АНАЛИЗ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ПРИЗМЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ
top of page
Volume 38 (2020)

УДК

УДК 338.436.33

DOI

10.53988 /24136573-2020-04-03

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Кузьмин В.Н., Мишуров Н.П. Моторин О.А., Подъяблонский П.А. Анализ задач развития Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства в призме риск-ориентированных подходов // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 38 С. 33-48. DOI: 10.53988/24136573-2020-04-03

Kuzmin V.N., Mishurov N.P., Motorin O.A., Podyablonsky P.A. Analysis of the development tasks of the federal scientific and technical program for agricultural development in the prism of risk-based approaches // Agricultural Risk Management, 2020, Vol. 38, pp. 33-48. DOI: 10.53988 /24136573-2020-04-03

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
КУЗЬМИН В.Н., МИШУРОВ Н.П., МОТОРИН О.А., ПОДЪЯБЛОНСКИЙ П.А.

АНАЛИЗ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ПРИЗМЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ

Кузьмин Валерий Николаевич – доктор технических наук, главный научный сотрудник, начальник отдела, ФГБНУ "Росинформагротех", Московская область, Россия.
E-mail: kwn2004@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 4217-9412

Мишуров Николай Петрович - кандидат технических наук, главный научный сотрудник, первый заместитель - заместитель директора по научной работе, ФГБНУ "Росинформагротех", Московская область, Россия.
E-mail: mishurov@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 4341-2829

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, главный редактор журнала "Управление рисками в АПК", Москва, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796

Подъяблонский Павел Александрович – кандидат юридических наук, врио директора, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
E-mail: fgnu@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 3184-1469

annotation

В настоящем статье представлены оценка и анализ элементов управления рисками в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Описаны круг субъектов управления рисками, виды рисков и процедурные меры управления ими, включенность рисков научно-технического развития сельского хозяйства в систему рисков продовольственной безопасности. Уделено внимание проблемным вопросам интерпретации риска в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, требующим научного обсуждения и внесения изменений в регулирующие документы.

Keywords

Продовольственная безопасность, ФНТП, технологические риски, агропромышленный комплекс, цифровые сервисы, импортозамещение, жизненный цикл, научное-техническое развитие, сельское хозяйство, стратегические преимущества, управление рисками, оценка и анализ рисков.

V. N. KUZMIN, N. P. MISHUROV, O. A. MOTORIN, P. A. PODYABLONSKY

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT TASKS OF THE FEDERAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRAM FOR AGRICULTURAL DEVELOPMENT IN THE PRISM OF RISK-BASED APPROACHES

Valeriy N. Kuzmin - Doctor of Technical Sciences, Chief Researcher, Head of Department, Federal State Budgetary Scientific Institution "Rosinformagrotech", Moscow region, Russia.
E-mail: kwn2004@mail.ru

Nikolay P. Mishurov - Candidate of Technical Sciences, Chief Researcher, First Deputy - Deputy Director for Research, Federal State Budgetary Scientific Institution "Rosinformagrotech", Moscow Region, Russia.
E-mail: mishurov@rosinformagrotech.ru

Oleg A. Motorin - Candidate of Political Sciences, Editor-in-Chief of the Agricultural Risk Management Journal, Moscow, Russia.
E-mail: ol.motorin@gmail.com

Pavel A. Podyablonskiy - Candidate of Law Sciences, Director, Federal State Budgetary Scientific Institution "Rosinformagrotech", Moscow region, Russia.
E-mail: fgnu@rosinformagrotech.ru

Annotation

The article presents the author's approaches to the classification of digital services for agriculture, formed in the course of practical interaction with clients in the agro-industrial complex and suppliers of agricultural services. The task of developing integrated (package) solutions taking into account geoservices is being updated. The architecture of a package solution for agricultural producers is presented, taking into account their basic business needs.

Keywords

Digital services, agricultural services, Megafon, package solutions, integration, remote sensing of lands, geoservices, agricultural producers, agricultural business, agro-industrial complex, precision farming, classification, information technology, agricultural production.

Article text

Постановка проблемы. В рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (далее - Программа, ФНТП) создан новый институт поддержки и реализации прорывных направлений научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства. Ключевую роль играют подпрограммы ФНТП по соответствующим направлениям и разрабатываемые в их рамках комплексные научно-технческие проекты. В условиях сильнейшей конкуренции между интересами различных участников агропродовольственных рынков, возрастающей неопределенности глобальной конъюнктуры, оказывающей влияние на приоритеты развития сельского хозяйства, давления иностранных технологий [5; 6] и необходимости ускоренного импортозамещения на всех уровнях технологического обеспечения жизненного цикла АПК [4, 68], остро встает вопрос управления рисками ФНТП и его цифрового обеспечения как инструмента, предоставлющего стратегические преимущества государству в деле научно-технологического перевооружения.

Цель исследования - анализ нормативных правовых установлений, регулирующих или влияющих на предмет изысканий - оборот рисков научно-технического развития сельского хозяйства - для последующей разработки предложений на инструментальном уровне, каковым выступает цифровое обеспечение научно-технического развития сельского хозяйства.

Материалы и методы. Исследования выполнены материалах реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, открытых данных Минсельхоза России [11; 22], Российской академии наук, нормативных правовых актов федерального уровня по вопросам продовольственной безопасности и научно-технического развития сельского хозяйства. Исследование проводилось с использованием основных положений сравнительного анализа, системного анализа, морфологического анализа, экспертно-аналитического способа обработки информации, методов оценки и анализа управления рисками.

Результаты и обсуждения. Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 в стране была утверждена новая Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина № 20). В новой редакции документы были учтены рекомендации нашего авторского коллектива, опубликованные в издании ФГБНУ "Росинформагротех" в 2019 году [20, 17-18]. Архитектура рисков продовольственной безопасности в Доктрине № 20 значительно расширилась и стала включать:
1) экономические риски (дополнились высокой инфляцией и кризисом банковской системы)
2) технологические риски (дополнились несанкционированным использованием лекарственных препаратов для ветеринарного применения в процессе сельскохозяйственного производства; упразднились в части различий в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения
3) климатические и агроэкологические угрозы (дополнились аномальными природными явлениями стихийного характера, а также увеличением доли деградированных земель, снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения вследствие их нерационального использования в сельском хозяйстве;
4) внешнеторговые превратились во внешнеполитические риски, которые могут привести к ограничению потенциала развития отечественного сельского и рыбного хозяйства, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением зарубежными странами мер государственной поддержки сельского хозяйства, искажающих международную торговлю.
Также авторы документа внесли три новые группировки рисков:
1) ветеринарные и фитосанитарные риски, связанные с возникновением и распространением ранее не регистрировавшихся на территории Российской Федерации массовых заразных болезней животных, а также с распространением болезней и вредителей растений;
2) санитарно-эпидемиологические угрозы, связанные с возникновением и распространением инфекционных и неинфекционных заболеваний населения вследствие нарушения обязательных требований к обеспечению безопасности и качества продукции на всех стадиях ее оборота на потребительском рынке;
3) социальные угрозы, обусловленные снижением привлекательности сельского образа жизни.

На минимизацию обозначенных в Доктрине № 20 технологических рисков направлен Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2016 № 350 «О мерах по реализации государственной научнотехнической политики в интересах развития сельского хозяйства» и изданное во исполнение его требований постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 996, утвердившее Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (далее – ФНТП) [18].

Сообразно логике документа, ФНТП представляет собой систему мероприятий и инструментов для реализации комплексного научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере. В числе приоритетов ФНТП - формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получение результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса [22]. Важно заострить внимание, что что установленная приоритизация не ограничивается исключительно созданием новых агроинпутов, как-то: новые сорта картофеля, кроссы бройлеров, гибриды сахарной свеклы, - и в своем перечне описывает конечные результаты основных этапов жизненного цикла создания продукции АПК, в том числе создаваемые технологии. Развитие собственных технологий на всем цикле для нужд АПК является стратегическим преимуществом национальной экономики [16].

В человеческом, социальном измерении ФНТП предусматривает увеличение высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях АПК, формирование образовательных программ по новым направлениям подготовки и специальностям, в финансовом-хозяйственном измерении - привлечение серьёзных инвестиций в отечественные инновационные разработки, увеличение объемов производства отечественной конкурентоспособной продукции. Ожидается, что внедрение в промышленный оборот отечественных технологий позволит к 2025 году снизить риски в сфере продовольственной безопасности за счет уменьшения доли продукции, произведенной по зарубежным технологиям из импортных семян и племенного материала [22].



Целью ФНТП [22] провозглашается обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

Для достижения цели ФНТП сформулированы следующие задачи:
1) привлечение инвестиций в АПК;
2) формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного АПК;
3) создание и внедрение современных технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала), высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;
4) создание и внедрение современных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
5) создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;
6) разработка современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и экспертизы генетического материала;
7) совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для АПК.

В состав исполнителей ФНТП входят: Минсельхоз России, Минобрнауки России и Минпромторг России. Минобрнауки России как ответственный исполнитель Государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», а также в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [1] разрабатывает комплексные планы научных исследований (КПНИ) по каждому направлению (подпрограмме) и реализует проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, создает условия для проведения исследований и разработок, обеспечивает их финансирование [12].

Государственным координатором реализации ФНТП является Минсельхоз России. Для координации взаимодействия всех участников ФНТП предусмотрена и создана Дирекция программы (ФГБНУ «Росинформагротех»).
Комплексное экспертное сопровождение и оценку результативности выполнения программных мероприятий осуществляют мониторинговый центр Программы, находящийся в ведении одного из федеральных научных центров в составе Российской академии наук. Стратегические решения утверждаются президиумом и советом по реализации ФНТП, который сформирован из высших руководителей федеральных органов исполнительной власти. Также с целью разработки, согласования и оценки эффективности реализации ФНТП паспортом Программы предусмотрено привлечение представителей экспертного сообщества.

Ключевой документ, которые позволяет нам перейти к анализу рисков Программы, выступает ранее упомянутое нами постановление 996. Документ содержит ряд ключевых понятий, устанавливающих контуры в области управления рисками. Прежде всего, это "направления реализации Программы" - соответствующие задачам Программы подотрасли сельскохозяйственного производства, сырья и продовольствия, а также иные подотрасли, способствующие снижению технологических, организационных и рыночных рисков и повышению качества сельскохозяйственной продукции на основе конкурентоспособных отечественных разработок. Технологическое или цифровое обеспечение, предусматривает понятие "информационно-аналитическая система", под которой понимается система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения реализации Программы, подпрограмм и комплексных научно-технических проектов. Далее риски встречаются в разделе "V. Разработка и формирование подпрограмм", где они фигурируют уже в качестве обязательного элемента Подпрограммы. В частности, указывается, что "Подпрограмма должна предусматривать: оценку состояния и рисков развития направления реализации Программы".

Реализация ФНТП, внедрение научно-технических разработок осуществляется через механизм конкурсного отбора и реализации комплексных научно-технических проектов (КНТП), которые реализуются по приоритетным для государства направлениям. Каждый КНТП включает в себя три мероприятия, создающие отдельный вид рисков (по достигнутому результату):
1. «Создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса»,
2. «Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования, и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства»,
3. «Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса», что предполагает координацию деятельности участников создания, апробации и внедрения разработок.

Схема финансирования КНТП, когда наряду с бюджетной субсидией заказчик КНТП вкладывает собственные средства в пропорции не меньше чем 50:50, также формирует специфические риски (риски по обеспеченности ресурсами). Предполагается, что этот механизм решит одну из основных проблем, определяющих инновационную активность в отрасли – слабое вовлечение результатов научных исследований и разработок в практическую деятельность. Предоставление мер государственной поддержки (гранта в форме субсидии) участникам, реализующим в рамках подпрограмм КНТП, осуществляется после рассмотрения и одобрения соответствующих заявок комиссией по отбору указанных проектов Минсельхоза России (процессные риски). Таким образом, установленные состав и структура элементов в механизме реализации ФНТП являются базисом для наблюдений за рисками ФНТП.

К настоящему времени в активной фазе реализуются три подпрограммы: «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации», «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы», «Создание отечественного конкурентоспособного мясного кросса кур бройлерного типа» (далее – подпрограммы по картофелю, сахарной свекле, по созданию мясного кросса кур бройлерного типа). Новые четыре подпрограммы приняты в сентябре 2021 г.: «Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных», «Развитие селекции и семеноводства масличных культур в Российской Федерации», «Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота мясных пород», «Развитие виноградарства, включая питомниководство» [22]. Еще 8 подпрограмм в разработке. Для каждой из подпрограмм Постановление № 996 формализует общие и специфические риски.

Проработка подходов к анализу и развитию системы управления рисками в ходе реализации ФНТП предполагает разработку концепции и стратегии управления рисками. Понятие стратегии в данном контексте условно, скорее выполняет функцию паттерна и может быть заменено на более соответствующее для делового оборота государственных органов и организаций. С учетом иерархичности государственного управления, необходимо сопоставлять разрабатываемую стратегию управления рисками ФНТП со стратегическим прогнозом развития сельского хозяйства России, с оценкой горизонта возможностей отечественного АПК, требованиями и перспективами цифрового сельского хозяйства [23; 24], с альтернативными сценариями будущих изменений рынков сырья, сельхозпродукции и продовольствия в ближайшие 10-15 лет [14, 191-192], созданием государственной информационной системы управления данными в сельском хозяйстве, учитывающей интеграцию данных о сельскохозяйственных землях и агропродольственных рынках [7; 8; 9; 13]. В этом аспекте верхнеуровневым документов, как было обозначено выше, выступает Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

В силу цели исследования важно уделить внимание разделу Программы, посвященного информационной системе, которая выступает инструментальным средством если не управления, то во всяком случае инструментом оценки эффективности реализации мероприятий ФНТП: "VI. Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства". Указывается, что "в целях обеспечения соответствия научно-технического потенциала в области сельского хозяйства и возможностей его реализации в рамках приоритета научно-технологического развития Российской Федерации, связанного с развитием агропромышленного комплекса, государственный координатор Программы создает государственную информационную систему "Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства" (далее - Информационная система) в рамках отдельных подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы с учетом положений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 №365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов". (Отметим, что постановление № 365 утратило силу.). Важное требование касается, того государственный координатор создает Систему "в рамках отдельных подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы".

В текущей редакции Постановление прописывает следующий функционал Системы, сводящийся к решению трех задач:
- сбора информации о ходе реализации Программы и ее отдельных подпрограмм, в том числе о результатах научной деятельности участников Программы [15];
- автоматизированного мониторинга указанной информации, обеспечивающего выявление значимых научно-технологических трендов, и формирования обоснованных альтернативной оценки получаемых результатов и выбора направлений исследований;
- создания информационной инфраструктуры функционирования экспертного сообщества в сфере оценки состояния и рисков научно-технического развития сельского хозяйства.

Методологическим осложнением является тот факт, что Постановлением вводится в оборот два близких понятия. С одной стороны, это риски научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства - понятие применяется для наименования Системы. С другой стороны, риски научно-технического развития сельского хозяйства - понятие применяется для определения предметной области для функции Системы - создания информационной инфраструктуры функционирования экспертного сообщества. Очевидно, указанное сочетание потребует в дальнейшем своего научного и нормотворческого разрешения [18].

Постановление не ограничивает функционал Системы указанными задачами, для чего добавлена специальная норма: Правительство Российской Федерации может установить требования к информационной системе, включая требования о включении в информационный ресурс системы дополнительных сведений и порядок взаимодействия с иными информационными системами. Это придает гибкость для настройки механизмов управления рисками ФНТП посредством создания специализированных решений.

Постановление устанавливает юридически обязательную связь между субъектами управления ФНТП, данными Системы и рекомендациями как управленческими решениями, в парадигме риск-ориентированного подхода являющимися продуктом риск-менеджмента. Так, в частности, устанавливается, что на основании данных информационного ресурса информационной системы дирекция и мониторинговые центры Программы проводят оценку промежуточных и итоговых результатов реализации Программы для подготовки рекомендаций совету Программы по корректировке, изменению или прекращению реализации подпрограмм и комплексных научно-технических проектов.

Аксимой управления рисками является необходимость повышения определенности, достоверности и верификации данных при оценке рисков [21]. Постановление устанавливает необходимость публикации данных Системы, в том числе открытых, на официальном сайте Минсельхоза России. Сведения, содержащиеся в информационной системе, доступ к которым не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат размещению на официальном сайте государственного координатора Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных. Сфокусированная экспертиза на основе цифровых сервисов позволяет выявлять значимые риски и чувствительность к ним у субъектов, деятельность которых затрагивается в ходе реализации ФНТП.

Кроме рисков как целевых объектов наблюдения по каждой из подпрограмм в информационной системе, Постановление вводит понятие рисков самой ФНТП в разделе "XI. Возможные риски реализации Программы". В частности, вводится понятие мер снижения рисков достижения конечных результатов: "при реализации Программы осуществляются системные меры, направленные на снижение рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в Программе конечных результатов. Также Постановление устанавливает классификацию рисков достижения результата ФНТП. К возможным рискам относятся:
1. макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, что ограничивает возможность значительной части участников Программы осуществлять комплексные научно-технические проекты, переход к новым технологиям;
2. природные риски, связанные с размещением части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия;
3. сокращение финансирования Программы;
4. корректировка приоритетов и перспективных направлений научно-технического развития агропромышленного комплекса;
5. недостаточное финансирование комплексных научно-технических проектов из внебюджетных источников;
6. отсутствие финансового обеспечения за счет федерального бюджета создания и осуществления деятельности дирекции Программы, а также работ по формированию и ведению информационной системы.

Также рисковый раздел Постановления содержит отсылку на проведение НИР, правда без увязки с рисками. Так, "программа предусматривает: выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, направленных на создание результатов интеллектуальной деятельности; развитие производственной базы участников Программы и внедрение результатов интеллектуальной деятельности."

Постановление прямо устанавливает механизм управления рисками реализации ФНТП через конкретные виды деятельности органов управления ФНТП. Определено, что "управление рисками при реализации Программы будет осуществляться на основе: проведения мониторинга угроз реализации комплексных научно-технических проектов; выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления комплексными научно-техническими проектами; корректировки образовательных программ; подготовки и представления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2016 № 350 в Правительство Российской Федерации ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Программы, который может содержать предложения о корректировке Программы". Таким образом, классификация риски достижения результата ФНТП дополняется понятием рисков при реализации ФНТП, определенных посредством информационно-аналитических и управленческих процедур.

Вместе с тем наукой отмечается, что существует ряд проблем и рисков, препятствующих дальнейшему интенсивному развитию направлений, предписанных ФНТП, например, зерновой̆ отрасли, среди которых устаревшая материально-техническая и технологическая база селекции и семеноводства [3]. Факторная классификация рисков в ФНТП также ожидает своего научного обсуждения и выработки рекомендаций. Особенно этот аспект важен для рисков микроуровня - в звене заказчиков КНТП - агрохолдингов и иных сельхозтоваропроизводителей, поскольку именно на их уровне производится сам продукт ФНТП - новая технология либо новый результат применения технологий. С точки зрения развития крупных цифровых экосистем, сопровождающих агробизнес и в этой связи чутко реагирующих на его запросы, целесообразно развивать подходы к управлению рисками на микроуровне по критериям максимальной полезности для заказчиков КНТП таких как: снижение затрат, рост урожайности, операционная эффективность [19]. С точки зрения макро- и мезоуровней важно, чтобы факторная классификация рисков ФНТП могла синхронизироваться с государственными задачами по обеспечению прослеживаемости на всех этапах жизненного цикла продукции и иных результатов, производимых в рамках ФНТП.

Следует отметить, что в настоящий момент, информационная система использует план-фактный подход для мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства, применяемый на микроуровне - заказчиков комплексных научно-технических проектов по реализуемым в рамках ФНТП подпропрограмм, - и не экстраполируемым на верхние уровни Программы. Препятствием для разработки модулей управления рисками на мезо- и макроуровнях с точки зрения цифрового обеспечения в информационной системе является недостаток методов оценки и анализа рисков, адаптированных непосредственно к специфике подпрограмм и ФНТП в целом и способной учитывать по сути инновационный характер организационно-экономических связей, которые образуются при реализации ФНТП. Количество публикаций по тематике ФНТП в целом растет, однако предметная ориентация на риск-ориентированные подходы требуют большего внимания [2]. Кроме того, свою лепту вносит и специфика отражения понятийного аппарата управления рисками ФНТП, отмеченная выше в настоящем документе [18]. Оптимальным решением указанных коллизий является подготовка нескольких комплексов методических рекомендаций по разработке основных этапов жизненного цикла управления рисками ФНТП, по аналогии с ранее разработанными Минсельхозом России документами и подходами [10; 17].

Выводы. Таким образом, текущее состояние управления рисками в цифровом обеспечении научно-технического развития сельского хозяйства характеризуется прямой связью с рисками продовольственной безопасности, наличием специализированной федеральной государственной информационной системы "Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства", а также наборами представлений о возможных рисках научно-технического развития сельского хозяйства, зафиксированных в постановлении Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 996 и связанных документах. На сегодняшний момент сформированы базовые подходы к оценке состояния управления рисками в цифровом обеспечении научно-технического развития сельского хозяйства. В то же время наблюдаются отмеченные методологические нестыковки в регулирующих документах и отсутствие единой архитектуры рисков, адаптированных к проблематике научно-технического развития сельского хозяйства, отсутствие синхронизированных между собой методов оценки и анализа рисков. В рамках плана исследований ФГБНУ "Росинформагротех" мы планируем провести соответствующие научно-аналитических изыскания и на системной основе переходить к разработке рекомендаций по развитию модулей управления рисками в информационной системе ФНТП.

Sources:

1. Аналитическое сопровождение реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы / Н. П. Мишуров, Д. С. Буклагин, В. Я. Гольтяпин [и др.]; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. – Москва: Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2021. – 264 с. – [в печати].
2. База данных «Информационные ресурсы по реализации направлений Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы» – Информ. отчет. / ФГБНУ «Росинформагротех», Ю.И. Чавыкин, В. С. Францкевич, Л.М. Наумова, А. В. Юданова – электронные текстовые дан. 3,4 Мb). – Правдинский, 2019. - https://rosinformagrotech.ru/images/pdf/otchet_BD_FNTP_2019.pdf.
3. Гольтяпин, В. Я. Машинно-технологическое обеспечение селекции и семеноводства зерновых культур: Аналитический обзор / В. Я. Гольтяпин, Н. П. Мишуров. – Москва: Росинформагротех, 2020. – 96 с. – ISBN 9785736715626.
4. Горбачев, М. И. Развитие умного сельского хозяйства России и за рубежом / М. И. Горбачев, О. А. Моторин, Г. А. Суворов // Управление рисками в АПК. – 2020. – № 2(36). – С. 63-73. – DOI 10.53988/24136573-2020-02-08.
5. Зарубежный и отечественный опыт разработки и применения мер и инструментов поддержки развития селекции и семеноводства картофеля [Электронный ресурс] Информационный отчет/ФГБНУ «Росинформагротех»; Федоренко В.Ф., Мишуров Н.П., Кузьмин В.Н., Голубев И.Г., Королькова А.П., Неменущая Л.А., Чавыкин Ю.И., Францкевич В.С., Федоров А.Д.- Электрон. текстовые дан. (2 Мбайт). – Правдинский, 2018 – https://rosinformagrotech.ru/images/pdf/otchet_kartofel_2018.pdf
6. Зарубежный опыт распространения новых знаний в сельском хозяйстве / Н. П. Мишуров, О. В. Кондратьева, А. Д. Федоров [и др.] // Техника и оборудование для села. – 2021. – № 1(283). – С. 38-43. – DOI 10.33267/2072-9642-2021-1-38-43.
7. Козубенко, И. С. Современные системы мониторинга урожая и планирования урожайности масличных и зернобобовых культур в сельском хозяйстве Российской Федерации / И. С. Козубенко, О. А. Моторин, М. И. Свищева // Управление рисками в АПК. – 2019. – № 5. – С. 73-80. – DOI 10.53988/24136573-2019-05-07.
8. Козубенко, И. С. Электронное сельское хозяйство: использование цифровых технологий для развития устойчивых инклюзивных продовольственных систем и интеграции торговли / И. С. Козубенко, О. А. Моторин, М. И. Горбачев // Управление рисками в АПК. – 2018. – № 3. – С. 126-138. – DOI 10.53988/24136573-2018-03-10.
9. Кузнецов, И. М. Совершенствование программно-целевых методов и средств развития при переходе к цифровой экономике в сельском хозяйстве / И. М. Кузнецов, О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2020. – № 3(37). – С. 91-100. – DOI 10.53988/24136573-2020-03-11.
10. Методические рекомендации по разработке регионального индекса цифровизации агропромышленного комплекса - Москва: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 112 с.
11. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-nauchno-tekhnologicheskoy-politiki-i-obrazovaniya/industry-information/info-dokumenty / (дата обращения: 06.10.2020).
12. Мишуров, Н.П., Реализация Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства в контексте продовольственной безопасности России / Н. П. Мишуров, О. А. Моторин, П. А. Подъяблонский, М.В. Скрынникова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Обеспечение экономической безопасности правоохранительными органами государства»: Рязань, 17 ноября 2021 года. – Рязань: Академия ФСИН России, 2022.
13. Моторин, О. А. Мониторинг сельскохозяйственных земель в развитии аграрной политики и управления земельным фондом России / О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2015. – № 2. – С. 40-57. – DOI 10.53988/24136573-2015-02-04.
14. Моторин, О. А. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в аспекте применения методологии управления рисками / О. А. Моторин // Доклады ТСХА: Сборник статей, Москва, 02–04 декабря 2014 года. – Москва: Грин Эра 2, 2015. – С. 190-195.
15. Научно-практические аспекты создания информационного навигатора по направлениям реализации ФНТП / Ю. И. Чавыкин, В. С. Францкевич, А. В. Юданова, Л. М. Наумова // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК : Материалы XII Международной научно-практической интернет-конференции, п. Правдинский Московской области, 08–10 июня 2020 года. – п. Правдинский Московской области: Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2020. – С. 84-89.
16. О внедрении современных информационно-технологических решений в сельское хозяйство / О. А. Моторин, М. И. Горбачев, А. П. Петренко, Г. А. Суворов // Управление рисками в АПК. – 2019. – № 4. – С. 105-122. – DOI 10.53988/24136573-2019-04-09.
17. Оценка экономической эффективности внедрения информационных технологий в агропромышленном комплексе / И. С. Козубенко, В. И. Балабанов, И. В. Цветков [и др.] // Техника и оборудование для села. – 2017. – № 12. – С. 42-46.
18. Uskov V. S. Scientific and Technological Development of the Russian Economy in the Transition to a New Technological Order // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. – 2020. – Vol. 13. – No 1. – P. 70-86. – DOI 10.15838/esc.2020.1.67.4.
19. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/3e5941f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf / (дата обращения: 06.10.2020).
20. Продовольственная безопасность, самообеспеченность России по критериям товаров из продовольственной потребительской корзины на ближайшие годы – Москва: Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2019. – 256 с.
21. Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации / О. А. Моторин, М. И. Горбачев, Г. А. Суворов [и др.]. – Москва: ООО "Издательство "КноРус", 2019. – 226 с. – ISBN 9785436539904.
22. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства Российской Федерации на 2017-2025 годы. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents /Postanovlenie_Pravitelstva_RF_№_996.rtf (дата обращения: 05.10.2020).
23. Худякова, Е.В. Эффективность внедрения цифровых технологий в соответствии с концепцией «Сельское хозяйство 4.0» / Е.В. Худякова, М.Н. Кушнарева, М.И. Горбачев // Международный научный журнал. 2020. №1. С. 80-88.
24. Цифровая трансформация сельского хозяйства России. – Москва: Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2019. – 80 с.
25. Чавыкин, Ю. И. Формирование и использование интерактивных информационных сервисов на основе отечественных и зарубежных ресурсов / Ю. И. Чавыкин, В. С. Францкевич // Решение проблем инновационного развития сельскохозяйственной техники: Материалы международной заочной научно-практической конференции, Балашиха, 14–15 апреля 2021 года. – Балашиха: Российский государственный аграрный заочный университет, 2021. – С. 143-148.

References:

1. Analytical support for the implementation of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025 / N. P. Mishurov, D. S. Buklagin, V. Ya. Goltyapin [and others]; Ministry of Agriculture of the Russian Federation. - Moscow: Russian Scientific Research Institute of Information and Technical and Economic Research on engineering and technical support of the agro-industrial complex, 2021. - 264 p. - [in the press].
2. Database "Information resources for the implementation of the directions of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025" - Inform. report. / FGBNU "Rosinformagrotech", Yu.I. Chavykin, V. S. Frantskevich, L. M. Naumova, A. V. Yudanova - electronic text data. 3.4 Mb). - Pravdinsky, 2019. - https://rosinformagrotech.ru/images/pdf/otchet_BD_FNTP_2019.pdf.
3. Goltyapin, V. Ya. Machine-technological support of selection and seed production of grain crops: Analytical review / V. Ya. Goltyapin, NP Mishurov. - Moscow: Rosinformagrotech, 2020.-- 96 p. - ISBN 9785736715626.
4. Gorbachev, M.I. Development of smart agriculture in Russia and abroad / MI Gorbachev, OA Motorin, GA Suvorov // Risk management in the agro-industrial complex. - 2020. - No. 2 (36). - S. 63-73. - DOI 10.53988 / 24136573-2020-02-08.
5. Foreign and domestic experience in the development and application of measures and tools to support the development of breeding and seed production of potatoes [Electronic resource] Information report / FGBNU "Rosinformagrotech"; Fedorenko V.F., Mishurov N.P., Kuzmin V.N., Golubev I.G., Korolkova A.P., Nemenuschaya L.A., Chavykin Yu.I., Frantskevich V.S., Fedorov A.D. - Electron. text data. (2 MB). - Pravdinsky, 2018 - https://rosinformagrotech.ru/images/pdf/otchet_kartofel_2018.pdf
6. Foreign experience of spreading new knowledge in agriculture / NP Mishurov, OV Kondratieva, AD Fedorov [and others] // Technics and equipment for the village. - 2021. - No. 1 (283). - S. 38-43. - DOI 10.33267 / 2072-9642-2021-1-38-43.
7. Kozubenko, IS Modern systems for monitoring the harvest and planning the yield of oilseeds and leguminous crops in agriculture of the Russian Federation / IS Kozubenko, O. A. Motorin, MI Svishcheva // Risk management in the agro-industrial complex. - 2019. - No. 5. - P. 73-80. - DOI 10.53988 / 24136573-2019-05-07.
8. Kozubenko, I. S. Electronic agriculture: the use of digital technologies for the development of sustainable inclusive food systems and trade integration / I. S. Kozubenko, O. A. Motorin, M. I. Gorbachev // Risk management in the agro-industrial complex. - 2018. - No. 3. - S. 126-138. - DOI 10.53988 / 24136573-2018-03-10.
9. Kuznetsov, IM Improvement of target-oriented methods and means of development in the transition to a digital economy in agriculture / IM Kuznetsov, OA Motorin // Risk management in the agro-industrial complex. - 2020. - No. 3 (37). - S. 91-100. - DOI 10.53988 / 24136573-2020-03-11.
10. Guidelines for the development of a regional index of digitalization of the agro-industrial complex - Moscow: FGBNU "Rosinformagrotech", 2019. - 112 p.
11. Ministry of Agriculture of the Russian Federation. https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-nauchno-tekhnologicheskoy-politiki-i-obrazovaniya/industry-information/info-dokumenty / (date accessed: 06.10.
12. Mishurov, NP, Implementation of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture in the Context of Food Security of Russia / NP Mishurov, O. A. Motorin, P. A. Podyablonsky, M.V. Skrynnikova // Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference "Ensuring Economic Security by State Law Enforcement Agencies": Ryazan, November 17, 2021. - Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2022.
13. Motorin, O. A. Monitoring of agricultural lands in the development of agrarian policy and land management in Russia / O. A. Motorin // Risk management in the agro-industrial complex. - 2015. - No. 2. - S. 40-57. - DOI 10.53988 / 24136573-2015-02-04.
14. Motorin, O. A. Ensuring food security of the Russian Federation in the aspect of applying risk management methodology / O. A. Motorin // Reports of the TSKHA: Collection of articles, Moscow, December 02–04, 2014. - Moscow: Green Era 2, 2015.-- S. 190-195.
15. Scientific and practical aspects of creating an information navigator in the areas of FNTP implementation / Yu. I. Chavykin, V. S. Frantskevich, A. V. Yudanova, L. M. Naumova // Scientific and information support of the innovative development of the agro-industrial complex: Materials of the XII International scientific and practical Internet conference, Pravdinsky settlement, Moscow region, June 08-10, 2020. - p. Pravdinsky, Moscow region: Russian Research Institute of Information and Technical and Economic Research on Engineering and Technical Support of the Agro-Industrial Complex, 2020. - P. 84-89.
16. On the implementation of modern information technology solutions in agriculture / O. A. Motorin, M. I. Gorbachev, A. P. Petrenko, G. A. Suvorov // Risk management in the agro-industrial complex. - 2019. - No. 4. - S. 105-122. - DOI 10.53988 / 24136573-2019-04-09.
17. Assessment of the economic efficiency of the introduction of information technologies in the agro-industrial complex / I. Kozubenko, V. I. Balabanov, I. V. Tsvetkov [and others] // Technics and equipment for the village. - 2017. - No. 12. - S. 42-46.
18. Uskov V. S. Scientific and Technological Development of the Russian Economy in the Transition to a New Technological Order // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. – 2020. – Vol. 13. – No 1. – P. 70-86. – DOI 10.15838/esc.2020.1.67.4.
19. Ministry of Agriculture of the Russian Federation. https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/3e5941f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf / (date accessed: 06.10.
20. Food security, self-sufficiency of Russia according to the criteria of goods from the food consumer basket for the coming years - Moscow: Russian Research Institute of Information and Technical and Economic Research on Engineering and Technical Support of the Agro-Industrial Complex, 2019. - 256 p.
21. Risk management in agriculture in the context of digital transformation / O. A. Motorin, M. I. Gorbachev, G. A. Suvorov [and others]. - Moscow: KnoRus Publishing House, 2019. - 226 p. - ISBN 9785436539904.
22. Federal scientific and technical program for the development of agriculture of the Russian Federation for 2017-2025. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents /Postanovlenie_Pravitelstva_RF_№_996.rtf (date accessed: 05.10.2020).
23. Khudyakova, E.V. The effectiveness of the introduction of digital technologies in accordance with the concept of "Agriculture 4.0" / E.V. Khudyakova, M.N. Kushnareva, M.I. Gorbachev // International scientific journal. 2020. No. 1. S. 80-88.
24. Digital transformation of agriculture in Russia. - Moscow: Russian Research Institute of Information and Technical and Economic Research on Engineering and Technical Support of the Agro-Industrial Complex, 2019. - 80 p.
25. Chavykin, Yu. I. Formation and use of interactive information services based on domestic and foreign resources / Yu. I. Chavykin, V. S. Frantskevich // Solving the problems of innovative development of agricultural technology: Materials of the international correspondence scientific and practical conference, Balashikha , April 14-15, 2021. - Balashikha: Russian State Agrarian Correspondence University, 2021. - P. 143-148.

All illustrations of the article:

bottom of page