Выпуск № 3 (37), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГОРБАЧЕВ М.И.

ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СИСТЕМЫ АГРАРНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
В РОССИИ

Горбачев Михаил Иванович – кандидат экономических наук, начальник отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия.
E-mail: mgorbachev@spcu.ru
SPIN-код: 1747-9529

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о деятельности аналитических центров в Российской Федерации. Отмечается их важность данных организаций в отраслевом анализе. Кроме того, раскрывается специфика использования данных и деятельность аналитических центров в агропромышленном комплексе.

Ключевые слова

Аналитический центр, источники информации, агропромышленный комплекс, специфика работы, Минсельхоз России, отраслевые союзы, ассоциации.

Для цитирования контента статьи, пожалуйста, используйте следующее описание

Горбачев М.И. Развитие аналитических центров в России // Управление рисками в АПК. 2020. № 3. С. 84-89. URL: http://www.agrorisk.ru/pub/202003.

Текст статьи

Целесообразно рассматривать подходы к анализу системы аграрных аналитических центров в общем и специальном порядке. В целом систему аналитических центров можно рассматривать как совокупность конкурирующих организаций, преследующих цель создания максимально объективной, достоверной, качественной информации, востребованной потребителем, роль которого исполняют государственные, общественные и бизнес-структуры. Аналитические центры в этом аспекте могут ассоциироваться с такими понятиями как фабрики мысли, thinktanks, интеллект-центры, центры компетенций, экспертные песочницы, идейные конвейеры и прочее. По мнению некоторые авторов, указанные структуры в процессе подготовки и принятия управленческих решений выступают в качестве властных субъектов (субъектов влияния), и именно благодаря их запросам «фабрики мысли» актуализируются и становятся востребованными [1].

Для целей настоящей статьи мы исходим из гипотезы, что аналитические центры – это, с одной стороны, оформленные юридически в ту или иную организационно-правовую форму организации либо отдельные структурные подразделения внутри организаций, решающие профильные аналитические задачи. С другой стороны, под аналитическими центрами целесообразно видеть нечто большее, а именно временные или постоянные трудовые коллективы, объединенные профессиональным опытом в конкретных областях экспертного знания и создающие коллективно ценность в виде экспертной информации для тех или иных потребителей. Второй подход позволяет глубже интерпретировать и оценивать систему аналитических центров, сохраняя возможность выявления резервов интеллектуальной, экспертно-аналитической силы, необходимой для управления рисками в агропромышленном комплексе и других областях народного хозяйства.

1/0

Основными преимуществами в работе аналитических служб и центров является то, что они обладают доступом к первичной и вторичной информации наблюдаемых объектов и пониманием работы с формируемыми по итогам наблюдения данными (интерпретации). Под первичной информацией понимаются данные, собранные впервые для конкретной цели, в ходе решения конкретной задачи наблюдаемым объектом. Вторичная информация представляет собой данные, собранные для решения других задач. Вторичные данные более дешевые и доступные, чем первичные. Однако их недостаток заключается в том, что они могут оказаться устаревшими, неполными, а в некоторых случаях искаженными. Работа с вторичными данными означает необходимость наличия инструментов дополнительной проверки валидности данных.

Аналитическими центрами (далее – АЦ) в процессе своей работы и специфики исследуемой отрасли формируются следующие информационно-аналитические материалы, являющиеся результатами работы АЦ:
1) аналитические и справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях, проблемах и рисках его развития;
2) проекты нормативно-правовых актов, прямо или косвенно влияющие на состояние рынка (изменения в приказы, распоряжения, стандарты на продукцию, технологию);
3) отчеты о финансово-хозяйственной деятельности организаций исследуемой предметной области и о развитии отрасли в целом в различных разрезах;
4) аналитические статьи о развитии рынка, представленные в отраслевых изданиях;
5) информация, для отраслевых государственных органов, формирующих прогнозы и тенденции развития;
6) мнения потребителей о характеристиках продукции, публикуемые в печатных органах объединений (союзах) потребителей.

Используя предлагаемую классификацию [3], аналитические центры можно классифицировать на три группы: частные, государственные и научные.
Первая группа центров - «частные» АЦ. Центры этой группы отличаются следующими чертами: работа на контрактной основе для достижения коммерческих целей, стремление к самоокупаемости, среди клиентов этих центров значительна доля бизнеса, стремление к диверсификации исследовательского продукта и клиентской базы, гибкое реагирование на изменения клиентского спроса, меньшая зависимость от государства.

Вторую группу новых АЦ можно назвать государственными и/или парагосударственными. Общими для этой группы центров является то, что они финансируются государством за счет средств федерального или региональных бюджетов. Государство финансирует такие АЦ либо на основе целевых субсидий и государственного задания, либо на основе контрактов на выполнение конкретных аналитических исследований.

В первом случае, направления и фокус разработок государственных АЦ связан с прямой обязанностью выполнения государственного задания, характер которого в свою очередь обуславливается необходимостью выполнения уставных задач учреждений, направленных на содействие в реализации полномочий курирующего государственного органа. Второй случай связан во много с политической природой выводного знания, которым отличаются результаты работы АЦ – исследования. Как итог, некоторые АЦ такого типа являются политически обусловленными, то есть выполняют роль балансиров на поле политических идей. Поэтому анализ российских АЦ такого типа позволяет в том числе выделить не только узкопрофессиональные отраслевые АЦ, но также проидеологические АЦ, которые могут, например, являться источниками либеральных или консервативных взглядов, обладают влиянием на определённые сегменты политической и аграрноотраслевой элиты.

Третья группа центров — исследовательские аналитические центры. Их отличает, во-первых, то, что главным направлением их деятельности является нацеленность на проведение фундаментальных исследований, то есть фокус их работ и выводного знания обращен преимущественно в будущее. Во-вторых, такие АЦ обладают свойствами академичности: их аналитические продукты носят соответственно менее прикладной характер, в отличие от чисто прикладных. Исследовательские АЦ в силу невозможности привлечь финансирование от рыночных игроков чаще всего имеют тесные связи с Академией наук или прямо включены в ее структуру, тесно взаимодействуют с научным сообществом, в том числе с международными фондами, финансирующими глобальные фундаментальные проекты. В-третьих, соответственно природе в подобных АЦ могут преобладают такие источники финансирования как иностранные гранты и в целом глубокое международное сотрудничество.

1/0

Сообразно предложенной классификации аналитических центров, в частном порядке подходы к анализу системы аграрных аналитических центров можно строить вокруг основного регулятора, запросов основных бизнес-структур (агрохолдингов), общественных организаций. В пределах настоящей статьи рассмотрим некоторые из ключевых элементов в системе аграрных аналитических центров, функционирующих в орбите регулятора – Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В структуре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации существует ряд подведомственных учреждений, занимающихся аналитической деятельностью по ключевым направлениям развития агропромышленного комплекса внутри страны, так и зарубежных агрокомплексов. Аналитическая деятельность формируется ими в рамках реализации государственных программ и выполнения государственного задания.

Так, ФГБУ «Центр Агроаналитики» осуществляет сбор и анализ первичных данных о состоянии агропромышленного комплекса, прогнозирование (планирование) развития АПК, экспертизу проектов в сфере АПК, сопровождение ключевых информационных систем Минсельхоза России (СМ ПБ, ИС ПК ГП, ЦИАС СГИО СХ), а также формирование базы данных для международных информационных систем типа AMIS. Анализ и формирование данных направлено на подготовку для руководства Минсельхоза России, Правительства Российской Федерации комплексной информации о развитии АПК по ключевым направлениям и рынкам. В качестве доступных материалов можно указать на Еженедельный бюллетень о состоянии АПК, находящийся в открытом доступе [5].

В свою очередь ФГБУ «Центр развития экспорта продукции агропромышленного комплекса Российской Федерации» проводит аналитические исследований по выявлению приоритетных направлений, продуктов, стран-партнеров по экспорту продукции АПК [6], публикуя на регулярной основе профильные материалы по возможностям экспорта продукции АПК на приоритетные для Российской Федерации рынки сбыта агропромышленной продукции.

ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России» [7] являет центром компетенций для цифровой трансформации сельского хозяйства и обеспечения технологического прорыва в агропромышленном комплексе посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. Центр осуществляет содействие Минсельхозу России по реализации задач в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство», а также мероприятий по сопровождению и развитию государственных информационных систем, входящих в состав Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. СГИО СХ является системным технологическим контуром, организующим все потоки данных о состоянии агропромышленного комплекса.

1/1

Также отметим, что существуют специализированные подведомственные учреждения, занимающиеся узкими вопросами в рамках своей деятельности. Например, подведомственные учреждения Россельхознадзора осуществляет мониторинг и аналитику в рамках надзора в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. ФГБУ «Центр ветеринарии» осуществляет мониторинг рынка отечественных и зарубежных лекарственных средств, и препаратов для ветеринарного применения, мониторинг эпизоотической ситуации в Российской Федерации и за рубежом.


1/0

Важную роль в развитии аналитических центров в системе Минсельхоза России занимает взаимодействие с отраслевыми союзами и ассоциациями [4], которые также имеют в своем составе информационно-аналитические центры, занимающие анализом вверенных им отраслей. Отраслевые союзы и ассоциации как составная часть системы аграрных аналитических центров в России будут рассмотрены в наших следующих публикациях.

В целом отметим, что по данным СПАРК-Интерфакс на 01.01.2020 в Российской Федерации зарегистрировано 69 организаций различных организационно-правовых форм, чьим основным видом деятельности является оказание различных консультационных услуг в области сельского хозяйства. Также по данным СПАРК-Интерфакс зарегистрировано 1532 организации, чьи дополнительным видом деятельности является предоставление данных услуг [8].

1/1

В заключение отметим, что фокус и возможности развития рассмотренных ключевых аналитических организаций, находящихся в ведении Минсельхоза России, заключаются прежде всего в необходимости агрегации собранных данных о состоянии и развитии отечественного АПК для формирования прогнозов развития отраслей АПК в целом по стране с целью достижения установленных стратегическими документами Российской Федерации показателей (например, целевых значений Доктрины продовольственной безопасности).

В этом плане предметная область их изысканий чаще всего затрагивает развитие АПК на уровне макропоказателей, в масштабе страны и субъектов Федерации, и в незначительной мере охватывает анализ мезо- и микроуровней АПК.

1/0

Источники:


1. Медушевский Н.А. Аналитические центры в политическом процессе: американская модель «фабрик мысли». Режим доступа: URL: https://rusrand.ru/analytics/ analiticheskie-tsentry-v-politicheskom-protsesse-amerikanskaja-model-fabrik-mysli.
2. Преимущества и недостатки первичной и вторичной информации/ Режим доступа: URL: http://managment-study.ru/preimushhestva-i-nedostatki-pervichnoj-i-vtorichnoj-informacii.html#ixzz66EYAveNU.
3. Мозговые центры в России: история и развитие. Точка зрения эксперта // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. Режим доступа: URL: https://gtmarket.ru/library/articles/118
4. Отраслевые союзы. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Режим доступа: URL: http://mcx.ru/ministry/industry-unions/
5. Официальный сайт ФГБУ «Центр Агроаналитики». Режим доступа: URL: http://specagro.ru
6. Официальный сайт ФГБУ «Агроэкспорт». Режим доступа: URL: http://mcxae.ru
7. Официальный сайт ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России». Режим доступа: URL: http://mcxac.ru.
8. Сетевое издание Информационный ресурс СПАРК. Режим доступа: URL: http://www.spark-interfax.ru.

Все иллюстрации статьи:

1/0

© 2015-2021. СМИ сетевое издание «Управление рисками в АПК» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-62125 от 19 июня 2015 г.