Volume 38 (2020)

УДК

УДК 338.436.33

DOI

10.53988 /24136573-2020-04-03

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Кузьмин В.Н., Мишуров Н.П. Моторин О.А., Подъяблонский П.А. Анализ задач развития Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства в призме риск-ориентированных подходов // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 38 С. 33-48. DOI: 10.53988/24136573-2020-04-03

Kuzmin V.N., Mishurov N.P., Motorin O.A., Podyablonsky P.A. Analysis of the development tasks of the federal scientific and technical program for agricultural development in the prism of risk-based approaches // Agricultural Risk Management, 2020, Vol. 38, pp. 33-48. DOI: 10.53988 /24136573-2020-04-03

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
КУЗЬМИН В.Н., МИШУРОВ Н.П., МОТОРИН О.А., ПОДЪЯБЛОНСКИЙ П.А.

АНАЛИЗ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ПРИЗМЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ

Кузьмин Валерий Николаевич – доктор технических наук, главный научный сотрудник, начальник отдела, ФГБНУ "Росинформагротех", Московская область, Россия.
E-mail: kwn2004@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 4217-9412

Мишуров Николай Петрович - кандидат технических наук, главный научный сотрудник, первый заместитель - заместитель директора по научной работе, ФГБНУ "Росинформагротех", Московская область, Россия.
E-mail: mishurov@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 4341-2829

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, главный редактор журнала "Управление рисками в АПК", Москва, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796

Подъяблонский Павел Александрович – кандидат юридических наук, врио директора, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
E-mail: fgnu@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 3184-1469

Аннотация

В настоящем статье представлены оценка и анализ элементов управления рисками в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Описаны круг субъектов управления рисками, виды рисков и процедурные меры управления ими, включенность рисков научно-технического развития сельского хозяйства в систему рисков продовольственной безопасности. Уделено внимание проблемным вопросам интерпретации риска в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, требующим научного обсуждения и внесения изменений в регулирующие документы.

Ключевые слова

Продовольственная безопасность, ФНТП, технологические риски, агропромышленный комплекс, цифровые сервисы, импортозамещение, жизненный цикл, научное-техническое развитие, сельское хозяйство, стратегические преимущества, управление рисками, оценка и анализ рисков.

V. N. KUZMIN, N. P. MISHUROV, O. A. MOTORIN, P. A. PODYABLONSKY

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT TASKS OF THE FEDERAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRAM FOR AGRICULTURAL DEVELOPMENT IN THE PRISM OF RISK-BASED APPROACHES

Valeriy N. Kuzmin - Doctor of Technical Sciences, Chief Researcher, Head of Department, Federal State Budgetary Scientific Institution "Rosinformagrotech", Moscow region, Russia.
E-mail: kwn2004@mail.ru

Nikolay P. Mishurov - Candidate of Technical Sciences, Chief Researcher, First Deputy - Deputy Director for Research, Federal State Budgetary Scientific Institution "Rosinformagrotech", Moscow Region, Russia.
E-mail: mishurov@rosinformagrotech.ru

Oleg A. Motorin - Candidate of Political Sciences, Editor-in-Chief of the Agricultural Risk Management Journal, Moscow, Russia.
E-mail: ol.motorin@gmail.com

Pavel A. Podyablonskiy - Candidate of Law Sciences, Director, Federal State Budgetary Scientific Institution "Rosinformagrotech", Moscow region, Russia.
E-mail: fgnu@rosinformagrotech.ru

Annotation

The article presents the author's approaches to the classification of digital services for agriculture, formed in the course of practical interaction with clients in the agro-industrial complex and suppliers of agricultural services. The task of developing integrated (package) solutions taking into account geoservices is being updated. The architecture of a package solution for agricultural producers is presented, taking into account their basic business needs.

Keywords

Digital services, agricultural services, Megafon, package solutions, integration, remote sensing of lands, geoservices, agricultural producers, agricultural business, agro-industrial complex, precision farming, classification, information technology, agricultural production.

Текст статьи

Постановка проблемы. В рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (далее - Программа, ФНТП) создан новый институт поддержки и реализации прорывных направлений научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства. Ключевую роль играют подпрограммы ФНТП по соответствующим направлениям и разрабатываемые в их рамках комплексные научно-технческие проекты. В условиях сильнейшей конкуренции между интересами различных участников агропродовольственных рынков, возрастающей неопределенности глобальной конъюнктуры, оказывающей влияние на приоритеты развития сельского хозяйства, давления иностранных технологий [5; 6] и необходимости ускоренного импортозамещения на всех уровнях технологического обеспечения жизненного цикла АПК [4, 68], остро встает вопрос управления рисками ФНТП и его цифрового обеспечения как инструмента, предоставлющего стратегические преимущества государству в деле научно-технологического перевооружения.

press to zoom

press to zoom
1/1

Цель исследования - анализ нормативных правовых установлений, регулирующих или влияющих на предмет изысканий - оборот рисков научно-технического развития сельского хозяйства - для последующей разработки предложений на инструментальном уровне, каковым выступает цифровое обеспечение научно-технического развития сельского хозяйства.

Материалы и методы. Исследования выполнены материалах реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, открытых данных Минсельхоза России [11; 22], Российской академии наук, нормативных правовых актов федерального уровня по вопросам продовольственной безопасности и научно-технического развития сельского хозяйства. Исследование проводилось с использованием основных положений сравнительного анализа, системного анализа, морфологического анализа, экспертно-аналитического способа обработки информации, методов оценки и анализа управления рисками.

Результаты и обсуждения. Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 в стране была утверждена новая Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина № 20). В новой редакции документы были учтены рекомендации нашего авторского коллектива, опубликованные в издании ФГБНУ "Росинформагротех" в 2019 году [20, 17-18]. Архитектура рисков продовольственной безопасности в Доктрине № 20 значительно расширилась и стала включать:
1) экономические риски (дополнились высокой инфляцией и кризисом банковской системы)
2) технологические риски (дополнились несанкционированным использованием лекарственных препаратов для ветеринарного применения в процессе сельскохозяйственного производства; упразднились в части различий в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения
3) климатические и агроэкологические угрозы (дополнились аномальными природными явлениями стихийного характера, а также увеличением доли деградированных земель, снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения вследствие их нерационального использования в сельском хозяйстве;
4) внешнеторговые превратились во внешнеполитические риски, которые могут привести к ограничению потенциала развития отечественного сельского и рыбного хозяйства, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением зарубежными странами мер государственной поддержки сельского хозяйства, искажающих международную торговлю.
Также авторы документа внесли три новые группировки рисков:
1) ветеринарные и фитосанитарные риски, связанные с возникновением и распространением ранее не регистрировавшихся на территории Российской Федерации массовых заразных болезней животных, а также с распространением болезней и вредителей растений;
2) санитарно-эпидемиологические угрозы, связанные с возникновением и распространением инфекционных и неинфекционных заболеваний населения вследствие нарушения обязательных требований к обеспечению безопасности и качества продукции на всех стадиях ее оборота на потребительском рынке;
3) социальные угрозы, обусловленные снижением привлекательности сельского образа жизни.

На минимизацию обозначенных в Доктрине № 20 технологических рисков направлен Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2016 № 350 «О мерах по реализации государственной научнотехнической политики в интересах развития сельского хозяйства» и изданное во исполнение его требований постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 996, утвердившее Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (далее – ФНТП) [18].

Сообразно логике документа, ФНТП представляет собой систему мероприятий и инструментов для реализации комплексного научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере. В числе приоритетов ФНТП - формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получение результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса [22]. Важно заострить внимание, что что установленная приоритизация не ограничивается исключительно созданием новых агроинпутов, как-то: новые сорта картофеля, кроссы бройлеров, гибриды сахарной свеклы, - и в своем перечне описывает конечные результаты основных этапов жизненного цикла создания продукции АПК, в том числе создаваемые технологии. Развитие собственных технологий на всем цикле для нужд АПК является стратегическим преимуществом национальной экономики [16].

В человеческом, социальном измерении ФНТП предусматривает увеличение высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях АПК, формирование образовательных программ по новым направлениям подготовки и специальностям, в финансовом-хозяйственном измерении - привлечение серьёзных инвестиций в отечественные инновационные разработки, увеличение объемов производства отечественной конкурентоспособной продукции. Ожидается, что внедрение в промышленный оборот отечественных технологий позволит к 2025 году снизить риски в сфере продовольственной безопасности за счет уменьшения доли продукции, произведенной по зарубежным технологиям из импортных семян и племенного материала [22].

press to zoom

press to zoom
1/1



Целью ФНТП [22] провозглашается обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

Для достижения цели ФНТП сформулированы следующие задачи:
1) привлечение инвестиций в АПК;
2) формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного АПК;
3) создание и внедрение современных технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала), высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;
4) создание и внедрение современных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
5) создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;
6) разработка современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и экспертизы генетического материала;
7) совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для АПК.

В состав исполнителей ФНТП входят: Минсельхоз России, Минобрнауки России и Минпромторг России. Минобрнауки России как ответственный исполнитель Государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», а также в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [1] разрабатывает комплексные планы научных исследований (КПНИ) по каждому направлению (подпрограмме) и реализует проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, создает условия для проведения исследований и разработок, обеспечивает их финансирование [12].

Государственным координатором реализации ФНТП является Минсельхоз России. Для координации взаимодействия всех участников ФНТП предусмотрена и создана Дирекция программы (ФГБНУ «Росинформагротех»).
Комплексное экспертное сопровождение и оценку результативности выполнения программных мероприятий осуществляют мониторинговый центр Программы, находящийся в ведении одного из федеральных научных центров в составе Российской академии наук. Стратегические решения утверждаются президиумом и советом по реализации ФНТП, который сформирован из высших руководителей федеральных органов исполнительной власти. Также с целью разработки, согласования и оценки эффективности реализации ФНТП паспортом Программы предусмотрено привлечение представителей экспертного сообщества.

Ключевой документ, которые позволяет нам перейти к анализу рисков Программы, выступает ранее упомянутое нами постановление 996. Документ содержит ряд ключевых понятий, устанавливающих контуры в области управления рисками. Прежде всего, это "направления реализации Программы" - соответствующие задачам Программы подотрасли сельскохозяйственного производства, сырья и продовольствия, а также иные подотрасли, способствующие снижению технологических, организационных и рыночных рисков и повышению качества сельскохозяйственной продукции на основе конкурентоспособных отечественных разработок. Технологическое или цифровое обеспечение, предусматривает понятие "информационно-аналитическая система", под которой понимается система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения реализации Программы, подпрограмм и комплексных научно-технических проектов. Далее риски встречаются в разделе "V. Разработка и формирование подпрограмм", где они фигурируют уже в качестве обязательного элемента Подпрограммы. В частности, указывается, что "Подпрограмма должна предусматривать: оценку состояния и рисков развития направления реализации Программы".

1/1

Реализация ФНТП, внедрение научно-технических разработок осуществляется через механизм конкурсного отбора и реализации комплексных научно-технических проектов (КНТП), которые реализуются по приоритетным для государства направлениям. Каждый КНТП включает в себя три мероприятия, создающие отдельный вид рисков (по достигнутому результату):
1. «Создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса»,
2. «Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования, и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства»,
3. «Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса», что предполагает координацию деятельности участников создания, апробации и внедрения разработок.

Схема финансирования КНТП, когда наряду с бюджетной субсидией заказчик КНТП вкладывает собственные средства в пропорции не меньше чем 50:50, также формирует специфические риски (риски по обеспеченности ресурсами). Предполагается, что этот механизм решит одну из основных проблем, определяющих инновационную активность в отрасли – слабое вовлечение результатов научных исследований и разработок в практическую деятельность. Предоставление мер государственной поддержки (гранта в форме субсидии) участникам, реализующим в рамках подпрограмм КНТП, осуществляется после рассмотрения и одобрения соответствующих заявок комиссией по отбору указанных проектов Минсельхоза России (процессные риски). Таким образом, установленные состав и структура элементов в механизме реализации ФНТП являются базисом для наблюдений за рисками ФНТП.

К настоящему времени в активной фазе реализуются три подпрограммы: «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации», «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы», «Создание отечественного конкурентоспособного мясного кросса кур бройлерного типа» (далее – подпрограммы по картофелю, сахарной свекле, по созданию мясного кросса кур бройлерного типа). Новые четыре подпрограммы приняты в сентябре 2021 г.: «Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных», «Развитие селекции и семеноводства масличных культур в Российской Федерации», «Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота мясных пород», «Развитие виноградарства, включая питомниководство» [22]. Еще 8 подпрограмм в разработке. Для каждой из подпрограмм Постановление № 996 формализует общие и специфические риски.

Проработка подходов к анализу и развитию системы управления рисками в ходе реализации ФНТП предполагает разработку концепции и стратегии управления рисками. Понятие стратегии в данном контексте условно, скорее выполняет функцию паттерна и может быть заменено на более соответствующее для