные цифровые платформы управления логистикой, комплексность которого сможет помочь осуществить наука посредством формирования единого информационного структурированного пространства научных ресурсов. Такое пространство должно обслуживать не только сферу бизнеса, науки, но и образования, госуправления, прочих пользователей.

Однако, исследования такой корреляции научных информационных ресурсов с потребностями экономики в связи с пандемией не обнаружили. Более того, произошло снижение, как в количественном, так и в качественном выражении их. Стоит отметить, что на сайтах НИУ нет ни одной разработки в онлайн режиме: ни ППП, ни БД.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №200700836 "Научные основы формирования единой цифровой платформы (единого информационного интернет пространства) аграрных научно образовательных ресурсов на основе математического моделирования".

Sources:

1. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. Методика оценки эффективности использования информационных научнообразовательных ресурсов. М.: Аналитик, 2017.
2. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Огнивцев C.Б., Сальников С.Г. и др. Анализ эффективности информационноконсультационной службы (ИКС). Научные труды ВИАПИ. – М. : Энциклопедия российских деревень, 2003. – 126 с. – ISBN 5883670059.
3. Департамент координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук [Электронный ресурс] : – Режим доступа: https://www.minobrnauki.gov.ru/about/deps/dkdovssn/
4. Какие проблемы сельского хозяйства выявил коронавирус [Электронный ресурс] : – Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news/kakieproblemyselskogokhozyaystvavyyavilkorona.html

References:

1. Medennikov V.I., Muratova L.G., Salnikov S.G. Metodika ocenki effektivnosti ispol'zovaniya informacionnyh nauchnoobrazovatel'nyh resursov. M.: Analitik, 2017.
2. Medennikov V.I., Muratova L.G., Ognivcev S.B., Sal'nikov S.G. i dr. Analiz effektivnosti informacionnokonsul'tacionnoj sluzhby (IKS). Nauchnye trudy VIAPI. – M. : Enciklopediya rossijskih dereven', 2003. – 126 s. – ISBN 5883670059.
3. Departament koordinacii deyatel'nosti organizacij v sfere sel'skohozyajstvennyh nauk [Elektronnyj resurs] : – Rezhim dostupa: https://www.minobrnauki.gov.ru/about/deps/dkdovssn/
4. Kakie problemy sel'skogo hozyajstva vyyavil koronavirus [Elektronnyj resurs] : – Rezhim dostupa: https://www.dairynews.ru/news/kakieproblemyselskogokhozyaystvavyyavilkorona.html.

All illustrations of the article:

bottom of page