УДК

in process

DOI

in process

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Крутов П.А. Анализ цен на табачные изделия в Российской Федерации // Управление рисками в АПК. 2019. № 3. С. 135-141. URL: http://www.agrorisk.ru/20190310

KRUTOV P.A.

TOBACCO PRICE ANALYSIS IN THE RUSSIAN FEDERATION

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
КРУТОВ П.А.

АНАЛИЗ ЦЕН НА ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Крутов Павел Александрович – ведущий специалист, ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России», Москва, Россия.
E-mail: krutovpa@mcxac.ru

Аннотация

В статье рассматриваются цены на табачные изделия в Российской Федерации в разрезе федеральных округов, приводятся основные игроки на рынке, которые являются основными при формировании цены на табачную продукцию.

Ключевые слова

Производство сигарет, табачная отрасль, иностранные компании, иностранные производители, представители отрасли, цены, рейтинг субъектов по производству.

KRUTOV P.A.

TOBACCO PRICE ANALYSIS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Pavel A. Krutov – Specialist, Analytical Center of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: krutovpa@mcxac.ru

Annotation

The article discusses the prices of tobacco products in the Russian Federation in the context of federal districts, lists the main players in the market, which are the main ones when setting the price of tobacco products.

Keywords

Cigarette production, tobacco industry, foreign companies, foreign manufacturers, industry representatives, prices, rating of production entities.

Текст статьи

По данным Росстата в 2017 г. в четырех федеральных округах Российской Федерации производят сигареты. Наиболее самые высокие цены зафиксированы в Северо-Западном федеральном округе, среднее значение на 2017 год составило 769 рублей за тысячу штук, что на 383 рубля (99%) больше, чем в 2010 году. Кроме того, цены в Северо-Западном федеральном округе на 43% выше средних цен по РФ в целом. Минимальный уровень цен наблюдается в Приволжском федеральном округе — 321 рубль за тысячу штук, несмотря на то, что по отношению к 2010 году цена выросла на 149 рублей (87%).

Рост цен в табачной отрасли связан, как с общей инфляцией на фоне стремительного падения курса рубля в конце 2014 года, так и с постоянным ростом акцизов на табачную продукцию в рамках реализации государственной программы по снижению доступности табачной продукции для населения.

1/0

Таблица 1. Средние цены на сигареты в округах РФ за 2010-2017гг., руб./1000 шт.

На рисунке ниже представлены средние цены производителей по федеральным округам в Российской Федерации с 2010 года до 2017 года. Можно наглядно увидеть, что Северо-Западный и Южный федеральные округа за последние пять лет являются самыми «дорогими» регионами в разрезе цен на сигареты. В 2017 году цены на сигареты в них составили 769 и 682 руб. за 1000 штук.
Рисунок 1. Средние цены на сигареты в округах РФ за 2010-2017гг., руб./1000 шт.
Основную долю табачного рынка в России занимают иностранные игроки, которые обладают ресурсной и экономической базой: четыре крупные транснациональные компании удерживают подавляющую долю рынка, создавая на рынке олигополию.

Рисунок 2. Структура производителей табачных изделий на российском рынке

Причиной такого разрыва между иностранными и имел место дефицит табачной продукции в стране в 90-ых годах. Для привлечения иностранных инвестиций были предложены щадящие условия для зарубежных игроков.
К числу крупных игроков относятся следующие компании: «British American Tobacco», «Japan Tobacco International», «Philip Morris International», «Imperial Tobacco». Из местных производителей самым крупным является компания «Донской табак», но ее доля рынка ничтожна мала по сравнению с иностранными игроками.
При продаже государством российских табачных предприятий иностранным компаниям не учитывалась продовольственная безопасность страны и поэтому не были установлены квоты по приобретению российского табачного сырья в определенных размерах по соответствующим ценам, привело к развалу отечественного табаководства.

Лидеры российского рынка табачной продукции:
1. Philip Morris International (PMI)
PMI занимает второе место в мировой табачной индустрии после компании CNTC (Китай). До 2007 года PMI была лидером на отечественно рынке, сейчас компания занимает около 27 % рынка России.
В России PMI представлена двумя аффилированными компаниями: фабриками АО «Филип Моррис Ижора» в Ленинградской области и филиалом АО «Филип Моррис Ижора» «Филип Моррис Кубань» в Краснодаре, а также организацией ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» с филиалами порядка в 100 городах страны[1].

PMI владеет самым сбалансированным портфелем марок сигарет в России (около 55 марок), некоторые из них: Marlboro, L&M, Bond Street, Chesterfield, Parliament, Next, Оптима, Muratti, Virginia Slims, Союз-Аполлон. Продукция компании представлена во всех ценовых сегментах рынка и занимает уверенные позиции относительно конкурентов.
Объем инвестиций PMI в России превысил 2 млрд долларов США, включая 30 млн долларов США в модернизацию производственных мощностей и инфраструктуры фабрики «Филип Моррис Кубань» в 2016-17 годах, о которых было объявлено в конце 2015 года и 2,49 млрд рублей в период 2017-2018 годах, которые будут использованы для модернизации производственных мощностей фабрики "Филип Моррис Ижора", предназначенных для производства на территории Ленинградской области нагреваемых табачных стиков для электрической системы нагревания табака IQOS.

1/0

2. Japan Tobacco International (JTI)
Эта компания является лидером рынка и охватывает около 20% доли рынка. Компания владеет портфелем локальных марок (около 40). Самые известные марки: Sobranie, Winston, More, Camel, LD, Mild Seven, Salem, Glamour, Monte Carlo.

1/1

3. British American Tobacco (BAT)
British American Tobacco занимает третье место на российском рынке табака с 15 % долей рынка. Марки сигарет, предлагаемые компанией в России: Dunhill, Kent, Vogue, Lucky Strike, Rothmans, Pall Mall, Ява Золотая, Alliance, Ява. Компании принадлежат фабрики «БАТ-СПб» в Санкт-Петербурге и в Саратове. В 2017 году они произвели около 50 млрд сигарет.

1/0

4. Imperial Tobacco (IT)
В России компания Imperial Tobacco представлена двумя предприятиями — фабрикой ООО «Империал Тобакко Волга» в Волгограде и ООО «Империал Тобакко Продажа и Маркетинг». На российском рынке компания производит и реализует международные сигаретные бренды Davidoff, West, Style, P&S, а также ведущую локальную марку «Максим». В Imperial Tobacco в России работают более 1 700 сотрудников Ассортимент продукции: Davidoff, Gitanes, Gauloises, R1, West, Style, Максим, Столичные. Компания уверенно занимает немалую долю в ценовом сегменте доступных сигарет, самые продаваемые марки компании это West и Максим.

1/1

Кризисные явления, безусловно, оказывают влияние на спрос, однако он выражается не в объеме, а в особенностях сегментации. Потребители переключаются на более дешевые виды табачных изделий, не отказываясь от них полностью. Произошло замещение вкусов российских потребителей, перешедших с продукции местных табачных компаний на иностранные марки сигарет и табачных изделий[2].

1/0

Источники:

Список литературы
1. Портал PMI Россия - Режим доступа URL: https://www.pmi.com/markets/russia/ru/about-us/about-us-russia
2. Захаров Ю.Н / К вопросу об экономической устойчивости табачного промышленного производства / Наука и образование, 2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://www.journal-nio.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2539&Itemid=132

References:

1. Portal PMI Rossiya - Rezhim dostupa URL: https://www.pmi.com/markets/russia/ru/about-us/about-us-russia
2. Zakharov YU.N / K voprosu ob ekonomicheskoy ustoychivosti tabachnogo promyshlennogo proizvodstva / Nauka i obrazovaniye, 2014 [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa URL: http://www.journal-nio.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2539&Itemid=132

Все иллюстрации статьи | All visuals of paper

1/0