ПРОГНОЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОВОЩЕЙ И БАХЧЕВЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
top of page

УДК

in process

DOI

10.53988/24136573-2019-05-04

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Митякова, Е. Е. Прогноз потребления овощей и бахчевых в Российской Федерации с учетом сценарных условий социальноэкономического развития / Е. Е. Митякова, М. И. Свищева, А. Ф. Тухватуллин // Управление рисками в АПК. – 2019. – № 5. – С. 37-49. – DOI 10.53988/24136573-2019-05-04.

MITYAKOVA E.E., SVISHCHEVA M.I., TUKHVATULLIN A.F. FORECAST OF CONSUMPTION OF VEGETABLES AND MELONS IN THE RUSSIAN FEDERATION, TAKING INTO ACCOUNT THE SCENARIO CONDITIONS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
МИТЯКОВА Е.Е., СВИЩЕВА М.И., ТУХВАТУЛЛИН А.Ф.

ПРОГНОЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОВОЩЕЙ И БАХЧЕВЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Митякова Елена Евгеньевна – главный специалист, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия.
E-mail: emityakova@spcu.ru
SPIN-код: 3938-1091

Свищева Маргарита Игоревна – начальник отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: m.svishcheva@mcx.ru

Тухватуллин Айнур Фанилович – ведущий специалист, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия

annotation

В статье дается прогноз потребления овощей и бахчевых в Российской Федерации. Этот прогноз учитывает сценарные условия социально-экономического развития. Рассмотрены базовый и консервативный сценарии прогноза макроэкономической динамики уровня среднедушевого потребления овощей в соответствии со сценариями социально-экономического развития.

Keywords

Продовольственная безопасность, фонд личного потребления система продовольственных балансов, продукция овощеводства, система межрегиональной торговли, среднедушевое потребление.

MITYAKOVA E.E., SVISHCHEVA M.I., TUKHVATULLIN A.F.

FORECAST OF CONSUMPTION OF VEGETABLES AND MELONS IN THE RUSSIAN FEDERATION, TAKING INTO ACCOUNT THE SCENARIO CONDITIONS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Elena E. Mityakova – Specialist, Analytical Center, Moscow, Russia.
E-mail: emityakova@spcu.ru

Margarita I. Svishcheva – Head of Branch, Agroanalytics Center, Moscow, Russia.
E-mail: m.svishcheva@mcx.ru

Ainur F. Tukhvatullin – Specialist, Agroanalytics Center, Moscow, Russia

Annotation

The article provides a forecast of consumption of vegetables and melons in the Russian Federation. This forecast takes into account the scenario conditions of socio-economic development. The basic and conservative forecast scenarios of macroeconomic dynamics of the average per capita consumption of vegetables in accordance with the scenarios of socio-economic development are considered.

Keywords

Food security, personal consumption fund, food balance system, vegetable products, interregional trade system, per capita consumption.

Article text

Анализ динамики среднедушевого потребления продуктов питания имеет существенное значение для оценки объемов рынка сельскохозяйственной продукции и формирования агропромышленной политики. Кроме того, соотношение фактического среднедушевого потребления основных продуктов питания и рекомендуемого Минздравом России рационального уровня является одним из целевых индикаторов Доктрины продовольственной безопасности[1]. В соответствии с Доктриной продовольственная безопасность обеспечивается в том случае, если фактическое потребление отдельных продуктов на душу населения соответствует рациональной норме. Для оценки потенциальных рисков в области продовольственной безопасности требуется информация о перспективных изменениях в уровне потребления основных продуктов питания при реализации различных сценариев экономического развития. Оценка прогнозной динамики необходима и для определения приоритетных отраслей развития сельского хозяйства, а также оценки экономической эффективности импортозамещения и перспектив роста экспорта основных видов продукции.

Учитывая важность перспективных оценок продовольственной безопасности в данном разделе будут рассмотрены методологические особенности прогнозирования потребления овощей.
Источниками данных о среднедушевом потреблении овощей и бахчевых являются:
• система продовольственных балансов Российской Федерации[2];
• результаты проводимых Росстатом выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств[3].
Фонд личного потребления при этом включает овощи свежие и бахчевые культуры, овощные консервы, соки, томатную продукцию, сухие и быстрозамороженные овощи в пересчете в свежие. Квашеные, маринованные и соленые овощи и бахчевые включаются без пересчета в основной вид продукции. Как можно видеть на Рисунке 1, при использовании различных подходов потребление овощей имеет схожую динамику, однако, обследования бюджетов домашних хозяйств дают оценку несколько ниже.

Рисунок 1. Среднедушевое потребление овощей и бахчевых в Российской Федерации в период 2006-2017 гг.

В методических комментариях Росстата такое расхождение объясняется тем фактом, что данные, полученные по результатам обследования бюджетов домашних хозяйств, не учитывают потребление продуктов в системе общественного питания, регистрируя только домашние питание. Тем не менее, обследование охватывает 47,8 тыс. домашних хозяйств ежеквартально и обеспечивает репрезентативность выборки для оценки уровня потребления как в регионах Российской Федерации, так и в целом по стране[2]. Рисунок 2. Гистограмма распределения среднедушевого потребления овощей и ягод в регионах Российской Федерации
Для оценки среднедушевого потребления овощей и бахчевых на прогнозном периоде в соответствии с описанным в предыдущем разделе инструментарием требуется информация о перспективной динамике факторов, включенных в модель. В качестве прогноза факторов на период 2018-2021 гг. в данной работе использовались данные Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года[4] и демографического прогноза Росстата до 2035 года[5] .
В соответствии с методологией, принятой Минэкономразвития России, расчет перспективного уровня потребления проводился для трех сценариев социально-экономического развития: базового, консервативного и целевого[2]. Однако последний прогноз макроэкономической динамики был сформирован министерством только по базовому и консервативному сценариям.

Базовый сценарий предполагает последовательную реализацию макроэкономической политики в рамках бюджетного правила, что будет приводит к незначительному ослаблению курса национальной волюты в период 2019-2021 гг. В целом 2019 г. в рамках данного сценария рассматривается как адаптационный. Ускорение инфляции и замедление экономического роста будут носить временный характер, реализация пакет структурных изменений, предложенных Правительством Российской Федерации, позволит вывести экономическую динамику на более высокую траекторию с ускорением темпов роста ВВП до 3% к 2021 г. Рост реальных располагаемых доходов населения ожидается на уровне 1-2%.

Консервативный сценарий разработан на основании предположения о существенном замедлении темпов роста мировой экономики, прежде всего, в результате реализации сценария «жесткой посадки» китайской экономики. Более медленные темпы роста мировой экономики обусловят снижение спроса на энергоресурсы и другие сырьевые товары. В условиях более жестких внешнеэкономический условий в период 2019-2021 гг. ожидается замедление темпов экономического роста и повышение инфляционного давления, что окажет сдерживающее воздействие на динамику основных социальных параметров.Набор сценарных условий, представленных в текущей редакции прогноза социально-экономического развития, в рамках данного исследования был дополнен целевым сценарием. Целевой вариант прогноза основан на тех же предпосылках относительно внешнеэкономической динамики, что и базовый вариант. При этом в его основу положен высокий вариант демографического прогноза Росстата. Позитивная динамика демографических показателей в сочетании с ростом инвестиционной активности обуславливает более значительные темпы роста экономики, а, следовательно, и более существенный рост доходов населения.

Прогноз среднедушевого потребления овощей и бахчевых в целом по Российской Федерации и по региональным группам, рассчитанный по всем трем сценариям социально-экономического развития представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Прогноз среднедушевого потребления овощей и уровня удовлетворения населения в продовольствии в соответствии со сценариями социально-экономического развития

Источник: расчеты авторов
В целом, как видно на Рисунке 3, к концу прогнозного периода ожидается увеличение потребления овощей и бахчевых в домашнем питании.

Рисунок 3. Темпы роста среднедушевого потребления овощей к базисному 2016 году по кластерам с различными сценариями социально-экономического развития

Однако при реализации консервативного сценария изменения незначительны – концу прогнозного периода потребление овощей и бахчевых увеличится на 1 кг. в сравнении с уровнем 2018 г. В 2019-2020 гг. ожидается снижение потребительской активности на фоне инфляционного давления, ослабления курса рубля и незначительного роста доходов населения.
В рамках базового сценария ожидается увеличение среднедушевого потребления овощей до 107,2 кг/чел. к 2021 г. При этом снижение потребительской активности возможно в 2020 г., что объясняется снижением спроса на иностранную продукцию в ответ на ослабление курса рубля.
В рамках наиболее благоприятного целевого сценария, характеризующегося устойчивым ростом доходов и низким уровнем инфляционного давления, динамика потребления овощей будет стабильной на всем прогнозном периоде, что позволит достичь к 2021 г. уровня потребления в домашнем питании 108,8 кг/чел. С учетом сектора HoReCa среднедушевой уровень потребления овощей и бахчевых может увеличиться 118-120 кг/чел. в год.

При этом динамика в высокодоходном кластере в основном будет определяться уровнем цен на иностранную продукцию. Потребители с более высоким уровнем доходов имеют склонность снижать сезонность в потреблении свежих овощей, что ведет к более высокой доле потребления импортной продукции в зимний сезон. Таким образом, для данного кластера вероятно снижение объемов потребления в 2020 г., со второй половины которого в соответствии со сценарием Минэкономразвития России ожидается наиболее существенное ослабление курса национальной валюты.

Потребители в регионах с более низкими показателями уровня жизни в большей степени склонны ориентироваться на уровень цен на внутреннем рынке, а также динамику реальных располагаемых доходов. Таким образом, для данного кластера снижение объемов потребления овощей более высокой долей вероятности придется на 2019 г. Этот период в рамках всех трех сценариев рассматривается как переходный для проявления эффектов от реализации мер экономической политики и характеризуется наиболее умеренной динамикой доходов и наиболее высокими инфляционными темпами.
Сравнение динамики среднедушевого потребления овощей в различных региональных кластерах в рамках базового сценария представлено на Рисунке 4.

Рисунок 4. Темпы роста среднедушевого потребления овощей к базисному 2016 году по кластерам с базовым сценарием социально-экономического развития

Несмотря на увеличение уровня потребления овощей в сравнении с показателями 2017 г., рекомендуемый Минздравом России уровень на прогнозном периоде не достигается ни в одном из рассматриваемых сценарием.

Рисунок 5. Прогнозная динамика среднедушевого потребления овощей (кг/чел./год) в Российской Федерации в период 2018-2020 гг. в сравнении с нормой рационального потребления в соответствии с базовым сценарием социально-экономического развития

При наиболее вероятном сценарии развития среднедушевое потребление овощей не превысит 77% от рекомендуемого Минздравом России уровня (Рисунок 5).
Средние по региональным кластерам значения, как видно на Рисунке 66, также отстают от рациональной нормы.

Рисунок 6. Прогноз соответствия потребления овощей рекомендуемым нормам здорового питания для групп регионов с различным уровнем доходов на прогнозном периоде 2019-2020 гг. в соответствии с базовым сценарием социально-экономического развития

Тем не менее, в отдельных регионах, таких как Северная Осетия, Астраханская область, Саратовская область, Ростовская область, Краснодарский край, Воронежская область, Республика Адыгея, можно ожидать выхода на показатели, соответствующие норме здорового питания.
Наиболее существенные риски для обеспечения продовольственной безопасности сохранятся в Ингушетии, Тыве, Якутии, Бурятии, Забайкальском крае и Чукотском автономном округе.
Таким образом, можно говорить о том, что в большинстве регионов доступ населения к продукции овощеводства ограничен ввиду высоких цен или неразвитой системы межрегиональной торговли, что не позволяет на прогнозном периоде в полном объеме обеспечить соответствие среднедушевого потребления овощей нормам рационального питания.

Sources:

Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
2. Постановление Росстата от 25.12.2006 № 82 (ред. от 21.10.2013) «Об утверждении Методических указаний по составлению годовых балансов продовольственных ресурсов».
2. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 05.04.2017 № 226 «Об утверждении Методологических положений по формированию агрегированных показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств на основе программы Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств»
3. Fruit and Vegetable Consumption by Low-Income Americans Would a Price Reduction Make a Difference? Diansheng Dong and Biing-Hwan Lin
4. White Paper No. 1 How to Increase Fruit and Vegetable Consumption A Multi-Stakeholder Approach for Improved Health Outcomes August 2017 The Alliance for Food & Health

References:

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 30.01.2010 № 120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii».
2. Postanovleniye Rosstata ot 25.12.2006 № 82 (red. ot 21.10.2013) «Ob utverzhdenii Metodicheskikh ukazaniy po sostavleniyu godovykh balansov prodovol'stvennykh resursov».
3. Prikaz Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki ot 05.04.2017 № 226 «Ob utverzhdenii Metodologicheskikh polozheniy po formirovaniyu agregirovannykh pokazateley dokhodov, raskhodov i potrebleniya domashnikh khozyaystv na osnove programmy Vyborochnogo obsledovaniya byudzhetov domashnikh khozyaystv»
4. Fruit and Vegetable Consumption by Low-Income Americans Would a Price Reduction Make a Difference? Diansheng Dong and Biing-Hwan Lin
5. White Paper No. 1 How to Increase Fruit and Vegetable Consumption A Multi-Stakeholder Approach for Improved Health Outcomes August 2017 The Alliance for Food & Health

All illustrations of the article:

bottom of page