УДК

in process

DOI

in process

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев [и др.] // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 4. – С. 46-57.

Dorokhov A.S. et al (2016) Technical service as a basic component of engineering and technical support of agroindustrial complex. Agricultural Risk Management 4:46-57.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | TECHNICAL SCIENCES
Дорохов А.С., Корнеев В.М., Катаев Ю.В., Вялых Д.Г., Тихонов С.В., Дорохов А.А., Тришин А.А.

Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса

Дорохов Алексей Семенович – доктор технических наук, член-корреспондент РАН, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: dorokhov@rgau-msha.ru
SPIN-код РИНЦ: 6711-8971

Корнеев Виктор Михайлович – кандидат технических наук, профессор, кафедра технического сервиса машин и оборудования, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: tsmio@rambler.ru
SPIN-код РИНЦ: 5464-0703

Катаев Юрий Владимирович – кандидат технических наук, доцент, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: ykataev@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 3082-3850

Вялых Дмитрий Геннадьевич – аспирант, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: vialykh48@mail.ru

Тихонов Станислав Витальевич – магистрант, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: stanislav.tikhonov94@mail.ru

Дорохов Александр Александрович – магистрант, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: dorokhov-93@yandex.ru

Тришин Анатолий Анатольевич – магистрант, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: tank_pro01@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о современной системе технического сервиса машин в агропромышленном комплексе. Организация предпродажного и гарантийного обслуживания техники является важнейшим этапом в эксплуатации машин, особенно в настоящее время при ослабленной материально-технической базе хозяйств.

Ключевые слова

Технический сервис; техническое обслуживание; ремонт; качество; эффективность; запасные части.

Dorokhov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V., Vyalykh D.G., Tikhonov S.V., Dorokhov A.A., Trishin A.A.

Technical service as a basic component of engineering and technical support of agroindustrial complex

Alexey S. Dorokhov - doctor of Technical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: dorokhov@rgau-msha.ru

Victor M. Korneyev – Ph.D., Professor, Department of technical service of machines and equipment, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: tsmio@rambler.ru

Yuri V. Kataev – Ph.D., Associate Professor, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: ykataev@mail.ru

Dmitry G. Vyalykh – graduate student, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: vialykh48@mail.ru

Stanislav V. Tikhonov – undergraduate, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: stanislav.tikhonov94@mail.ru

Alexander A. Dorokhov – undergraduate, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: dorokhov-93@yandex.ru

Anatoly A. Trishin – undergraduate, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: tank_pro01@mail.ru

Annotation

The article deals with the question of the modern system of technical service of machinery in agriculture. Organization of pre-sales and warranty service, technology is a critical step in the operation of machines, especially at this time when weakened the material and technical base of farms.

Keywords

Technical services; maintenance; repairs; quality; efficiency; spare parts.

Текст статьи

Выполнение доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации неразрывно связано с модернизацией агропромышленного комплекса, направленной на снижение зависимости страны от мировой аграрной продукции. Инновационное развитие отраслей сельского хозяйства предусматривает техническое и технологическое обновление производства, что включает в себя не только совершенствование технической оснащенности сельскохозяйственного производства, но и эффективное использование и обслуживание технической базы села.

В настоящее время происходит качественное изменение поставляемой в хозяйства техники, в которой существенно выросла производительность и применяются информационные технологии, сложные электронные и гидравлические системы. Это требует от инженерно-технической системы агропромышленного комплекса надежную реализацию всех эксплуатационных качеств машин [4, 11, 12].

Поддержание техники в работоспособном состоянии до 1990 года осуществлялось на основе планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта [1]. Использование системы технического обслуживания и ремонта машин на протяжении многих десятилетий явилось значительным резервом повышения надежности машинно-тракторного парка.

Под системой технического обслуживания и ремонта понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества машин сельскохозяйственного назначения [1,2]. В настоящее время вследствие реформирования экономических взаимоотношений в практике широко используются термины «технический сервис» и «сервисное обслуживание».

Service переводится с английского языка как «обслуживание» или «услуга». Согласно [3], обслуживание означает выполнять работы по удовлетворению чьих-либо нужд или оказывать услугу. В этой связи термин «сервисное обслуживание» является тавтологией, представляющей собой повторение близких по смыслу слов, что не отражает физический смысл процесса технического обслуживания.

1/0

В международной практике машиноиспользования термин «технический сервис» трактуется как комплекс услуг, оказываемых потребителю, в приобретении техники, эффективному её использованию и поддержанию в работоспособном состоянии в течение всего срока эксплуатации машины, а также ее утилизации по истечении срока службы [4, 12].

Рисунок 1 – Место технического сервиса техники в системе инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса

В этой связи на основании проведенных исследований определены основные задачи технического сервиса. Для обеспечения работоспособности сельскохозяйственных машин в эксплуатационных условиях используются три основные стратегии технического обслуживания и ремонта [2]:
по потребности после возникновения отказа;
регламентированная (в зависимости от наработки или календарного времени) по сроку и содержанию ремонтно-обслуживающих воздействий;
по техническому состоянию с периодическим или непрерывным контролем (диагностированием).

Первая стратегия предусматривает выполнение ремонтно-обслуживающих работ, которые проводят после возникновения внезапного или постепенного отказа. Вторая стратегия носит планово-предупредительный характер и реализуется в течение срока службы машины вне зависимости от технического состояния ее составных элементов. Третья стратегия носит планово-предупредительный характер, но ее вид и объемы зависят от результата оценки технического состояния составных частей машины [2, 10].

В качестве основного критерия при выборе стратегии пользуются коэффициентом технической готовности и минимумом затрат на поддержание техники в исправном состоянии. Наиболее эффективна стратегия выполнения ремонтно-обслуживающих воздействий по фактическому состоянию машин с использованием средств диагностирования. Стратегия регламентирует срок обслуживания, а содержание определяется по результатам оценки технического состояния машины.

В отношении плановых текущих ремонтов неизменными являются их объёмы, а момент проведения сдвигается в зависимости от технического состояния элементов машины.
Система технического обслуживания и ремонта предусматривает виды и состав ремонтно-обслуживающих воздействий (РОВ), регламентирует периодичность и трудоемкость их выполнения. Для обеспечения работо-способности техники используется весь комплекс РОВ: входной контроль, предпродажное обслуживание, техническое обслуживание с применением методов и средств диагностирования, текущий и капитальный ремонты, хранение.

Рисунок 2 – Направления деятельности предприятий технического сервиса

Важное значение в системе технического сервиса имеет ее оптимальная организация, включающая следующие аспекты [5,6,7]: обеспечение рациональных форм организации работ; управление производственными процессами; формирование и использование ремонтно-обслуживающей базы; формирование и использование эксплуатационных материалов; обеспечение надлежащих условий труда; обеспечение нормативно-технической документацией; информационное сопровождение; обеспечение требуемого уровня квалификации персонала.

При этом основной целевой функцией технического сервиса являются обеспечение при оптимальных затратах максимальное сокращение потерь, возникающих при эксплуатации машин из-за технических неисправностей и максимальную реализацию потенциальных возможностей машин по надежности. Таким образом, можно констатировать, что организация технического сервиса в современных условиях требует обоснованного научного подхода, обеспечивающего эффективное использование машинно-тракторного парка.

В условиях ограниченного количества поставляемой техники для сельского хозяйства, ее дороговизны и недостатка денежных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей важнейшее значение приобретает комплектность и качества машин. По ряду объективных причин, сельскохозяйственная техника поступает в полуразобранном, а то и в разобранном виде. По субъективным причинам – бывает недоукомплектованной и неисправной. Сельским товаропроизводителям требуется подготовка «новой» техники к работе.

1/0

Исследование проблемы комплектности и надежности поставляемой техники показывает, что к числу объективных причин того, что машины поступают в полуразобранном виде, в первую очередь относятся условия их транспортирования. Например, полностью собранный зерноуборочный комбайн поставить по железной дороге невозможно из-за больших габаритов. В то же время простейшие по конструкции сельхозмашины экономически целесообразно поставлять в компактном, полуразобранном виде.

Кроме того, при транспортировании возникает необходимость упаковки, подготовки к перевозке некоторых деталей и узлов машин (зеркала, фары, элементы электроники и т. д.), снижать давление в шинах, выполнять другие условия. Следует учитывать и тот фактор, что в процессе транспортирования случаются хищения и повреждения составных частей машин. Таким образом, входной контроль, досборка техники, регулировка технологических параметров перед ее использованием по назначению – это объективная необходимость [5, 6, 8]. Другой особенностью, вызывающей потребность в предпродажном обслуживании является обеспечение безотказности машин.

Из общего количества неисправностей до 15% обнаруживается и устраняется в процессе предпродажного обслуживания, что позволяет на 5 – 10% повысить эффективность использования техники. В этом заключается цель предпродажного обслуживания техники, чтобы кроме досборки машины устранить обнаруженные неисправности, провести техническое обслуживание, проверить возможность технической регулировки и, убедившись в работоспособности машины, ее реализовать [5, 7].

1/1

Таким образом, вопросы технического сервиса машин в процессе использования по назначению являются очень важными, особенно в гарантийный период эксплуатации, так как в этот период проявляются дефекты, возникшие по вине завода-изготовителя. В этом случае устранение неисправностей берут на себя дилеры, через которые эти машины были реализованы [8].

Работы служб предпродажного и гарантийного обслуживания техники дилерской системы показывают, что при выполнении всех технических регламентов можно получить значительный эффект, который формируется на основе следующих составляющих:
• упреждение отказов в процессе предпродажной подготовки и уменьшение за счет этого простоев машин в период полевых работ;
• сокращение простоев машин за счет проверки возможности технологической регулировки сельскохозяйственных машин;
• возврат денежных средств заводами-изготовителями за восстановление работоспособности машин, отказавший по их вине;
• увеличение производительности машин за счет сокращения продолжительности простоев по техническим причинам;
• упреждение отказов машин за счет повышения квалификации мастеров-наладчиков и механизаторов.

Упреждение отказов при предпродажном обслуживании в процессе досборки и регулировки машин дает двойной эффект: это, во-первых, предотвращение затрат хозяйств на устранение последствий отказов, которые могли бы возникнуть в процессе использования машин, и, во-вторых, уменьшение издержек хозяйств за счет сокращения простоев машин и, соответственно, повышение их производительности.

1/0

Сокращение простоев машин, повышение их производительности, а, соответственно, и уменьшение издержек хозяйств происходит также благодаря обучению и повышению квалификации специалистов и механизаторов хозяйств, предварительной технологической регулировке машин, а также за счет оперативного устранения последствий отказов. Упреждение неисправностей комбайнов при предпродажном и гарантийном обслуживании, своевременное плановое техническое обслуживание силами и средствами дилеров позволяют получить эффект, равный дополнительному вводу в работу машин около 12% от числа поступавших.

При этом необходимо отметить, что дилерские предприятия обеспечивают поддержание работоспособности техники и в послегарантийный период эксплуатации путем ее ремонта и модернизации на основе реализации инновационных технологий технического сервиса [9, 10].
Под модернизацией машин, находящихся в эксплуатации, понимается улучшение их технических характеристик и повышение эксплуатационной надежности посредством проведения небольших изменений в конструкции и применения ряда технических достижений, используемых в конкурентоспособных машинах [11, 12].

1/1

Необходимость модернизации вызвана быстрыми темпами развития технического прогресса и возникающим в связи с этим моральным износом машин. Являясь одной из форм технического прогресса, модернизация позволяет в ряде случаев ценой сравнительно небольших затрат приводить действующие машины к техническому уровню новых машин. Таким образом, модернизация – это частичное обновление машин, при котором устраняется моральный износ. В результате конструктивного изменения или внедрения какого-либо технического новшества, не требующих больших затрат, устаревшие машины приобретают такие технико-эксплуатационные качества, которые обеспечивают возможность их использования с не меньшим производственным эффектом, чем новые.

Таким образом, организация предпродажного и гарантийного обслуживания техники является важнейшим этапом в эксплуатации машин, особенно в настоящее время при ослабленной материально-технической базе хозяйств. В такой ситуации роль и ответственность дилеров значительно возрастает, и их задача сводится теперь не только к своевременной и комплектной поставке машин, но и к надлежащей организации предпродажного, гарантийного и послегарантийного технического сервиса.

1/0

Источники:

Список литературы
1. ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения».
2. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. М: ГОСНИТИ, 1985. 143 с.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Пред. Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
4. Конкин Ю.А., Голубев И.Г., Конкин М.Ю., Кузьмин В.Н. Технический сервис – опыт и перспективы развития // М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. 340 с.
5. Дорохов, А.С., Корнеев В.М., Катаев, Ю.В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.
6. Семейкин В.А., Дорохов А.С. Предпродажный технический сервис // Сельский механизатор. 2011. № 2. С. 14-15.
7. Дорохов А.С. Совершенствование входного контроля качества сельскохозяйственной техники на дилерских предприятиях // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2009. № 2 (33). С. 73-75
8. Корнеев В.М., Ахметов Т.А. Технический сервис как система поддержания машин в работоспособном состоянии // Международный технико-экономический журнал. 2014. № 4. С. 95-100.
9. Дорохов А.С. Катаев Ю.В., Скороходов Д.М. Теоретическое обоснование классификации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 2. С. 49-54.
10. Ерохин М.Н., Леонов О.А. Особенности обеспечения качества ремон