УДК

in process

DOI

in process

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Чутчева, Ю. В. Рынок органической продукции в России: современное состояние и перспективы развития / Ю. В. Чутчева, О. С. Нефедова // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 1. – С. 19-28.

Chutcheva YuV, Nefedova OS (2016) The market of organic products in Russia: current state and perspectives of development. Agricultural Risk Management 1:19-28.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
Чутчева Ю.В., Нефедова О.С.

Рынок органической продукции в России: современное состояние и перспективы развития

Чутчева Юлия Васильевна - доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики и кооперации, Экономический факультет, РГАУ–МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: yuv.chutcheva@yandex.ru
SPIN-код РИНЦ: 1398-0850

Нефедова Ольга Сергеевна – студент, кафедра экономики и кооперации, Экономический факультет, РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: sun-9503@yandex.ru

Аннотация

Мировой рынок органической продукции растет. Перед агропродовольственным рынком России открываются новые возможности, которые могут быть связанны с развитием рынка органической продукции в условиях вступления России в ВТО. Законодательная база, достаточное количество аккредитованных сертифицирующих органов, развитие и поддержка производства органической продукции может стать ведущим направлением для удовлетворения внутреннего спроса и экспорта продукции в зарубежные страны. Подъем сельского хозяйства, базирующийся на производстве экологически безопасной продукции, может стать мощным толчком в аграрного сектора развитие страны.

Ключевые слова

Органическое сельское хозяйство; органическая продукция; сертификация; экспорт; развитие; агропродовольственный рынок.

Chutcheva Yu.V., Nefedova O.S.

The market of organic products in Russia: current state and perspectives of development

Yulia V. Chutcheva – Ph.D., Professor, Head of the Department of Economics and Cooperation, Faculty of Economics, RSAU–MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: yuv.chutcheva@yandex.ru

Olga S. Nefedova – Student, Department of Economics and Cooperation, Faculty of Economics, RSAU–MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: sun-9503@yandex.ru

Annotation

The global market for organic products is growing. Front of the agro food market of Russian opens new opportunities that can be connected with the development of the market for organic products in the conditions of Russia's accession into the WTO. The legal framework, a sufficient number of accredited certificating authorities, the development and support of organic production may become the leading trend to meet domestic demand and exports to other countries. The rise of agriculture based on environmentally safe production, can be a powerful impetus to the development of the country.

Keywords

Organic agriculture; organic produce; certification; export; development; agri-food market.

Текст статьи

В настоящее время к числу наиболее остро стоящих перед человечеством проблем относится неблагоприятная экологическая обстановка и низкое качество продуктов питания. Именно поэтому мировой рынок органической продукции растет с опережающими темпами по отношению к традиционному агропродовольственному.

За последние несколько лет средние годовые темпы прироста розничной реализации органической продовольственной продукции в мире составили 12,2%, тогда как продовольственной продукции в целом – 8,6%. Органическое сельское хозяйство развито сегодня более чем в 120 странах мира. Общая площадь угодий в них, которая относится к категории органического сельского хозяйства, составляет около 17 млн. га.

На современном этапе существует два способа ведения сельского хозяйства. Органический, базирующийся на использовании естественных природных ресурсов, и химизированный, где дополнительно используются ресурсы химического происхождения. В последнее столетие, под воздействием ряда обстоятельств, произошло замещение традиционного органического способа ведения сельского хозяйства химизированным, что было обусловлено рядом факторов, в том числе: потребностью в борьбе с вредителями максимально эффективными и низкозатратными средствами, сокращении потерь урожая, актуальностью вопросов обеспечения продовольственной безопасности.

В России возрождение органического сельского хозяйства началось позже, чем в других странах, в связи с чем, объемы его производства и степень распространенности пока только набирают обороты. В то же время, спрос на органическую продукцию быстро растет. Кроме того растет и заинтересованность производителей данной продукции в выходах на новые рынки сбыта.
Предложение на рынке органической продукции в основном формируется за счет таких стран, как Австралия, США и ряда стран Евросоюза, наравне с ними все более крепкие позиции занимают Аргентина, Бразилия, Китай и Уругвай. Основной спрос обеспечивается США, Германией и Францией.

1/0

Первые компании по выращиванию и продаже органических продуктов появились в США еще в середине 80-х. Они основывались на принципах не использования химических веществ и генномодифицированных культур, отказа от антибиотиков и гормонов в животноводстве и свободного выпаса животных. В современном мире этот список постепенно пополняется.
Во всем мире органические овощи и фрукты обычно стоят на 10 - 40% дороже, чем их неорганические аналоги. Эти цифры вместе с тем довольно условны – в разных странах средняя цена на них варьируется. В США, как правило, экологическая продукция стоит на 50% дороже неорганической, а в Европе всего на 20%.

За последние 15 лет мировой рынок органической продукции, по подсчетам Международной федерации органических сельскохозяйственных движений (IFOAM), показал активный рост. Так с 15 миллиардов долларов в 1999 году он достиг 63 миллиардов долларов в 2013 году. Этот показатель составляет примерно 10% от общего объема сельхозпроизводства. Органическое сельское хозяйство становится мировым трендом.

В условиях продовольственного эмбарго, перед современным агропродовольственным рынком России открываются новые возможности, которые могут быть связанны с развитием рынка органической продукции. Несмотря на кризис в экономике страны, рынок органических продуктов в России продолжает расти. Сформировавшаяся за последние годы мода на «экологически чистое питание» поддерживает сбыт на высоком уровне. Специалисты подсчитали, что по итогам 2015 года рост продаж в сегменте органических продуктов составил от 10 до 15%.

Фактический уровень развития рынка продукции органического сельского хозяйства в России неадекватен имеющемуся ресурсному потенциалу. Территория России по своим агроклиматическим характеристикам обладает достаточным потенциалом для развития органического сельского хозяйства разной специализации. По результатам исследований 62% регионов России пригодны для развития органического сельского хозяйства.

Сегодня органическую продукцию производят малые и средние сельскохозяйственные товаропроизводители, но в основном фермеры продают свою продукцию прямо с поля, поскольку не имеют возможности выполнить требования торговых сетей по регулярности и объемам поставок в течение календарного года.

Сегодня рынок отечественной сертифицированной продукции оценивается примерно в 1,2 миллиарда рублей, декларируемой как «органическая» – примерно в 200 миллиардов рублей. Однако производство в России не успевает расти так быстро, как спрос. Поэтому 90% сертифицированной продукции на рынке - импортного производства.

1/0

В таблице 1 представлены сравнительные показатели России и стран со схожими агроклиматическими условиями в области развития рынка органической продукции.
В России официально насчитывается 319 тыс. га сертифицированных органических сельскохозяйственных угодий, использующихся для выращивания натуральных овощей и фруктов, что составляет около 0,1 % от общей площади сельхозугодий страны.

Таблица 1 – Показатели развития рынка продукции органического сельского хозяйства, 2012 г. [1]

Эксперты отмечают, что в России органические продукты питания готовы регулярно потреблять примерно 5-10% граждан страны, что даже по меркам западных стран является довольно значительной цифрой. В целом, для роста объема продаж органической продукции необходимо наличие каналов ее сбыта. В настоящее время можно выделить два основных канала: ритейлерские сети и интернет-магазины. Доля последних в настоящее время оценивается от 20 до 60% в зависимости от конкретного региона страны.

Главное препятствие для выхода российских экофермеров на рынок — невозможность на равных условиях конкурировать с продукцией интенсивного сельского хозяйства. Так, средняя ценовая разница в российском ретейле и интернет-магазинах импортных органических продуктов может находиться в интервале от 100 до 200 %. Основными причинами завышенных цен является позиционирование в сегменте «премиум» и различные спекуляции на рынке.

Еще одна проблема рынка органической продукции в том, что в России до сих пор нет юридического определения, органической продукции. Фактически российские производители «органики» делятся на тех, у кого есть сертификат международного образца и тех, у кого нет документального подтверждения.

1/1

Сегодня основная часть производителей не видят смысла проходить сертификацию. В итоге на рынке складывается неоднозначная ситуация — 58% россиян готовы приобретать органическую продукцию, 21% стараются покупать данную продукцию, а рынок органики в продовольственном секторе официально занимает долю не более 0,1%. В результате основной объем отечественной органической продукции, около 100 млрд. рублей, создает теневой сектор экономики. Изменить сложившуюся ситуацию представляется возможным при реформировании отечественного законодательства. В России закон об органическом сельском хозяйстве находится на стадии активного обсуждения и планируется к принятию до конца 2016 года.

Постепенно происходит развитие органических брендов российских производителей. Но все эти попытки распространения органики в России могут оказаться бесплодными, если не будет введена строгая система сертификации. Закон должен четко формулировать, что такое «органически чистый продукт», и разграничивать употребление всевозможных формулировок «био», «эко», «органик». Чтобы покупатель «экотовара» четко понимал, что именно означает эта приставка и чем органические продукты отличаются от обычных.

В будущем отечественная сельхозпродукция со статусом органическая способна дистанцироваться от дешевого, низкокачественного импортного продовольствия и за счет качества быть конкурентоспособной в условиях ВТО.

1/0

В ближайшем будущем органическое земледелие способно стать механизмом спасения и защиты села в России. После принятия адекватных законов и стандартов, уже в течение 5 лет Россия может занять 10-15% мирового рынка органической сельхозпродукции. Страны ЕС заинтересованы в расширении в России доли рынка органической продукции, так как рассматривают ее как удачную платформу для дальнейшего экспорта органики в Европу.

По прогнозам IFOAM объем мирового рынка органики в 2020 году составят $250 млрд. Потенциал внутреннего рынка органической продукции в России к этому времени составит 300-400 млрд. рублей, и еще столько же экспортный потенциал, что в сумме составляет примерно 700 млрд. рублей. В социально-экономическом отношении это более 15000 сертифицированных производителей органической сельскохозяйственной продукции. И порядка 1000000 новых рабочих мест на селе, с высоким уровнем дохода.

Органическая продукция сегодня востребована практически в каждом уголке мира, поэтому неудивительно, что спрос на нее растет быстрее предложения. По подсчетам объединения «Экокластер» российские производители экопродукции могли бы занять 15-20% мирового рынка уже в скором времени.

В 2014 году рынок продукции, выращиваемой на принципах органического земледелия в России, составил более 150 миллиардов рублей. В 2015 году объем этого рынка составил 4,8 миллиарда рублей (Рис.1).

Рисунок 1 – Объем рынка органической продукции в России, млрд.руб.
(Источник: Euromonitor International)

Рынок органических продуктов питания будет привлекательным для инвестиций и может стать важным элементом экономики страны в будущем.

1/1

Больше половины сельскохозяйственной продукции производят крестьянские хозяйства и личные подсобные хозяйства, которые просто не имеют средств на химизацию и другие средства интенсификации. За счет их легализации может получиться скачкообразный рост.
Согласно основным западным стандартам такие фермы могли бы попасть под категорию “органической продукции” для этого им необходимо лишь пройти регистрацию на сертификацию продукции. Со вступлением России в ВТО этот вопрос является особенно актуальным, поскольку производители такого рода продукции во всех странах традиционно получают за нее более высокую прибыль.

Таким образом, в России появляются все больше предпосылок для создания и развития рынка органических продуктов питания. Россия имеет огромный потенциал развития рынка экологически безопасного и здорового питания. Производство органической продукции может стать важным направлением для удовлетворения внутреннего спроса и получения возможности для наращивания экспорта в другие страны. Подъем сельского хозяйства, базирующийся на производстве экологически безопасной, здоровой продукции, может стать мощным толчком в развитие страны.

1/0

Источники:

1. Амтагаева А.А., Найданова Э.Б. Развитие рынка органической продукции как важного элемента агропродовольственной политики России. [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.ru/article/3407 (дата обращения: 20.01.2016).
2. Полевой Д.И., Чутчева Ю.В. Современное состояние и перспективы развития рынка овощной продукции. М.: ООО «УМЦ «ТРИАДА», 2014. 173 с.
3. Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики [Офиц. сайт]. URL://http://www.gks.ru (дата обращения: 20.01.2015).
4. Статистический сборник «Торговля в России». 2014. Федеральная служба государственной статистики [Офиц. сайт]. URL://http://www.gks.ru (дата обращения: 20.01.2015).

References:

1. Amtagayeva A.A., Naydanova E.B. Razvitiye rynka organicheskoy produktsii kak vazhnogo elementa agroprodovol'stvennoy politiki Rossii. [Elektronnyy resurs]. URL: http://novainfo.ru/article/3407 (data obrashcheniya: 20.01.2016).
2. Polevoy D.I., Chutcheva YU.V. Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya rynka ovoshchnoy produktsii. M.: OOO «UMTS «TRIADA», 2014.
3. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Ofits. sayt]. URL://http://www.gks.ru (data obrashcheniya: 20.01.2015).
4. Statisticheskiy sbornik «Torgovlya v Rossii». 2014. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Ofits. sayt]. URL://http://www.gks.ru (data obrashcheniya: 20.01.2015).

Все иллюстрации статьи | All visuals of paper

1/0