УДК

in process

DOI

in process

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Никифоров Ю.Б. Анализ экспортного потенциала пшеничной муки российского производства // Управление рисками в АПК. 2018. № 6. С. 31-42. URL: http://www.agrorisk.ru/20180605

NIKIFOROV Y.B.

ANALYSIS OF THE EXPORT POTENTIAL OF WHEAT FLOUR PRODUCED IN RUSSIA

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
НИКИФОРОВ Ю.Б.

АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПШЕНИЧНОЙ МУКИ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Никифоров Юрий Борисович – главный специалист, ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России», Москва.
E-mail: y.nikiforov@mcxac.ru
SPIN-код: 8790-6089

Аннотация

В статье рассматривается экспортный потенциал пшеничной муки. Выявляются основные регионы, из которых может идти потенциальный экспорт муки, а также выявляются страны, в которых будет наибольший спрос на данный товар. Кроме того, в статье выделяются новые страны, которых ранее не было среди покупателей российской муки.

Ключевые слова

Экспортный потенциал, мука российского производства, регионы-экспортеры, привлекательные страны для экспорта, прогноз до 2020 года.

NIKIFOROV Y.B.

ANALYSIS OF THE EXPORT POTENTIAL OF WHEAT FLOUR PRODUCED IN RUSSIA

Yury B. Nikiforov – Specialist, Analytical Center of the Ministry
of Agriculture of the Russian Federation, Moscow
E-mail: y.nikiforov@mcxac.ru

Annotation

The article discusses the export potential of wheat flour. It identifies the main regions from which potential exports of flour can go, and also identifies the countries in which there will be the greatest demand for this product. In addition, the article highlights new countries that were not previously among the buyers of Russian flour.

Keywords

Export potential, flour of Russian production, exporting regions, attractive countries for export, forecast up to 2020.

Текст статьи

Для оценки экспортного потенциала были рассчитаны прогнозные значения показателей производства, импорта, производственного потребления и реализация населению данных показателей в течение 2013-2017 гг. По предварительной оценке, экспортный потенциал муки в Российской Федерации в 2018 году составит 250,4 тыс. тонн, в 2019- 257,4 тыс. тонн, в 2020- 264,7 тыс. тонн.

Таблица 1. ТОП-10 регионов экспортеров муки пшеничной и пшенично ржаной в
Российской Федерации в прогнозе до 2020 года, тыс. тонн[1]

Больший объем поставок российской муки пшеничной будет осуществляться из Ростовской области, Челябинской области и Алтайского края. Это связано с профицитом продукции в данных регионах.
Баланс ресурсов указывает, что на протяжении всего времени уровень продовольственной безопасности по данному виду сырьевой продукции остаётся неизменным и держится на уровне 95%, что позволяет по данному расчёту показать, экспортный потенциал будет расти к 2020 году до уровня в 264,7 тыс. тонн. В 2020 году по сравнению с 2017 годом произойдет рост экспорта по Российской Федерации на 8,66%

1/0

Рисунок 1. ТОП-10 регионов экспортеров муки пшеничной и пшенично ржаной в
Российской Федерации в 2018- 2020 гг., тыс. тонн.

За период 2013-2017 гг. отмечается значительное сокращение объемов экспорта в страны – традиционные импортеры муки из России.
Наиболее резкое снижение закупок отмечается в Монголии (16 тыс. тонн), Таджикистане (8 тыс. тонн), Азербайджане (6 тыс. тонн).

Таблица 2. Рейтинг потенциальных стран для восстановления объемов импорта российской пшеничной муки

Восстановление объемов торговли с традиционными импортерами российской муки позволит увеличить объем экспорта более чем на 40 тыс. тонн.

Таблица 3. Рейтинг традиционных растущих рынков для увеличения объемов экспорта российской пшеничной муки

Наиболее перспективным рынком с растущим потреблением муки российского производства является Китай. К 2020 году Россия может поставить в Китай до 190 тыс. тонн пшеничной муки.
Ввоз зерна и муки в КНР квотируется. Импортер самостоятельно определяет, какой вид продукции ввозить под полученную квоту. Фактически квотами владеет несколько крупнейших компаний с государственным участием (более 90% квот принадлежит компании COFCO). Однако ни одна компания, владеющая квотами, не осуществляет импорт муки. Квота позволяет импортеру ввозить муку с пониженной таможенной пошлиной в размере 5%. Ввоз муки без квоты облагается таможенной пошлиной в размере 65%.

Обязательным условием ввоза муки в КНР для импортера является предварительная регистрация торговой марки, маркировки, сертификация продукции. Особым риском для экспортера является незащищенность торговой марки независимо от ее международной регистрации. Китайское законодательство позволяет любому лицу зарегистрировать за собой любую чужую торговую марку и стать ее полноправным владельцем на всей территории КНР.
Большое давление на официальный импорт оказывает приграничная торговля и бесконтрольный «серый» импорт. Мука в приграничные зоны свободной торговли поступает небольшими партиями «челночным» способом, но достаточно интенсивно, чтобы влиять на весь рынок импортной муки в КНР. Мука, завезенная в рамках приграничной торговли, не облагается ввозной пошлиной, и, таким образом, продается по более низкой цене, чем мука, завезенная официальным путем.
Некоторые виды продуктов зернопереработки (например, мука ржаная) не разрешены к ввозу в КНР, так как отсутствует согласование между государственными разрешительными (карантинными) органами России и КНР.

Таблица 4. Оценка потенциала экспорта российской муки в Китай, тыс. тонн

К 2020 году Россия может экспортировать до 647,4 тыс. тонн пшеничной муки. Прирост может быть достигнут за счет увеличения экспорта в традиционные рынки (21,1 тыс. тонн) и восстановления объемов торговли (43,5 тыс. тонн), за счет выхода и наращивания экспорта на новых рынках (5,6 тыс. тонн).

Таблица 5. Прогноз потенциала экспорта пшеничной муки из России к 2020 году, тыс. тонн

Анализ экспорта российской муки в период с 2013- 2017 гг. позволил выделить 4 страны, которые являются новыми для России покупателями, т.е. закупают пробные партии муки.
Исходя из развития политических и экономических отношений России с новыми потребителями муки, наиболее перспективными рынками являются Сирия и Афганистан.
Прогнозируемые объемы импорта муки в Сирию к 2020 году, составляют 637 тыс. тонн, что больше уровня 2017 года на 87 тыс. тонн. Рост спроса на муку позволит России увеличить поставки до 32 тыс. тонн и занять 5% в объемах импорта муки Сирией.
Привлекательными рынками для России могут также стать страны Северной Африки.

Таблица 6. Новые страны, появившиеся в структуре экспорта из России в период с 2013 по 2017 гг.

Источник: ФТС, Оценка автора

Новыми перспективными рынками для России могут стать страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и северной Африки.

Таблица 7. Рейтинг перспективных экспортных рынков для поставок российской пшеничной муки к 2020 году

На основании существующих тенденций развития рынка пшеничной муки, экспортный потенциал России может увеличится с 198,3 тыс. тонн до 264,7 тыс. тонн. Основной прирост станет возможен за счет укрепления позиции на традиционных рынках и выхода на новые.
Прогноз спроса к 2020 году на российскую пшеничную муку со стороны мирового рынка позволяет оценить рост экспортного потенциала с 198,3 тыс. тонн до 804,1 тыс. тонн.

1/0

Таблица 8. Прогноз потенциала экспорта российской пшеничной муки к 2020 году, тыс. тонн

Прогноз спроса на российскую пшеничную муку со стороны мирового рынка позволяет оценить рост экспортного потенциала с 198,3 тыс. тонн в 2017 году, до уровня 264,7 тыс. тонн в 2020. Ориентация целевых показателей экспорта российской пшеничной муки на мировой спрос позволит к 2020 году увеличить экспортную выручку до 194,3 млн долл.
США.
Разрыв между прогнозируемым объемом предложения российской пшеничной муки и ожидаемым уровнем спроса на нее оценивается в 540 тыс. тонн на общую сумму до 173 млн долл. США.

Таблица 9. Экспортный потенциал России к 2020 году на рынке пшеничной муки

*В контрактных ценах 2017 г, ФТС

1/1

Рисунок 2. Экспортный потенциал России к 2020 году на рынке пшеничной муки

Таблица 10. Рейтинг стран по увеличению импорта российской пшеничной муки к 2020 году

Перспективным направлением для развития российского экспорта пшеничной муки (а также зерновых) являются страны Ближнего Востока – в этих странах ожидается стабильно высокий спрос на пшеничную муку. Обсуждение вопроса по улучшению транспортного сообщения с этими рынками продолжается.

1/0

В Азиатско-Тихоокеанском регионе могут быть востребованы как российская пшеничная мука, так и крахмалы – в этом регионе расположены наиболее крупные страны-импортеры крахмала.
Рост экспорта требует существенного наращивания имеющихся мощностей и создания новых портовых терминалов исходя из перспективных потребностей.
Необходимо выработать активную позицию по снятию внутренних административных барьеров со стороны контрольно-надзорных органов, которые ограничивают продвижение российской продукции зерноперерабатывающей отрасли.

1/1

Решение должно быть комплексным и системным, направленным на минимизацию внутренних барьеров и переход к оценке работы контрольно-надзорных органов от количества ограничений и суммы штрафов к единому критерию – росту экспортных поставок. Такой подход не только снизит нагрузку внутри страны на экспортеров, но и ориентирует контрольно-надзорные органы на более активную позицию при проведении переговоров с партнерами из стран-импортеров. Необходимо отметить, что общемировой тенденцией является ужесточение фитосанитарных требований, в связи с чем программа предполагает активные действия Россельхознадзора, а также органов власти и торговых представительств, направленные на сокращение санитарных, фитосанитарных и технических барьеров, которые ограничивают экспорт продукции АПК.

1/0

Источники:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утверждена постановлением Правительства от 14 июля 2012 года №717 // сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (http://www.mcx.ru).
2. Система ГАРАНТ [сайт] URL: http://base.garant.ru/12172719/
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://www.customs.ru/

References:

1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013 - 2020 gody, utverzhdena postanovleniyem Pravitel'stva ot 14 iyulya 2012 goda №717 // sayt Ministerstva sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii (http://www.mcx.ru).
2. Sistema GARANT [sayt] URL: http://base.garant.ru/12172719/
3. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy tamozhennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii. URL: http://www.customs.ru/

Все иллюстрации статьи | All visuals of paper

1/0