Volume 38 (2020)

УДК

УДК 332.334

DOI

10.53988 /24136573-2020-04-02

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Вершинин В.В., Козубенко И.С. Развитие цифровых сервисов в государственном управлении земельными ресурсами АПК // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 38. С. 22-31. DOI: 10.53988/24136573-2020-04-02

Vershinin V.V., Kozubenko I.S. Development of digital services in the public administration of agricultural land using // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 38, pp. 22-31. DOI: 10.53988 /24136573-2020-04-02

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
ВЕРШИНИН В.В., КОЗУБЕНКО И.С.

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ АПК

Вершинин Валентин Валентинович – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, ФГБОУ ВО "Государственный университет по землеустройству", Москва, Россия.
E-mail: v.vershinin.v@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 2842-5125

Козубенко Игорь Сергеевич – заместитель председателя правления, АО "Государственная компания "Российские автомобильные дороги", Москва, Россия.
E-mail: kozubenko@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 2042-1619

Аннотация

В настоящей статье рассмотрены подходы по поиску направлений развития цифровых сервисов в государственном секторе применительно к решению задача управления земельными ресурсами в агропромышленном комплексе. Представлены ключевые проблемы, препятствующие повышению эффективности управления земельными ресурсами в АПК. Невозможность получения в установленном законом порядке достоверных данных от сельхозтоваропроизводителей, множественность этих данных и их разноформатность усугубляется отсутствием механизмов регулирования севооборотов. Как результат, это влечет за собой проблему несбалансированного производства основных видов продукции АПК (перепроизводство), вызывает ценовые колебания спроса и предложения на агропродовольственных рынках, а также прямо влияет на процессы деградации, нарушения и загрязнения почв. Авторами предлагаются для обсуждения ряд концептуальных положений, которые целесообразно учитывать при формировании государственной политики в области регулирования земельных вопросов и мониторинга сельскохозяйственных земель. В частности, применительно к сельскому хозяйству предлагается использовать следующие паттерны: концепция эффективного гектара, электронные (цифровые) паспорта полей, применение индекса цифровизации сельского хозяйства и отдельных сельскохозяйственных предприятий, сервисноориентированное государственное управление. Обозначено, что цифровизация управления в сельском хозяйстве, в том числе на уровне управления земельными ресурсами АПК и землеустройства, является важнейшим драйвером роста и максимизации отраслевых эффектов в агропромышленном комплексе. Тем самым, обосновывается необходимость развития новых информационных инструментов экономического механизма управления земельными ресурсами АПК, использующих современные цифровые технологии информационного обеспечения в рамках цифровой экономики Российской Федерации.

Ключевые слова

Цифровые сервисы, цифровая экономика, мониторинг сельхозземель, земли сельскохозяйственного назначения, органы управления, информационное обеспечение, земельные ресурсы, экосистемы, агропромышленный комплекс, землеустройство, эффективный гектар, цифровой профиль.

V.V. VERSHININ AND I.S. KOZUBENKO

DEVELOPMENT OF DIGITAL SERVICES IN THE PUBLIC ADMINISTRATION OF AGRICULTURAL LAND USING

Valentin V. Vershinin - Doctor of Economics, Professor, Head of Department, State University for Land Management, Moscow, Russia.
E-mail: v.vershinin.v@mail.ru

Igor S. Kozubenko - Deputy Chairman of the Management Board, State Company Russian Highways JSC, Moscow, Russia.
E-mail: kozubenko@mail.ru

Annotation

This article discusses approaches to finding directions for the development of digital services in the public sector in relation to solving the problem of land management in the agro-industrial complex. The key problems that hinder the improvement of the efficiency of land management in the agro-industrial complex are presented. The impossibility of obtaining, in the manner prescribed by law, reliable data from agricultural producers, the multiplicity of these data and their variability is aggravated by the lack of mechanisms for regulating crop rotation. As a result, this entails the problem of unbalanced production of the main types of agricultural products (overproduction), causes price fluctuations in supply and demand in agri-food markets, and also directly affects the processes of soil degradation, disturbance and pollution. The authors propose for discussion a number of conceptual provisions that should be taken into account in the formation of state policy in the field of land regulation and monitoring of agricultural lands. In particular, in relation to agriculture, it is proposed to use the following patterns: the concept of an effective hectare, electronic (digital) field passports, the use of the digitalization index of agriculture and individual agricultural enterprises, service-oriented public administration. It is indicated that the digitalization of management in agriculture, including at the level of land management in the agro-industrial complex and land management, is the most important driver of growth and maximization of sectoral effects in the agro-industrial complex. Thus, the need to develop new information tools for the economic mechanism of land management in the agro-industrial complex is substantiated, using modern digital technologies of information support within the digital economy of the Russian Federation.

Keywords

Digital services, digital economy, monitoring of agricultural land, agricultural land, governing bodies, information support, land resources, ecosystems, agro-industrial complex, land management, effective hectare, digital profile.

Текст статьи

Постановка проблемы. В настоящее время органы исполнительной власти испытывают трудности, вызванные несовершенным механизмом управления земельными ресурсами АПК. В результате отсутствия механизмов регулирования севооборотов, возникает проблема несбалансированного производства основных видов продукции АПК (перепроизводство). Как следствие, возникает волатильность цены, невозможность прогнозирования объемов производства продукции и развития агропродовольственных рынков, обеспечения соответствия сельхозпродукции все возрастающим стандартам качества продукции. Поэтому в управлении земельными ресурсами АПК необходимы инструменты перехода на новые стандарты управления и стандарты качества, основанные на возможностях цифровой экономики, и в частности, на современном информационном обеспечении управления земельными ресурсами АПК. Важно подчеркнуть, что необходимо переосмыслить и усилить практику использования инструментов землеустройства, доказавшие свою эффективность, но в силу правовых коллизий утратившие свое прежнее значение [2; 3].

Цель исследования - сведение актуальных предложений и механизмов управления земельными ресурсами АПК в соответствии с актуальными вызовами развития цифровой экономики и выполненными ранее исследованиями. Под земельными ресурсами АПК понимаются земли, используемые или предоставленные для нужд сельского хозяйства независимо от принадлежности к категориям земель и формам собственности.

press to zoom
1/1

Материалы и методы. Для исследований привлекались данные Департамента сельского хозяйства и пищевой промышленности Краснодарского края, Минсельхоза России, территориальных органов Росстата, Росреестра из открытых источников. Проводился анализ, нормативно-правовых документов и иных материалов по вопросам развития цифровой экономики и создания цифровых сервисов для АПК, опубликованных в научных и периодических изданиях. Исследование строилось с использованием основных положений сравнительного статистического анализа, системного анализа, экспертно-аналитического способа обработки информации.

Результаты и обсуждения. Невозможность получения в установленном законом порядке достоверных данных от сельхозтоваропроизводителей, множественность этих данных, разноформатность федеральных, региональных, муниципальных и корпоративных информационных технологий, влечет отсутствие или неполное покрытие потребностей в сведениях о севооборотах, использовании средств защиты растений, мощностей машинно-тракторного парка [10]. Это препятствует проведению качественной оценки и контроля эффективности использования земельных ресурсов.

Следует отметить, что в настоящее время не в полной мере используются потенциал земельных ресурсов и других факторов производства. Так, по данным Росреестра, около 20 млн га пахотных земель не вовлечено в сельскохозяйственный оборот [5]. В используемых для сельскохозяйственного товаропроизводства землях во многих случаях, фиксируемых органами Россельхознадзора, имеет место быть загрязнения, нарушения и деградация почв сельскохозяйственных земель, а также использование земель не по целевому назначению, снижение плодородия почв. Экономически это означает, что при несбалансированном подходе использования семенного потенциала, средств защиты растений, минеральных и органических удобрений, мощностей машинно-тракторного парка, новых технологий утрачивается до 40% урожая с точки зрения выручки сельхозтоваропроизводителя [20]. При этом бюджеты всех уровней лишаются новых источников пополнения доходной части своих бюджетов.

press to zoom
1/1

Таким образом, мы имеем несоответствие текущего инструментария информационного обеспечения в экономическом механизме управления земельными ресурсами АПК - тем новым требованиям функционирования АПК, которые возникли в условиях цифровой трансформации экономики.

Эти несоответствия порождают экономические потери для всех участников рынков АПК. Необходима разработка новых информационных инструментов экономического механизма управления земельными ресурсами АПК, использующих современные цифровые технологии в рамках цифровой экономики [17].

В ходе проведенного нами исследования мы пришли к следующим результатам, которые в значительной мере позволяют сформировать спектр решений для решения обозначенной проблемы.
1. Анализ истории управления и использования земельных ресурсов АПК в России показывает, что наиболее эффективными формами хозяйствования являются крупные и кооперативные агроформирования, а сама эффективность хозяйствования, в силу агроклиматических условий и масштабов страны находится в прямой зависимости от технической оснащенности хозяйства. Это необходимо учитывать при разработке управленческих решений в условиях цифровой экономики, в том числе для управления земельными ресурсами АПК.
2. Новый подход к управлению земельными ресурсами предполагает использование электронного паспорта поля и паспорта сельхозтоваропроизводителя по аналогии со шнуровой книгой [25]. Это позволяет иметь возможность накопления ретроспективных данных по правообладателям поля, о кадастровой стоимости, структур севооборотов [8]. Достоверность информации повышает инвестиционную привлекательность земельных ресурсов, поскольку достигается сквозной доступ к истории поля для неограниченного круга лиц.

1/1


3. При разработке информационного обеспечения экономического механизма управления важно учитывать множественность источников данных [17]. В этих целях необходим инструментарий аудита и валидации земельных участков, заключающийся в сопоставлении данных космического зондирования Земли, наземных обследований агрохимслужб, данных Росреестра и наблюдений Росстата, отчетности региональных органов управления АПК. Подход может быть положен в основу трансформации системы показателей о состоянии и использовании земельных ресурсов АПК.
4. Нами установлено, что органы управления АПК не обладают в достаточном объеме полномочиями, позволяющими собирать данные по севооборотам и правообладателям, из-за отсутствия нормативных правовых документов [10]. С учетом этого, подходы по организации взаимодействия участников управления земельными ресурсами АПК должны быть нацелены формирование единой концепции управления земельными ресурсами. Этот кейс подтверждается успешностью запущенной информационно-аналитической системы управления АПК в Краснодарском крае [1; 6; 9].
5. Ведение еженедельного рейтинга вегетации культур на уровне конкретных сельхозтоваропроизводителей и муниципалитетов является действенным инструментом повышения качества продукции и урожайности [8]. Рейтинг заключается в комплексном использовании данных ДЗЗ, агрохимических и наземных обследований полей и отображении статуса конкретного поля в динамике в сравнении с общерайонными показателями [12].
6. Важным компонентом экономического механизма управления земельными ресурсами АПК являются возможности сокращения затрат государства и сельхозтоваропроизводителей за счет внедрения современных сквозных цифровых технологий [8]. Анализ более 20 тыс. предприятий АПК показывает, что благодаря новым технологиям до 50% себестоимости производства может быть оптимизировано [18; 22; 23].
7. Концепция эффективного гектара позволит вести похозяйственный мониторинг эффективности использования факторов производства и его результатов (напр., внесение удобрение, мощности машинно-тракторного парка, кадровое обеспечение, прибыль, рентабельность и затраты) в перерасчете на единицу пашни [25]. Это дает точную информацию об оптимальном типе хозяйства в конкретном регионе, обеспечивает прозрачное и эффективное использование бюджетных средств, высокую прибыльности, увеличит объемы агроэкспорта [14], рационализирует использование сельхозземель [11] и прослеживаемость произведенной продукции [24]. В инструментальном измерении это означает, что земельные ресурсы АПК приобретают не только экономический, но и цифровой профиль, который выступает гарантом точности, надежности и достоверности данных об эффективном гектаре как счетной единицы цифрового сервисы управления земельными ресурсами АПК.

press to zoom
1/1

8. Экономико-математическая модель управления земельными ресурсами АПК, учитывающая индекс цифровизации сельского хозяйства [16] и отраслевые риски [21], должна быть основой для того, чтобы консолидировать данные всех источников о сельскохозяйственных землях [13], формировать научно обоснованные подходы к повышению продуктивности земель с помощью современных сквозных цифровых технологий, способствовать обеспечению населения доступным и безопасным продовольствием и наращиванию производства в целях агроэкспорта.
9. В цифровой экономике рост производства сельхозкультур [11; 22], их урожайности и доходности достигается преимущественно за счет интенсификации, масштабирования новых цифровых инструментов в АПК [4]. Опыт использования таких инструментов при создании экономического механизма управления земельными ресурсами АПК в Краснодарском крае [6] может быть использован на федеральном уровне в рамках формирования систем управления земельными ресурсами АПК, а также тиражирован региональными органами управления АПК.
10. В современном АПК информационное обеспечение управления землями сельскохозяйственного назначения должно быть основано на высоком ИТ-проникновении в деятельности всех участников АПК [4; 15; 23], перманентном мониторинге земельных ресурсов АПК с использованием средств дистанционного зондирования Земли и рекомендательными сервисами государства [7], позволяющих:
а) снизить риски экономически неэффективного и нерационального использования земли;
б) своевременно определить «проблемные» земельные участки с недостаточным запасом питательных веществ, водной и ветровой эрозией;
в) повысить качество принимаемых управленческих решений;
г) повысить качество аграрной продукции и ее конкурентоспособность на рынке сельскохозяйственной продукции и сырья через разработку модели "Сервисная экономика", обеспечив синергетический эффект ведения аграрного бизнеса и продовольственную безопасность страны.

1/1

Выводы. С учетом изложенного, глобальная научная поисковая задача в направлении развития цифровых сервисов в управлении земельными ресурсами АПК может быть сформулирована как выявление общих принципов и особенностей управления земельными ресурсами АПК, обладающих свойствами интеграции данных, возможности создания цифрового профиля, способности трансформации в сервисную модель. Дальнейшее осмысление и решение этой поисковой задачи позволит нам создавать принципиально тиражируемые и жизнеспособные информационные системы управления для нужд АПК, выйти на принципы агрегации таких систем в систему более высокого уровня - единую сквозную информационную систему управления аграрной отраслью.

press to zoom
1/1

Источники:

1. Вершинин, В. В. Опыт применения геопространственных сервисов для государственного управления земельными ресурсами АПК в Краснодарском крае / В. В. Вершинин, И. С. Козубенко // Управление рисками в АПК. – 2021. – № 1(39). – С. 69-81. – DOI 10.53988/24136573-2021-01-06.
2. Вершинин, В. В. Цифровизация землепользования и кадастров: тенденции и перспективы / В. В. Вершинин // Цифровизация землепользования и кадастров: тенденции и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 25 сентября 2020 года, Москва, 25 сентября 2020 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное обр