ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
top of page

УДК

338.439.01

DOI

10.53988 /24136573-2021-03-01

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Кузьмин В.Н., Мишуров Н.П. Моторин О.А., Подъяблонский П.А., Скрынникова М.В. Цифровая трансформация научно-технического развития сельского хозяйства и его нормативное обеспечение // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 41. С. 50-63. DOI: 10.53988/24136573-2021-03-01

Kuzmin V.N., Mishurov N.P., Motorin O.A., Podyablonsky P.A. Digital transformation of scientific and technical development of agriculture and its regulatory support // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 41, pp. 50-63. DOI: 10.53988 /24136573-2021-03-01

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
КУЗЬМИН В.Н., МИШУРОВ Н.П., МОТОРИН О.А., ПОДЪЯБЛОНСКИЙ П.А., СКРЫННИКОВА М.В.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кузьмин Валерий Николаевич – доктор экономических наук, главный научный сотрудник, начальник отдела, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
Email: kwn2004@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 42179412

Мишуров Николай Петрович кандидат технических наук, главный научный сотрудник, первый заместитель заместитель директора по научной работе, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
Email: mishurov@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 43412829

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
Email: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096–8796

Подъяблонский Павел Александрович – кандидат юридических наук, врио директора, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
Email: fgnu@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 31841469

Скрынникова Мирослава Васильевна – кандидат географических наук, руководитель Дирекции ФНТП, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
Email: fntp-mcx@ya.ru

annotation

Статья имеет своей целью рассмотреть понятие цифровой трансформации применительно к специфике сельского хозяйства и такому его компоненту как научно-техническое развитие. При этом проводится анализ нормативных дефициний, выявляется их ограниченный характер. Рассмотрены требования к научно-техническому развитию на глобальном уровне - в актах Российской Федерации. Авторами сформулирована уточненная дефиниция цифровой трансформации в контексте реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы.

Keywords

ФНТП, информационные системы, ИАС НТОР-СХ, подпрограммы, научно-техническое развитие, научно-технологическое развитие Российской Федерации, сельское хозяйство, научно-техническая политика

V. N. KUZMIN, N. P. MISHUROV, O. A. MOTORIN, P. A. PODYABLONSKY

DIGITAL TRANSFORMATION OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL DEVELOPMENT OF AGRICULTURE AND ITS REGULATORY SUPPORT

Valeriy N. Kuzmin Doctor of Technical Sciences, Chief Researcher, Head of Department, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
Email: kwn2004@mail.ru

Nikolay P. Mishurov Candidate of Technical Sciences, Chief Researcher, First Deputy Deputy Director for Research, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow Region, Russia.
Email: mishurov@rosinformagrotech.ru

Oleg A. Motorin Candidate of Political Sciences, Leading Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
Email: ol.motorin@gmail.com

Pavel A. Podyablonsky Candidate of Law Sciences, Director, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
Email: fgnu@rosinformagrotech.ru

Miroslava V. Skrynnikova– Candidate of Geographical Sciences, Head of the FSTP Administration, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
Email: fntpmcx@ya.ru

Annotation

The article aims to consider the concept of digital transformation in relation to the specifics of the agricultural sector and such a component as scientific and technological development. At the same time, an analysis of normative definitions is carried out, their limited nature is revealed. The requirements for scientific and technological development at the global level are considered - in the acts of the Russian Federation. The authors formulated a refined definition of digital transformation in the context of the implementation of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025.

Keywords

Agricultural risks, food security, FSTP, agroindustrial complex, import substitution, life cycle, scientific and technological development, agriculture, risk management, risk assessment and analysis.

Article text

Понятие цифровой трансформации. Понятие "цифровая трансформация" в настоящее время трактуется как совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность в целях, указанных в пункте 16 Положения о ведомственных программах цифровой трансформации [1].

Цели цифровой трансформации опосредуют формирование показателей результативности цифровой трансформации, в их числе:
а) повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;
б) снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы;
в) создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации;
г) повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;
д) обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно телекоммуникационной инфраструктуры;
е) устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно надзорной деятельности [1].

Понятие научно-технического развития сельского хозяйства. При анализе понятийного поля в нормативных источниках выяснилось, что понятие "научно-техническое развитие сельского хозяйства" в явной форме не наличествует. В основном авторы оперируют понятиями научно-технического прогресса сельского хозяйства либо рассматривают исследуемое понятие в связке с отдельными сущностями и феноменами в АПК. Поэтому для определения граней и содержания этого понятия возникает необходимость использования либо родовой категории, либо привязки к действующим инструментам государственной поддержки в связанном предметном поле. Третье более сложное направление поисков требует глубокой декомпозиции понятия или напротив его синтезирования на основе критериев научной рациональности и практической применимости.

Прежде всего, стоит обратиться к такому ключевому понятию, как "научно-техническая деятельность". В призме базового закона о науке – это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы [2]. Развитие такой деятельности, вероятно, может означать изменение ее параметров от текущего состояния к некоему целевому состоянию. В этом случае возникает вопрос целеполагания и выбора тех приоритетов, общих и отраслевых, которые позволяют наполнить практическим смыслом содержание целевого состояния научно-технического развития сельского хозяйства.

В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации используется понятие "научно-технологическое развитие Российской Федерации", под которым понимается "трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы". Также даются инструментальные, критериальные ("независимость" и "конкурентоспособность") и целевые описания НТР. Само по себе НТР выступает в этой логике как трансформационный процесс для получения результата создания у государства улучшенной способности решать большие проблемы.

Под большими вызовами нужно понимать объективно требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов. То ресурс есть ограничительное требование и маркер для определения факторов развития, извлекаемых из трансформационного процесса. Большие вызовы создают существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления, но одновременно представляют собой важный фактор для появления новых возможностей и перспектив научнотехнологического развития Российской Федерации. При этом наука и технологии являются одним из инструментов для ответа на эти вызовы, играя важную роль не только в обеспечении устойчивого развития цивилизации, но и в оценке рисков и возможных опасностей для человечества.

Наиболее значимыми с точки зрения НТР Российской Федерации большими вызовами являются:
а) исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы странлидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;
б) демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам, в том числе к росту угроз глобальных пандемий, увеличению риска появления новых и возврата исчезнувших инфекций;
в) возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан;
г) потребность в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости России, конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках продовольствия, снижение технологических рисков в АПК;
д) качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики и наращивание объема выработки и сохранения энергии, ее передачи и использования;
е) новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью, и усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности;
ж) необходимость эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны, а также укрепление позиций России в области экономического, научного и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних (по отношению к области науки и технологий) факторов, формирующих систему больших вызовов. Глобальные изменения в организации научной, научно-технической и инновационной деятельности приводят к возникновению следующих значимых для научнотехнологического развития Российской Федерации внутренних факторов:
а) сжатие инновационного цикла: существенно сократилось время между получением новых знаний и созданием технологий, продуктов и услуг, их выходом на рынок;
б) размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях и разработках;
в) резкое увеличение объема научнотехнологической информации, возникновение принципиально новых способов работы с ней и изменение форм организации, аппаратных и программных инструментов проведения исследований и разработок;
г) рост требований к квалификации исследователей, международная конкуренция за талантливых высококвалифицированных работников и привлечение их в науку, инженерию, технологическое предпринимательство;
д) возрастание роли международных стандартов, выделение ограниченной группы стран, доминирующих в исследованиях и разработках, и формирование научно-технологической периферии, утрачивающей научную идентичность и являющейся кадровым "донором".

Особенности формирования государственной политики в области научнотехнологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать новые большие вызовы и эффективно отвечать на них.

Своевременной реакцией на большие вызовы должно стать создание технологий, продуктов и услуг, не только отвечающих национальным интересам Российской Федерации и необходимых для существенного повышения качества жизни населения, но и востребованных в мире.

Вводится также понятие приоритетов НТР Российской Федерации как важнейших направлений научнотехнологического развития государства, в рамках которых создаются и используются технологии, реализуются решения, наиболее эффективно отвечающие на большие вызовы, и которые обеспечиваются в первоочередном порядке кадровыми, инфраструктурными, информационными, финансовыми и иными ресурсами.

Приоритетами НТР Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:
а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;
б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;
в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);
г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также кибер-угрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;
е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;
ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.

В целях научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере Указом 350 было определено [4] разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание и внедрение до 2026 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки и обеспечивающих:
а) производство оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и племенного животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства;
б) производство высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;
в) диагностику патогенов сельскохозяйственных растений, производство пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;
г) производство, переработку и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
д) контроль качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизу генетического материала.

Во исполнение Указа 350 Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (далее - Программа). В Программе предусмотрена архитектура субъектов-пользователей, полномочия которых определяют функциональные требования к контурам цифровой трансформации научно-технического развития сельского хозяйства. Так в ходе реализации Программы осуществляется взаимодействие и координацию деятельности Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минпромторга России Минцифры России, региональных органов государственной власти, Российской академии наук, ведущих научных и образовательных организаций, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, других институтов развития, а также организаций АПК, союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей.

Вне прямого целеуказания на необходимость цифровизации или цифровой трансформации, указом 350 предусмотрено требование о формировании и ведении информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (далее - ИАС НТОР-СХ, Система). В русле постановления № 1646 ИАС НТОР-СХ представляет собой инструмент для достижения таких показателей результативности как снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством, снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы, устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности.

Реализация функциональных требований в определенной части предусмотрена в технической документации на разработку Системы. Так, согласно техническому заданию на развитие ИАС НТОР-СХ, размещенному в открытых источниках (портал государственных закупок) [3] объектом автоматизации ИАС НТОР-СХ является деятельность Минсельхоза России, Дирекции и мониторинговых центров по контролю исполнения Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы и ее подпрограмм. Если прийти к расширительной интерпретации понятия «деятельность по контролю исполнения ФНТП», когда контроль понимается как совокупность управленческих функций, то можно сделать заключение о соответствии между установленными функциональными приоритетами в постановлении № 996 и технической документации [7]. В любом случае, контроль исполнения предполагает необходимость контроля положений о реализации ФНТП, установленных в многочисленных нормативных актах. В своей совокупности положения этих актов создают жизненный цикл реализации ФНТП [4].

По результатам анализа технической документации, характеризующей текущий функционал ИАС НТОР-СХ следует отметить, что функциональные возможности ИАС НТОР-СХ в настоящее время описывают только часть деятельности Минсельхоза России, Дирекции и мониторинговых центров по контролю исполнения ФНТП и ее подпрограмм. Так, функциональные возможности ИАС НТОР-СХ не охватывают процессы, связанные с проведением заявочных кампаний по отбору комплексных научно-технических проектов, формирование выходных аналитических документов для представления на Совете ФТНП, и некоторые другие процессы, установленные в нормативных правовых актах, регулирующих реализацию ФНТП и ее подпрограмм. Та часть процессов реализации ФНТП, что не имеет своего цифрового отражения в функциональных возможностях Системы, ведется соответственно в бумажном исполнении [5].

Изучение взаимосвязи функциональных требований к развитию и сопровождению Системы со спецификой нормативного описания и реальных процессов осуществления комплексных научно-технических проектов, подпрограмм и самой ФНТП является значимым направлением исследований, так как позволяет синхронизировать векторы развития Системы для удовлетворения пользовательских потребностей участников ФНТП, получить необходимые экономические и организационные эффекты, которые создаются за счет автоматизации бизнеспроцессов и образования аналитических (обработанных) данных как основы принятия решений и выбора оптимальных траекторий научно-технического развития сельского хозяйства страны и отдельных его подотраслей.

При определении контуров развития ИАС НТОР-СХ создатели Системы руководствовались определенными верхнеуровневыми функциональными требованиями. Они изложены в постановлении № 996 от 25.08.2017. Его действующая редакция позволяет обнаружить три главных требования [1], для реализации которых ИАС НТОР-СХ и предназначается. Верхнеуровневые функциональные требования к развитию ИАС НТОР-СХ имеют под собой сформированную нормативную правовую базу в виде нормативных правовых актов Правительства РФ и Минсельхоза России и организационно распорядительных документов Совета по реализации ФНТП. В значительной мере созданный функционал ИАС НТОР-СХ отвечает задачам, поставленным перед Системой.

Следует также отметить, что параллельно с развитием концепции ФНТП ранее (в 2017-2019 годах) Минсельхозом России также рассматривалась необходимость Ведомственного проекта "Цифровое сельское хозяйство". Одним из магистральных его элементов выступала концепция комплексной научно-технической программы цифровизации АПК, которая должна была состоять из двух частей. Первая часть предполагала постановку и решение задач по созданию общефедеральных и региональных систем, а также сквозных технологий цифрового АПК, в том числе создание цифровой инфраструктуры АПК (обеспечение сельхозпроизводителей точками доступа в интернет, создание геоинформационных систем федерального и регионального уровня, создание центров сбора, обработки и накопления актуальной информации о сельхозпроизводстве, создание унифицированных цифровых платформ и общедоступных сервисов поддержки принятия решений сельхозпроизводителем и т.п.). Вторая часть должна была включать в себя решение проблем по конкретным направлениям («Умное поле», «Умная ферма» и т.д.) на основе и с учетом инфраструктуры и сквозных технологий АПК, создаваемых в первой части концепции. Отдельным смежным для обеих частей выступал раздел по созданию системы подготовки кадров для цифрового АПК в крупных образовательных центрах по широкому спектру специальностей [12].

Выводы. Таким образом, цифровая трансформация научно-технического развития сельского хозяйства в первом приближении и с учетом представленного содержания предметов его составляющих являет собой совокупность действий, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на реализацию государственной научно-технической политики в сельском хозяйстве, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в деятельность по научно-техническому развитию сельского хозяйства в целях, указанных в пункте 16 Положения о ведомственных программах цифровой трансформации. Очевидно, что это достаточно узкое толкование, хотя и обладающее достаточными основаниями для принятия управленческих решений. В дальнейших публикациях мы рассмотрим возможные вариативные подходы к интерпретации цифровой трансформации научно-технического развития сельского хозяйства, фокусируясь на новых вызовах и трендах развития отечественного АПК.

Sources:

1. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 г. № 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационнокоммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами // Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 октября 2020 г. № 0001202010140027.
2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 35, ст. 4137.
3. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации" // Официальный интернетпортал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 декабря 2016 г.
4. The Digital Economy and Society Index (DESI) [Electronic resource] // European Commission. – Mode of Access: https:// ec.europa.eu/digitalsinglemarket/en/desi. – Date of access: 04.10.2018.
5. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства Российской Федерации на 2017-2025 годы. https://fntpmcx.ru/content/files/documents/Postanovlenie_Pravitelstva_RF_№_996.rtf (дата обращения: 30.06.2021).
6. Кузьмин, В. Н. Перспективы развития информационноаналитической системы НТОР-СХ / В. Н. Кузьмин, Н. П. Мишуров, О. А. Моторин, П. А. Подъяблонский, М. В. Скрынникова // Управление рисками в АПК. 2021. № 42. С. 4048. DOI: 10.53988/2413657320210404.
7. Моторин О.А. Функциональные возможности информационноаналитической системы НТОР-СХ // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 40. С. 4755. DOI: 10.53988/24136573-2021-03-04
8. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. Выполнение работ по созданию информационноаналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ). № 0173100006418000165. https://zakupki.gov.ru (дата обращения: 30.06.2021).
9. Моторин, О. А. Функциональные возможности информационноаналитической системы НТОР-СХ / О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. 2021. № 40. С. 5865. DOI: 10.53988/2413657320210205.
10. Подъяблонский, П.А. Взаимосвязи рисков продовольственной безопасности и Федеральной научно-технической программы / П.А. Подъяблонский, Н.П. Мишуров, О.А. Моторин // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: Мат. XIII Междунар. науч.практ. интернетконф., п. Правдинский Московской области, 810 июня 2021 года. – п. Правдинский Московской области. М.: Росинформагротех, 2021. – С. 35.
11. Рагулина, Ю. В. и др. Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации: монография. М.: КноРус, 2019.
12. Цифровая трансформация сельского хозяйства России. – Москва: Росинформагротех, 2019. – C. 45.

References:

1. Decree of the Government of the Russian Federation of October 10, 2020 No. 1646 "On measures to ensure the effectiveness of measures for the use of information and communication technologies in the activities of federal executive authorities and government extrabudgetary funds // Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru ) October 14, 2020 No. 0001202010140027.
2. Federal Law of August 23, 1996 N 127FZ "On Science and State Scientific and Technical Policy" // Collection of Legislation of the Russian Federation of August 26, 1996 N 35, art. 4137.
3. Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 N 642 "On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation" // Official Internet Portal of Legal Information "(www.pravo.gov.ru) December 1, 2016
4. The Digital Economy and Society Index (DESI) [Electronic resource] // European Commission. – Mode of Access: https://ec.europa.eu/digitalsinglemarket/en/desi. – Date of access: 04.10.2018.
5. Federal scientific and technical program for the development of agriculture in the Russian Federation for 2017-2025. https://fntpmcx.ru/content/files/documents/Postanovlenie_Pravitelstva_RF_№_996.rtf (date of access: 06/30/2021).
6. Kuzmin, V. N. Prospects for the development of the information and analytical system NTOR-SH / V. N. Kuzmin, N. P. Mishurov, O. A. Motorin, P. A. Podyablonsky, M. V. Skrynnikova // Risk management in APK. 2021. No. 42. P. 4048. DOI: 10.53988/2413657320210404.
7. Motorin O.A. Functionality of the information and analytical system NTOR-SH // Risk management in the agro-industrial complex. 2021. Issue. 40. P. 4755. DOI: 10.53988/24136573-2021-03-04
8. Official website of the Unified Information System in the field of procurement. Implementation of work on the creation of an information-analytical system for operational monitoring and assessment of the state and risks of scientific and technical support for the development of agriculture (IAS NTOR-SH). No. 0173100006418000165. https://zakupki.gov.ru (date of access: 06/30/2021).
9. Motorin, O. A. Functionality of the information and analytical system NTOR-SH / O. A. Motorin // Risk management in the agro-industrial complex. 2021. No. 40. P. 5865. DOI: 10.53988/2413657320210205.
10. Podyablonsky, P.A. Relationship between the risks of food security and the Federal Scientific and Technical Program / P.A. Podyablonsky, N.P. Mishurov, O.A. Motorin // Scientific and information support for the innovative development of the agro-industrial complex: Mat. XIII Intern. scientific practice Internet Conf., Pravdinsky, Moscow Region, June 810, 2021. - p. Pravdinsky, Moscow region. M.: Rosinformagrotekh, 2021. - P. 35.
11. Ragulina, Yu. V. et al. Risk management in agriculture in the context of digital transformation: monograph. M.: KnoRus, 2019.
12. Digital transformation of Russian agriculture. - Moscow: Rosinformagrotech, 2019. - P. 45.

All illustrations of the article:

bottom of page