Выпуск № 2 (36), 2020
ТРИБУНУ - МОЛОДЫМ УЧЁНЫМ!
ГЛЫГА О.В.

ЦИФРОВАЯ МАРКИРОВКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Глыга Ольга Владимировна – магистрант, кафедра прикладной информатики, Институт экономики и управления АПК, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
E-mail: olya.glyga.98@mail.ru
SPIN-код: 4737-3325

Аннотация

Современный уровень цифровизации предполагает оценку и маркировку товаров, при помощи которой возможно в сжатой форме, но в то же время достаточно полно передать потребителю важную информацию о продукте: где он произведен, из какого материала и так далее. Данная необходимость подчеркивается постоянно растущей сложностью потребительских продуктов и предложений, когда функциональные аспекты могут быть непонятны для потребителей с первого взгляда. В статье описываются проблемы и перспективы внедрения цифровой маркировки молочной продукции, предпринимается попытка оценки ее эффективности.

Ключевые слова

Цифровая маркировка, цифровые технологии, государственное регулирование внедрения цифровых технологий, прогноз, Меркурий, маркировка товара, RFID

Введение ограничений на поставки ряда продовольственных товаров, сырья и продуктов питания из-за рубежа способствовало активному росту производства аграрной продукции в России. В соответствии с показателями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации самообеспеченность России по молоку и молочным продуктам в 2019 г. достигла 90%. Помимо полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка Российская Федерация экспортировала молока и молочной продукции в полтора десятка стран ближнего и дальнего зарубежья на сумму более 109 млн долларов США (октябрь 2020 года) [3].

Современные требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, утвержденные в Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, требуют для обеспечения качества и безопасности молочной продукции применение технологии прослеживаемости и ее маркировки для идентификации продукции. Данное решение позволит предотвратить поступление на товарные рынки контрафактной продукции. В тоже время существует необходимость разработки и применения стандартных международных требований к маркировке товаров и знакам (их системам), которые были бы способны в сжатой форме, но в то же время достаточно полно передать потребителю важную информацию о продукте. Эта необходимость подчеркивается каждый день растущей сложностью потребительских продуктов и предложений, когда функциональные аспекты могут быть непонятны для потребителей с первого взгляда.
Агропромышленный комплекс Российской Федерации включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства [6]. Внедрение цифровых технологий в АПК РФ стало объективной реальностью, от которой во многом зависит не только рост доходов производителей сельскохозяйственной продукции различных уровней [7], но и эффективность сельскохозяйственной отрасли и государства в целом [2].

Чтобы повысить эффективность сельскохозяйственных предприятий, а также улучшить связи между производителями и клиентами необходимо использовать цифровую маркировку продуктов. Маркировка – это процесс присвоения изделию уникального контрольного идентификационного знака (КИЗ). КИЗ – это своеобразная электронная метка, с помощью которой можно легко отследить производство, импорт и обороты различных групп товаров.
Маркировка проводится с использованием технологии RFID. С её помощью в чип продукции заносится полная информация о товаре. Информация записывается на чип с помощью специального оборудования – RFID-считывателя.

В некоторых открытых источниках высказывается мысль, что что полная цепочка прослеживания молочной продукции после внедрения цифровой маркировки будет обеспечена интеграцией двух государтвенных информационных систем:
1. Система «Меркурий», которая будет контролировать сырье до завода;
2. Система «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) будет прослеживать каждую единицу готовой продукции до продажи на кассе [1].
Предполагается, что обмен данными позволит осуществить полное прослеживание продукции и гарантировать ее безопасность для населения.

По мнению экспертов, процесс цифровой маркировки может осуществляться в несколько этапов: на начальном этапе уникальный код генерируется системой маркировки и наносится производителем на упаковку. Код должен содержать информацию о дате, времени и месте производства молочной продукции, код продукта и криптографический элемент, защищающий код от подделки. Затем данные через электронные каналы поступают в систему маркировки. Дальше информация о движении товаров передается между участниками товародвижения с поддержкой электронного универсального передаточного документа (УПД). Оператор электронного документооборота передает УПД в систему маркировки (тем самым фиксируя отгрузку и поступление). Завершающим этапом является факт продажи продуктов на кассах. Информация о продаже отправляется оператором фискальных данных в систему маркировки одновременно с отправкой данных в ФНС [5].
Что касается проблем цифровой маркировки, то они представлены в таблице 1.

Вместе с рисками, перспективы цифровой маркировки молочной продукции, то есть решения о внедрении цифровой маркировки молочной продукции могут привести к следующим эффектам:
1) снижению развития доли «серых» товаров в обороте, ввезенных и произведенных на территории стран ЕАЭС;
2) росту поступлений налогов, сразу пошлин, сборов т в бюджет государства;
3) защите производителей питания от недобросовестной продукции конкуренции,  защите торговых марок (брендов) производителей товаров;
4) вытеснению с рынка контрафактной продукции, продукции подпольных предприятий, а также предотвращение практик «разбавления» легального товара контрафактным даже в крупных магазинах;
5) наличию меток на товаре, как своеобразного знака качества, которое служит подтверждением легальности товара для потребителей.

Как правило, на первоначальных этапах внедрения передовых достижений науки и техники в производство, особенно таких новейших и прорывных, каковыми являются цифровые технологии, они не являются экономически эффективным, так как их стоимость велика. Однако со временем внедрение передовых достижений науки и техники становится неотъемлемым условием повышения эффективности [4]. Благодаря системе цифровой маркировки молочной продукции производитель будет четко знать, сколько он продает товаров и как работают логистические цепочки, что позволит оптимизировать бизнес-процессы и снизить издержки.

В итоге введения цифровой маркировки отдельные звенья товаропроводящей цепочки соединяются в конкурентоспособную систему, осуществляющую действенное управление сквозным материальным потоком. Внедрение цифровой маркировки позволит вовремя довести товар до покупателя с минимальными затратами, не допустив порчи и потерь.

В то же время необходимо учитывать то, что из-за ухудшающейся экономической и эпидемиологической обстановки в странах, массового перевода на удаленную работу сотрудников российских предприятий, а также роста цен на многие категории товаров (лекарственные препараты и пр.), у российского бизнеса для внедрения цифровой маркировки ресурсы сейчас серьезно ограничены. Дополнительного масла в огонь подливает тот факт, что у многих компаний существует большое количество вопросов к стабильности и устойчивости работы систем маркировки, отсутствию сценариев по маркировке для дистанционной торговли и интернет-компаний.

Источники:

1. Государственная информационная система маркировки товаров. Режим доступа. URL: // http://www.tadviser.ru/.URL:http://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Государственная_информационная_система_маркировки_товаров.
2. Кушнарёва М.Н. К вопросу об определении эффекта от цифровизации сельского хозяйства (на примере внедрения цифровой платформы на агропродовольственном рынке РФ) // Известия международной академии аграрного образования. 2019. №45/ С.132-135.
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Режим доступа. URL: https://customs.gov.ru/
4. Худякова Е.В., Кушнарева М. Н., Горбачев М. И. Объектно-ориентированное моделирование бизнес-процессов в АПК. М: ООО «Мегаполис». – 2020. – С. 56.
5. Чехонадских И.И. Исследование маркировки товаров как средства идентификации при совершении таможенных операций. Монография. М.: КноРус, 2016. – 112 c.
6. Рагулина Ю.В., Горбачев М.И., Моторин О.А., Суворов Г.А., Семенова Е.И., Дудин М.Н., Худякова Е.В. Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации: монография. М.: КноРус, 2019.
7. Архипов А.Г. , Горбачев М.И., Косогор С.Н., Моторин О.А., Суворов Г.А., Труфляк Е.В. Цифровая трансформация сельского хозяйства России: офиц. изд. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019.

1/1

© 2015-2020. СМИ сетевое издание «Управление рисками в АПК» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-62125 от 19 июня 2015 г.