ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Лоуренсо И. Проблемы развития молочного скотоводства на инновационной основе // Управление рисками в АПК. 2018. № 6. С. 74-83. URL: http://www.agrorisk.ru/20180610

LOURENCO I. PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF DAIRY CATTLE ON AN INNOVATIVE BASIS

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
ЛОУРЕНСО И.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ

Лоуренсо Ира Да Консесао – магистрант кафедры управления, Институт экономики и управления АПК, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: iralourenco2017@outlook.com

annotation

В статье рассматривается развитие молочного скотоводства в Республики Ангола. В материалах статьи описываются основные проблемы развития сельского хозяйства, в частности скотоводства в Республики Ангола. Кроме того, предлагается инновационный подход к развитию молочной отрасли в Анголе, отмечаются основные перспективы и преимущества данного подхода.

Keywords

Республика Ангола, инновационный подход, молочное скотоводство, проблемы отрасли, рост объемов производства, государственное финансирование.

LOURENCO I.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF DAIRY CATTLE ON AN INNOVATIVE BASIS

Ira da Conceicao Lourenco – Graduate Student, Department for Management, Institute of Economics and Management of AIC, RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia
Email: iralourenco2017@outlook.com

Annotation

The article discusses the development of dairy cattle in the Republic of Angola. The article describes the main problems of agricultural development, in particular cattle breeding in the Republic of Angola. In addition, an innovative approach to the development of the dairy industry in Angola is proposed, the main prospects and advantages of this approach are noted.

Keywords

Republic of Angola, innovative approach, dairy cattle breeding, industry problems, production growth, government funding.

Article text

После гражданской войны Ангола развивается спокойно немногим более 15 лет. Одним из проблемных секторов её экономики остается сельское хозяйство. Ранее автором были рассмотрены многие проблемы развития сельского хозяйства Анголы, и было показано, что в стране ведут производство многочисленные семейные фермы, использующие устаревшие технологии и много ручного труда. Крупные хозяйства, каким, например, является Gestera, используют вполне современную технику и технологии, но все они являются государственными. У них очень много проблем организации управления и без прямой государственной поддержки они вряд ли бы имели неплохие финансовые результаты. Молочное производство в таких фирмах по своей эффективности значительно хуже, чем растениеводство.

Поэтому ориентация на семейные фермы видится более правильной, и в данном исследовании ключевым вопросом становится разработка предложений по поддержке их развития в Анголе.
Нам известно, что наиболее эффективным оказалось развитие сельскохозяйственного консультирования. При этом из всех ферм для первоначального внедрения инноваций, как показывает Э. Роджерс, желательно выбирать наиболее сильные фермы [1]. Значит, желательно сначала ранжировать всех производителей молока по результативности их деятельности, и определить степени восприятия ими инноваций. Второй по значимости является задача оценки всех фермеров на каждой региональной территории Анголы, чтобы определиться с первоначальным количеством и расположением сельских консультационных центров (СКЦ).

Молоко является ценным и жизненно необходимым продуктом питания для всех возрастов населения, являясь источником полезных веществ в рационе человека. В целом средний показатель потребления молочной продукции в мире демонстрирует рост, в 2015 году он вырос на 0,6% и составил 111,3 кг на душу населения. В разных регионах мира уровень потребления молока и рекомендованные нормы потребления существенно отличаются. В странах ЕС показатель потребления в среднем составляет 306 кг на душу населения в год, тогда как в ЮАР на душу населения приходится всего 60 кг в год [2], в Анголе  около 150 кг в год.
Молочное скотоводство дает свыше 21 % валовой продукции сельского хозяйства. В структуре товарной продукции животноводства на долю молочного скотоводства приходится свыше 15%. В этой отрасли сконцентрировано 20% основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения. Дойное стадо потребляет около 36 % всех кормов, расходуемых в животноводстве, в том числе 24%  концентрированных.

Ангола занимает 162 место среди стран мира по валовому производству молока. Структура валового производства молока в Анголе за последние годы изменилась по категориям хозяйств. Если в начале 90-х на долю сельскохозяйственных организаций приходилось около 70 % от общего объема производства молока, хозяйств населения – 24 %, то в 2014 году на долю сельскохозяйственных организаций приходилось 50 %, хозяйств населения – около 35 %, крестьянских (фермерских) хозяйств 15%.

Таблица 1. Показатели развития молочного скотоводства в Анголе за 2014 – 2017 годы

Как видно из таблицы, валовое производство молока в 2017 году составило 30,8 млн. т (в 2014 году – 31,6 млн. т.). Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 2017 года составило 19,3 млн. голов, в том числе коров – 8,5 млн. голов. В последние годы в сельхозпредприятиях Анголе значительно повысилась продуктивность коров. Так, в 2017 г. в расчете на 1 корову было надоено 5619 кг молока, или на 1313 кг больше предыдущего года.

Таблица 2. Характеристика развития молочного скотоводства южных земель Республики Анголы

Как видно из данных таблицы 2, наибольшую долю составляют фермерские (крестьянские) фермы, в которых в 2018 году произведено 48,5% или 111,4 тысяч тонн от общего объема производства сырого молока. Производство молока в личных хозяйствах населения тоже растет  за пять лет оно выросло на 13,5 % и в 2018 году составило 49,7 тысяч тонн.

Одной из главных причин спада производства молока является снижение количества голов крупного рогатого скота, которое вызвано в основном клещами и болезнями, переносимыми клещами (БПК). На их долю приходится 65 % смертности животных, причем во всех формах хозяйств. Так в 2014 году количество голов крупного рогатого скота составляло 616,2 тысячи голов, а в 2018 году данный показатель снизился и составил 569,2 тысячи голов, что 47,0 тысячи годов меньше или 7,6 %.
К сожалению, в настоящее время единственной используемой мерой борьбы с этими болезнями является тщательное обмывание животных. Чтобы минимизировать тот вред, который клещи наносят животным, некоторые фермерские (крестьянские) хозяйства снимают клещей вручную, или пользуются для этого обработку животных машинным маслом. Так или иначе, здоровье и безопасность животных находятся под угрозой.

Для большинства фермеров, не имевших ни финансовых средств, ни технических знаний, были представлены большие баки с раствором для обработки скота от клещей. Это сделали ФАО и ее партнеры, а также предоставили технические знания, а местная община  рабочие руки.
Поэтому концепции развития молочного скотоводства республики Анголы строится исходя из следующих положений:
 потенциал развития отрасли позволяет существенно повысить уровень само обеспечения региона продукцией скотоводства;
 скотоводство относится к отраслям, обладающим относительно высоким потенциалом обеспечения роста занятости и само занятости сельского населения;
 природно-климатические условия, структура и качество сельскохозяйственных угодий позволяют сформировать адекватную кормовую базу скотоводства с уровнем себестоимости кормов, обеспечивающих конкурентоспособность продукции скотоводства;
 стабилизация поголовья крупного рогатого скота и его рост возможны в условиях технико-технологической модернизации отрасли в соответствии с особенностями, как крупного, так и малого агробизнеса;
 молочное скотоводство как социально значимая для региона отрасль аграрного производства должна иметь приоритет при определении объемов государственной поддержки сельского хозяйства и развития сельских территорий;
 концентрация поголовья крупного рогатого скота в малых формах хозяйствования требует приоритетного развития производственной и потребительской кооперации и др.

Консультационные службы распространения сельскохозяйственных знаний имеют решающее значение для выполнения указанной задачи, однако число фермеров очень велико и сразу невозможно обеспечить консультационными услугами всех фермеров.
Поскольку не существует стандартной модели оказания услуг по распространению сельскохозяйственных знаний, то в роли поставщиков таких услуг могут выступать: частные предпринимательские структуры, университеты, организации производителей в различных целях и с использованием разных подходов.

Правительства должны играть большую роль в обеспечении консультационных услуг в сфере сельского хозяйства. Эти услуги, подобно научным исследованиям по сельскохозяйственной проблематике, представляют собой общественные блага, ценность которых значительно выше, чем ценность опыта отдельно взятых фермерских хозяйств и консультационных организаций, работающих на коммерческой основе. Особенно это важно в предоставлении услуг малым семейным фермерским хозяйствам, в особенности в отдаленных районах, для которых возможности взаимодействия с коммерческими поставщиками услуг почти недоступны и которые могут испытывать ощутимую потребность в непредвзятых консультациях и информации относительно надлежащей организации работы фермерских хозяйств. Государственный сектор также должен отвечать за то, чтобы консультационные услуги, оказываемые частным сектором и гражданским обществом, были технически грамотными, социально и экономически приемлемыми.

В Анголе в 2014-2016 годах консультационную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению оказывали около 1000 консультантов 45 сельскохозяйственных консультационных организаций. Услугами консультантов воспользовались более 40 тысяч представителей сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов. В общей сложности во всех регионах Анголе оказано около 60 тыс. консультационных услуг. Консультантами проведено 550 консультационных обучающих мероприятий, посвященных реализации ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве, развитию сельских территорий, создано почти 100 демонстрационных объектов (участков), проведено 75 выставок новых техники и технологий, достижений селекции сельскохозяйственных животных и культур.

Почти все СКЦ в Анголе созданы за счет государственного финансирования. Сегодня ведется переход к моделям, где государственное финансирование сокращается. В некоторых регионах задачи консультирования делегированы от государства на уровень регионов, при обязательном развитии самофинансирования. Сделан небольшой шаг для выхода государства из этой деятельности, переходу к частным консалтинговым компаниям.
Но есть проблема. Увеличивается количество семейных ферм с низкотоварным производством. При использовании приватизированной консультационной службы они не смогут оплачивать консультантов. Должен быть посредник в государственной политике между научными исследованиями, другими источниками инноваций и множеством небольших ферм. Без государственного финансирования эта задача по распространению опыта и передаче инноваций не может быть реализована.

Успехи периода 2010-2016 гг. связаны с последовательной реализацией двух целевых Программ развития агропромышленного комплекса Анголы до 2011 и до 2017 года. В них были обозначены мероприятия по развитию молочного скотоводства в содружестве с Deloitte Consulting (развитие племенной работы) и при поддержке государственной фирмы AAA (развитие консультационной поддержки). Все консультанты-зоотехники в Анголе консультационной службы AAA прошли длительные стажировки в SADIA (Бразилия). Вплоть до 2003 гг. консультанты Deloitte Consulting постоянно курировали деятельность Ангольских консультантов.

В этом в период осуществления проектов осуществлялась адресная поддержка молочного скотоводства в рамках целевых программ. Материальная поддержка хозяйств осуществлялась: на закупку семени быков-улучшателей из Бразилии, ЮАР и др. (субсидировалось более 1/2 стоимости семени); на обретение стартерных кормов; на решение проблем содержания коров в закрытых от насекомых и вредителей помещениях. Для каждого хозяйства использовалась индивидуализированная компьютерная программа расчета кормовых рационов. При этом консультанты, финансируемые на надлежащем уровне из бюджета республики и за счет поддержки Израиля, играли очень значимую роль.

Количество слабых хозяйств сократилось в 1,5 раза, и резко снизилась их роль в общем объеме производства молока.

В данный момент завершилась поддержка Израиля. Необходимо увеличить почти в 1,5 раза количество консультантов, так как основными производителями молока становятся фермеры и подсобные товарные хозяйства. Потребности бюджета на все это возрастают почти в 3 раза. Перейти к поддержке развития всех хозяйств пока невозможно. Поэтому в новой программе предлагается развивать целевую адресную поддержку в форме грантов только тем фермам, которые предоставляют наиболее значимые и реальные бизнес-планы своего развития. Поэтому будут сначала развиваться фермы новаторов и ранних последователей, как описал Э. Роджерс. Потом, спустя 2-3 года будет еще охвачено почти в 2 раза больше других ферм, которые Э. Роджерс относит к раннему большинству. Дальнейшие мероприятия пока трудно представить.

Sources:

1. Rogers, Everett (16 August 2003). Diffusion of Innovations [Текст] /E. Rogers — Simon and Schuster, 5th Edition. – 2003.
1. DairyNews.ru http://www.dairynews.ru/news/zhiteli-kitaya-v-srednem-potreblyayut-31-kg-moloka.html.
2. Смирнов Е. Р. Мировой молочный рынок в 2011 –2013 гг. // Молочная промышленность. – 2013. -№ 2. – с. 25 - 27.
3. http://www.au-ibar.org/tools/transboundary-animal-diseases-and-zoonoses-compendium-for-africa
4. http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/
5. База данных, http://esa.un.org/wup2014/unup/index.asp?panel=1, доступ к Август 2012.
6. Республика Ангола (2015) - На основе Доклад Государственного бюджета.
7. Malaquias Assis. Angola’s external outlook: pragmatism and dissonance // A UE e Africa: em busca de parceria estratégica. Lisboa, 2009.

References:

1. Rogers, Everett (16 August 2003). Diffusion of Innovations [Tekst] /E. Rogers — Simon and Schuster, 5th Edition. – 2003.
2. DairyNews.ru http://www.dairynews.ru/news/zhiteli-kitaya-v-srednem-potreblyayut-31-kg-moloka.html.
3. Smirnov Ye. R. Mirovoy molochnyy rynok v 2011 –2013 gg. // Molochnaya promyshlennost'. – 2013. -№ 2. – s. 25 - 27.
4. http://www.au-ibar.org/tools/transboundary-animal-diseases-and-zoonoses-compendium-for-africa
5. http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/
6. Baza dannykh, http://esa.un.org/wup2014/unup/index.asp?panel=1, dostup k Avgust 2012.
7. Respublika Angola (2015) - Na osnove Doklad Gosudarstvennogo byudzheta.
8. Malaquias Assis. Angola’s external outlook: pragmatism and dissonance // A UE e Africa: em busca de parceria estratégica. Lisboa, 2009.

All illustrations of the article:

bottom of page