РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕРНОВОЙ ОТРАСЛИ В ВТО: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Худиев Ф.И. Регулирование зерновой отрасли в ВТО: основные направление и приоритеты// Управление рисками в АПК. 2017. № 5. С. 26-48. URL: http://www.agrorisk.ru/20170502 [дата обращения: DD.MM.YYYY]. ISSN 2413-6573.

KHUDIYEV F.I. REGULATION OF THE GRAIN INDUSTRY IN THE WTO: MAIN DIRECTIONS AND PRIORITIES

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
ХУДИЕВ Ф.И.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕРНОВОЙ ОТРАСЛИ В ВТО: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ

Худиев Фарид Исламович – главный специалист, ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России», Москва, Россия
E-mail: f.hudiev@mcxac.ru
SPIN-код: 3158-0477

annotation

В статье рассматриваются вопросы о возникающих проблемах реализации зерновой продукции в условиях ВТО. Приводится опыт передовых стран, которые решали схожие проблемы при вступлении ВТО.

Keywords

ВТО, опыт стран, желтая корзина, зеленая корзина, опыт Японии, опыт Бразилии, опыт ЕС, опыт Турции, опыт Канады, опыт США, решение проблем зерновой отрасли в ВТО.

F.I. KHUDIYEV

REGULATION OF THE GRAIN INDUSTRY IN THE WTO: MAIN DIRECTIONS AND PRIORITIES

Farid I. Khudiyev – Specialist, Analytical Center of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: f.hudiev@mcxac.ru

Annotation

The article discusses issues arising from the sale of grain products in the WTO. The experience of advanced countries that solved similar problems with the WTO accession is given.

Keywords

WTO, countries experience, yellow basket, green basket, Japan experience, Brazil experience, EU experience, Turkey experience, Canada experience, US experience, WTO grain problem solving

Article text

По мнению многих экспертов, рекордные урожаи зерна последних лет регулярно вызывают обвал цен на зерно, что существенно снижает рентабельность сельхозтоваропроизводителей, особенно в Поволжье, Сибири и на Урале, в связи с их удаленностью от морских портов.
Для решения вопроса, связанного с реализацией излишков зерна в период высокой урожайности, в зарубежных странах применяются различные механизмы поддержки с учетом принятых обязательств в рамках ВТО, которые рассмотрены далее по следующим направлениям:
краткосрочные меры:
– проведение интервенций и программы по поддержанию доходов производителей в случае существенного понижения цены на сельскохозяйственную продукцию;
– регулирование перевозок зерна;
долгосрочные меры:
– развитие глубокой переработки зерна и биоэкономики.

Одним из возможных краткосрочных механизмов регулирования цен на рынке сельскохозяйственной продукции в рамках ВТО является механизм проведения интервенций.
Согласно требованиям ВТО, интервенционные закупки сельскохозяйственной продукции по общему правилу относятся к мерам поддержки рыночной цены, то есть к мерам «желтой корзины», оказывающим искажающее воздействие на торговлю. Меры «желтой корзины» не запрещены, но подлежат сокращению. В соответствии с п. 12 Технического руководства Секретариата ВТО «Информация, которая должна быть предоставлена по вопросу внутренней поддержки и экспортных субсидий в сельском хозяйстве» определено, что в случае осуществления поддержки рыночной цены (market price support) в отношении определенного товара такая поддержка будет считаться продуктово-специфической. В соответствии с указанным Техническим руководством товарные и ценовые интервенции являются мерами «желтой корзины».

В соответствии с п. 81 Доклада Рабочей группы о присоединении Российской Федерации , к ВТО представитель Российской Федерации заявлял о том, что закупочные и товарные интервенции в отношении зерна проводятся с целью стабилизации конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции согласно Постановлению Правительства № 580 (утратило силу). Закупки и реализация сельскохозяйственной продукции в или из интервенционного фонда организуются в целях регулирования рынка сельскохозяйственной продукции путем проведения торгов на бирже.
Российская Федерация в соответствии с обязательствами в рамках Соглашения ВТО по сельскому хозяйству ежегодно направляет в Комитет по сельскому хозяйству ВТО нотификации, содержащие раздел о введении мер по поддержке внутренней цены, которые относят к продуктово-специфическим мерам поддержки (DS:5 «желтая» корзина). Согласно нотификации G/AG/N/RUS/11 от 7 февраля 2017 г. за отчетный период 2015 год Российская Федерация проводила в 2015 г. закупочные интервенции в отношении пшеницы, ржи и ячменя, в 2014 г. согласно нотификации G/AG/N/RUS/13 от 28 апреля 2016 г. Российская Федерация проводила интервенции в отношении той же продукции.

ОПЫТ ЯПОНИИ
Необходимо отметить, что интервенции являются эффективным методом стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, который довольно часто используется в экономически развитых странах. Например, в Японии с целью поддержки производства пшеницы и риса разработана специальная программа, согласно которой субсидирование выращивания этих культур и их реализации осуществляется через Министерство сельского, лесного хозяйства и рыболовства. Особое внимание в ней уделено различным компенсационным выплатам. Государство устанавливает цены, по которым ежегодно закупается национальный резервный фонд риса собственного производства. Закупка пшеницы и ячменя осуществляется по выгодным для фермерских хозяйств ценам в полном объеме производства. Торговые операции с зерном осуществляет Продовольственное агентство, жестко контролирующее внутренний рынок риса, пшеницы и ячменя, а также их импорт.

ОПЫТ БРАЗИЛИИ
Механизм интервенций характерен и для других крупных производителей и экспортеров зерна. К примеру, в Бразилии интервенции в отношении пшеницы проводятся в соответствии с Программой государственных закупок. Интервенции осуществляются как напрямую от производителей, так и у сельскохозяйственных кооперативов. В 2016 году в соответствии с данными ФАО учреждена национальная компания CONAB для проведения тендеров по пшенице в случае, если цены на пшеницу снижаются до 205,48 долл. США за тонну для того, чтобы поддержать доходы сельхозпроизводителей.

Также в ноябре 2016 года правительство Бразилии анонсировало выделение финансовой поддержки в размере 43,8 млн долл. США по программам Premium for product Outflow Programme (PEP) и Equalization Premium Paid to Producer (PEPRO) для субсидирования продаж на внутренний рынок 1,7 млн тонн пшеницы. Внедрение указанных программ вызвано снижением цен на пшеницу ввиду высокого урожая.
Ранее в рамках 85-го Комитета по сельскому хозяйству 2017 года Украина заявила обеспокоенность в отношении программ Бразилии Premium for product Outflow Programme (PEP) и Equalization Premium Paid to Producer (PEPRO), которые, по мнению украинской стороны, могли повлиять на рост экспорта зерновых культур из Бразилии. Бразилия пояснила, что рост экспорта не связан с выплатами в рамках Premium for product Outflow Programme (PEP) и Equalization Premium Paid to Producer (PEPRO), которые направлены на поддержку производителей вследствие снижения рыночных цен ниже минимальных. Бразильская сторона отметила, что рост экспорта данной продукции (97,7 млн тонн) вызван ростом производства и рекордными урожаями, в частности такой культуры, как кукуруза в 2016-2017 гг. 93
Следует добавить, что ранее в рамках 83-го Комитета по сельскому хозяйству 2017 года США также заявляли обеспокоенность о том, что, по информации из открытых источников, финансирование программ Premium for product Outflow Programme (PEP) и Equalization Premium Paid to Producer (PEPRO) используется в целях поддержки экспорта. Бразильская сторона не предоставляла ответ на данную обеспокоенность 94.

ОПЫТ ЕС
Субсидирование зерновой отрасли в ЕС регулируется рядом регламентов ЕС. На сегодняшний день основным регламентом, устанавливающим принципы и процедуру проведения интервенций, является Регламент ЕС 1308/2013 (далее – Регламент). Данный Регламент устанавливает основные правила проведения интервенций в отношении продукции различных отраслей сельского хозяйства, в частности в отношении зерна. В соответствии со ст. 11 Регламента интервенции в ЕС проводятся в отношении мягкой пшеницы, ячменя, твердой пшеницы и кукурузы. Регламентом устанавливаются следующие правила проведения интервенций в отношении зерновых:
• интервенции могут осуществляться посредством закупок по фиксированной цене и в форме открытого конкурса;
• зерно, закупаемое в рамках интервенций, должно соответствовать техническим требованиям, которые устанавливаются другими Регламентами ЕС;
• для зерна устанавливается маркетинговый год с 1 июля по 30 июня;
• твердая цена для зерновых составляет 101,31 евро за тонну;
• предусмотрены процедуры одобрения предприятий, которые могут предлагать товар для закупок в запас;
• предусмотрены правила хранения и страхования запасов, а также процедуры проведения тендеров при закупке и продаже зерна в рамках проведения интервенций;
• интервенции могут проводиться как в течение определенного периода в маркетинговом году, так и в зависимости от изменения рыночной цены.

Для стабилизации рыночных цен в ЕС также разработана программа по поддержке в частном хранении, в рамках которой производители заключают срочные договоры хранения на определенную в программе сельскохозяйственную продукцию с компетентными государственными органами. Согласно условиям таких договоров, задействованная продукция хранится на складах производителей в течение определенного периода времени (как правило 3-6 месяцев), после чего она может быть выпущена производителем на внутренний рынок или экспортирована из ЕС. Взамен производители получают определенный размер выплат с учетом затрат на хранение, возможной потери качества, любого возможного повышения цены продукции. Условия частного хранения устанавливают минимальный и максимальный контрактный период хранения.

Однако в соответствии со ст. 17 Регламента указанная программа не применяется в отношении зерновых. В список продукции, в отношении которой может быть применена программа по поддержке частного хранения, включены белый сахар; оливковое масло; льняное волокно; свежее или охлажденное мясо крупного рогатого скота в возрасте восьми месяцев или больше; масло, полученное из сливок, и масло, полученное исключительно из коровьего молока; сыр; сухое обезжиренное молоко, полученное из коровьего молока; свинина; козье мясо и козлятина.

Говоря о механизме интервенций, следует отметить следующее: несмотря на то, что возможность проведения интервенций в отношении зерновых предусмотрена национальным законодательством, согласно данным Европейской Комиссии98, с 2013 г. государства-члены ЕС не проводили интервенций в отношении зерновых. В 2017-2018 гг., согласно прогнозным данным Европейской Комиссии, проводить интервенции также не планируется, хотя самообеспеченность ЕС по зерновым составит в соответствии с прогнозом 110 %. По данным Генерального директората по сельскому хозяйству и развитию села ЕС, порядка 20 % произведенной в ЕС пшеницы экспортируется. Импорт же защищен плавающими ставками тарифов на ввоз, хотя в соответствии с обязательствами в ВТО часть импорта зерновых осуществляется в рамках квоты по нулевой или низкой ставке ввозного тарифа.

Следует отметить, что в ЕС инструменты поддержки, отнесенные к «желтой» корзине, все чаще заменяют механизмы, предусмотренные «зеленой» корзиной. По результатам реформы Единой сельскохозяйственной политики ЕС на 2014-2020 годы в соответствии с Многолетней программой финансового развития ЕС на 2014-2020 гг. (Multiannual Financial Framework (MFF)) на финансирование мер прямой поддержки доходов сельхозпроизводителей приходится порядка 27 % всего финансирования Единой сельскохозяйственной политики, в то время как на меры регулирования рынка и развитие села – около 11 % финансирования.

Прямая поддержка доходов сельхозпроизводителей направлена в первую очередь на поддержание доходов фермеров ввиду возросшей в связи с глобализацией и либерализацией международной торговли конкуренцией. Большая часть финансирования мер ЕС в рамках «зеленой» корзины предусмотрена на поддержание доходов сельхозпроизводителей путем выплат несвязанных прямых платежей. В таблице № 1 представлено распределение несвязанных прямых платежей по соответствующим программам.

Таблица 1. Несвязанные прямые платежи в ЕС в соответствии с Единой аграрной политикой на 2014-2020 гг.

Вид прямых платежей. Описание.
Обязательные платежи для всех государств -членов ЕС «Базовые» платежи (в рамках SPS) Данные платежи обеспечивают базовую поддержку доходов сельхозпроизводителей, занятых в сельскохозяйственной деятельности. При этом новые государства члены ЕС до 2020 г. уполномочены использовать схему SAPS, основанную на погектарных выплатах.

Применяется уменьшающаяся ставка налога 5 процентов на все «базовые» платежи свыше 150 тыс. евро на ферму. Однако страны-члены, применяющие перераспределительные платежи, могут не применять данный налог.
«Базовые» платежи составляют порядка 68 процентов от суммы, выделенной государству-члену ЕС на несвязанную прямую поддержку доходов сельхозпроизводителей.

«Зеленые» платежи.
Сельхозпроизводители получают «зеленые» выплаты, относящиеся к «несвязанной» поддержке доходов, за ведение сельского хозяйства способом, не наносящим вреда окружающей среде. Такие выплаты предоставляются тем фермерам, которые берут на себя определенные обязательства, а именно: осуществление диверсификации урожая (выращивание нескольких культур помогает сделать почву и экосистемы более устойчивыми, помогает остановить деградацию и эрозию почв и, следовательно, влияет на урожайность и загрузку производственных мощностей), а также соблюдение экологических требований (фермеры с пахотными землями, превышающими 15 га, должны обеспечить, чтобы, по меньшей мере, 5% их земель являлось зоной, где принимаются меры по сохранению и улучшению биоразнообразия на фермах). «Зеленые» платежи составляют порядка 30 процентов от суммы, выделенной государству-члену ЕС на несвязанную прямую поддержку доходов сельхозпроизводителей.

Платежи молодым фермерам. Для стимулирования смены поколений молодым сельхозпроизводителям (до 40 лет) предоставляются дополнительные к «базовым» платежи до 5 лет.
До 2 процентов от суммы, выделенной государству-члену ЕС на несвязанную прямую поддержку доходов сельхозпроизводителей.
Прямые платежи, применяемые по выбору государств-членов ЕС. Перераспределительные платежи Прямые платежи (применяются погектарно) для поддержки мелких сельхозпроизводителей.
До 30 процентов от суммы, выделенной государству-члену ЕС на несвязанную прямую поддержку доходов сельхозпроизводителей.

Платежи для районов сложными условиями ведения сельского хозяйства Дополнительные платежи, применяемые к районам со сложными условиями ведения сельского хозяйства.
До 5 процентов от суммы, выделенной государству-члену ЕС на несвязанную прямую поддержку доходов сельхозпроизводителей.

Упрощенная схема для мелких сельхозпроизводителей Единовременный платеж для мелких сельхозпроизводителей в размере 500-1 250 евро.
До 10 процентов от суммы, выделенной государству-члену ЕС на несвязанную прямую поддержку доходов сельхозтоваропроизводителей.

Необходимо добавить, что переход от проведения интервенций к другим мерам поддержки сельхозпроизводителей осуществлялся достаточно медленно: к 2002 году ЕС существенно снизил интервенционные цены и ввел компенсационные выплаты («зеленая» корзина) для восполнения потери в цене при закупочных интервенциях. По мнению экспертов, низкие интервенционные цены ограничивают необходимость использования данного механизма при снижении мировых цен.

ОПЫТ ТУРЦИИ
Есть и другие примеры стран, которые воздержались от таких мер, как интервенции. К примеру, Турция в ответ на обеспокоенность со стороны Канады заявила, что с 2002 года, когда страна столкнулась с экономическим кризисом, перестала проводить интервенции в отношении пшеницы, ячменя, риса и других сельскохозяйственных культур. В соответствии с данными ФАО, в 2016-2017 гг. Турция в рамках Национальной сельскохозяйственной программы вводила субсидии для поддержки производителей пшеницы, риса, ржи и овса, которые были направлены на диверсификацию: сокращение производства влаголюбивых растений в районах со структурными недостатками. Выплаты производятся два раза в год.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что механизм государственных закупочных и товарных интервенций по-прежнему используется рядом стран для стабилизации цен на зерно на внутреннем рынке, однако в ряде стран, в частности ЕС, Турции, наблюдается тенденция по переходу к повышению доли рыночного регулирования экономики, в рамках которой большое значение уделяется мерам поддержки доходов сельхозпроизводителей, которые согласно положениям Соглашения ВТО по сельскому хозяйству относят к мерам «зеленой» корзины.

В среднесрочной перспективе предлагается рассмотреть целесообразность разработки программы льготного кредитования под залог сельскохозяйственной продукции, позволяющей производителям зерна принимать решение о продаже зерна в период выгодных рыночных цен. Такие программы реализуются во многих развитых странах. К примеру, в Канаде реализуется Программа Advance Payments Program (APP) , в соответствии с которой сельхозпроизводителям предоставляется доступ к авансовым платежам. По указанной программе производитель может получить до 400 тыс долл. США авансовых средств в зависимости от объема произведенной сельхозпродукции. Таким образом, производитель получает возможность, пользуясь авансовыми средствами, не сразу реализовывать сельскохозяйственную продукцию, а дождаться наиболее выгодных цен на рынке для продажи зерна. При этом первый платеж в размере 100 тыс долл. США осуществляется за счет средств Правительства Канады. Авансовые платежи погашаются при продаже произведенной сельхозпродукции с условием полного погашения в течение 18 месяцев для большинства сельхозпродуктов.

Ряд подобных программ действует и в США: Программа возмещения сельскохозяйственных рисков (Agricultural Risk Coverage (ARC)), Программа возмещения потери в цене (Price Loss Coverage (PLC)), осуществляемые в соответствии с Законом о сельском хозяйстве 2014 года, а также Программа кредитования (Marketing Assistance Loan Program). Указанные программы направлены прежде всего на поддержание доходов производителей в случае существенного понижения цены на сельскохозяйственную продукцию.

В период высокой урожайности сельскохозяйственных культур, в частности зерна, одним из наиболее актуальных вопросов является логистика. В целях реализации зерна внутри страны или при перемещении зерна в целях реализации его на зарубежных рынках наиболее остро ощущается отсутствие (особенно в случае перепроизводства зерна) эффективного механизма его вывоза по железной дороге. Также отрицательно сказываются длительность оборачиваемости вагонов, недостаток мощностей по перевалке зерна в портах, недостаток элеваторных мощностей и др.
В целях поиска возможных решений по вышеуказанному вопросу целесообразно рассмотреть опыт зарубежных стран, которые сталкивались с аналогичными логистическими трудностями в период высокой урожайности зерна.

ОПЫТ КАНАДЫ
Наиболее чувствительным объектом перевозки по канадским железным дорогам всегда было и остается зерно и особенно транспортировка зерна из западных провинций Канады до портов для его последующего вывоза на зарубежные рынки. Производители и переработчики зерна зависят от железных дорог при перевозке зерна на большие расстояния в порты к североамериканским покупателям.

Исторически в Канаде сложилась смешанная структура железнодорожной отрасли, при которой действует одна крупная компания (Канэйдиэн нэшнл (КН)), принадлежащая государству, и одна крупная частная компания (Канэйдиэн Пасифик (КП)), которые предоставляют практически весь объем услуг на национальном рынке железнодорожных транспортных услуг. Две эти крупные компании также занимались перевозками через границу с США либо по своим железнодорожным путям на территории США, либо по путям, находящимся в собственности их американских филиалов.
Следует отметить, что Канада, начиная с 1897 г., применяла транспортные субсидии на перевозку зерна в соответствии с Crow’s Nest Pass Agreement от 1897 г.

В 1983 году в Канаде был принят Закон о западных перевозках зерна (Western Grain Transportation Act (WGTA)), который установил выплаты субсидий (Crow benefit) на перевозки зерна железнодорожным транспортом и поднял фрахтовые ставки до компенсационных уровней. С момента применения WGTA субсидии составили порядка 658 млн. долл. США долларов, достигнув уровня 720 млн. долл. США в 1989-1990 г.г. Субсидии покрывали порядка 70 процентов общих расходов на перевозки, при этом производители зерна выплачивали оставшиеся 30 процентов.

Впоследствии Правительство Канады столкнулось с необходимостью отказа от транспортных субсидий на перевозку зерна по нескольким причинам, среди которых обязательства Канады в рамках Соглашения по сельскому хозяйству ВТО, а также в связи с тем, что в течение срока действия WGTA (порядка 12 лет) соответствующие субсидии оказали негативное влияние на диверсификацию сельскохозяйственного сектора Западной Канады: в результате того, что производителям было выгодно поставлять зерно на экспорт, выросли цены на кормовое зерно, что негативно отразилось на животноводческой отрасли и производстве продукции с высокой добавленной стоимостью.

В результате правительством Канады были внесены изменения в Закон о бюджете, которые отменили WGTA с 1 августа 1995 года и соответственно субсидии на железнодорожные перевозки и фрахт. В период с 1995 по 1996 гг. расходы на фрахт выросли для производителей зерна вдвое. Негативный эффект отмены субсидий был смягчен высокими ценами на зерно в 1995-1996 годах. Также правительством Канады была учреждена Программа переходных платежей для производителей зерна Западной Канады (Western Grain Transition Payments Program (WGTPP)), по которой производителям зерна выплачивались единовременные выплаты в размере 1,6 млрд долл. США с распределением по западным провинциям Канады на основе данных исторических выплат субсидий по WGTA за последние 10 лет, и учрежден Фонд регулирования перевалки западного зерна (Western Grain Transportation Adjustment Fund (WGTAF)) с финансированием в размере 300 млн. долл. США, распределенным по следующим направлениям:
• выплаты производителям зерна, пострадавшим от увеличения расходов на фрахт;
• выплаты производителям дегидрированной люцерны и прессованного сена;
Программа развития инфраструктуры Канады (Canadian Agricultural Infrastructure Program), финансирование которой было, главным образом, направлено на улучшение дорог для перевозки зерновых.

В результате отмены субсидий на транспортировку и фрахт зерна получили развитие другие сельскохозяйственные культуры (производство кормовых культур возросло до 13 процентов к 2001 г., в то время как производство зерновых снизилось с 47 процентов в 1990 г. в общей доле до 32 процентов в 2000 г.). Также получили развитие производство продукции с высокой добавленной стоимостью и отрасль животноводства Западной Канады.

На сегодняшний день основным нормативным правовым актом Канады, содержащим общие положения в отношении классификации зерна, отбора проб и испытаний, проведения инспекций, выдачи лицензий элеваторам и на торговлю зерном, перевозки и ответственности на несоблюдение законодательства по вышеуказанным вопросам, является Закон о зерне (далее – Закон) .
Также в соответствии с Законом Канадская зерновая комиссия (далее – Комиссия) определяется в качестве органа, уполномоченного разрабатывать и контролировать выполнение стандартов в отношении качества, отбора проб и испытаний, хранения, транспортировки и обращения зерна с целью обеспечения качества и безопасности зерна на внутреннем рынке и зерна на экспорт. Комиссия уполномочена утверждать приказом классы зерна и спецификации, определять, какое зерно является некондиционным.

В соответствии с Законом о зерне Комиссия уполномочена выдавать лицензии на эксплуатацию элеваторов местного значения, терминальных элеваторов, производственных элеваторов, лицензии на торговлю зерном, срок действия которых не должен превышать 5 лет.
Особое внимание в Законе о зерне уделено вопросам транспортировки зерна. В соответствии со ст. 84 Закона о зерне перевозки зерна внутри Канады и за пределы Канады вправе осуществлять либо государственные перевозчики, либо частные перевозчики по письменному разрешению Комиссии.
Согласно ст. 85 Закона о зерне производитель зерна или группа производителей зерна вправе обратиться в Комиссию с заявкой о предоставлении железнодорожных вагонов для перевозки зерна к терминальным или производственным элеваторам, либо грузополучателю в пункте назначения в случае, если они имеют достаточный объем зерна для перевозки в железнодорожных вагонах и могут доставить зерно надлежащим образом в железнодорожную компанию для осуществления перевозки. Комиссия еженедельно распределяет железнодорожные вагоны согласно очередности получения заявок от сельхозпроизводителей с учетом количества доступных железнодорожных вагонов в соответствии с условиями, которые обозначены в Приказе Комиссии.

Регламентом по зерну устанавливается, что положения Закона о зерне распространяются на следующие виды зерновых: ячмень, фасоль, гречиха, рапс, горох, кукуруза, льняное семя, чечевица, смешанное зерно, горчичное зерно, овес, горох, рапс, рожь, семена сафлора, соевые бобы, семена подсолнечника, тритикале и пшеница. Также в Перечне № 3 к Регламенту по зерну устанавливаются классы пшеницы для потребления человеком и класс пшеницы, предназначенной в корма для животных.

Кроме того, в Регламент по зерну введены дополнительные положения по перевозке зерна, в соответствии с которыми устанавливается, что за погрузку зерна в предоставленные Комиссией железнодорожные вагоны отвечает производитель. Дополнительно определены требования к транспортным средствам для перевозки зерна, обязательство для частных перевозчиков получения разрешения на перевозку зерна, в том числе для контейнерных перевозок.

Следует отметить, что за последние несколько лет Канада столкнулась с рекордными урожаями зерна, которые вызвали перегрузку канадских железнодорожных сетей и сложности с поставками зерна на экспорт. Правительство Канады отреагировало на возникшие трудности принятием
Закона о справедливой железнодорожной системе 2014 г. (Bill C-30 «The Fair Rail for Grain Farmers», который устанавливает требования к объему транспортировки зерна железнодорожным транспортом в чрезвычайных обстоятельствах и вносит соответствующие изменения в Закон о зерне и Закон о транспорте Канады. Также Закон о справедливой железнодорожной системе предусматривает начисление штрафов перевозочной компании; предполагает усиление конкуренции между железными дорогами и предоставление грузоотправителям доступа к альтернативным услугам железных дорог в сфере перевозок.

В соответствии с Законом о справедливой железнодорожной системе 2014 г. в дополнение к положениям статьи 47 Закона о транспорте Канады от 7 марта 2014 года был принят Указ (Order in Council) , по которому канадские железнодорожные компании КН и КП обязывались провозить не менее 500 тыс. тонн зерна в неделю, начиная с 7 апреля 2014 года. Впоследствии было выпущено несколько указов, определяющих объемы зерна для перевозки в различные периоды. В соответствии с указами железнодорожные компании должны были еженедельно направлять в Правительство Канады отчеты о перевозках зерна и выплачивать штрафы в размере 100 тыс. долл. США в день в случае несоблюдения выполнения предписаний по объему зерна к перевозке.
Кроме того, Закон о справедливой железнодорожной системе 2014 г. внес изменения в Закон о зерне Канады, которыми устанавливается возможность принятия дополнительных актов в отношении обязательных положений контрактов между производителями и перевозчиками зерна в части выполнения услуг по перевозке и компенсаций за нарушение условий перевозки . Дополнительно следует отметить, что Закон о справедливой железнодорожной системе 2014 г. предусматривает механизм «sunset», в соответствии с которым поправки к Закону о зерне и к Закону о транспорте могут быть отменены с 1 августа 2016 г., если обе палаты Парламента Канады не решат продлить действие указанного закона 111.

Несмотря на то, что отраслевые консультации по поводу Закона о справедливой железнодорожной системе 2014 г., положения которого носят временный характер, были завершены в декабре 2016 года, действие указанного закона было продлено до июля 2017 года112.
Кроме того, в Канаде в настоящее время принята Транспортная стратегия 2030 (далее – Стратегия), согласно которой, транспортировка зерновых на экспортные рынки будет одним из направлений по модернизации инфраструктуры с одновременными законодательными изменениями. Мероприятия Стратегии охватывают пять направлений: улучшение сервиса услуг по перевозке для пассажиров общественного транспорта, безопасность перевозок, инновации для сокращения неблагоприятных последствий для окружающей среды, создание новых и улучшение существующих морских коридоров для ведения морской торговли, улучшение инфраструктуры внутренней транспортной системы для развития международной торговли. Бюджет на выполнение мероприятий Транспортной стратегии 2030 по развитию торговых коридоров в 2017 г. составил 2 млрд долл. США в Национальный фонд по торговым коридорам, 5 млрд долл. США для Банка развития инфраструктуры Канады и 50 млн долл. США для улучшения сервиса сбора и анализа данных по торговле и перевозкам.

Таким образом, в Канаде перевозки зерна имеют большое значение для развития зерновой отрасли и расширения международной торговли зерном, вследствие чего Правительство Канады в чрезвычайных ситуациях (высокий урожай зерна и неспособность национальных перевозчиков справиться с большими объемами перевозки зерна) принимает временные акты, направленные на защиту интересов производителей зерна и увеличение пропускной способности железнодорожных сетей для зерновых грузов за счет установления разрешенных объемов перевозки зерна в период высокого урожая. Кроме того, в долгосрочной перспективе большой объем финансирования из федерального бюджета предназначен на улучшение транспортной инфраструктуры и привлечение инвестиций.

ОПЫТ США
На сегодняшний день в США действует Программа возмещения транспортных расходов (Reimbursement Transportation Cost Payment (RTCP)) для ферм и ранчо, расположенных в
географически удаленных районах. Указанная программа применяется для компенсации расходов сельскохозяйственных производителей на транспортировку сельскохозяйственных товаров и материалов, необходимых для производства сельскохозяйственных товаров. Компенсации расходов применяются в отношении транспортировки пищевой продукции, кормов, волокна, растений, в том числе деревьев, насекомых и продукции из насекомых, домашнего скота, включая оленей, лосей, зубров, лошадей.

В соответствии с Законом о бюджете в 2017 году на финансирование программы было выделено 1,996 млн долл. США. Ежегодно каждый производитель может получить компенсацию до 8 тыс. долл. США.
Компенсации расходов на транспортировку доступны для следующих штатов: Гавайи, Аляска, Содружество Пуэрто-Рико, о-в Гуам, Восточное Самоа, Содружество Северных Марианских островов, Федеративные штаты Микронезии, Республика Маршалловы острова, Республика Палау, Виргинские острова.

Для получения компенсации производитель обязан подать заявку на получение компенсации, предоставить подтверждение понесенных на транспортировку затрат, соблюдать требования охраны и сохранения земель, быть физическим или юридическим лицом, доход которого не превышает 900 тыс долл. США, быть резидентом США в соответствии с 7 CFR (Свод федеральных правил США) часть 1400 для иностранных лиц .
Следует отметить, что США в соответствии с поданной в ВТО нотификацией G/AG/N/USA/109 от 19 января 2017 г. за 2014 год указали данную программу в мерах «желтой» корзины в разделе продуктово-неспецифической поддержки, которая не подлежит сокращению вследствие того, что составляет менее 5 процентов от объема производства сельскохозяйственной продукции США в 2014 году.

Тем не менее, следует отметить, что указанная программа поддержки предоставляется не только гражданам США, но и иностранным гражданам «ассоциированных с США государств», которыми являются Содружество Пуэрто-Рико, территория Гуам, Американское Самоа, Содружество Северных Марианских островов, Федеративные штаты Микронезии, Республика Маршалловы острова, Республика Палау.

Таким образом, для стран, являющихся лидерами по экспорту зерновых, транспортировка является проблемой, решаемой зачастую путем введения чрезвычайных мер государственного регулирования, однако опыт Канады свидетельствует, что непрерывное субсидирование транспортных расходов для зерновых может негативно сказаться на развитии других отраслей сельского хозяйства.
Тем не менее субсидирование транспортных расходов может применяться в качестве меры поддержки в рамках «желтой» корзины ВТО (опыт США) в случае, если субсидирование не направлено на поддержку экспорта сельскохозяйственной продукции.

Sources:

Список литературы
1. О ходе сезонных полевых работ. // Минсельхоз России [сайт]. URL: http://mcx.ru/analytics/spring-field-work/ (дата обращения: 24.09.2017).
2. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2016 г. № 1003 «Об утверждении Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации» // «Официальный интернет-портал правовой информации» [сайт]. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения 17.09.2017)
3. Стадник А.Т., Матвеев Д.М., Макарова Ю.Ю. Совершенствование государственного регулирования рынка зерна в России // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2013.
4. Доклад ФАО ООН «Обзор по пищевым продуктам» // ФАО [сайт]. URL: http://www.fao.org/3/a-i7343e.pdf (дата обращения: 25.09.2017).
5. Regulation (EU) № 1308/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2013 // EUR-Lex Access [сайт]. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2013:347:0671:0854:EN:PDF (дата обращения: 12.11.2017).
6. Cereals, oil seeds and protein crops, rice // European Commission [сайт]. URL: https://ec.europa.eu/agriculture/cereals_en (дата обращения: 17.11.2017)/An Analysis Of The Agricultural Domestic Support Under the Uruguay Round Agreement On Agriculture: The Blue Box // UNCTAD [сайт]. URL: http://unctad.org/en/Docs/ditccom20036_en.pdf (дата обращения: 21.09.17).
7. Advance Payments Program (APP) // Government of Canada [сайт]. URL: http://www.agr.gc.ca/eng/programsand-services/list-of-programs-and-services/advance-payments-program-1-overview/?id=1462198969862 (дата обращения 10.09.2017 г.).
8. Darcie Doan, Brian Paddock, Jan Dyer Grain Transportation Policy and Transformation in Western Canadian Agriculture.//Simon Fraser University // URL: https://www.sfu.ca/~schwindt/buec%20396/Doan-Grain.pdf (дата обращения: 17.08.2017)
9. Canada Grain Act R.S.C., 1985, c. G-10.// Официальный сайт Justice Laws Website.//URL: http://lawslois.justice.gc.ca/eng/acts/G-10/page-4.html# docCont
10. Закон о справедливой железнодорожной системе 2014 г. (Bill C-30 «The Fair Rail for Grain Farmers»//Сайт Право справедливости Канады (22.11.2017) // Justice Laws [сайт]. URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/AnnualStatutes/2014_8/page-1.html (дата обращения: 17.09.2017)
11. Canadian Grain Transportation Regulations // Сайт Службы сельского хозяйства зарубежных стран Министерства сельского хозяйства США // USDA [сайт]. URL: https://gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/Canadian%20Grain%20Transportation%20Regulations _Ottawa_Canada_8-6-2014.pdf
12. Обзор «Установленные Правительством объемы зерна для перевозки увеличены до зимы» (12.04.2014). Сайт Министерства сельского хозяйства США // [сайт]. URL: https://gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/Govt%20Mandated%20Grain%20Volumes%20for%20
13. Сайт Службы сельского хозяйства зарубежных стран Министерства сельского хозяйства США // USDA [сайт]. URL: https://www.fsa.usda.gov/programs-and-services/price-support/RTCP-Program/index (дата обращения: 23.09.2017).
14. Сайт Службы сельского хозяйства зарубежных стран Министерства сельского хозяйства США // USDA [сайт]. URL: https://www.fsa.usda.gov/Assets/USDA-FSA-Public/usdafiles/FactSheets/2017/rtcp_fact_sheet_july2017.pdf

References:

1. O khode sezonnykh polevykh rabot. // Minsel'khoz Rossii [sayt]. URL: http://mcx.ru/analytics/spring-field-work/
2.WT/ACC/418 ot 1996 goda // WTO [sayt]. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009DP.aspx?language=E&CatalogueIdList=233627,233111,225113,128809,120511,113639,108345,90024,89588&CurrentCatalogueIdIndex=3&FullTextHash=&HasEnglishRecord=True&HasFrenchRecord=True&HasSpanishRecord =True
3. Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 5 oktyabrya 2016 g. № 1003 «Ob utverzhdenii Pravil priobreteniya sel'skokhozyaystvennoy produktsii u sel'skokhozyaystvennykh tovaroproizvoditeley i (ili) organizatsiy i individual'nykh predprinimateley, osushchestvlyayushchikh pervichnuyu i (ili) posleduyushchuyu (promyshlennuyu) pererabotku sel'skokhozyaystvennoy produktsii, proizvedennoy sel'skokhozyaystvennymi tovaroproizvoditelyami na territorii Rossiyskoy Federatsii, v protsesse provedeniya gosudarstvennykh zakupochnykh interventsiy i yeye realizatsii» // «Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii» [sayt]. URL: www.pravo.gov.ru
4. Stadnik A.T., Matveyev D.M., Makarova YU.YU. Sovershenstvovaniye gosudarstvennogo regulirovaniya rynka zerna v Rossii // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2013.
5. Doklad FAO OON «Obzor po pishchevym produktam» // FAO [sayt]. URL: http://www.fao.org/3/a-i7343e.pdf
6. Regulation (EU) № 1308/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2013 // EUR-Lex Access [sayt]. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2013:347:0671:0854:EN:PDF
7. Cereals, oil seeds and protein crops, rice // European Commission [sayt]. URL: https://ec.europa.eu/agriculture/cereals_en (data obrashcheniya: 17.11.2017)/An Analysis Of The Agricultural Domestic Support Under the Uruguay Round Agreement On Agriculture: The Blue Box // UNCTAD [sayt]. URL: http://unctad.org/en/Docs/ditccom 20036_en.pdf
8. Advance Payments Program (APP) // Government of Canada [sayt]. URL: http://www.agr.gc.ca/eng/programsand-services/list-of-programs-and-services/advance-payments-program-1-overview/?id=1462198969862
9. Darcie Doan, Brian Paddock, Jan Dyer Grain Transportation Policy and Transformation in Western Canadian Agriculture //Simon Fraser University // URL: https://www.sfu.ca/~schwindt/buec%20396/ Doan-Grain.pdf
10. Canada Grain Act R.S.C., 1985, c. G-10.// Ofitsial'nyy sayt Justice Laws Website.//URL: http://lawslois.justice.gc.ca/eng/acts/G-10/page-4.html#docCont
11. Zakon o spravedlivoy zheleznodorozhnoy sisteme 2014 g. (Bill C-30 «The Fair Rail for Grain Farmers»//Sayt Pravo spravedlivosti Kanady (22.11.2017) // Justice Laws [sayt]. URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/AnnualStatutes/2014_8/page-1.html
12. Canadian Grain Transportation Regulations // Sayt Sluzhby sel'skogo khozyaystva zarubezhnykh stran Ministerstva sel'skogo khozyaystva SSHA // USDA [sayt]. URL: https://gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/Canadian%20Grain%20Transportation%20Regulations _Ottawa_Canada_8-6-2014.pdf
13. Obzor «Ustanovlennyye Pravitel'stvom ob"yemy zerna dlya perevozki uvelicheny do zimy» (12.04.2014). Sayt Ministerstva sel'skogo khozyaystva SSHA // [sayt]. URL: https://gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/Govt%20Mandated%20Grain%20Volumes%20for%20
14. Sayt Sluzhby sel'skogo khozyaystva zarubezhnykh stran Ministerstva sel'skogo khozyaystva SSHA // USDA [sayt]. URL: https://www.fsa.usda.gov/programs-and-services/price-support/RTCP-Program/index
15. Sayt Sluzhby sel'skogo khozyaystva zarubezhnykh stran Ministerstva sel'skogo khozyaystva SSHA // USDA [sayt]. URL: https://www.fsa.usda.gov/Assets/USDA-FSA-Public/usdafiles/FactSheets/2017/rtcp_fact_sheet_july2017.pdf

All illustrations of the article:

bottom of page