Система показателей экологического развития региона
top of page
Volume 13-14 (2016)

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Идрисов, Э. Х. Система показателей экологического развития региона / Э. Х. Идрисов // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 8. – С. 32-36.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
Идрисов Э.Х.

Система показателей экологического развития региона

Идрисов Эльхан Хукумдарович – магистрант, кафедра управления, Экономический факультет, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: idunno@bk.ru

annotation

В статье рассмотрены отдельные аспекты осуществления экологической безопасности Москвы как одного из важных направлений муниципальной политики столицы. В частности, анализируются состояние атмосферы, загрязнение воздуха пылью и ядовитыми газами, состояние грунтовых вод и почв, а также зеленых насаждений в черте города.

Keywords

Муниципальное хозяйство; городское управление; экология; охрана окружающей среды; экологическая безопасность.

Idrisov E.H.

System of indicators of ecological development of the region

Idrisov Elkhan Khukumdarovich - Master's degree, Department of management and rural consulting, Faculty of Economics, RSAU – MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: idunno@bk.ru

Annotation

In the article some aspects of the ecological safety of Moscow are considered as one of the important directions of the municipal policy of the capital. In particular, the state of the atmosphere, air pollution with dust and poisonous gases, the state of groundwater and soil, and green plantations within the city are analyzed.

Keywords

Moscow, municipal economy, city administration, ecology, environmental protection, environmental safety.

Article text

Сегодня Москва – один из крупнейших мегаполисов мира, который не только идет в ногу со временем, но и выгодно отличается от многих других мегаполисов количеством природных и озелененных территорий и вниманием к вопросам охраны природы.
Благодаря позитивной долгосрочной динамике состояния окружающей среды, реализуемым природоохранным мероприятиям, законодательным новациям в области охраны окружающей среды, наличию достаточных финансовых и интеллектуальных ресурсов для внедрения передовых технических решений, на мировом уровне город Москва воспринимается как прогрессивный в экологическом плане город, а на национальном – как лидер, пионер во внедрении экологоориентированных решений. Москва по праву гордится статусом одного из самых зеленых мегаполисов мира, созданием сети особо охраняемых природных территорий, благодаря которым удалось сохранить естественные экосистемы в условиях динамичного развития городской экономики. Есть и ряд других достижений. Так, с 2004 года в городе Москве в опережающем порядке по сравнению с Российской Федерацией поэтапно вводятся экологические требования к реализуемому моторному топливу [1]. В настоящее время город Москва – единственный субъект в Российской Федерации, реализовавший на своей территории автоматизированный контроль выбросов крупных промышленных предприятий. Уже более 10 лет в городе функционирует Единая система экологического мониторинга, основанная на автоматизированных методах контроля состояния природных сред, а в 2007 году впервые в Российской Федерации был организован открытый доступ к данным мониторинга атмосферного воздуха в режиме «онлайн» через Интернет [2]. Весь теплоэнергетический комплекс города Москвы работает преимущественно на природном газе – наиболее экологичном виде топлива с точки зрения выбросов, как загрязняющих веществ, так и парниковых газов. В 2011 году Москва первой из российских городов вступила в содружество городов-лидеров в области борьбы с изменением климата С40. Эволюция экологических решений города Москвы лежит в русле общих тенденций, характерных для большинства мировых мегаполисов.

Как и перед любым городом, сегодня перед Москвой стоит задача поиска дальнейших путей развития, так как развитие является непременным условием выживания и процветания в постоянно меняющихся внешних условиях. В связи с этим город должен ставить перед собой цель привлечения инвестиций и создания условий для экономического роста.
При этом экономический рост не должен сопровождаться ухудшением состояния природных сред, но и дело охраны окружающей среды не должно приводить к экономическому ослаблению города. Путь модернизации устаревших и загрязняющих окружающую среду производств, например, в отличие от вывода предприятий за пределы городской черты, требует большего времени, он затратный, но в итоге снизится нагрузка на окружающую среду в целом, и не пострадает экономика. Выиграет будущее поколение.

Сохранение и охрана природных и озелененных территорий, природных сред – это условие не только экологическое, но даже и экономическое, ведь на восстановление природных сред потребуется гораздо больше затрат, чем на их сохранение [4; 5], а благоприятное состояние окружающей среды на мировом уровне признано одним из составляющих экономической привлекательности мегаполисов, что иллюстрируется составом показателей многочисленных рейтингов городов.

Мировой опыт показывает возможный путь совмещения экологических и экономических интересов – разработку и внедрение «зеленых», энергоэффективных, ресурсосберегающих технологий [3].
Приоритеты дальнейшего развития определяются наследием предыдущего этапа. В этой связи такие проблемы, как отставание развития транспортной системы от объемов жилищного и коммерческого строительства, устаревшие производства, низкие экологические характеристики техники и технологий, рост образования отходов производства и потребления, - должны рассматриваться сегодня как «точки роста». Их решение может стать своего рода «локомотивом» для городской экономики, обеспечить так необходимый рост и одновременно улучшение экологических показателей.

Исходя именно из таких посылок, в 2011 году начата реализация 15 государственных программ города Москвы по всем основным секторам городского хозяйства и социальной сферы. Многие – экологоориентированные. Строятся очистные сооружения, проводится реконструкция изношенных инженерных сетей и коммуникаций. Заявлено существенное сокращение выбросов парниковых газов, снижение водо- и энергопотребления. Проводится реабилитация десятков водоемов.

Растет рекреационная привлекательность города, стала заметна дружественность к людям реформируемых общественных пространств. Начата реконструкция крупнейшего предприятия города – Московского нефтеперерабатывающего завода, на очереди – другие производства. Реформируется транспортная система, долгие годы являющаяся основным загрязнителем окружающей среды города Москвы. Провозглашены приоритеты «Здоровый город», «Комфортный город». Достижение этих приоритетов немыслимо без улучшения качества окружающей среды и реализации природоохранных мероприятий.

Современная парадигма развития города в качестве главной своей задачи видит сохранение баланса между охраной природы Москвы и ее разумным, контролируемым использованием при содействии технологическому развитию всех отраслей городского хозяйства, направленному на обеспечение устойчивого развития и создание комфортной среды обитания.

Экологическая стратегия города Москвы до 2030 призвана определить основные направления деятельности органов исполнительной власти города Москвы на указанный период по снижению и предотвращению возможных негативных последствий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которые должны лечь в основу последующих государственных программ.

Sources:

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133.
2. Российский статистический ежегодник за 2016 год: статист. сборник / Госкомстат России. М., 2016. 705 с.
3. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие. М.: Академия, 2012. 480 с.
4. Пахомова Н.В. Экономика природопользования и экологический менеджмент: учебник. М., 2015.
5. Выварец А.Д., Велик И.С. Оценка загрязнения атмосферы промышленными выбросами. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

References:

1. Federal'nyy zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ «Ob okhrane okruzhayushchey sredy» // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2002. № 2. St. 133.
2. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik za 2016 god: statist. sbornik / Goskomstat Rossii. M., 2016.
3. Khotuntsev YU.L. Ekologiya i ekologicheskaya bezopasnost': ucheb. posobiye. M.: Akademiya, 2012.
4. Pakhomova N.V. Ekonomika prirodopol'zovaniya i ekologicheskiy menedzhment: uchebnik. M., 2015.
5. Vyvarets A.D., Velik I.S. Otsenka zagryazneniya atmosfery promyshlennymi vybrosami. Yekaterinburg: GOU VPO UGTU-UPI, 2006.

All illustrations of the article:

bottom of page