О некоторых мерах по решению проблем развития сельского хозяйства
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Атлуханов, А. А. О некоторых мерах по решению проблем развития сельского хозяйства / А. А. Атлуханов, О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 3. – С. 47-55. – DOI 10.53988/24136573-2016-03-04.

Atluhanov AA, Motorin OA (2016) On some measures to address the problems of agricultural development. Agricultural Risk Management 3:47-55.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
Атлуханов А.А., Моторин О.А.

О некоторых мерах по решению проблем развития сельского хозяйства

Атлуханов Артур Абдулахакович – кандидат экономических наук, ведущий экономист, Федеральное государственное казенное учреждение «Комбинат «Сигнал» имени А.А.Григорьева, Федеральное агентство по государственным резервам, Москва, Россия.
E-mail: nokia245@yandex.ru

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга инженерно-технических систем, Экономический факультет, РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796

annotation

В данной статье рассматриваются основные проблемы, существующие в настоящее время в сельском хозяйстве. Обосновывается значимость развития всей сельскохозяйственной отрасли, повышения показателей ее рентабельности. Предложены ряд определенных мер по решению основных проблем развития сельского хозяйства в части увеличения показателей валовой добавленной стоимости и ее рентабельности.

Keywords

Сельское хозяйство; монополия внешней торговли; валовая добавленная стоимость, рентабельность, ценообразование, снижение себестоимости.

Atluhanov A.A. Motorin O.A.

On some measures to address the problems of agricultural development

Artur А. Atluhanov – Ph.D., Senior Economist, Federal Public Establishment "Kombinat "Signal" named after A.A.Smirnov, Rosrezerv, Moscow, Russia.
E-mail: nokia245@yandex.ru

Oleg A. Motorin – Ph.D., Associate Professor, Department of Engineering and Technical Systems Management, Faculty of Economics, RSAU – MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.

Annotation

This article discusses the main problems currently existing in agriculture. Substantiates the importance of development of the agricultural sector, enhance its profitability indicators. It proposed a number of specific measures to address the main problems of agricultural development in terms of increasing rates of gross value added and its profitability.

Keywords

Agriculture; monopoly of foreign trade; the gross value added, profitability, pricing, cost reduction.

Article text

Как известно, сельское хозяйство представляет собой отрасль экономики, обеспечивающей население продовольственными товарами, а также дающей сырье для других отраслей экономики. Нет такой страны в мире, в которой отсутствовала бы эта отрасль. В нашей же стране с учетом имеющихся значительных земельных площадей и ресурсов она является одной из важнейших.

Вместе с тем, на сегодняшний день сельское хозяйство недостаточно эффективно и рентабельно, и эта отрасль дает не тот эффект, который мы можем от нее ожидать. Так, валовая добавленная стоимость в этой отрасли за 2015г. составила 3173,3 млрд. рублей или 3,95% в общей добавленной стоимости. Это очень низкий показатель с учетом тех возможностей, которые имеются у нас. Если сравнить этот показатель, например, с аналогичным показателем времен СССР, в частности 1970г., то мы увидим, что тогда валовая добавленная стоимость в сельском хозяйстве составляла почти 64 млрд. рублей или 16,4% в общей добавленной стоимости [1]. Это больше чем в 5 раз в сравнении с сегодняшними показателями

Казалось бы, с учетом сложившейся ситуации на сегодняшний день, а именно принятием со стороны нашего государства ограничительных мер по ввозу из ряда стран сельскохозяйственной продукции (в особенности стран западной Европы), существуют большие предпосылки для возможности развития отечественного сельскохозяйственного производства, наращивания выпуска продукции, а также увеличение ее экспорта. Однако в реальности дела обстоят совсем иначе. Так, если говорить об экспорте отечественной сельскохозяйственной продукции, то за 2015 год в целом этот показатель сократился более чем на одну третью в долларовом выражении в сравнении с 2014-м и составил в валютном выражении 343,4 млрд. долларов США [2].

Представители властных органов называют главной причиной этой ситуации низкие цены на энергоносители, а именно нефть.

Возникает вполне логичный вопрос, почему мы не используем те возможности, которые есть у нас сейчас? Ведь, после известного решения о введении Россией ограничений на импорт сельхозпродукции из Евросоюза, Соединённых Штатов и ряда других стран, у нашего сельского хозяйства появился уникальный шанс в том, чтобы совершить качественный скачок в своём развитии, чтобы снизить зависимость отечественного рынка от импортных сельскохозяйственных товаров.

Однако мы не принимаем во внимание эти возможности, а усугубляем и без того те проблемы, которые присущи нашему сельскому хозяйству. Таких проблем в сельском хозяйстве за последние двадцать лет у нас накопилось большое количество. Как известно, цена на сельхозпродукцию формируется исходя из потребностей увеличения прибыли. Прибыль – это главная составляющая всего производства в рыночной экономике. А одной главных проблем на сегодня является наличие высоких процентных ставок по занимаемым средствам, вследствие чего производители вынуждены перекладывать свои затраты по возврату кредитов на нас – рядовых покупателей.

В свою очередь, невысокая обеспеченность и малая покупательная способность граждан ведет уверенно нас к состоянию стагнации – это когда уровень цен высокий способствует повышению роста цен и резкому сокращению объемов производства. Те же меры, которые государство предпринимает для решения этой проблемы, а это преимущественно точечное субсидирование сельхозпроизводителям, не могут дать сельхозпроизводителям выхода из сложившейся ситуации, так как рентабельность отрасли довольно низкая.

Наряду с этим, большой проблемой является низкая производительность труда. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве в России значительно отстают от общемировой динамики. С начала 1990-х гг. среднегодовой темп составил лишь порядка 2%, в то время как в развивающихся странах с начала 1990-х гг. наблюдался резкий рост этого показателя. Более того, в денежном выражении производительность труда в России в сельском хозяйстве ниже более чем в два раза аналогичного показателя развитых стран. Во многом это обусловлено недостаточной механизацией производственного процесса. Большинство экспертов сегодня говорят о том, что в России доля ручного труда в сельском хозяйстве составляет 80%, что также выше аналогичного показателя в развитых странах.

Еще одной из серьезных проблем в сельском хозяйстве выступает проблемная задолженность экономических субъектов. За 2014 год объем просроченной задолженности среди компаний аграрного сектора вырос более чем на 30% и достиг отметки почти в 110 млрд. рублей. При этом уровень просрочки сельскохозяйственных предприятий в целом по банковской отрасли за год вырос с 4,3% до 6%. Доля убыточных предприятий по итогам 2014 г. в сельском хозяйстве составила более 21% при общем объеме убытка в 72 млрд. рублей [3]. В этих условиях стимулировать развитие данного сектора можно только за счет реструктуризации проблемной задолженности, однако большая часть кредитных организаций не готова идти на такие меры.

В решении указанных проблем, на наш взгляд, государству следует предпринять ряд определенных мер, посредством которых можно было бы вывести сельское хозяйство на новый высокий качественный уровень развития, повысить показатели валовой добавленной стоимости и ее рентабельности.

Первой из таких мер должно стать создание государственной монополии внешней торговли сельскохозяйственной продукцией. Мы знаем, что сегодня в структуру Минэкономразвития России входят специальные торговые представительства, которые действуют во многих странах мира. Они наделены государством различными задачами, одной из главных которых является осуществление защиты экономических интересов отечественных экспортеров и импортеров, предоставление им помощи в осуществлении деловых контактов, развитии новых направлений и форм экономического сотрудничества.

На наш взгляд, государству следует дополнить эти задачи и возложить на торговые представительства новые полномочия. Все операции по осуществлению экспорта должны быть переданы им. Кроме того, торговые представительства обязаны будут также принимать активное участие в обеспечении формирования заказа на поставку различного ассортимента нашей сельхозпродукции, а также разработке условий такой поставки (цена, количество и т.д.).

Следующей мерой по развитию отрасли сельского хозяйства и решению основных проблем, существующей в ней, должно стать изменение подхода к формированию цены на производимую продукцию. Вообще ценообразование должно стать не стихийным, а упорядоченным и плановым процессом, и государство должно контролировать все тапы этого процесса. Норма прибыли не должна быть слишком высокой – не более 25% от общих затрат.

Цены на сельхозпродукты должны быть гарантированными со стороны государства на уровне определенного значения, так как часто возникает переизбыток продукции либо наступают другие условия, приводящие к финансовым потерям производителя. То есть в том случае, если рыночная цена реализуемого товара начинает опускаться ниже предела самоокупаемости производства, то государство начнет восполнять производителю недополученную разницу в виде компенсационных выплат. Такие меры должны распространяться на все виды продуктов, и в особенности на зерно, мясо.

Одновременно с этим для ценообразования следует также на общефедеральном уровне ввести механизм рыночных квот на определенную сельскохозяйственную продукцию. В самом своем значении квота представляет собой инструмент ограничения, который предполагает осуществление государством закупок определенных (квотируемых) объемов продукции по гарантированной государственной цене в случае, если начнут возникать трудности в области реализации продукции. При этом каждому производителю должно быть предоставлено право в отказе государству в сбыте своей продукции. Квоты для сельхозпроизводителей должны выступить одним из главных средств по предотвращению появления излишков сельхозпродукции.

Ограничивая продажу, квоты позволят нашему государству увеличить закупочные цены для сельхозпроизводителей. Вводиться они должны государством путем привлечения к этому процессу самих производителей, которых они будут касаться.

В общем виде первоочередной задачей по развитию сельского хозяйства должно стать акцентирование внимание на снижение себестоимости по всем параметрам, в том числе и ссудного процента привлекаемых средств. В рамках этого необходимо пресечь и устранить схемы посредничества, посредством чего фактически и завышается первоначальная цена в несколько раз больше той, по которой ее мог бы реализовать сам производитель. Что касается ставки ссудного процента, именно вопрос о ее снижении для сельхозпроизводителей должен стать ключевым.

Известно, что на 11 марта 2016г. Банк России сохранил ключевую ставку рефинансирования на уровне 11% [4]. В свою очередь обычные банки готовы предоставить кредит для развития производства на уровне 14-15%. Для сельхозпроизводителей это непосильная ноша. На наш взгляд, для сельхозпроизводителей банковская ставка должна быть снижена до уровня не более 3% годовых. При этом возникает вполне логичный вопрос, а как компенсировать разницу между общей ставкой рефинансирования и той, что будет предоставляться именно сельхозпроизводителям? Ведь каждый банк в итоге должен остаться в своей прибыли за счет разницы процентов выдаваемых кредитов и получаемых от Банка России средств.

Для этого, на наш взгляд, необходимо ввести новую формулу расчета цены, при которой будет активно использоваться инструмент в курсовой разнице валюты к рублю. На сегодня курс рубля к валютам (доллар США, евро) упал очень существенно, и, казалось бы, такая ситуация представляется очень опасным явлением для всей экономики. Но с другой стороны, низкий курс рубля автоматически ведет к снижению стоимости отечественной продукции, за счет чего можно увеличить существенно ее экспорт. К тому же отечественная сельхозпродукция не включена в перечень санкционных товаров. Поэтому уместным представляется в отношении сельхозпродукции отечественных производителей восполнять недополученную прибыль вследствие низкой процентной ставки за счет направления средств экспортной прибыли той же продукции на компенсацию банкам.

Это можно представить себе следующим образом. Мы знаем, что цена формируется по следующей формуле – затраты плюс прибыль. Например, банк предоставил сельхозпроизводителю кредит на уровне 3%. При ставке рефинансирования от Банка России 11%, показатель кредита должен был бы составить как минимум 14%. Соответственно банк недополучит 11%, которые государство автоматически должно включить в цену сельхозпродукции, идущей на экспорт.

Например, если курс 1 евро составляет 70 рублей, и стоимость на внутреннем рынке продукции без ее прибыли составляет 10 рублей за 1 кг., то за 1 евро государство сможет реализовать с учетом суммы, идущей на компенсацию банку, как минимум 6 кг. При этом разница в стоимости продукции будет составлять как раз те самые 11% недополученного банком дохода от предоставления кредита сельхозпроизводителю. И в этом случае государству выгоднее поддерживать более высокий курс валюты по отношению к рублю.

Резюмируя сказанное, стоит отметить, что естественно всегда в любом предложении присутствует определенный риск того, что не удастся достигнуть поставленных целей. Вместе с тем, при эффективной организации работы по применению предлагаемых указанных выше мер в целях поддержки развития сельского хозяйства и проведении при этом постоянного контроля, государство, способно существенно снизить такие риски, и, самое главное, достичь тех задач, которые поставлены для развития всей сельскохозяйственной отрасли.

Sources:

1. Сельское хозяйство СССР [Офиц. сайт]. URL: http://istmat.info/node/21348 / (дата обращения: 12.01.2016).
2. Центр междунарондной торговли. [Офиц. сайт]. URL: http://wtcmoscow.ru/news/actual/tamozhnya-raskryla-obem-sekretnogo-eksporta-rossii-raschety-tsmt-v-materiale-rbk/ (дата обращения: 15.01.2016).
3. Вести экономики [Офиц. сайт]. URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/56389/print (дата обращения: 15.01.2016).
4. Банк России [Официаьлный сайт]. URL: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file= 18032016_133000 keyrate2016-03-18T13_21_21.htm (дата обращения: 15.01.2016).

References:

1. Sel'skoye khozyaystvo SSSR [Ofits. sayt]. URL: http://istmat.info/node/21348 (data obrashcheniya: 12.01.2016).
2. Tsentr mezhdunarondnoy torgovli. [Ofits. sayt]. URL: http://wtcmoscow.ru/news/actual/tamozhnya-raskryla-obem-sekretnogo-eksporta-rossii-raschety-tsmt-v-materiale-rbk/ (data obrashcheniya: 15.01.2016).
3. Vesti ekonomiki [Ofits. sayt]. URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/56389/print (data obrashcheniya: 15.01.2016).
4. Bank Rossii. [Ofits. sayt]. URL: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file= 18032016_133000 keyrate2016-03-18T13_21_21.htm (data obrashcheniya: 15.01.2016).

All illustrations of the article:

bottom of page