АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ СОСТОЯНИЯ МУКОМОЛЬНОЙ И ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ АПК
top of page
Выпуск 1 (35), 2020

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Мехедькин А.А. Анализ и прогноз состояния мукомольной и хлебопекарной отраслей экономики АПК // Управление рисками в АПК. 2020. № 1. С. 48-52. URL: http://www.agrorisk.ru/20200105

Mechedkin A.A. Analysis And Forecast Of The State Of The Milling And Baking Sectors Of The Economy Of The Agro-Industrial Complex // Agricultural Risk Management, 2020, Vol. 35, pp. 48-52. URL: https://www.agrorisk.ru/pub/202001/5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
МЕХЕДЬКИН А.А.

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ СОСТОЯНИЯ МУКОМОЛЬНОЙ И ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ АПК

Мехедькин Анатолий Акимович – советник, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: amehedkin@spcu.ru

annotation

В статье, написанной в 2018 году, рассмотрена краткая характеристика отечественного рынка мукомольной промышленности, отмечаются оценочные результаты развития отрасли.

Keywords

Мукомольная отрасль, производство продукции, продовольственная безопасность, хлебная продукция.

MECHEDKIN A.A.

ANALYSIS AND FORECAST OF THE STATE OF THE MILLING AND BAKING SECTORS OF THE ECONOMY OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Anatoly A. Mechedkin – advisor, Agroanalytics Center, Moscow, Russia
E-mail: amehedkin@spcu.ru

Annotation

In an article written in 2018, a brief description of the domestic market for the flour mill industry is considered, the estimated results of the development of the industry are noted.

Keywords

Milling industry, production, food security, bread products.

Article text


Хлебобулочные изделия и крупы формируют продовольственную безопасность как Российской Федерации, так и многих стран мира, где потребление данной категории продукции носит регулярный характер.

В связи с этим, эффективность функционирования производственной цепочки хлебной продукции имеет прямую зависимость на качество потребляемой населением продукции, что в свою очередь, сказывается на здоровье населения и будущих поколений. Зерновые продукты отличаются высоким содержанием компонентов, необходимых для поддержания жизнедеятельности и здоровья человека.

Тем не менее, структура российского производства остается несбалансированной: наибольшая доля потребляемой продукции относится к изделиям из необогащенной пшеничной муки зачастую низкого качества, что не соответствует в полной мере нормам, рекомендуемым Минздравом. Россия обладает широкой сырьевой базой для производства различной продукции из зерна, по объемам валового сбора зерновых и зернобобовых культур наша страна занимает ведущие позиции в мире с долей в 5%.[1].

По уровню производства мукомольной продукции доля России составляет до 4%. Уровень потребления хлебных продуктов в стране также соизмерим, и составляет, в среднем 111 кг в год на душу населения. Внутренний рынок российской хлебной продукции характеризуется высокой долей использования отечественного сырья, составляющей 97,8%, что также соответствует критериям доктрины продовольственной безопасности. Российские мукомольные производственные мощности в настоящее время загружены, в среднем, на 60-63% ввиду снижения спроса на их продукцию.

Крупнейшие производители мукомольной и хлебопекарной продукции способны и готовы значительно увеличить производство своей продукции на экспорт (в отдельных случаях, до 50% и более) в течение года, что говорит о существовании высокого экспортного потенциала. Несмотря на перечисленные факторы, в последнее время производство хлебной продукции в России имеет тенденцию к снижению.

Основное сокращение наблюдается в сегменте пшеничной муки, которая занимает основную долю в структуре производства хлебной продукции (77%), около 60% которой потребляют хлебопекарные предприятия. Вместе с этим, имеют место растущие товарные сегменты, такие как производство макаронных изделий, отдельных видов круп и зерновой муки, а также хлебной продукции длительного хранения.

Всё это указывает на постепенную смену потребительских предпочтений населения в сторону увеличения потребления нетрадиционной продукции с более сложной рецептурой и продуктов здорового питания. Поэтому в ближайшей перспективе для развития внутреннего рынка хлеба и хлебобулочных изделий следует ожидать рост спроса на новые нетрадиционные виды продукции, причем подобная тенденция будет иметь неоднородное распределение по регионам.

Отдельно следует отметить наличие факторов, искажающих реальные объемы отечественного производства как мукомольно-крупяной, так и хлебопекарной продукции, которая фиксируется Росстатом, за счет подпольного существования теневого сектора производства продукции, объемы которого могут достигать до 30% от официальных.

Об этом не раз заявляли, как официальные лица Минсельхоза, так и представители отрасли. Величину искажения данных можно примерно оценить путем сопоставления объемов потребления зерна с производством продукции переработки (в пересчете на зерно).

По предварительной оценке, объем неучтенной пшеничной муки в 2016 г. мог составить до 2,7 млн тонн, а в 2017 г. – уже до 3,4 млн тонн (+0,7 млн тонн). Таким образом, существует тенденция к перераспределению объемов производства муки в пользу теневых.

Основной целью проведенных исследований является определение реального уровня потребления по отдельным видам хлебной продукции и соответствия рекомендуемым нормам, что позволит оценить ресурсный потенциал для экспорта на внешние рынки[3]. Результаты могут служить для объективной оценки формирования потребительской корзины, установленной в рамках федерального закона.

В задачи работы входят такие аспекты, как анализ производственных ресурсов и спроса на хлебную продукцию, включающие оценку производства, потребления объемов внешней торговли, анализ динамики среднедушевого потребления отдельных видов хлебной продукции в региональном разрезе, а также моделирование ситуации в потребительском секторе хлебной продукции на внутреннем рынке в среднесрочной перспективе в привязке к прогнозу Минэкономразвития России [2].

Прогнозы в краткосрочной перспективе до 2020 года отражают тенденции в соответствии с историческими темпами роста показателей и носят оценочный характер дальнейшего базового сценария развития без учета влияния сложных модификаторов.

Sources:

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена указом президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/(дата обращения: 20.09.2019).
2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». – URL: http://docs.cntd.ru/document/902343994/(дата обращения: 18.09.2019).
3. Официальный сайт Евразийского экономического союза: URL: http://www.eaeunion.org (Дата обращения: 26.09.2019).

References:

1. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g. Utverzhdena ukazom prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 30 yanvarya 2010 g. № 120. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/(data obrashcheniya: 20.09.2019).
2. Rasporyazheniye pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 aprelya 2012 goda N 559-r «Strategiya razvitiya pishchevoy i pererabatyvayushchey promyshlennosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda». – URL: http://docs.cntd.ru/document/902343994/(data obrashcheniya: 18.09.2019).
3. Ofitsial'nyy sayt Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: URL: *http://www.eaeunion.org (Data obrashcheniya: 26.09.2019).

All illustrations of the article:

bottom of page