ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА
top of page

УДК

in process

DOI

10.53988/24136573-2017-05-03

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Свищева, М. И. Тенденции развития первичной переработки зерна / М. И. Свищева // Управление рисками в АПК. – 2017. – № 5. – С. 52-62. – DOI 10.53988/24136573-2017-05-03.

SVISHCHEVA M.I. TRENDS OF PRIMARY GRAIN PROCESSING

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
СВИЩЕВА М.И.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА

Свищева Маргарита Игоревна – главный специалист, ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России», Москва, Россия
E-mail: m.svishcheva@mcx.ru

annotation

В статье рассматриваются вопросы урожайности, валового сбора и экономики производства зерновых и зернобобовых культур в Российской Федерации в период с 2010 по 2016 год.

Keywords

Хлеб, мукомольная промышленность, производство муки, ресурсы зерна, маржинальность переработки зерновых.

SVISHCHEVA M.I.

TRENDS OF PRIMARY GRAIN PROCESSING

Margarita I. Svishcheva – Specialist, Analytical Center of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: m.svishcheva@mcx.ru

Annotation

The article discusses the issues of yield, gross harvest and the economy of the production of grain and leguminous crops in the Russian Federation from 2010 to 2016.

Keywords

Bread, flour milling industry, flour production, grain resources, grain processing margin.

Article text

Мукомольно-крупяная и хлебопекарная отрасли обеспечивают внутренние потребности страны. Объем производства муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смесей из них в целом по стране с 2013 по 2016 годы снизился на 1,5% с 9,9 до 9,7 млн тонн. Основными причинами снижения объемов производства муки в субъектах Российской Федерации являются снижение потребительского спроса на муку, в том числе за счет уменьшения потребления хлебобулочных изделий (по данным исследований компаний GfK, AltoConsultingGroup).

Регулирование цен на хлеб государством приводит к убыточности его производства. Из-за повального ухода от налогов, теневой рынок муки и хлебобулочных изделий в Российской Федерации составляет по оценке отраслевых союзов до 40% всего объема производимой продукции. Такая ситуация приводит к тому, что добросовестные производители вынуждены конкурировать с нелегальными производствами, конкурентоспособность которых базируется на низких издержках на налоги и оплату труда. Кроме того, предприятия несут существенные потери из-за возврата торговыми сетями нереализованного хлеба. По оценкам Министерства сельского хозяйства потери составляют порядка 30 млрд рублей в год.

По данным Росстата, к 2016 г. производство муки сократилось на 2,4% по сравнению с 2012 г. За аналогичный период времени производство хлеба и хлебобулочных изделий сократилось на 4%. Однако эти данный не вяжутся со снижением реальных доходов населения и повышением потребления недорогих продуктов питания, в число которых входит и хлеб. Отраслевые эксперты считают, что увеличение потребления компенсируется за счет производства контрафакта. Потенциально рынок хлеба может составлять 11 млн тонн вместо заявленных 6,7 млн тонн
в 2016 г.

Аналогичная ситуация наблюдается на рынке муки. По мнению Российского союза мукомольных и крупяных предприятий порядка, 40% муки не учитывается в данных Росстата. Такая продукция зачастую реализуется по демпинговым ценам, что снижает рентабельность добросовестных производителей. Поэтому мукомолы вынуждены использовать зерно более низкого качества для того, чтобы оставаться конкурентными. По оценке главы Российского союза пекарей, объем рынка муки в Российской Федерации составляет 14-15 млн тонн.
Помимо всего прочего происходит сокращение объемов потребления хлеба и хлебобулочных изделий и изменение потребительских предпочтений в пользу других продуктов питания. Несмотря на то, что статистические ведомства предоставляют цифры, с которыми не согласны участники рынка, информация на Рисунке 1 видно, что потребление хлеба снизилось.

Рисунок 1. Производство хлеба и муки, тыс. тонн

Таким образом, производство хлеба и муки не позволит стать инструментом для снятия излишков с рынка, так как потенциал развития отрасли ограничен.
Кроме того, производители ржаной муки в европейской части находятся под давлением из-за демпинговых цен на ржаную муку, ввозимую из Белоруссии. В 2016 г. Белоруссия резко нарастила экспорт ржаной муки, поставив 130,4 тыс. тонн продукции по цене 136,9 долларов США за тонну.
Износ оборудования в хлебопекарной и мукомольной отрасли один из самых высоких в пищевой промышленности, при этом уровень износа увеличивается с каждым годом. Стабильно низкий уровень загрузки производственных мощностей в т.ч. обусловлен высоким уровнем морального и физического износа. В 2016 г. износ мощностей составлял 63,7%, что является критически высоким показателем. Кроме того, производственные мощности были заполнены на 45%.

Рисунок 2. Производственные мощности хлебопекарных заводов, млн тонн

Доля импортного оборудования в хлебопекарной отрасли оценивается в 35%, объем импорта составляет более 100 млн долларов США в год или 13,5% от общего объема импорта оборудования пищевой и перерабатывающей промышленности
Падение курса национальной валюты существенно увеличило стоимость закупки и обслуживания импортного оборудования для предприятий отрасли.

Выводы:
Среди основных проблем хлебопекарной и мукомольно-крупяной отраслей выделяются высокая доля износа оборудования, низкая загрузка перерабатывающих мощностей, большая доля теневого рынка и отсутствие достоверной статистики по объему производства готовой продукции.
Эти проблемы возникли по причине ориентированности хлебопекарной и мукомольно-крупяной отраслей на внутренний спрос с одной стороны и того, что продукты питания, производимые этими отраслями, являются социально значимыми, цены на которые регулируются государством с другой стороны. Невозможность реализовывать продукцию по ценам, устанавливаемым рынком, приводит к сжатию маржинальности хлебопекарного и мукомольно-крупяного бизнеса. Решением могло бы стать создание отечественного рынка премиальных, экологически-чистых продуктов питания, которые имеют более высокую цену, по сравнению с дешевыми социально значимыми продуктами. Министерство сельского хозяйства совместно с Министерством здравоохранения могли бы провести исследование пищевых предпочтений отечественных потребителей, и провести последующую информационную работу с целью донесения до потребителя информации о том, что хлеб и макаронные изделия из качественной твердой муки являются более поездными для здоровья человека.

Государственным органам следует обратить пристальное внимание на развитие отечественного производства ингредиентов, в т.ч. в рамках реализации стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года и создаваемой межведомственной рабочей группы по вопросам развития производства пищевых ингредиентов Российской Федерации.

При нынешних урожаях зерна рост экспорта и внутреннего потребления не позволит полностью использовать лишний объем произведенного зерна, а создавшиеся запасы будут неизменно давить на цены и рынок, снижая рентабельность зерновиков. Одним из выходов является развитие глубокой переработки зерна.

Глубокая переработка уже много лет является инструментом контроля запасов и регулирования рынка в крупнейших странах-производителях зерна. В США глубокой переработке подвергается более 36% от всего урожая кукурузы. В Российской Федерации в последние несколько лет стали уделять глубокой переработке больше внимания, так как стало понятно, что без развития данного сектора рентабельность зерновиков скоро значительно сократится. Случиться это может по нескольким причинам: во-первых, хранимое на элеваторах зерно вызывает не только давление на цену, но и приводит к тому, что рублевая себестоимость зерна растет под влиянием инфляции. Во-вторых, излишки зерна перенасытят рынок, что приведет к переполнению рынка и падению внутренних цен. В-третьих, повышение тарифов РЖД делает нерентабельным экспорт зерна из удаленных регионов. Дальнейшее развитие сектора не представляется возможным без развития глубокой переработки.

Использование ресурсов зерна можно увеличить ограниченным количеством инструментов – за счет внутреннего потребления на продовольственные цели и корма, за счет экспорта и переработки. И, если внутреннее потребление не имеет достаточного потенциала к росту, то экспорт и переработка могут расти более высокими темпами.
Развитие глубокой переработки позволит производить в Российской Федерации высокотехнологичные продукты, которые пользуются спросом во всем мире и спрос на эту продукцию растет с каждым годом. Продукция глубокой переработки востребована в животноводстве и в сегменте FCMG. Помимо всего прочего, в Европе растет спрос на биопластики, а рынки Азии заинтересованы в продуктах биохимии, таких как биобутанол. Кроме того, значительное количество излишков можно снимать за счет производства биотоплива, например, биоэтанола.

Однако глубокая переработка не сможет развиваться без использования всего потенциала господдержки. Строительство завода по глубокой переработке требует кратно большего объема инвестиций, чем завода по первичной переработке. В среднем строительство одного завода обходится в 150-250 млн долларов США. Однако при условии поддержки со стороны государства Российская Федерация сможет производить продукцию для экспорта и внутреннего рынка с высокой добавленной стоимостью, а, как известна, цены на подобную продукцию подвержены меньшей волатильности, чем цены на сырье, коим является зерно.

Помимо всего прочего, членство Российской Федерации в ВТО является еще одним доводом в пользу глубокой переработке. Дело в том, что на данный момент большинство мер государственной поддержки в Российской Федерации подпадает под желтую корзину, которую необходимо сокращать. А в зеленой корзине находятся программы по увеличению внутреннего спроса на сельхозпродукцию, а поддержка развития глубокой переработки зерна относится именно к зеленой корзине.

Стимулом развития отрасли глубокой переработки в Российской Федерации могут стать биокластеры. К примеру, в США в городе Блэйр существует экологически чистое производство продукции глубокой переработки, которое перерабатывает 2,5 млн тонн кукурузы в год. Данное предприятие выпускает биополимеры – 140 тыс. тонн полиактида, лизин – 50 тыс. тонн, этанол – 257 тыс. тонн, а также молочную кислоту, ферменты, крахмал и т.д.
В данный момент предприятий, занимающихся глубокой переработкой, не так много. Основная причина заключается в высоких капитальных затратах на строительство предприятий. Сейчас инвестиции составляют примерно 40-50 тыс. рублей на одну тонну мощности, а это выходит примерно 10-12 млрд рублей для завода, перерабатывающего 250 тыс. тонн пшеницы. Для того, чтобы обеспечить переработчикам доступ к кредитным ресурсам, необходимо выделить в Госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013−2020 отдельную статью – «Развитие отрасли глубокой переработки зерна».

Также для поддержания инвестиционной привлекательности сектора глубокой переработки необходимо ввести субсидирование процентной ставки по кредитам на подобные проекты, важно возмещать до 20% понесенных капитальных затрат на строительство заводов глубокой переработки зерна, предусмотрев возможность одновременного субсидирования как процентной ставки, так и CAPEX.
Помимо этого, необходимо предоставление проектам госгарантий на кредитование и расширение программы поддержки возведения таких предприятий на основе проектного финансирования. В 2012 году из списка организаций, имеющих право на возмещение части затрат на уплату процентов, были исключены комплексы по глубокой переработке протеиновых культур, среди которых есть пшеница, рожь и кукуруза.

Указанные меры государственной поддержки позволят запустить в России отрасль глубокой переработки зерна, которая создаст высокооплачиваемые рабочие места, увеличит налоговые сборы и даст уверенность в будущем сельхозпроизводителям из регионов рискованного земледелия. Стране необходимо 12−15 заводов глубокой переработки пшеницы мощностью 250−500 тыс. тонн каждый. После запуска этих предприятий стабильный спрос на зерно на внутреннем рынке увеличится на 3−7 млн тонн в год. При этом каждый завод, ежегодно закупая сырья на 2,5−5 млрд рублей, будет выпускать продукции на 10−20 млрд руб. и напрямую обеспечивать работой до 1 тыс. человек и еще 5 тыс. человек — косвенно.

Таблица 3. Ведущие производители продуктов глубокой переработки зерна

Развитие глубокой переработки в России является одним из перспективных направлений снятия излишек с рынка зерна и может послужить эффективным механизмом регулирования цен на зерно. Однако существует несколько проблем. Во-первых, данным направлением развития отрасли заинтересовались относительно недавно, поэтому производство продукции глубокой переработки в Российской Федерации не развито. По этой причине Российская Федерация является импортозависимой почти по всей линейке продукции глубокой переработки.

Sources:

Список литературы
1. Производство основных видов продукции в натуральном выражении с 2010 по 2016. Росстат. - Режим доступа URL: https://www.fedstat.ru/indicator/40557?id=40557
2. Ведомственная статистика Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 23 декабря 2009 года № № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения"

References:

1. Proizvodstvo osnovnykh vidov produktsii v natural'nom vyrazhenii s 2010 po 2016 g.g. (v sootvetstvii s OKPD). Rosstat / - Rezhim dostupa URL: https://www.fedstat.ru/indicator/40557?id=40557
2. Vedomstvennaya statistika Ministerstva sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii.
3. Federal'nyy zakon ot 23 dekabrya 2009 goda № № 381-FZ «Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii»
4. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 15 iyulya 2010 g. N 530 "Ob utverzhdenii Pravil ustanovleniya predel'no dopustimykh roznichnykh tsen na otdel'nyye vidy sotsial'no znachimykh prodovol'stvennykh tovarov pervoy neobkhodimosti, perechnya otdel'nykh vidov sotsial'no znachimykh prodovol'stvennykh tovarov pervoy neobkhodimosti, v otnoshenii kotorykh mogut ustanavlivat'sya predel'no dopustimyye roznichnyye tseny, i perechnya otdel'nykh vidov sotsial'no znachimykh prodovol'stvennykh tovarov, za priobreteniye opredelennogo kolichestva kotorykh khozyaystvuyushchemu sub"yektu, osushchestvlyayushchemu torgovuyu deyatel'nost', ne dopuskayetsya vyplata voznagrazhdeniya"

All illustrations of the article:

bottom of page