ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Мехедькин А.А. Демографическая ситуация и продовольственная безопасность. Управление рисками в АПК. 2019. № 4. С. 50-75. URL: http://www.agrorisk.ru/20190405

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
МЕХЕДЬКИН А.А.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Мехедькин Анатолий Акимович – советник, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: amehedkin@spcu.ru

annotation

Описана взаимосвязь демографической ситуации и продовольственная безопасность России. Рассмотрено влияния демографического фактора на производственный потенциал и варианты прогноза изменения суммарного коэффициента рождаемости до 2050 года. Рассматриваются вопросы снижения уровня бедности.

Keywords

Суммарный коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни, снижение уровня бедности, природно-биологические факторы, социально-экономические факторы.

MECHEDKIN A.A.

DEMOGRAPHIC SITUATION AND FOOD SECURITY

Anatoly A. Mechedkin – advisor, Agroanalytics Center, Moscow, Russia
E-mail: amehedkin@spcu.ru

Annotation

The relationship of the demographic situation and food security of Russia is described. The influence of the demographic factor on the production potential and options for forecasting changes in the total fertility rate by 2050 are considered. The issues of poverty reduction are considered.

Keywords

Total fertility rate, life expectancy, poverty reduction, natural and biological factors, socio-economic factors.

Article text

Анализу факторов, определяющих демографическую ситуацию в российских регионах, посвящено множество работ, подробный перечень и анализ материалов этих исследований представлен, например, в [2].
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 г. в качестве важнейшей проблемы, стоящей перед страной, среди прочих была названа демографическая (№ 606) [1], для преодоления которой были определены в т.ч. следующие индикаторы:
а) повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;
б) увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет;
в) снижение уровня бедности в 2 раза (май 2018 года).
Подробнее по перечисленному.
г) Повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753.

По мнению специалистов, причинами низкой рождаемости в настоящее время являются: ослабление потребности в детях, все большее распространение семей, не желающих даже при благоприятных условиях иметь двоих, троих детей; восприятие условий жизни как неблагоприятных для рождения детей, что связано как с объективными жизненными трудностями материального, жилищного и иного характера, так и с повышенным уровнем притязаний, низкой ценностью нескольких детей по сравнению с другими жизненными целями.
Уровень рождаемости, ее эволюция являются следствием взаимодействия целого комплекса факторов: и экономических, и социальных, и психологических, и еще ряда других. Практически все исследователи отмечают позитивное влияние экономического фактора на определенном этапе до достижения уровня возникновения качественно новых потребностей, что было подтверждено на динамике рождаемости в регионах России после введения выплат по медицинскому капиталу, резким ростом рождаемости в развивающихся странах с реализацией в рамках ООН программ борьбы с нищетой.

Выделяют несколько групп факторов, определяющих уровень рождаемости и его изменение, носящих как объективный, так и субъективный характер:
1) природно-биологические факторы:
• наследственность;
• экологическая обстановка, физическая среда и прежде всего климат;
• биологические ритмы и др.
2) социально-экономические факторы:
• уровень жизни населения (уровень благосостояния населения и уровень рождаемости связаны, по результатам многочисленных обследований, как в России, так и за рубежом, обратной корреляционной зависимостью);
• уровень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения (оказывает обратное влияние на уровень рождаемости);
• культурно-образовательный уровень населения (происходят изменения во взглядах и мировоззрении людей, восприятии окружающей жизни, системе социальных ценностей и норм, поведении во всех областях общественной деятельности и семейной жизни, в частности, в результате повышения образования, и носит характер также обратной зависимости с уровнем рождаемости;
• религиозные традиции, определяющие репродуктивное поведение населения.
Иллюстрацией к перечисленному выше является статистика ООН по суммарному коэффициенту рождаемости (СКР) за последние годы в целом по миру (таблица 1) и с прогнозом по регионам (рисунок 1), а также связь с уровнем ВВП на душу населения (рисунок 2), когда с годами рост рождаемости в бедных странах уже не полностью компенсирует ее падение в остальных.

Таблица 1. Мировая динамика СКР (1950−2015), данные ООН, средний вариант
годы СКР

Рисунок 1. Данные и прогноз ООН по изменению СКР в различных регионах Земли с 1950 г[1].

Рисунок 2. СКР (ось Х) в зависимости от удельного ВВП (ось У) стран с населением более 5 млн. чел. (площадь круга)[2]

По официальным данным прогноза Росстата индикатор по СКР в майских указах Путина В.В. достигается в 2018 году по высокому сценарию с точностью до 4-го знака, что заставляет усомниться в корректности и объективности прогноза.

Таблица 2. Варианты прогноза СКР до 2050 года по данным Росстата[3]

Но даже по высокому сценарию к 2050 году выход на уровень рождаемости, обеспечивающий простое воспроизводство населения, не прогнозируется - рисунок 3.
Рисунок 3. Естественный и миграционный прирост по прогнозу до 2030 г., тыс.[4],
Наибольшее беспокойство вызывает по итогам проводимых опросов нежелание молодых иметь детей вне зависимости от того состоят они в официальном браке или гражданском. Данные Росстата с прогнозом по количеству детей в возрасте до 9-ти лет приведено на рисунке 4.

Рисунок 4. Прогнозируемая численность детей в возрасте до 9-ти лет[4]

Увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет.
Ожидаемая, она же средняя продолжительность жизни (ОПЖ) оценивается по довольно сложной методике по данным о смертности из ЗАГСов, принятой еще в Советском Союзе и сохраненной в основе для обеспечения сопоставимости исторических данных. Повышение ОПЖ при снижении СКР неизбежно рано или поздно приводит за счет сокращения репродуктивной части населения не только (не смотря на ожидаемое снижение смертности) к уменьшению общей численности, но и к изменению демографической ситуации в различной степени по регионам, обусловленной существенными различиями между ними. Это обстоятельство непосредственно влияет как на структуру и объемы прогнозируемого собственного производства из-за дефицита активного трудоспособного населения, так и на потребление продуктов в регионах.
Наибольшая ожидаемая продолжительность жизни в России при рождении по обоим полам по данным Росстата: в Республике Ингушетия - 80,05 года, далее город Москва - 76,77 лет и Республика Дагестан - 76,39 года.
Среди мужчин в России наибольшая ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Республике Ингушетия - 76,51 года, далее Республика Дагестан - 73,18 года (+1 позиция по сравнению с прошлым годом) и город Москва - 72,96 года (-1 позиция по сравнению с прошлым годом).
Среди женщин лидер по ожидаемой продолжительности жизни - Республика Ингушетия - 83,02 года, далее город Москва 80,36 и Республика Дагестан 79,47 года.

В целом по России ожидаемая продолжительность жизни по состоянию на 2016 год составляла 71,39 лет (по уточненным данным 71,87лет), у мужчин 65,92 и у женщин 76,71 года.
Разница между мужчинами и женщинами (в целом по России): 10,79 лет, то есть, в среднем (согласно расчетным данным об ожидаемой продолжительности жизни) женщины живут дольше мужчин в России на 10,79 г.
Минимальная разница в Чеченской Республике - 6,09 г., в Республике Ингушетия - 6,51 г. и Республике Дагестан - 6,51 г.
Максимальная разница в продолжительности жизни между женщинами и мужчинами в Орловской области - 12,87 лет.
Среди Федеральных округов лидирует Северо-Кавказский Федеральный округ с показателем 74,63 года по обоим полам.
Согласно оперативной информации СМИ от 12.04.2018: по данным отчета Минздрава "Продолжительность жизни по итогам 2017 года», в России выросла до 72,7 года, а смертность в стране снизилась. "В 2017 году ожидаемая продолжительность жизни составила 72,7 года (рост на 0,83 года по сравнению с 2016 годом – 71,87 года)". "Рост продолжительности жизни коснулся и мужчин, и женщин. Мужчины: 67,51 года (рост на 1,01 года по сравнению с 2016 годом), женщин: 77,64 года (рост на 0,58 года по сравнению с 2016 годом)".
На рисунке 5 представлены данные по ОПЖ в России с 1959 года.

Рисунок 5. Официальные данные по ожидаемой средней продолжительности жизни населения России обоих полов с 1959 года[5]

При сохранении существующего тренда и темпа роста есть вероятность выйти на уровень ОПЖ в 74 года в соответствии с майскими Указами В.В. Путина.
На рисунке 6 представлены данные по ОПЖ для мужчин и женщин отдельно [5]

Рисунок 6. ОПЖ при рождении, лет

Женщины России указ Президента выполнили досрочно. Однако, в последние годы наблюдается снижение общей численности населения с нарастающим темпом. Оптимистичный подход позволяет правительству надеяться, что наблюдающаяся сейчас естественная убыль населения России (уже не компенсируется потоком эмигрантов – рисунок 3) в 2023-2024 годах сменится приростом. Об этом, выступая на Гайдаровском форуме, рассказала вице-премьер по вопросам социальной политики Татьяна Голикова: «Мы рассчитываем, что негативная тенденция по естественной убыли населения начнет меняться в 2023-2024 годах», — сказала она.Регионами с самой высокой убылью населения, по данным вице-премьера, сегодня являются Псковская, Смоленская, Тамбовская, Тверская и Тульская области (свыше семи человек на 1 тыс. жителей). При этом в регионах Северного Кавказа, Якутии, Туве и Тюменской области отмечается естественный прирост. В целом за 11 месяцев прошлого года, по ее словам, «смертность в стране превысила рождаемость на 193 тыс. человек…». Т.е. темп вымирания за 11 месяцев 2018 года прибавил 1,5 человека на 1 тыс. населения.
Коэффициент рождаемости составил 11 на 1 тыс. населения. Это на 5,2% ниже аналогичного периода прошлого года, заметила Голикова, добавив, что «смертность составила 12,5 на 1 тыс. населения, «что равно уровню января-ноября 2017 года» [6].

В прошлом году приток мигрантов, который в последние годы компенсировал естественную убыль населения России, перестал покрывать сокращение числа граждан страны. По оценкам Росстата, численность населения впервые за последние десять лет сократилась. За январь—октябрь прошлого года она снизилась на 78,7 тыс. человек, естественная убыль населения при этом составила 180,5 тыс. человек (у Т. Голиковой данные с учетом ноября 2018 года).
Оценивая возможность влияния демографического фактора на производственный потенциал с учетом имеющейся статистики по безработице и перспектив привлечения их к активной трудовой деятельности можно охарактеризовать данный ресурс как ограниченный со своей спецификой для каждого региона.
Так, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в ноябре 2018г. составила 76,2 млн. человек, из них 72,6 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,7 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в ноябре 2018 г. составил 4,8% (без исключения сезонного фактора).
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 5,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения. В конце ноября 2018г. в органах службы занятости населения (по данным Роструда) состояло на учете в качестве безработных 661 тыс. человек, что на 4,7% больше по сравнению с октябрем 2018г. и на 9,7% – меньше по сравнению с ноябрем 2017 года (таблица 3).

Таблица 3. Численность и состав рабочей силы в возрасте 15 лет и старше, Росстат, тыс. чел.

Оценка ограниченности возможного активного использования этого ресурса базируется на учете того, что общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 5,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения. В конце ноября 2018г. в органах службы занятости населения (по данным Роструда) состояло на учете в качестве безработных 661 тыс. человек (т.е. активно ищущих работу), что на 4,7% больше по сравнению с октябрем 2018г. но на 9,7% – меньше по сравнению с ноябрем 2017 года.
При этом, уровень безработицы среди сельских жителей (7,2%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,1%), в ноябре 2018г. это превышение составило 1,8 раза. С учетом ведомственной статистики [10], данным Json & Partners Consulting, производительность труда в российском сельском хозяйстве отстает от производительности в немецком в три раза, а урожайность в нашей стране ниже в 2,5-3 раза, существует значительный запас привлечения людских ресурсов в производственную цепочку, предварительно приняв срочные меры по повышению их квалификации, на что требуются значительные материальные и временные ресурсы.
«Исправить существующее положение дел сможет только автоматизация. Именно благодаря ей в России растут надои и повышается качество молока, а птицеводы и свиноводы приблизились к мировым стандартам производства и получили возможность экспортировать свою продукцию» [7].
Среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля женщин в ноябре 2018г. составила 46,9%, городских жителей – 65,2%, молодежи до 25 лет – 21,2%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности – 25,3%.

Показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации по данным Росстата приводятся в среднем за три последних месяца.
Суммируя результаты по позициям: а) и б) - можно сформулировать предварительные итоги. Проведенные в Аналитическом центре Минсельхоза России исследования по выявлению корреляционных связей между уровнями рождаемости и смертности в регионах с уровнем располагаемых доходов населения и домохозяйств однозначных результатов не дали. Выявлена очевидная связь уровня рождаемости с различными стимулирующими выплатами и предоставляемыми льготами (на весьма ограниченных временных периодах исторических данных). Однако, данная сфера деятельности не является областью функциональных задач Минсельхоза России.
Демографический фактор в моделях прогнозирования потребления населением продуктов из перечня ПК учитывался при расчетах, где использовалась данные по численности и структуре регионального населения.
В отличие от этого фактора уровень располагаемых доходов и связанный с ним уровень бедности регионального населения в настоящее время в России существенно влияет на структуру и объемы потребляемых продуктов питания населением, что учитывалось в качестве основного фактора при построении моделей и прогнозировании по всем продуктам, входящим в состав ПК.

в) Снижение уровня бедности в 2 раза.
Одной из национальных целей развития страны, поставленных в майском указе президента 2018 года, стало двукратное снижение уровня бедности к 2024 году. Ниже приведены сравнения данных из Указов Президента 2012 года и 2018 года в таблицах 4, 5, 6. (Указ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [9]).
Таблица 4. Демография и здравоохранение [8]
Указ 2018 года "Майские указы" 2012 года
Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году Обеспечение ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет к 2018 году
Рост коэффициента рождаемости до 1,7 Повышение коэффициента рождаемости до 1,753
Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55% доли граждан, занимающихся спортом Популяризация культуры здорового питания и спорта
Снижение смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тысяч человек. Снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза, до четырех на 100 тысяч человек Снижение смертности от ДТП до 10,6 случаев на 100 тысяч (11,2 в марте 2018 года) и смертности от туберкулеза до 11,8 случаев.

Снижение смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тысяч человек и смертности от новообразований, в том числе злокачественных, до 185 случаев Снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тысяч человек (615,4 в марте 2018 года) и от новообразований до 192,8 случая (203,3 случая в марте 2018 года). Рост объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом до 1 млрд долларов в год Доведение объемов отечественных лекарственных средств из списка жизненно необходимых до 90%
Сокращение младенческой смертности до 4,5 случаев на 1 тысячу родившихся Снижение младенческой смертности до 7,5 на 1 тысячу родившихся (в 2017 году младенческая смертность составила 7,3 случая на 100 тысяч человек)
Индикатор по СКР снижен до 1,7 с достижением до 2024 года.

Таблица 5. Экономика: поддержка бизнеса и сельского хозяйства [8]

Указ 2018 года "Майские указы" 2012 года
Вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира к 2024 году и обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении инфляции не выше 4% Повышение позиции России в рейтинге Doing Business до 20-й ступени в 2018 году (в 2017 году - 35-е место)
Повышение доли несырьевого экспорта до 20% ВВП, а общего объема несырьевого экспорта - до 250 млрд долларов в год
Рост производительности труда не ниже, чем на 5% в год Увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза
Увеличение затрат на развитие цифровой экономики не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом
Увеличение численности предпринимателей до 25 млн человек Создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году
Увеличение объема инвестиций до 27% ВВП в 2018 году (сейчас, по разным оценкам, около 17%)

Таблица 6. Социальная политика [8]

Указ 2018 года "Майские указы" 2012 года
Обеспечение роста реальных доходов граждан, а также пенсионного обеспечения выше инфляции Увеличение размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза. Повышение зарплат педагогов и работников здравоохранения
Снижение в два раза уровня бедности.
Улучшение жилищных условий для 5 млн семей в год Предоставление доступного жилья 60% семей, желающих улучшить свои жилищные условия
Снижение ипотечной ставки менее 8% Снижение средней ставки по ипотеке до уровня, который не должен превышать уровень инфляции более чем на 2,2 п.п.Увеличение доли ипотечных кредитов. Снижение стоимости одного квадратного метра на 20% с помощью большого ввода в эксплуатацию жилья эконом-класса
Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн квадратных метров в год
В России при оценке уровня бедности, как правило, применяется абсолютный метод: бедность как отношение к стандарту уровня жизни. Это подход основан на стандарте прожиточного минимума, введенного в России в 1992 году как временное решение, на период экономической стабилизации. По данным Росстата за январь—сентябрь 2018 года, 19,6 млн россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума, что составляет 13,3% населения.
В таблице 7 представлены данные Росстата за 2017 год по численности населения ниже уровня бедности.

Таблица 7. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, Росстат

Во исполнение статьи 7 Федерального закона от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017г. № 421-ФЗ) Федеральная служба государственной статистики публикует сведения о величине прожиточного минимума (установлена приказом Минтруда России от 12 ноября 2018г. № 695н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2018 года» и зарегистрирована Минюстом России 30 ноября 2018г. № 52835), таблица 8, структура представлена на рисунке 7.

Таблица 8. Величина прожиточного минимума за III квартал 2018г в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения, рублей в месяц

Рисунок 7. Структура величины прожиточного минимума в 3 квартале 2018 г., проценты

Данные мониторинга Росстата доходов населения, в т.ч. располагаемых, по состоянию на ноябрь 2018 года представлены на рисунке 8 и в таблице 9.
Рисунок 8. Динамика располагаемых денежных доходов населения, Росстат
С 2015 года наметился устойчивый тренд снижения реально располагаемых денежных доходов населения России и с учетом прогнозов Минэкономразвития России в ближайшие годы этот тренд вероятно сохранится.

Таблица 9. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения1

1) Данные за периоды 2018г. - оценка.
2) Данные за периоды 2017г. уточнены по итогам годовых расчетов показателей доходов и расходов населения.
3) В целях сопоставимости данных показатель приведен без учета единовременной денежной выплаты пенсионерам в январе 2017г. в размере 5 тыс.рублей (далее ЕВ-2017).
4) С учетом ЕВ-2017 денежные доходы в январе-ноябре 2018г. в % к январю-ноябрю 2017г. составили 103,6%, в январе-ноябре 2017г. в % к январю-ноябрю 2016г. - 102,8%.
5) С учетом ЕВ-2017 реальные располагаемые денежные доходы в январе-ноябре 2018г. в % к январю-ноябрю 2017г. составили 99,9%, в январе-ноябре 2017г. в % к январю-ноябрю 2016г. - 99,0%.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке Росстата, в ноябре 2018г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 2,9%, в январе-ноябре 2018г. увеличились на 0,4% (без учета ЕВ-2017, произведенной в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016г. № 385-ФЗ). Используемый в качестве базового уровень денежных доходов в феврале 2004 года (рисунок 10) составил 5 тысяч 390 рублей, увеличившись по сравнению с февралем 2003 года на 2,6% и январем 2004 года - на 4,6%. Начисленная средняя заработная плата в феврале 2004 года составила 5 тысяч 992 рубля и по сравнению с февралем 2003 года возросла на 26%.

Таблица 10. Динамика среднедушевых доходов в 2017 – 2018 гг., данные Росстата

1) Данные за периоды 2017г. уточнены по итогам годовых расчетов показателей доходов и расходов населения.
2) Без учета ЕВ-2017. С учетом ЕВ-2017 - 119,0%.
3) С учетом ЕВ-2017.
4) Данные за периоды 2018г. - оценка.
С учетом представленных выше данных Росстата динамика показателя уровня бедности за 1992 – 2017 годы представлена на рисунке 9.

Рисунок 9. Численность и доля населения РФ, живущего за чертой бедности

Повышение зарплат при незначительном росте производительности труда не приводит к росту располагаемых доходов населения начиная уже с 2014 года из-за инфляции и роста обязательных платежей – рисунок 10.

Рисунок 10. Реальные средние доходы и зарплаты населения в РФ (2004г. – 100%, составил 5 тысяч 390 рублей, начисленная средняя заработная плата в феврале 2004 года - 5 тысяч 992 рубля).
С учетом данных Росстата, определяющих индикатор суммарной величины дохода, обеспечивающего прожиточный минимум семьям различного состава,

Таблица 11. Суммарная величина дохода, обеспечивающего прожиточный минимум семьям различного состава, данные Росстата рублей в месяц

Динамика по кварталам за 2017 – 2018 по числу и доле россиян с доходами ниже официального прожиточного минимума представлена на рисунке 11.

Рисунок 11. Число и доля россиян с доходами ниже официального прожиточного минимума

В целом, наблюдаемый понижающийся тренд по этим категориям идет в разрез с динамикой реально располагаемых доходов населения на рисунке 8 за 2016 – 2018 годы, что можно объяснить различием используемых методик Росстата при наблюдении за этими процессами.
Для выполнения Указа Президента о снижении уровня бедности в 2 раза до 2024 года с учетом прогнозов Минкомразвития России, Банка России [12, 13], Альфа Банка и др. необходимые уровни развития макроэкономических показателей состояния экономики России, обеспечивающие повышение располагаемых доходов населения с итогом снижения в 2 раза уровня бедности при рекордном коэффициенте Джинни в распределении доходов по децимальным группам населения в России [14], делает достижение поставленной задачи по снижению уровня бедных в 2 раза маловероятным!
Замедление роста зарплат, повышение НДС и пенсионная реформа ограничат рост потребления на уровне 1,5% г/г в 2019 г. и в последующие годы. К сожалению, ожидания по росту экономики России, по мнению экспертов, не в пользу легкого восстановления рынка, так как перспективы потребления - главного драйвера роста экономики – выглядят неоднозначными в ближайшие годы:
- в России завершился предвыборный период, а значит рост зарплат замедлится;
- в результате повышения НДС дополнительная налоговая нагрузка на потребителей в будущем году составит примерно 500 млрд руб.;
- пострадают доходы населения в результате пенсионной реформы – 2 млн человек не получат своих пенсий в 2019 г., что эквивалентно примерно 300 млрд руб.; суммарно эти два фактора составляют примерно 2% годового потребления домохозяйств;
- заморожена индексация пенсий работающих пенсионеров, продолжающих пополнять ПФР из своих белых зарплат, с одной стороны и уход части этой категории в теневой сектор либо прекращение трудовой деятельности с другой стороны;
- из-за опасений по поводу возможного замедления роста потребления у компаний может оказаться меньше стимулов для расширения, а также свертывания план по индексации зарплат [13]. По прогнозам экономического развития стран ЕАЭС (на фоне дисбаланса спроса и предложения на мировом рынке продовольствия в связи с неблагоприятными погодными условиями) ожидается некоторый краткосрочный рост цен на продовольственные товары и дальнейшая стабилизация в среднесрочном периоде. На мировом рынке: в то время как в США темпы роста остаются высокими, прогнозы по другим развитым странам пересмотрены в сторону снижения. Среди стран с формирующимся рынком и развивающихся стран наблюдается аналогичное неравномерное восстановление на фоне роста стоимости нефти, оттока капитала с рынка развивающихся стран, роста протекционистских мер в мировой торговле, что привело к ухудшению перспектив роста в развивающихся странах [15] (таблица 12).

Таблица 12. Основные показатели экономического развития государств – членов ЕАЭС

По состоянию на 30.07.2018, таким образом, текущее обновление прогнозов не учитывает нового витка санкций против России со стороны США.
Учитывая реальные перспективы развития макроэкономической ситуации в мире и в России вице-премьер Татьяна Голикова предложила переосмыслить подходы к измерению уровня бедности в России и усовершенствовать стандарт его оценки. «В Минтруде создана рабочая группа, которая к 2020 году должна представить новый подход» - из выступления на панельной дискуссии «Социальная триада: демография — занятость — доходы» на Гайдаровском форуме в 2019 году.
«В короткий период нам предстоит по-новому осмыслить сами подходы к оценке бедности, ее измерению, перейти на более современные стандарты. Сейчас, как правило, применяется абсолютный: бедность как отношение к стандарту уровня жизни. Это подход, который основан на стандарте прожиточного минимума. Собственно, для этого сейчас в рамках Министерства труда совместно с социальными партнерами, парламентом создана соответствующая рабочая группа по пересмотру этих подходов. Мы ожидаем результаты [работы] этой группы в 2020 году», — отметила Голикова[6].

Чтобы найти универсальные механизмы борьбы с бедностью Минтруд в ноябре 2018 года выбрал восемь регионов для запуска пилотных проектов. Предполагается, что эксперимент поможет выявить семьи с низкими доходами и выстроить для них траектории выхода из бедности. В проекте поучаствуют Кабардино-Балкария, Татарстан, Приморский край, а также Ивановская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская и Томская области.

Изменение методик обследований и агрегирования получаемых данных не повлияет на реальную покупательную способность населения в регионах и в стране. Следовательно, в ближайшей перспективе появление ресурсов на значимое расширение емкости внутреннего рынка за счет роста платежеспособного спроса населения по всем продуктам, в т.ч. входящим в потребительскую корзину, маловероятно!!! Реальной перспективой развития своего бизнеса для СХТП в настоящее время является выход на экспортные позиции[7].

Sources:

1. Тенденции TFR 1950-2050 гг.- Режим доступа URL: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7992521
2. Всемирная книга фактов ЦРУ - Режим доступа URL: https://bit.ly/2t61TDN
3. Демографический ежегодник России - 2017 - Режим доступа URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B17_16/Main.htm
4. Что может быть страшнее самого плохого прогноза Росстата? - Режим доступа URL: burckina-new.livejournal.com
5. Справочник патриота - Режим доступа URL: https://ruxpert.ru_1959-2017.png
6. Голикова предложила изменить стандарт оценки бедности в России - Режим доступа URL: https://www.rbc.ru/economics/15/01/2019/5c3d95df9a79477fa2650a03
7. Материалы АО «РЭЦ» - Режим доступа URL: https://www.exportcenter.ru/

References:

1. Tendentsii TFR 1950-2050 gg.- Rezhim dostupa URL: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7992521
2. Vsemirnaya kniga faktov TSRU - Rezhim dostupa URL: https://bit.ly/2t61TDN
3. Demograficheskiy yezhegodnik Rossii - 2017 - Rezhim dostupa URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B17_16/Main.htm
4. Chto mozhet byt' strashneye samogo plokhogo prognoza Rosstata? - Rezhim dostupa URL: burckina-new.livejournal.com
5. Spravochnik patriota - Rezhim dostupa URL: https://ruxpert.ru_1959-2017.png
6. Golikova predlozhila izmenit' standart otsenki bednosti v Rossii - Rezhim dostupa URL: https://www.rbc.ru/economics/15/01/2019/5c3d95df9a79477fa2650a03
7. Materialy AO «RETS» - Rezhim dostupa URL: https://www.exportcenter.ru/

All illustrations of the article:

bottom of page