Выпуск № 1 (35), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СВИЩЕВА М.И.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ХЛЕБНОЙ ПРОДУКЦИИ

Свищева Маргарита Игоревна – начальник отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: m.svishcheva@mcx.ru

Аннотация

В статье рассмотрено текущее состояние государственной поддержке производителей хлебной продукции, выявлены основные направления, на которые направляется финансирование. Кроме того, в статье рассмотрены инвестиции в отрасль.

Ключевые слова

Хлебопекарная отрасль, государственная поддержка, инвестиции, зернопереработка, обеспеченность ресурсами, направления поддержки.

Для цитирования контента статьи, пожалуйста, используйте следующее описание

Свищева М.И. Государственная поддержка стимулирования производства хлебной продукции // Управление рисками в АПК. 2020. № 1. С. 41-46. URL: http://www.agrorisk.ru/20200104

Текст статьи


Стабильность функционирования хлебопекарной отрасли в значительной степени зависит от обеспеченности ресурсами и средствами производства: зернового сырьевого и перерабатывающего секторов. В 2017 году государство инвестировало в производство продукции мукомольно-крупяной промышленности 4,36 млрд рублей, и почти 11 млрд рублей в производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.

В настоящее время государственная поддержка зерноперерабатывающих предприятий обеспечена нормативной документацией в виде стратегии развития отрасли в рамках государственной программы развития сельского хозяйства [1] и постановления правительства №1528 [2].




1/1

В рамках Постановления №1528 предусмотрен ряд целевых субсидий, в том числе на внутренние перевозки зернового сырья и модернизацию производства. В ближайшей перспективе планируется расширение постановления в частности субсидирования части затрат как на модернизацию производства, так и на сырьевые поставки.

Государственная программа развития сельского хозяйства (2013 2020 гг.) предусматривает поддержку мукомольных предприятий, в рамках пункта: «кредитование подотрасли растениеводства и переработки ее продукции», а также развития инфраструктуры и логистического сообщения.

Основная часть инвестиций в производство продукции мукомольно крупяной промышленности использована на поддержку производства муки из зерновых культур (3,036 млрд рублей) и более 1 млрд руб. на производство крупяной продукции. Следует отметить, что до 2016 года поддержка отрасли практически не проводилась.

1/1

По предварительной оценке авторов, для модернизации производства и внедрения современных высокопроизводительных технологий для полного круга хозяйствующих субъектов потребуются инвестиции в отрасль порядка 7-8 млрд рублей в год, то есть в 1,5-2 раза больше текущих объемов финансирования. Если учитывать только крупные предприятия, потребности в инвестициях составят 5-6 млрд рублей в год (на четверть меньше).

Фокус на поддержку индустриальных мукомольных предприятий может быть оправдан тем, что крупные организации отличаются большей стабильностью и качеством продукции, а производственный потенциал таких предприятий способен обеспечивать нужды страны со значительным запасом.

1/1

Общая сумма государственных инвестиций в производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий в 2017 году составила почти 11 млрд рублей, при этом около 43,8% от этой суммы было направлено на поддержку производства хлеба и хлебобулочных изделий. Хлебопекарные предприятия также испытывают недостаток финансирования, где наблюдается высокая амортизация производственных мощностей.

По предварительной оценке Союза хлебопекарной промышленности, модернизация и обновление производственных мощностей дополнительно потребует не менее 100 млрд руб. инвестиций за период 10-15 лет. Перечень инвестиций, использованных на поддержку производства хлебной продукции представлен в таблице 1.

1/1

Основным показателем эффективности, прописанным в Государственной программе развития сельского хозяйства до 2020 года, является рост производства по целевой продуктовой номенклатуре.
Целевой индикатор по хлебным продуктам предусматривает увеличение производства к 2020 году зерновой муки до 10,3 млн тонн, крупы до 1,4 млн тонн, хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами – до 300 тыс. т.

Следует отметить, что на протяжении последних трёх лет целевой индикатор госпрограммы по производству зерновой муки систематически не выполняется, в частности, это происходило за счет снижения производства пшеничной муки и вырабатываемой из неё хлебной продукции (по данным Росстата, в среднем, на 2,4% в год).

1/1

Текущего производства хлебобулочных изделий функционального и лечебного назначения также недостаточно – по итогам 2017 года их было произведено всего 89,8 тыс. тонн, то есть по 0,61 кг на душу населения. По оценкам Союза хлебопекарной промышленности, реальная потребность в указанной продукции может составлять 600-700 тыс. тонн.
На основе сложившихся тенденций, основными направлениями господдержки по продукции зернопереработки являются продвижение продукции на мировой рынок и поддержка переработчиков, использующих зерно для выработки готовых продуктов с более высокой добавленной стоимостью, а также реализация комплекса мер направленных на снижение стоимости и повышения доступности широкого ассортимента круп и бобовых для потребителей в регионах с низким уровнем доходов. К таким мерам относятся поддержка инновационной активности, развитие семенной базы, а также снижение стоимости перевозок.

1/1

Источники:

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена указом президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/(дата обращения: 20.09.2018).
2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». – URL: http://docs.cntd.ru/document/902343994/(дата обращения: 18.09.2018).
3. Постановление Правительства от 29 декабря 2016 г. № 1528 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий Российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210135/(дата обращения: 10.09.2018).
4. Приказ Министерства здравоохранения от 19 августа 2016 г. №614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требования здорового питания».

Все иллюстрации статьи:

1/1

© 2015-2021. СМИ сетевое издание «Управление рисками в АПК» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-62125 от 19 июня 2015 г.