Выпуск № 3 (37), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕХЕДЬКИН А.А.

СТРУКТУРА РЫНКА ЖЕЛАТИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мехедькин Анатолий Акимович – редактор отдела новых продуктов АПК журнала "Управление рисками в АПК", Москва, Россия.
E-mail: amekhedkin@gmail.com

Аннотация

В статье представлен обзор структуры отечественного рынка желатина как одного из элементов пищевой промышленности. В материале отражены основные свойства желатина, рассмотрена экспортная составляющая рынка, основные игроки на мировом и отечественном рынке. Представлена структура потребления по видам пищевых ингредиентов в натуральном выражении, а также структура выпуска новых продуктов по категориям.

Ключевые слова

Желатин, производство желатина, пищевой желатин, рынок желатина, пищевые ингредиенты, загустители, пищевая промышленность, Trobas. Gelco, Можелит.

Для цитирования контента статьи, пожалуйста, используйте следующее описание

Мехедькин А.А. Структура рынка желатина в Российской Федерации // Управление рисками в АПК. 2020. № 3. С. 63-68. URL: http://www.agrorisk.ru/pub/202003.

Текст статьи

Одним из источников энергии организма является глицин и аминокислоты, большое количество которых содержится в желатине. Чистый желатин - аморфное бесцветное блестящее субстанция без вкуса и запаха. В состав продукта входят следующие элементы: около 50% углерода, 7% водорода, 18% азота, 25% кислорода, сера, фосфор, кальций. Желатин, насыщенный раствором двухромовокислого калия, под действием света делается нерастворимым в воде; это свойство используют для приготовления клише, мастик водонепроницаемых и пр.

Желатин – один из самых используемых в пищевой промышленности гидроколлоидов. Он очень широко применяется в составе различных продуктов: кондитерских, кисломолочных, мясных, рыбных. Исторически сложилось так, что российские предприятия преимущественно работали со свиным желатином. Это объясняется близостью нашей страны к рынку Западной Европы, где производство данного ингредиента начало складываться ещё двести лет назад. Франция, Бельгия и Германия испокон веков являлись крупнейшими рынками потребления свинины. Здесь же находились ведущие кожевенные предприятия. Близость ресурсов для получения ингредиента и предопределила интенсивное развитие направления, а также «свиную специализацию» европейских производителей.

1/1

Для приготовления желатина используется соединительная ткань (коллаген) млекопитающих: кости (бычьи, бараньи, лошадиные и пр.), рыбьи остатки на промышленных предприятиях (чешуя, головки и пр.), свиные шкуры, спилок шкур крупного рогатого скота, костная крошка и пр. Сфера применения желатина достаточно широка. Он употребляется в фотографии, кулинарном деле, в изготовлении вина, в бактериологии для культур микробов, медицине и пр.

Пищевой желатин используется в кондитерской промышленности для приготовления кремов, желе, мороженного, фруктов в желе. Добавляется в качестве загустителя в кисломолочные и консервные продукты. В виноделии используют для осветления труднофильтруемых виноматериалов и исправления грубых виноматериалов с повышенной терпкостью.

Технический желатин применяют в текстильной и косметической промышленности. Фотожелатин - один из материалов для изготовления плёнки. Медицинский желатин применяется для изготовления оболочек для лекарств (капсул) и как плазмозамещающее средство. Полиграфический желатин используется для изготовления типографических красок для денег, газет, журналов. Служит склеивающим компонентом для фотобумаги [2].
Основная характеристика желатина – сила геля. Именно от нее, в первую очередь, зависит цена.

По данным Европейской ассоциации производителей желатина (GME), лидерами среди европейских производителей желатина являются Германия (более 35,0 тыс. т.), Франция (26,7 тыс. т), Бельгия (20,5 тыс. т), Швеция (11,5 тыс. т), Испания (9,6 тыс. т), Италия (7,9 тыс. т). Операции с желатином в рамках ЕС осуществляются беспрепятственно, в то время как на ввоз желатина из третьих стран существуют значительные ограничения: высокие пошлины, обязательное наличие признаваемых ветеринарных сертификатов на продукцию. Также существует перечень третьих стран, которым разрешено ввозить данный товар в ЕС [2]. Доля импорта на российском рынке желатина очень велика (по различным источникам от 96 до 98 процентов). Основные страны-поставщики – Бельгия, Германия, Голландия, Франция, Бразилия, Италия, Япония, Индия, Китай, Польша, Украина, Белоруссия.

На российском рынке желатина можно выделить следующие сегменты [1]:
Премиум – высокое качество и инновационность ингредиента, известность бренда, профессиональное клиентское сопровождение на каждом этапе работы и внедрения, ограниченное предложение и, как следствие, высокая цена. В этом сегменте работают производители из Германии, Бельгии, Голландии, Франции.

1/1

Высокий ценовой сегмент, примыкает к классу премиум (граница весьма условна) – товар с высокими стабильными качественными характеристиками, широко представленный на рынке, узнаваемые бренды, цена, зависящая от объемов продаж, от действующих условий работы с поставщиком, логистики и т.д. К данному сегменту относится товар из Италии, стран Южной Америки, Польши, Японии.

Низкий ценовой сегмент – желатин, выпускаемый в странах СНГ, поставляемый по льготным таможенным ставкам. Продукт представлен на внутреннем рынке в большом количестве. Такой желатин имеет стабильное качество, стандартные характеристики (невысокая сила геля), по органолептическим свойствам ингредиент уступает товарам премиум-класса.

Отдельного анализа заслуживает желатин из Китая, Кореи, Индии (по разным данным от 8 до 15% от общего объема импорта в Россию). Между Россией и Китаем нет установленной формы ветеринарного сертификата. Большая ответственность по согласованию и оформлению документов, контролю правильности маркировки товара ложится на поставщика. Значительное количество игроков (с внушительной долей импорта) из Китая ежегодно приходит на рынок России и покидает его (или меняет название) [3].

1/1

Надежными поставщиками качественного желатина являются голландская компания Тгоbаs (Нидерланды – страна, где исторически развито свиноводство) и Gelco, поставщика говяжьего желатина из Южной Америки, традиционного региона выращивания крупного рогатого скота.

Другие важные критерии выбора производителя желатина – сертификация завода по системе ISO и HACCP, строгий контроль производственного процесса, наличие современной лаборатории и системы тестирования, высокая квалификация персонала. Например, компания Trobas – участник Европейской ассоциации производителей желатина, имеет аккредитованную лабораторию, что дает ей право выдавать экспертные заключения о качестве желатина. Тгоbаs – семейный бизнес, существующий с 1927 года, Gelco работает на мировом рынке с 1966 года – уже более 50 лет.

На территории СНГ сегодня осталось лишь 2 крупных производителя желатина, самый крупный и успешный из них в Беларуси. Это могилевское ОАО «Можелит» с объемом производства около 130 т продукции в месяц. [2] Что касается производителя в России, то количество выпускаемого желатина не удовлетворяет потребности в нем. Из требуемых нескольких тысяч тонн выпускаются не многим более ста.

1/0

В основном российский рынок заполнен товаром импортного происхождения [4]. Основным конкурентом для белорусского производителя желатина на российском рынке являются китайские компании. На рынке России они до последнего времени занимали самый крупный сегмент и имели уровень продаж около 120 т желатина в месяц при общем объеме потребления порядка 500 т. Средняя стоимость 1 кг желатина 5-7 долл., китайский же предлагался по 2 и даже дешевле.

Главным минусом для российского производителя является трудоемкий технологический процесс [5]. Общей проблемой производителей в этой сфере является негативное отношение населения к тому, что продукт производится из животных компонентов. В связи с этим широкое распространение получили неживотные виды желатина и желатин, произведенный из рыбного сырья.

По оценке РБК [6], мировой рынок пищевых ингредиентов в 2013 году уже оценивался в $ 28,3 млрд, при этом годовые темпы роста рынка, согласно данным экспертов, находятся на уровне 3-5% в год до настоящего времени. Наибольший объем в структуре глобального потребления пищевых ингредиентов приходится на ароматизаторы, гидроколлоиды и ферменты – соответственно 27, 17 и 15% в натуральном выражении (рисунок 1).

1/1

При этом интенсивный рост мирового рынка пищевых ингредиентов в течение последних 5 лет объясняется как раз бурным ростом сегмента гидроколлоидов – за данный период он увеличился в 2 раза. Более того, согласно данным экспертов, в ближайшие годы снижения темпов роста данного сегмента не предвидится. Так, по данным компании Markets and Markets, мировой рынок гидроколлоидов превысит $7 млрд, соответственно, комплексный коэффициент ежегодного роста (CAGR) к 2018 году составил 5% (рисунок 2).

В настоящее время при сохранении лидирующих позиций крахмалов и желатина, наблюдается рост потребления менее традиционных загустителей. Отчасти это связано с тем, что во всем мире стали больше внимания уделять качеству и составу продуктов питания. При этом тенденция растущего спроса на натуральные ингредиенты и ингредиенты растительного происхождения подтверждается и результатами исследований, показывающих, что гидроколлоиды на основе растительного сырья не только безопасны, но и полезны для человеческого организма.

1/0

Источники:


1. О качестве желатина. Сайт компании "Айдиго". Режим доступа: URL: https://aidigo.ru/blog/articles/kachestvo-spetsiy/o-kachestve-zhelatina.
2. Состояние рынка желатина. Сайт ОАО «МОЖЕЛИТ». Режим доступа: URL: https://mozhelit.tiu.ru.
3. Карцева Е. Пищевой желатин: принцип выбора поставщика. Материалы компании «Союзоптторг». Режим доступа: URL: http://bfi-online.ru/opinion/index.html?msg=3685.
4. Российский рынок желатина: тенденции и перспективы // Бизнес пищевых ингредиентов. 2017. № 3. Режим доступа: URL: https://soyuzopttorg.com/publikatsii/rossiyskiy_ryinok_zhelatina_tendentsii_i_perspektivyi
5. Черухина К. Режим доступа: URL: Производство желатина. www.openbusiness.ru.
6. Рынок желатина в России – 2016. Показатели и прогнозы // РБК. 17.05.2016. Режим доступа: URL: https://marketing.rbc.ru/research/35451.

Все иллюстрации статьи:

© 2015-2021. СМИ сетевое издание «Управление рисками в АПК» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-62125 от 19 июня 2015 г.