Выпуск № 2 (36), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
КУЛИКОВ Ю.А.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ АПК: КАДРОВЫЙ ВОПРОС

Куликов Юрий Алексеевич - эксперт по геоинформационным системам и технологиям точного земледелия, консультант-аналитик ООО "ИнфоБиС", г. Саратов, Россия
E-mail: juriy.kulikov@yandex.ru

Аннотация

Раскрыт ряд тенденций кадрового обеспечения цифровой трансформации в сельском хозяйстве. Представлены подходы к организации взаимодействия ИТ-компаний с российскими агровузами и эффекты, которые достигаются участниками образовательного процесса. Детализированы факторы, препятствующие цифровизации АПК с точки зрения кадрового обеспечения отрасли.

Ключевые слова

Цифровизация АПК, цифровая экономика, кадры АПК, агровузы, автоматизация информационной работы, цифровые платформы, АПК, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, точное земледелие, Ульяновский ГАУ, агросигнал, новые профессии в АПК

Термин «цифровизация» за последние годы приобрел заметную популярность во многих отраслях и сегментах экономики. Подавляющее большинство тематических форумов и конференций в настоящее время уделяют большое внимание этому инновационному и, безусловно, полезному направлению. Применительно к сельскохозяйственному производству понятие цифровизации стало синонимом главного вектора развития, определяющего и сопутствующие технологические тренды.

При этом многие неспециализированные СМИ сейчас часто говорят о цифровой экономике как об альтернативе для существующих, оформившихся во второй половине ХХ века, реалиях производства. Но здесь необходимо различать собственно цифровую экономику, основанную на получении прямой выгоды из анализа и обработки больших массивов данных, и экономику цифрового управления процессами реальных производств. В нашем случае речь идет о внедрении цифровых инструментов управления в работу сельскохозяйственных предприятий для повышения эффективности и предсказуемости работы.

Цифровизация в агропромышленном комплексе подразумевает использование программных или зачастую программно-аппаратных решений для обеспечения сбора и обработки информации на всех этапах технологического цикла. Информация о состоянии и свойствах различных объектов, а также метеорологические данные и результаты дистанционного зондирования земной поверхности анализируются и интерпретируются, что дает максимально реалистичную картину текущего положения дел на предприятии, а, следовательно, помогает в принятии максимально корректных и оперативных управленческих решений.

Переход на частичную или полную автоматизацию процессов работы с информацией требует внесения изменений в зачастую устоявшийся уклад жизни работников отрасли – уходят бумажные носители информации, а им на смену приходят компьютеры и смартфоны со специализированным программным обеспечением, формирующими, по сути, новый формат рабочего места для всех специалистов агропредприятия. И вот здесь зачастую начинается самый сложный этап во всем процессе перехода на цифровые технологии. Дело в том, что сельское хозяйство как традиционно консервативная отрасль до недавнего времени отличалась отсутствием необходимости для большинства работников иметь хорошие навыки работы с современными электронными устройствами и программным обеспечением.

Так многие специалисты среднего и особенно старшего возраста попросту не применяли в работе и в быту смартфон или ноутбук, обходясь блокнотом для записей и возможностью голосовой связи по телефону при решении оперативных задач. Но концепция цифрового управления предполагает обязательное использование и смартфонов, и планшетов, и ноутбуков всеми участниками производственного процесса от руководителя предприятия до агронома и механизаторов. И на этом фоне в приоритет выходит вопрос квалификации кадров. Причем не только квалификации профессиональной, фундаментальной, но и общей технической.

В этой связи, отметим мнение экспертов. Так, руководитель проекта «Цифровизация сельского хозяйства», исполнительный директор «Ассоциации интернета вещей» Инна Скрытникова подчеркивает, что среди барьеров для цифровизации значатся: нехватка и отток кадров, отсутствие уверенности в оправданности затрат на цифровую трансформацию,
низкая информированность о возможностях цифровых платформ, безграмотность и консерватизм, саботаж внедрения систем автоматизации, законодательные барьеры в области сертификации беспилотных летательных аппаратов, непонимание и недоверие.
Но главным риском неуспеха цифровой трансформации, по мнению эксперта, является человеческий фактор, который задействован на всех уровнях трансформации: культура, организация процесса, знание технологии.

Таким образом, опыт внедрения цифровых систем управления в сельхозпредприятиях показывает нам неизбежность принятия мер по повышению «цифровой» квалификации действующего персонала, а также поиску новых, зачастую молодых, сотрудников, способных быстро освоить требуемые технологии. И если вопрос «возрастных» специалистов решается обучением – индивидуальным или групповым, проводимым силами компаний разработчиков цифровых систем на этапе внедрения технологии, то с новыми, молодыми, кадрами дело обстоит не так радужно, как этого хотелось бы. Ведь те, кто в последние годы приходил на работу в агропредприятия со студенческой скамьи, зачастую кроме отсутствия реального производственного опыта не имели понятия о том, каков текущий уровень развития цифровых технологий, применяемых в сельском хозяйстве.

Объективно, степень проникновения цифровизации в агросферу сейчас уже можно сравнивать с банковским сектором, где переход на «цифру» начался довольно давно. Так получилось, что в ряде стран, да и глобально в мировой экономике, сельское хозяйство стало локомотивом развития цифровых технологий, где концентрируется весь спектр инструментов – от дистанционного зондирования до использования нейросетей и искусственного интеллекта в поддержке принятия решений. И скорость этих изменений в отрасли была столь велика, что образование в лице профильных ВУЗов откровенно отстало в части обеспечения соответствующих компетенций для обучающихся.

Любой человек, знакомый с прикладными программами специального образования для аграрных направлений, знает, что содержательная часть в них оставалась практически неизменной на протяжении последних десятилетий. С одной стороны, обеспечение студентов фундаментальными знаниями в своей области, формирование классического набора профессиональных навыков, является наиболее важной задачей любого ВУЗа или среднеспециального учебного заведения. Но существующие и применяемые в производстве технологические новшества также должны приниматься во внимание и включаться в учебные программы.

Надо сказать, что понимание этой необходимости есть у подавляющего большинства руководителей профильных учебных заведений, и мы видим наличие инициативы с их стороны и желание соответствовать веянием времени. Некоторую сложность в этом вопросе представляет тот факт, что для передачи новых знаний обучающимся, нужно в первую очередь самим преподавателям иметь представление о прикладных цифровых технологиях. Ни для кого не секрет, что значительное число преподавателей зачастую сами нуждаются в повышении квалификации и приобретении соответствующих компетенций в области применения цифровых решений. Так уж сложилось, что аграрные вузы были традиционно консервативными параллельно со всей нашей аграрной отраслью. А высокий средний возраст сотрудников факультетов и кафедр способствовал отстраненности от цифровизации даже в бытовом смысле. Получалось, что выпускник вуза обладал базовым набором знаний, но не был знаком с теми инструментами, без которых не возможна работа современного агропредприятия.

Сложившаяся ситуация еще пару лет назад говорила о том, что непринятие срочных мер чревато возникновением риска снижения темпов технологического развития отрасли из-за отсутствия компетентных, подготовленных кадров. По сути, каждого молодого специалиста с дипломом ВУЗа нужно было дополнительно обучать уже на производстве, затрачивая на это ресурсы и теряя время. Такая возможность есть далеко не у всех предприятий.
Так что изменилось сегодня? Какова текущая ситуация и перспективы?

Изменилось многое – в первую очередь, произошли изменения на стороне высших учебных заведений. Инициативы ректоров, проректоров и деканов начали обретать реальное воплощение в форме стратегического сотрудничества с отраслевыми ИТ компаниями. Прикладные информационные технологии стали более доступны для использования в учебном процессе. Уже сейчас есть ряд успешных примеров взаимодействия между ВУЗами и частными технологическими компаниями, имеющими опыт разработки и внедрения в производство современных цифровых программно-аппаратных систем. Таким образом, ВУЗы получают возможность использовать в образовательном процессе образцы самых современных отраслевых решений, наглядно иллюстрирующих аналогию, присутствующую в реальном производственном цикле.

Вот что говорит о кадровом обеспечении АПК доктор сельскохозяйственных наук, декан факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств Ульяновского государственного аграрного университета имени П.А.Столыпина Александр Леонидович Тойгильдин. По мнению А.Л. Тойгильдина, в современных условиях рынок труда для выпускников учебных заведений диктует свои правила. И стоит отметить, что, прежде, основное значение имел документ об образовании, в то время как сегодня важнее личностные и профессиональные качества соискателя той или иной должности – выпускника арарного ВУЗа. Учитывая кадровые проблемы сельхозтоваропроизводителей, перед образованием сегодня стоят серьезные задачи, что накладывает высокую ответственность за подготовку выпускников. На передний план выходят вопросы обеспечения качества образовательных технологий.

В рамках совместного проекта между ООО «ИнфоБис» (компания разработчик системы «Агросигнал») и Ульяновским ГАУ на одном из факультетов создана учебная лаборатория цифрового земледелия, что дает возможность с высокой эффективностью проводить занятия по дисциплинам, связанным с прикладными цифровыми технологиями. Информационная система «Агросигнал» доступна обучающимся с любого смартфона, планшета или стационарного компьютера, что сильно упрощает проведение теоретических, а также практических и полевых занятий по дисциплине «Точное земледелие». По мнению руководства Ульяновского ГАУ, подобные цифровые инструменты, симуляторы реальных производственных условий, способны вызвать интерес у современного поколения студентов, привить им необходимые навыки и умения, а далее - способствовать выходу агропредприятий на новый технологический уровень.

Другой пример. Проректор по информатизации, международным связям и управлению качеством Воронежского государственного аграрного университета имени Императора Петра I отмечает следующее. В настоящее время уделяется большое внимание цифровой трансформации в сельском хозяйстве. Этот процесс системно прорабатывается на уровне Минсельхоза России и Правительства Российской Федерации, но при этом уже активно реализуется на региональном уровне и на уровне предприятий.

С точки зрения руководства Воронежского ГАУ, информационные технологии пришли в сельское хозяйство уже давно, но только сейчас уровень технологий и инфраструктуры позволяет говорить об очередном качественном скачке, именно трансформации. Поэтому чрезвычайно остро ставится вопрос о подготовке кадров для сельского хозяйства с IT-компетенциями. Это является настоящим вызовом для отраслевых аграрных вузов, которые должны соответствовать требованиям сегодняшнего дня при реализации образовательных программ как высшего, так и дополнительного образования. Важным фактором в выборе оптимальных для учебного процесса прикладных агросервисов является реальная востребованность того или иного сервиса. В этом смысле наш продукт - Агросигнал- оказался подходящим решением. В настоящее время продукт "Агросигнал" обслуживает более 5% российских сельхозугодий. С помощью системы «АгроСигнал» аграрии увеличивают рентабельность своего бизнеса до 20%, благодаря тому, что «АгроСигнал» позволяет в единой цифровой среде получать информацию с множества датчиков, которые установлены на рабочих местах сотрудников и на сельхозтехнике [2].

По мнению наших коллег из Воронежского ГАУ, в настоящее время образовательные стандарты требуют активного участия бизнес партнеров, потенциальных работодателей в проектировании и реализации образовательных программ. В случае IT-компаний, работающих в агарной сфере эти требования стандартов, органически дополняются острой потребностью вузов. Только при эффективном взаимодействии аграрного вуза и IT-компаний можно говорить о создании условий для формирования необходимых цифровых компетенций у обучающихся. Эффективность взаимодействия обеспечит комплексность подхода: от привлечения отдельных экспертов для проведения занятий или итоговой государственной аттестации до разработки и реализации полноценных сетевых образовательных программ; от обеспечения практического обучения в условиях производства до формирования совместных образовательных центров и постоянно действующих выставочных площадок на базе университетов.

По нашему опыту, большинство агровузов исходит из позиции, что ряд IT компаний занимает конструктивную дальновидную позицию и готовы к такому взаимодействию. Проведенный анализ показывает, что намечавшиеся несколько лет назад риски возникновения кадрового дефицита в высокотехнологичном сегменте АПК на фоне отставания знаний и навыков молодых специалистов-выпускников от требований производства, постепенно нивелируются. Совместная активность технологических компаний, производства и образовательных учреждений сейчас задает новый формат взаимодействия, направленного на увеличение доступности новейших разработок, уже применяемых на предприятиях, для тех, кому вскоре предстоит начать свой профессиональный путь.

Можно заключить, что по аналогии с обучением студентов в некоторых регионах на базе аграрных вузов с привлечением представителей компаний разработчиков цифровых систем организованы постоянно действующие программы повышения квалификации действующих специалистов АПК, где информация о методах и опыте применения цифровых продуктов напрямую доносится до аграриев, давая возможность разобраться во всех аспектах технологии. Эта полезная инициатива позволяет сольхозтоваропроизводителям оперативно актуализировать свои знания и впоследствии применять их на практике, повышая эффективность и стабильность работы своего агропредприятия.

Таким образом, цифровизация АПК предполагает наращивание и усиление связей между ИТ-компаниями, разрабатывающими и внедряющими решения для АПК, и агровузами и предполагает такие направления партнерства как: передачу тестовых и рабочих образцов программных приложений - агросервисов центрам обучения в агровузах, создание условий повыщения квалификации действующих работников АПК на базе агровузов, трансформацию учебных планов в сторону обогащения классических образовательных программ и создания новых на основе требований прикладной цифровизаци в хозяйствах АПК.

Другим немаловажным направлением является поддержка институциональных игроков. В качестве примера можно привести запуск Ассоциацией интернета вещей проекта «Цифровизация сельского хозяйства», в реализацию которого было вовлечено более 6000 человек. Ассоциацией был подготовлен образовательный онлайн курс в свободном доступе, для обеспечения понимания того, что такое цифровизация в АПК, состоящий из двух модулей — сведений по цифровой трансформации и практики применения цифровых технологий в сельском хозяйстве.

Следующий шаг - работа с персоналом на предприятиях АПК. Как показывает практика, он может быть довольно болезненным. Поэтому важно донести ценность изменений до рядовых сотрудников, терпеливо все объяснить, продемонстрировать преимущества нового уклада, подсветить выгоды.

Например, работа диспетчеров, учетчиков, бухгалтеров в значительной степени упрощается за счет автоматизации: им не нужно вручную вносить все данные, достаточно просто выгружать их из системы. Механизаторов можно мотивировать ежедневным подсчетом их выработки — печатать отчеты из системы и вешать на стенд, чтобы они понимали, сколько сегодня сделали и заработали. Обычно особенно тяжело переживают процесс цифровизации агрономы, ошибочно полагая, что им теперь придется постоянно сидеть в офисе за монитором. На самом же деле они могут все так же ездить по полям с планшетом вместо блокнота, и в режиме онлайн наблюдать за любыми изменениями в хозяйстве, обмениваться актуальными и достоверными данными с диспетчерами, экономистами, управленцами [3].

В перспективе, консолидированное мнение многих экспертов заключается в том, что требования к подготовке операторов, младшего инженерного персонала, линейных агрономов сильно преобразятся и повысятся. Ожидается спрос на специалистов по интеграции интеллектуальных решений в сельском хозяйстве, которых пока что остро не хватает. Знание отчасти взаимоисключающих областей — сельского хозяйства в части агрономии, управления машинно-транспортными парками, а также ИТ-технологий в широком смысле становится критерием ценности конкретного работника АПК. В АПК вольется целый класс новых профессий - разработчики и интеграторы программного обеспечения, специалисты по развёртыванию аппаратных средств, локальных сетей и баз данных хозяйств с обязательным пониманием принципов спутниковой навигации, сетей передачи данных, телеметрии и принципов работы сельхозмашин [4]. Как видно, тема цифровизации АПК с точки зрения компетенций кадров является в целом достаточно глубокой, как и сам объект ее исследований - человек, поэтому мы продолжим наши изыскания в новых статьях по этой проблематике.

Источники:

1. Цифровизация АПК: взгляд разработчиков, банкиров и крупных аграриев. Режим доступа. URL: https://regnum.ru/news/polit/3094704.html.
2. Саратовский ГАУ и «Инфобис» запустили программу «Цифровизация агроэкономики» Режим доступа. URL: https://agrosignal.com/articles/saratovskiy-gau-i-infobis-zapustili-programmu-tsifrovizatsiya-agroekonomiki/.
3. Коршунов В.Г. Мифы о цифровизации // Агроинвестор. 03.08.2020. Режим доступа. URL: https://www.agroinvestor.ru/column/vladimir-korshunov/34139-mify-o-tsifrovizatsii/.
4. Ракуль Е. Как вырастить кадры для АПК будущего // Эксперт Юг. №6 (443). 01.06.2020. Режим доступа. URL: https://expert.ru/south/2020/06/kak-vyirastit-kadryi-dlya-apk-buduschego/.

© 2015-2020. СМИ сетевое издание «Управление рисками в АПК» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-62125 от 19 июня 2015 г.