ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РАЗВИЛКИ
top of page

УДК

338.436.33

DOI

10.53988 /24136573-2021-03-02

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Моторин О.А. Жизненный цикл управления рисками: основные этапы и развилки // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 41. С. 16-25. DOI: 10.53988/24136573-2021-03-02

Motorin O.A. Risk management lifecycle: main stages and forks // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 41, pp. 16-25. DOI: 10.53988 /24136573-2021-03-02

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
МОТОРИН О.А.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РАЗВИЛКИ

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
Email: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796

annotation

Цель статьи – описать основные процессы по этапам жизненного цикла ФНТП. Определено, что с точки зрения жизненного цикла управления рисками ФНТП в общем виде включает в себя процессы, связанные с осуществлением планирования управления рисками, идентификацией, анализом, планированием реагирования, а также с контролем рисков в проекте. Также представлена иерархия рисков ФНТП.

Keywords

Риск-менеджмент, менеджмент риска, ФНТП, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, иерархия рисков, управление рисками, оценка и анализ рисков, картирование рисков, управление проектами.

O. A. MOTORIN

RISK MANAGEMENT LIFECYCLE: MAIN STAGES AND FORKS

Oleg A. Motorin Candidate of Political Sciences, Leading Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
Email: ol.motorin@gmail.com

Annotation

The purpose of the article is to describe the main processes by stages of the FSTP life cycle. It has been determined that, from the point of view of the risk management life cycle, the FSTP in general includes the processes associated with the implementation of risk management planning, identification, analysis, response planning, and risk control in the project. A hierarchy of FSTP risks is also presented.

Keywords

Risk management, risk management, FSTP, food security, agriculture, risk hierarchy, risk management, risk assessment and analysis, risk mapping, project management.

Article text

В основе риск-менеджмента, как мы отмечали ранее [10], лежит системная организация работы с данными, направленной на манипуляции с риском или в условиях неопределенности как на корпоративном уровне, так и на отдельных участках бизнес-направлений. Обозначено, что управление рисками начинается с определения объектов, в отношении которых могут генерироваться риски, или которые могут сами являться рискогенными факторами [2]. Объектом может выступать все предприятие либо один из элементов его организационной системы (функция, цель, задача, процесс, структура, технология, метод, ресурс) [6]. Для натурализации рассматриваемой темы предлагается изучить этот вопрос на примере Федеральной научно-технической программы сельского хозяйства на 2017-2025 годы (далее -– ФНТП, Программа).

Материалы и методы. Цель работы – выяснение природы жизненного цикла управления рисками, установление этапов в цикле и развилок, с помощью которых можно обогатить содержание этого достаточно инструментального понятия для применения в практической разработке функциональных требований к информационным системам управления рисками на предприятиях и в целях государственного управления. В ходе работы над исследованием применялся экспертный анализ доступных материалов по внедрению риск-менеджмента на сельхозпредприятиях, а также результаты анализа документов, содержащих описание бизнес-процессов по реализации Федеральной научно-технической программы сельского хозяйства на 2017-2025 годы.

Результаты. Процессы по этапам жизненного цикла ФНТП риски могут быть подразделены на риски инициирования Программы или ее подпрограмм и КНТП, их разработки, принятия по ним решений о запуске, практической реализации, заключающейся в создании новых научно-технических результатов (новые российские сорта сельскохозяйственных культур, улучшенный генетический племенной материал, корма и кормовые добавки, ветеринарные лекарственные средства, сельскохозяйственная техника и оборудование), приемке созданных результатов, их коммерциализации. То есть в этом цикле рисков явно прослеживаются различные этапы выполнения процесса реализации ФНТП, подпрограммы либо КНТП.

Этапы с разной степенью ясности детализируются в соответствующих документах – рабочих документах Дирекции ФНТП, приказах и распоряжениях Минсельхоза России, актах Правительства РФ. Момент наступления такого типа рисков, которые в некоторых случаях именуют процедурными, является нарушение установленного нормативным или плановым путем срока исполнения процедуры. Жизненный цикл управления рисками оказывается в таком случае набором контрольных точек, прохождение по которым риска означает соблюдение/несоблюдение установленного срока и получение/неполучение ожидаемого результата.

Соответственно управление риском в данном случае заключается в постановке разумных сроков исполнения процедуры, обеспечения исполнения необходимыми ресурсами, соблюдения порядка исполнения процедуры оценки рисков с помощью стандартизированных технологий [3; 4; 5] и проведение контрольных мероприятий за соблюдением сроков.

Вместе с процедурным аспектом [8] при формировании жизненного цикла управления рисками необходимо обратиться к принципу эволюции рисков, означающего, что в некоторых случаях риск, изучаемый или идентифицируемый в одном из бизнес-процессов, не является имманентно ему присущим, то есть имеет внешнее происхождение. Это обуславливает потребность в иерархизации перечня сформулированных рисков [11]. То есть определение рисков, возникающих из систем более высокого уровня.

Изложенные в публикациях результаты анализа рисков [9], представленных в действующих нормативных правовых актов, целесообразно классифицировать с учетом рассмотренных критериев и создать полноценную базу рисков, на основе которых можно построить модель рисков ФНТП и затем сформировать систему управления рисками ФНТП. Иерархия рисков ФНТП может быть представлена следующим образом (Таблица 1 -).

Обращаясь к данному частному примеру, можем заключить, что текущее состояние управления рисками научно-технического развития сельского хозяйства характеризуется прямой связью с рисками продовольственной безопасности [9]. Важный момент: реализация ФНТП в части использования программно-прикладных средств, реализуется на основе специализированной федеральной государственной информационной системы «Информационно аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства» [7].

Препятствием для разработки модулей управления рисками на мезо и макроуровнях с точки зрения цифрового обеспечения в информационной системе является недостаток методов оценки и анализа рисков, адаптированных непосредственно к специфике подпрограмм и ФНТП в целом и способной учитывать по сути инновационный характер организационно экономических связей, которые образуются при реализации ФНТП [43].

Оптимальным решением указанных коллизий является подготовка нескольких комплексов методических рекомендации по разработке основных этапов жизненного цикла управления рисками ФНТП, по аналогии с ранее разработанными Минсельхозом России документами и подходами [40].

Разработка подходов позволит предусмотреть необходимый понятийный аппарат для подготовки указанных методических рекомендаций. Таким образом, на выходе должны быть сформированы модель рисков Федеральной научно-технической программы развития селького хозяйства на 2017-2025 годы, модель рисков подпрограмм по каждому из 15 направлений [], типовая модель рисков для комплексных научно-технических проектов (с учетом отраслевой, рыночной и территориальной специфики каждого из них), соответствущие программы управления риском на основе рекомендаций международных и российских стандартов, приведенных в настоящем документе.

Анализ ФНТП, составляющих ее подпрограмм по ключевым направлениям развития АПК, и, тем более, комплексных научно-технических проектов, как основных способов воплощения в жизнь целей ФНТП очевидным образом может проводиться с помощью проектного подхода [8]. В этой связи в ходе выполнения НИР проведена разработка методов оценки и анализа рисков подпрограмм ФНТП на основе рекомендаций стандарта PMBOK [1]: идентификации рисков, количественного анализа и качественного анализа рисков. Указанные три стадии являются ключевыми для разработки методов анализа и оценки рисков подпрограмм ФНТП. В то же время, предваряя использование рекомендаций проектного подхода в их части, следует указать на общий абрис управления рисками. Это позволит увидеть связи между стадиями и сформировать стройную и взаимоувязанную архитектуру методов оценки и анализа рассматриваемых рисков.

Управление рисками ФНТП/подпрограммы в общем виде включает в себя процессы, связанные с осуществлением планирования управления рисками, идентификацией, анализом, планированием реагирования, а также с контролем рисков в проекте. Как видим изучаемые стадии являются звеньевыми между планированием управления рисками и планированием реагирования на риски. На рис. 1 представлена общая схема следующих процессов управления рисками ФНТП/подпрограммы, адаптированная под особенности ФНТП.

Целями управления рисками ФНТП как ФНТП/подпрограммы являются повышение вероятности возникновения и усиление воздействия благоприятных событий ФНТП, подпрограмм и КНТП и снижение вероятности возникновения и ослабление воздействия неблагоприятных событий в ходе реализации ФНТП, подпрограмм и КНТП. Представим краткие характеристики стадий управления рисками, подготовленные на основе рекомендаций вышеуказанного стандарта. Данные формулировки являются в некотором смысле базисными и являются масштабируемыми для конкретного рассмотрения управления рисками подпрограмм и КНТП.

Планирование управления рисками ФНТП/подпрограммы представляет собой процесс, определяющий, каким образом осуществлять управление рисками ФНТП/подпрограммы.

Идентификация рисков ФНТП/подпрограммы — процесс определения перечня рисков, которые могут воздействовать на ФНТП/подпрограммы, и документирования их характеристик.

Качественный анализ рисков ФНТП/подпрограммы — процесс расстановки приоритетов в отношении рисков ФНТП/подпрограммы для их дальнейшего анализа или действий, выполняемый путем оценки и сопоставления их воздействия и вероятности возникновения. Количественный анализ рисков ФНТП/подпрограммы — процесс численного анализа воздействия идентифицированных рисков на цели ФНТП/подпрограммы в целом.

Планирование реагирования на риски ФНТП/подпрограммы — процесс разработки вариантов и действий по расширению благоприятных возможностей и сокращению угроз целям ФНТП/подпрограммы.

Контроль рисков ФНТП/подпрограммы — процесс применения планов реагирования на риски, отслеживания идентифицированных рисков, мониторинга остаточных рисков, выявления новых рисков и оценки результативности процесса управления рисками на протяжении всего ФНТП/подпрограммы.
Данные процессы взаимодействуют друг с другом и с процессами из других областей знаний - функциональных областей осуществления ФНТП/подпрограммы.

Результаты исследования учтены при подготовке коллективной монографии «Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации», доложены и апробированы в виде секционных докладов «Картирование рисков сельхозпредприятий» на Международной научной конференции молодых учёных и специалистов «Наука молодых агропромышленному комплексу», «Актуальные вопросы развития систем управления рисками в агропромышленном комплексе» на Международной научной конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 150-летию РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, «Управление рисками в цифровом обеспечении научно-технического развития сельского хозяйства» на II Международной научно-практической конференции по проблемам развития аграрной экономики «Цифровизация в контексте устойчивого социально экономического развития агропромышленного комплекса».

Таким образом, с точки зрения жизненного цикла управления рисками ФНТП в общем виде включает в себя процессы, связанные с осуществлением планирования управления рисками, идентификацией, анализом, планированием реагирования, а также с контролем рисков на уровнях ФНТП - самой программы, подпрограммы либо КНТП.

Sources:

1. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK). 5-е издание. М., 2013. ISBN 978-1-62825-008-4.
2. Разработка подходов к управлению рисками научно-технического развития в сельском хозяйстве. Информационный отчет. Рег. № 222030500033-8. Правдинский: Росинформагротех, 2021.
3. ГОСТ Р ИСО 310002019. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.12.2019 № 1379ст);
4. ГОСТ Р 587712019. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Технологии оценки риска (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.12.2019 № 1405ст);
5. ГОСТ Р 518972021 (ISO Guide 73:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Термины и определения (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2021 № 1489ст);
6. Матвеева О. С. Актуальные проблемы внедрения риск-менеджмента в России // Управление рисками в экономике: проблемы и решения: Труды научнопрактической конференции с международным участием РИСК'Э-2018, Санкт-Петербург, 15–16 ноября 2018 года / Под редакцией С.Г. Опарина. – СПб: СанктПетербургский политехнический университет Петра Великого», 2018. – С. 380388. – DOI 10.18720/SPBPU/2/id1955.
7. Federal scientific and technical program for the development of agriculture in the Russian Federation for 2017-2025. https://fntpmcx.ru/content/files/documents/Postanovlenie_Pravitelstva_RF_№_996.rtf (date of access: 06/30/2021).
8. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Модель бизнеспроцессов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. С. 20.
9. Подъяблонский, П.А. Анализ задач развития Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства в призме риск-ориентированных подходов / П.А. Подъяблонский, Н.П. Мишуров, В.Н. Кузьмин, О.А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2020. – № 38. – С. 3348. – DOI 10.53988/24136573-2020-04-03.
10. Моторин О.А. Внедрение риск-менеджмента в организации // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 40 С. 24-34. DOI: 10.53988/24136573-2021-02-02.
11. Моторин О. А. Картирование рисков сельхозпредприятий // Наука молодых агропромышленному комплексу: Сборник статей Международной научной конференции молодых учёных и специалистов, Москва, 01–03 июня 2016 года. – Москва: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2016. – С. 322324.
12. О внедрении современных информационно технологических решений в сельское хозяйство / О. А. Моторин, М. И. Горбачев, А. П. Петренко, Г. А. Суворов // Управление рисками в АПК. – 2019. – № 4. – С. 105122. – DOI 10.53988/24136573-2019-04-09.

References:

1. Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide). 5th edition. M., 2013. ISBN 978-1-62825-008-4.
2. Development of approaches to risk management of scientific and technological development in agriculture. Information report. Reg. No. 222030500033-8. Pravdinsky: Rosinformagrotech, 2021.
3. GOST R ISO 310002019. National standard of the Russian Federation. Risk management. Principles and guidelines (approved and put into effect by the Order of Rosstandart dated December 10, 2019 No. 1379st);
4. GOST R 587712019. National standard of the Russian Federation. Risk management. Risk assessment technologies (approved and put into effect by the Order of Rosstandart dated December 17, 2019 No. 1405st);
5. GOST R 518972021 (ISO Guide 73:2009). National standard of the Russian Federation. Risk management. Terms and definitions (approved and put into effect by the Order of Rosstandart dated November 11, 2021 No. 1489st);
6. Matveeva O. S. Actual problems of implementing risk management in Russia // Risk management in the economy: problems and solutions: Proceedings of the scientific and practical conference with international participation RISK'E2018, St. Petersburg, November 15–16, 2018 / Under edited by S.G. Oparina. St. Petersburg: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 2018. P. 380388. – DOI 10.18720/SPBPU/2/id1955.
7. Federal scientific and technical program for the development of agriculture in the Russian Federation for 2017-2025. https://fntpmcx.ru/content/files/documents/Postanovlenie_Pravitelstva_RF_№_996.rtf (date of access: 06/30/2021).
8. Repin V.V., Eliferov V.G. Process approach to management. Business process model. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2013. S. 20.
9. Podyablonsky, P.A. Analysis of the Development Tasks of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture in the Prism of RiskBased Approaches / P.A. Podyablonsky, N.P. Mishurov, V.N. Kuzmin, O.A. Motorin // Agricultural risk management. 2020. No. 38. P. 3348. – DOI 10.53988/24136573-2020-04-03.
10. Motorin O.A. Implementation of risk management in the organization // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 40, pp. 24-34. DOI: 10.53988 /24136573-2021-02-02.
11. Motorin O. A. Risk mapping of agricultural enterprises // Science of the young to the agroindustrial complex: Collection of articles of the International Scientific Conference of Young Scientists and Specialists, Moscow, June 01–03, 2016. Moscow: RGAUMSHA named after K.A. Timiryazev, 2016. S. 322324.
12. On the introduction of modern information technology solutions in agriculture / O. A. Motorin, M. I. Gorbachev, A. P. Petrenko, G. A. Suvorov // Agricultural Risk Management. 2019. No. 4. P. 105122. – DOI 10.53988/24136573-2019-04-09.

All illustrations of the article:

bottom of page