УДК

in process

DOI

in process

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Угурчиев, И. А. Проблемы применения экологических платежей / И. А. Угурчиев // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 8. – С. 37-41.

Ugurchiev I.A.

Problems of applying environmental payments

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
Угурчиев И.А.

Проблемы применения экологических платежей

Угурчиев Исмаил Адсаламович – магистрант, кафедра управления, Экономический факультет, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: idunno@bk.ru

Аннотация

Экологические платежи являются обязательным элементом федерального и территориальных бюджетов Российской Федерации. В связи с этим автор попытался систематизировать и обобщить направления совершенствования инструментов и методов природоохранной политики, предложить способы повышения эффективности механизма платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду. Представлены выводы о необходимости совершенствования институциональных экологических структур, научного обоснования ставок платежей за загрязнение, внедрения стимулирующих инструментов экономического природоохранного механизма.

Ключевые слова

Охрана окружающей среды; экологические платежи; плата за негативное воздействие на окружающую среду; государственная экологическая политика.

Ugurchiev I.A.

Problems of applying environmental payments

Ugurchiev Ismail Adsalamovich – graduate student, Department of management and rural consulting, Faculty of Economics, RSAU-MAA named after KA Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: idunno@bk.ru

Annotation

Environmental payments are an obligatory element of the federal and territorial budgets of the Russian Federation. In this regard, the author tried to organize and summarize the areas of improvement tools and techniques of environmental policy, to suggest ways to improve the efficiency of payments mechanism for the negative impact on the environment. The conclusions about the need to improve the institutional structures of environmental, scientific substantiation of pollution charges, the introduction of environmental economic instruments stimulating mechanism.

Keywords

Environmental protection, environmental fees, the fee for a negative impact on the environment, the state environmental policy, environmental economic mechanism, payments for negative impact.

Текст статьи

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, разработанном Минэкономразвития России, в качестве меры правового регулирования в сфере применения платы за загрязнение окружающей среды предусмотрена подготовка изменений и дополнений в законодательные акты, а также постановления Правительства Российской Федерации [1].

1/0

В России, начиная с 2001 года, полная сумма экологических платежей стала поступать в бюджетную систему. Эта практика сохраняется и в настоящее время. При этом сегодня доля федерального бюджета составляет 20%, а доля территориальных бюджетов — 80% поступлений. Теперь, поступление в бюджет экологических платежей в отсутствие в бюджетном законодательстве прямых норм об их назначении ни в коей мере не обязывает органы государственной власти использовать их исключительно на решение задач охраны природы, как это имело место при существовании экологических фондов. Вдобавок ко всему, в 2010 году экологические платежи утратили налоговый статус и в настоящее время в полной мере регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2].

Одним из результатов реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
т 15.04.2014 № 326, является разработка предложений по cовершенствованию механизмов взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

1/0

Экологические платежи взимаются с природопользователей, которые осуществляют следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
• размещение отходов;
• сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды;
• выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
• загрязнение недр, почв;
• загрязнение окружающей среды теплом, шумом и другими видами физических воздействий [3].

Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества с учетом степени опасности для окружающей среды:
- в пределах нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов;
- в пределах объемов временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов.

1/1

Согласно закону с 1 января 2016 г. до 31 декабря 2019 г. при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы, исчисленной на основе базовых нормативов, применяются повышающие коэффициенты [5].

Несмотря на некоторое ужесточение механизма экологических платежей современная система их расчета имеет ряд недостатков:
На данный момент не существует научно обоснованных методик расчета удельного экономического ущерба, лежащего в основе исчисления базового норматива платы за загрязнение. Принятые величины удельного экономического ущерба достаточно условны, и нормативная база платы за загрязнение нуждается в уточнении в силу изменившихся экономических и экологических условий.
По действующей системе платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы осуществляются за счет себестоимости продукции и, таким образом, перекладываются на потребителей.

1/0

Платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Однако действуют ограничения в виде предельных размеров платы за превышение ПДС (ПДВ), зависящих от уровня рентабельности предприятия. В результате плата за негативное воздействие на окружающую среду с учетом даже штрафных санкций составляет сотые доли процента в затратах предприятий. Хотя оговорено, что льгота носит временный характер, но срок ее действия не уточняется.

Нормативы платы за загрязнение установлены не на все загрязняющие вещества, образующиеся на предприятиях. Появляются новые вещества, которыми за небольшую плату можно отравлять атмосферу и водные объекты и, соответственно, население: цианистый водород, фосген, гексахлорциклогексан и др. (большинство из вновь разрешенных веществ были запрещены в годы советской власти в силу своей высокой токсичности) [4].

1/1

Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ, которые определяются предприятием самостоятельно. При существующей устаревшей материальной базе экологического мониторинга объективный контроль за предоставляемой предприятием информацией не представляется возможным. Широко известны случаи, когда так и не находятся виновники залповых аварийных выбросов в атмосферу и сброса в водоемы загрязнений.

1/0

Источники:

1. Богачева О.В., Бычков Д.Г. Целевые поступления бюджета в хозяйственной деятельности государства // Финансовый журнал. 2015. № 1. С. 29-40.
2. Васянина Е.Л. Вопросы взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду // Налоги. 2014. № 4. С. 40-44.
3. Лебедев В.В. Об изменениях в порядке направления платы за загрязнение природной среды и осуществлении контроля за ее поступлением // Налоговый вестник. 2015. № 8. С. 18-22.
4. Мотосова Е. А., Потравный И. М. Плюсы и минусы введения углеродного налога: зарубежный опыт и позиция России по Киотскому протоколу // ЭКО. 2014. № 7. С. 180–189.
5. Тагаева Т.О., Гильмундинов В.М., Казанцева Л.К. Экологическая ситуация и природоохранная политика в регионах России // Экономика региона. 2016. Т.12, Вып. 1. С. 78-92.

References:

1. Bogacheva O.V., Bychkov D.G. Tselevyye postupleniya byudzheta v khozyaystvennoy deyatel'nosti gosudarstva // Finansovyy zhurnal. 2015. № 1. Pp. 29-40.
2. Vasyanina Ye.L. Voprosy vzimaniya platy za negativnoye vozdeystviye na okruzhayushchuyu sredu // Nalogi. 2014. № 4. Pp. 40-44.
3. Lebedev V.V. Ob izmeneniyakh v poryadke napravleniya platy za zagryazneniye prirodnoy sredy i osushchestvlenii kontrolya za yeye postupleniyem // Nalogovyy vestnik. 2015. № 8. Pp. 18-22.
4. Motosova Ye. A., Potravnyy I. M. Plyusy i minusy vvedeniya uglerodnogo naloga: zarubezhnyy opyt i pozitsiya Rossii po Kiotskomu protokolu // EKO. 2014. № 7. Pp. 180–189.
5. Tagayeva T.O., Gil'mundinov V.M., Kazantseva L.K. Ekologicheskaya situatsiya i prirodookhrannaya politika v regionakh Rossii // Ekonomika regiona. 2016. T.12, Vyp. 1. Pp. 78-92.

Все иллюстрации статьи | All visuals of paper

1/0