УДК

in process

DOI

in process

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Арутюнян А.А. Проблемы и перспективы масложировой отрасли // Управление рисками в АПК. 2019. № 6. С. 36-45. URL: http://www.agrorisk.ru/20190604

ARUTYUNYAN A.A.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE OIL AND FAT INDUSTRY

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
АРУТЮНЯН А.А.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАСЛОЖИРОВОЙ ОТРАСЛИ

Арутюнян Ануш Артюшаевна – заместитель начальника отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия.
E-mail: aarutyunyan@spcu.ru

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы и перспективы масложировой отрасли, а также факторы увеличения экспортного потенциала. Рассматриваются мероприятия по повышению эффективности отрасли в таких странах как Китай, Иран Индия и меры государственной поддержки и экономического стимулирования развития отрасли в России. Определяются цели специальной отраслевой программы поддержки экспорта масличных культур.

Ключевые слова

Недостаточная транспортная обеспеченность, изношенность материально-технической базы, отсутствие кадровой политики в отрасли, административные барьеры.

ARUTYUNYAN A.A.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE OIL AND FAT INDUSTRY

Anush A. Arutyunyan – Deputy Head of Branch, Agroanalytics Center, Moscow, Russia
E-mail: aarutyunyan@spcu.ru

Annotation

The article discusses the problems and prospects of the oil and fat industry, as well as factors for increasing the export potential. Measures to improve the industry's efficiency in countries such as China, Iran, India and measures of state support and economic incentives for the development of the industry in Russia are considered. The objectives of a special industry program to support the export of oilseeds are determined.

Keywords

Inadequate transport security, deterioration of the material and technical base, lack of personnel policy in the industry, administrative barriers.

Текст статьи

Масложировая отрасль занимает ведущее место в агропромышленном комплексе России, что связано как с разнообразием и уникальностью состава маслосодержащего сырья различных регионов мира, так и с быстрой его возобновляемостью, масштабностью использования масложировых продуктов в пищевых, кормовых и технических целях, в том числе и стратегических. Поэтому состояние масложировой отрасли определяет развитие не только отечественного агропромышленного комплекса, но и целого ряда отраслей промышленности[1].
Для обеспечения устойчивого и стабильного функционирования масложировой отрасли на внутреннем рынке и расширения российского присутствия на международном рынке необходимо решить ряд проблем, существующие в отрасли.
Недостаточная транспортная обеспеченность.

На сегодняшний день, не все действующие портовые терминалы обеспечены сообщением с железной дорогой, что существенно сдерживает возможности по перевалке грузов, которые идут из отдаленных регионов России. Недостаточная пропускная способность автодорог, примыкающих к портовым и сухопутным железнодорожным терминалам, снижает объемы перевозок масличных культур и ведет к росту тарифов. Необходим гибкий механизм субсидирования в развитие инфраструктуры - строительство дорог, портов, мощностей по хранению. Это поспособствует увеличению экспортной составляющей, сегодня крайне низкой из-за отсутствия терминалов для перевалки масла и зерна, а также по причине нехватки железнодорожного парка (цистерн, вагонов, зерновозов). Данная задача требует большого объема капиталовложений на долгий срок, и ни одна частная компания не может себе позволить инвестировать деньги в проекты такого рода без государственной поддержки[2].

press to zoom

press to zoom
1/1

Для контроля за качеством и безопасностью масложировой продукции в 2011 году был разработан технический регламент Таможенного союза 024/2011 "Технический регламент на масложировую продукцию", который предусматривает не выдачу сертификата, а регистрацию декларации о соответствии. Декларация о соответствии – это документальное подтверждение безопасности данного продукта питания и его соответствия всем требованиям установленного государственного стандарта[5].
Технический регламент действует не только на территории РФ, но также и на территории всех остальных государств-членов соглашения о Таможенном союзе.

Для осуществления экспорта масличной продукции за пределы стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) необходимо оформить сертификат происхождения товара. Сертификат происхождения товара относится к международным документам и выдается Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и ее региональными органами.
В рамках таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Китае применяется комплекс мер, включающий таможенные пошлины, процедуры и правила. Ставки экспортных и импортных пошлин публикуются Главным таможенным управлением КНР. Пошлина на импорт подсолнечного масла составляет 9%.
В Иране стимулируется закупка масличных в стране через систему таможенных пошлин для маслопереработчиков. Для тех, кто закупает 30% от своих потребностей на внутреннем рынке, пошлины на ввоз масла составляют 10%, для остальных - 20%. Ограничен импорт тропических масел: в 2016 году была введена пошлина на тропические масла в размере 40%.
Индия активно применяет все основные виды тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые включают взимание импортных и экспортных пошлин, установление нетарифных барьеров. Совокупная пошлина на импорт на подсолнечное масло составляет 12,87%[6].

Изношенность материально-технической базы.
Серьезной проблемой является изношенность материально-технической базы. Российским маслодобывающим предприятиям в среднем около 70 лет, большинство компаний, производящих растительные масла, оснащены устаревшим оборудованием, с помощью которого возможна самая простая обработка масличного сырья. Это напрямую влияет на качество конечного продукта, его конкурентоспособность[3].
Отсутствие кадровой политики в отрасли.
Еще одна, проблема отрасли — это отсутствие квалифицированных кадров. Нет кадровой политики, позволяющей выращивать специалистов высокого уровня.

Административные барьеры.
Административные барьеры, связанные с оформлением документов, необходимых для предоставления в государственные и таможенные органы Российской Федерации при экспорте продукции.

Оптимизация налоговых и таможенных процедур путем внедрения механизма «единого окна» приведет к сокращению как временных, так и материальных затрат на экспорт, что поможет сделать российскую продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке, и поможет существенно снизить расходную часть экспортеров за счет отсутствия посредников в виде экспедиторских агентств, функция которых заключается в получении от имени и по поручения экспортера необходимых разрешительных документов в короткие сроки, а также устранить коррупционную составляющую при оформлении экспорта продукции АПК[4].

В целях роста эффективности в масложировой отрасли требуется создание кластеров по производству масличных культур с заданными показателями качества исходя из фитосанитарных требований и норм приоритетных стран-импортеров. Для этого необходимы инвестиции в части развития производства, поставок современной техники и технологий.
Одним из возможных факторов увеличения экспортного потенциала является оказание технического содействия со стороны государства для продвижения продукции АПК России на новые рынки. Как правило, во многих странах-покупателях слабо развита инфраструктура и переработка сельскохозяйственного сырья. В этой ситуации содействие в строительстве объектов логистической инфраструктуры на территории стран-импортеров, которые будут находиться в собственности или управлении российских компаний, позволит создать благоприятные условия для накопления ресурсов, для их последующей продажи по ценам внутреннего рынка стран-импортеров, которые существенно выше экспортных цен.

Государственная поддержка и меры экономического стимулирования развития экспорта регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (с изменениями на 29 июля 2017 года);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № 1104 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом".
В условиях продовольственного эмбарго проблема импортозамещения отдельных групп товаров является очень актуальной, в связи с чем государством был введен в действие целый комплекс мероприятий, способствующих развитию отечественных отраслей промышленности, в связи с чем была разработана Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации, рассчитанная на период с 2013 по 2020 годы. Основной ее целью является удовлетворение потребностей граждан страны в продукции масложировой отрасли, повышение уровня конкурентоспособности отечественных продуктов как на внутреннем, так и на внешнем рынках[7].

Для достижения поставленной цели в указанный период планируется решить комплекс задач, среди которых наиболее актуальными можно назвать пополнение сырьевой базы, внедрение современных технологий, проведение селективного отбора масличных культур, повышение потребительских характеристик, расширение предлагаемого ассортимента, улучшение инвестиционного климата масложирового комплекса, наращивание экспортного потенциала, техническое переоснащение отрасли, рациональное использование вторичных ресурсов и отходов.
Техническое регулирование играет огромную роль в формировании правовых основ масложировой отрасли. Оно предоставляет возможности для развития сегмента, увеличения экспорта, повышения конкурентоспособности отечественной продукции на рынке и привлекательности ее для потребителей.

press to zoom

press to zoom
1/1

Для достижения поставленной цели в указанный период планируется решить комплекс задач, среди которых наиболее актуальными можно назвать пополнение сырьевой базы, внедрение современных технологий, проведение селективного отбора масличных культур, повышение потребительских характеристик, расширение предлагаемого ассортимента, улучшение инвестиционного климата масложирового комплекса, наращивание экспортного потенциала, техническое переоснащение отрасли, рациональное использование вторичных ресурсов и отходов.
Техническое регулирование играет огромную роль в формировании правовых основ масложировой отрасли. Оно предоставляет возможности для развития сегмента, увеличения экспорта, повышения конкурентоспособности отечественной продукции на рынке и привлекательности ее для потребителей.

1/1

Главным фактором конкурентоспособности является повышение качества и безопасности продукции. Многие производители масложировой продукции успешно внедряют международные системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001-2001 и принципами ХАССП, наличие которых, способствует выходу на внешние рынки. Внедрение на предприятиях системы ХАССП обеспечивает уверенность в безопасности продукции. Система ХАССП, или Hazard Analysis and Critical Control Points (анализ рисков и критические контрольные точки), является в настоящее время основной моделью управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в промышленно развитых странах мира. С каждым годом ужесточаются требования к качеству растительных масел, производственным процессам, этапам контроля, условиям хранения и транспортировки. Несоблюдение их влечет значительное снижение экспортных возможностей[8].
Развитие экспорта масложировой отрасли также предусмотрено отдельной программой, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. № 524 «Об утверждении программ продвижения и увеличения объемов экспорта отдельных видов продукции Агропромышленного комплекса, в том числе продукции микро-, малых и средних предприятий АПК».

press to zoom

press to zoom
1/1

Разработка специальной отраслевой программы поддержки экспорта масличных культур преследует следующие цели:
- сохранение и усиление позиций на традиционных рынках сбыта, что предполагает показ новых возможностей поставок по различным видам товаров, условиям экспорта и др.;
- развитие экспорта масличных культур на новых для России рынках.
Программа призвана стимулировать создание транспортно-логистической инфраструктуры на главных направлениях экспорта, которые могут использоваться для вывоза широкого ассортимента продукции АПК в направлениях группы стран-импортеров, независимо от масштабов потенциального экспорта, что в свою очередь позволит повысить эффективность экспорта[9].

1/1

В целом, достижение перечисленной совокупности результатов позволит сформировать комплексную инфраструктуру финансовой поддержки экспорта продукции АПК на всех этапах осуществления экспортной поставки и обеспечит эффективное решение поставленных на уровне государства целей по содействию развитию российской экономики через расширение поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции из Российской Федерации и создание благоприятной среды для экспорта продукции.