Развитие государственных информационных ресурсов как средство минимизации рисков неэффективного использования сельскохозяйственного земельного фонда
top of page
Volume 2 (2015)

УДК

in process

DOI

10.53988/24136573-2015-02-05

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Кива, Р. Е. Развитие государственных информационных ресурсов как средство минимизации рисков неэффективного использования сельскохозяйственного земельного фонда / Р. Е. Кива, О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2015. – № 2. – С. 59-70. – DOI 10.53988/24136573-2015-02-05.

Kiva R, Motorin O (2015) Development of state information resources as a means of minimizing the risks of inefficient use of agricultural land fund. Agricultural Risk Management 2:59-70. DOI: 10.53988 /24136573-2021-01-01


Технические науки
Кива Р.Е., Моторин О.А.

Развитие государственных информационных ресурсов как средство минимизации рисков неэффективного использования сельскохозяйственного земельного фонда

Кива Руслан Евгеньевич – руководитель проекта «Электронный атлас», Департамент информационных технологий Москвы, Москва, Россия.
E-mail: kiva_ruslan@mail.ru

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, доцент, кафедра «Менеджмент и маркетинг инженерно-технических систем», Экономический факультет, РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796

annotation

В статье рассмотрены основные направления развития государственных информационных ресурсов о состоянии и использовании сельскохозяйственных земель. Описано назначение и возможности систем дистанционного зондирования земель применительно к задачам управления агропромышленным комплексом. Рассмотрены особенности атласа земель сельскохозяйственного назначения как системы сбора и хранения информации о сельскохозяйственных землях. Проанализирован зарубежный опыт развития систем мониторинга земель. Обращено внимание на ключевые задачи развития систем мониторинга земель, решение которых позволит обеспечить продовольственную безопасность и минимизировать риски от поставок космоснимков иностранными поставщиками.

Keywords

Сельскохозяйственные земли; мониторинг земель; дистанционное зондирование Земли; государственные информационные ресурсы; космоснимки; выбытие земель; риски недопоставки.

Kiva R.Yu., Motorin A.A.

Development of state information resources as a means of minimizing the risks of inefficient use of agricultural land fund

Ruslan E. Kiva - head of the project "Electronic atlas", Department of Information Technology in Moscow, Moscow, Russia.
E-mail: kiva_ruslan@mail.ru

Oleg A. Motorin – Ph.D., Editor in Chief, Ph.D., Associate Professor, Department of Engineering and Technical Systems Management, Faculty of Economics, RSAU – MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: ol.motorin@gmail.com

Annotation

The article is devoted to the basic directions of development of the state information resources of the state and use of agricultural land. It is described the purpose and possibilities of remote sensing of land in relation to the tasks of management of agriculture. Ii is paid an attention to the features of the atlas of agricultural land as a system for the collection and storage of information on agricultural lands. It is analyzed foreign experience of development of systems for monitoring land. It is defined some key tasks of land monitoring and decisions which will ensure food safety and may be useful to minimize the risks from the supply of satellite images by foreign suppliers.

Keywords

Agricultural land; land monitoring; remote sensing; state information resources; satellite imagery; disposal of land; risks of short supply.

Article text

Правительством Российской Федерации в 2010 году принят документ с длинным и сложным наименованием «Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года» (далее – Концепция) [1].

Согласно вышеназванной концепции государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает в себя систематические наблюдения:
за состоянием и использованием полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, а также за параметрами плодородия почв и развитием процессов их деградации (изменением реакции почвенной среды, содержанием органического вещества и элементов питания, разрушением почвенной структуры, засолением, осолонцеванием, заболачиванием, переувлажнением, подтоплением земель, развитием водной и ветровой эрозии, загрязнением почв пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, промышленными, бытовыми и иными отходами, изменением других свойств почв);
за изменением состояния растительного покрова на пашне, залежах, сенокосных и пастбищных угодьях (изменением видового состава, структуры урожая, типов и качества растительности, степенью устойчивости к антропогенным нагрузкам).

Концепцией установлено, что при проведении государственного мониторинга сельскохозяйственных земель решаются следующие задачи:
своевременное выявление изменений состояния сельскохозяйственных земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по повышению их плодородия, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
получение данных на основе систематического обследования плодородия почв и наблюдений за качественным состоянием и эффективным использованием сельскохозяйственных земель как основного ресурса сельскохозяйственной деятельности с использованием географической привязки сельскохозяйственных полигонов и контуров;
мониторинг состояния растительности сельскохозяйственных угодий;
ведение реестра плодородия почв сельскохозяйственных земель и учет их состояния;
формирование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений (в части, касающейся сельскохозяйственных земель) и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве, а также использования в статистической практике;
обеспечение доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии сельскохозяйственных земель;
участие в международных программах (обеспечение выполнения международных обязательств).

В рамках настоящей статьи наибольший интерес для нас представляют вопросы формирования государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях (далее – ГИС).
На наш взгляд, ГИС должна отводиться очень важная, если не ключевая роль. На основе ГИС и данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) должна формироваться вся государственная информационная система по землям сельскохозяйственного назначения.

ГИС ― это инструмент, позволяющий пользователям получать необходимую информацию, привязанную к пространственным данным. Это крайне важная работа, так как с 1991 г. в связи с переходом к рыночной экономике должный контроль над состоянием и использованием земель в полной мере сельскохозяйственного назначения не осуществлялся. В связи с этим возникло множество проблем, которые подробно были описаны в самой Концепции и многие, из которых до сих пор по прошествии 5 лет с момента одобрения Концепции, не решены. По данным Росреестра, можно увидеть увеличение доли земель сельскохозяйственного зназначения с ненадлежащим их использованием. Актуальны проблемы полностью заброшенных, заросших, загрязненных земель [1;2].

В настоящее время Минсельхозом России готовятся соответствующие проекты законодательных актов и проекты нормативных правовых актов, которые должны улучшить сложившуюся ситуацию путем увеличения налогов на земли, используемые ненадлежащим образом, с дальнейшим их изъятием у недобросовестных пользователей. ГИС лучше любых других методов позволит собрать данные, необходимые для выявления нецелевого использования земли или запущенных участков, не используемых совсем. К сожалению, таких участков земли у нас много, в некоторых областях до 60% от общей площади сельхозземель.

Проблема осложняется большим числом собственников земли, различных типов производств, форм собственности и т. д. Без использования ГИС в системе государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения невозможно эффективное и безопасное использование земли и полноценное развитие аграрного сектора национальной экономики [3].

В этой связи, государством были приложены усилия по разработке системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения агропромышленного комплекса (СДМЗ АПК) и Электронного атласа земель сельскохозяйственного назначения (ФГИС АЗСН). Эти информационные ресурсы представляют собой две части общей системы государственного мониторинга сельхозземель, разработкой которой занимались специалисты компании «Совзонд» в рамках контрактов, заключенных с Минсельхоза России в 2011–2012 годах.
Обслуживанием систем занимается Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» (Россельхозземмониторинг) [2].

Однако следует иметь в виду, что в процессе обеспечения деятельности обеих систем значимая роль отводится также другим государственным структурам, в частности, сети агрохимических службы, находящихся в подчинении Депрастениеводства Минсельхоза России, сети управлений и подведомственных учреждений Россельхознадзора, сети учреждений Россельхозцентра, сети учреждений мелиорации, находящихся в подчинении Депмелиорации Минсельхоза России). Своевременное и качественное представление указанными структурами сведений в Россельхозземмониторинг существенно определяет релевантность данных, содержащихся в СДМЗ АПК и ФГИС АЗСН.

В настоящий момент ФГИС АЗСН зависима от поступления данных прежде всего от сети агрохимслужб. Всего по Российской Федерации таких насчитывается более 100 центров и станций, подчиненных непосредственно Минсельхозу России. В настоящее время ― это основной источник наполнения базы данных с результатами полевых обследований. В перспективе ожидается, что Россельхозземмониторинг станет единым оператором системы государственного мониторинга сельскохозяйственных земель и будет формировать единый государственных информационный ресурс о состоянии и использовании сельскохозяйственных земель.
ФГИС АЗСН предназначена для учета земель сельскохозяйственных угодий и сбора информации от подведомственных учреждений Министерства сельского хозяйства о состоянии этих земель.

Станции агрохимических служб имеют необходимое программное обеспечение Esri, с помощью которого в центральную базу данных ГИС можно внести необходимую информацию. Прежде всего, это полевые анализы состава и деградированности почв, вид угодья, выращиваемая культура, данные о мелиорируемых землях, площадь поля и т. д. Полученные данные служат, в том числе, основой для второй части системы ― СДМЗ АПК, которая будет включать как данные полевых анализов, так и данные оперативной космической съемки.

Если АЗСН предназначена для учета земель сельхозугодий и сбора информации от подведомственных учреждений о состоянии этих земель, то задача СДМЗ АПК, прежде всего, - оценка текущего состояния растительности, распознавания сельскохозяйственных культур на обширных территориях, оценки потерь в случае стихийных бедствий и прогнозирования урожая.

ФГИС АЗСН ― это территориально-распределенная ГИС, представляющая собой сервер, к которому удаленно подключаются региональные службы. Последние вводят в своем удаленном клиентском приложении все данные о полях и присылают их нам. Россельхозземмониторинг проверяет данные, например, на топологические ошибки оцифровки, заполнение семантикой, а затем размещает их непосредственно на портале [11].

Сведения во ФГИС АЗСН обновляются в соответствии с циклом агрохимического обследования, который равен 5 годам. Данные же о типе культур обновляются ежегодно с помощью второй части системы ― СДМЗ АПК. Кроме того, она сможет поэтапно следить за всхожестью посевов, созреванием культур, уборкой урожая. Таким образом, объединив данные в единой системе мониторинга, пользователи получают целостную картину того, как используются сельскохозяйственные земли в нашей стране, что на них растет, в каком состоянии растительность.

Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что зарубежных аналогов подобных систем не так уж много. Схожие системы функционируют только в США, странах Европейского союза (ЕС) и Китайской народной республике. Больше всего сведений мы можем обнаружить о системах в США и странах ЕС. В США система мониторинга состоит из двух частей: внешней и внутренней. Система внешнего мониторинга следит за всеми основными сельскохозяйственными регионами нашей планеты, она призвана обеспечить глобальную стратегическую оценку сельскохозяйственных районов.

Это позволяет проводить гибкую ценовую политику, а также повышает продовольственную безопасность США. Система внутреннего мониторинга Cropland Data Layer работает под управлением Национальной статистической службы по сельскому хозяйству ― аналога российского Центра государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Cropland Data Layer, как и российская ГИС, построена на двух источниках данных: данные о растительности, собранные непосредственно на местах, и данные ДЗЗ.

Существенное отличие российской системы заключается в том, что наша векторная база данных может накапливать информацию по каждому конкретному полю, причем к ней можно прикреплять различные дополнительные данные. Правда, США обладают большими возможностями в части ДЗЗ и проводят съемку 25 раз за полевой сезон.

Обеспечение оперативной, минимум 5 раз в год, спутниковой съемки территории сельхозугодий Российской Федерации является главным условием максимально эффективной работы отечественной системы мониторинга сельхозземель.
В ЕС система мониторинга применяется, прежде всего, для контроля над целевым использованием субсидий, в частности, для предотвращения выращивания незаявленных культур.

В 2013 году СДМЗ АПК находилась на этапе эксплуатации в тестовом режиме на территории «пилотных» субъектов. Был проведен анализ сравнительные данных, собранных во время засухи 2012 года: официальной статистики и информации, полученной на основе анализа данных из системы мониторинга.

Результаты из двух источников разнятся, причем, местами очень сильно. Причин тому несколько. Например, не все земли фигурируют в официальной отчетности, а СДМЗ АПК их обнаруживает и учитывает. В некоторых районах наблюдается обратная ситуация: земля числится сельскохозяйственной, но в нынешнем виде уже непригодна для выращивания сельскохозяйственных культур. Это создает возможности для злоупотреблений, например, можно вовсе не засеивать поля, а позже обвинить в отсутствии урожая засуху, получив в итоге господдержку. Новая государственная система мониторинга сделает такие махинации невозможными.

Федеральная государственная информационная система «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» в настоящее время принята в промышленную эксплуатацию. Функционал системы планируется к расширению для решения задач мониторинга плодородия почв, учета и паспортизации мелиоративных земель и других особо ценных сельскохозяйственных угодий [10]. Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения обладает большим потенциалом для оказания различных услуг. Например, известная компания-производитель сельхозтехники Deere & Company использует данную ГИС для оценки потенциального спроса на сельскохозяйственную технику и оборудование.

Вся информация, которая содержится в базе данных системы мониторинга, открытая. Разумеется, скрытыми должны оставаться инструменты доступа к системе, т. е. сервисы, с помощью которых наполнять базу данных смогут только конкретные пользователи. Единственное, что вероятно должно быть в закрытом доступе (по крайней мере, на первых порах), это структура посевных площадей в масштабах всей страны. Знание этой информации дает возможность оценить текущий импортный и экспортный потенциал страны и манипулировать ценами на мировом рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Одной из проблем функционирования СДМЗ АПК и ФГИС АЗСН является нехватка данных оперативной космической съемки. Для наполнения систем и формирования качественного контента необходима съемка обширных территорий, причем съемка с высоким разрешением. К сожалению, пока нет федеральной программы, направленной на проведение подобной масштабной космической съемки применительно к нуждам агропромышленного комплекса, поэтому приходится ориентироваться на использование бесплатных снимков среднего пространственного разрешения, сделанных иностранными спутниками, что сильно отражается на оперативности получения данных и не позволяет планировать съемку необходимых территорий в нужный период времени. Изначально, предполагалось, что в рамках выполнения плана приоритетных мероприятий по реализации Концепции будет разработано обоснование и направления специальной федеральной целевой программы либо отдельной подпрограммы в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, однако в силу различных обстоятельств осуществить это не удалось.

Таким образом, следует констатировать, что на данный момент нет готовых российских аппаратов с характеристиками, приемлемыми для оперативного мониторинга сельскохозяйственных культур. Российские системы ДЗЗ являются жизненно необходимыми и с точки зрения Доктрины продовольственной безопасности. Федеральные органы должны использовать свои спутники с соответствующими характеристиками вместо иностранных космических аппаратов. Например, зарубежная спутниковая группировка Disaster Monitoring Constellation и группировка из 5-ти малых спутников RapidEye способны производить многократную качественную съемку среднего пространственного разрешения всей площади земель сельхозугодий Российской Федерации. России нужны аналогичные системы.

Возможным временным решением этой проблемы станет использование данных ДЗЗ с российского спутника «Ресурс-П», выведенного на орбиту в июне 2013 года, если не для целей оперативного мониторинга больших площадей сельхозземель, то хотя бы для целей учета и инвентаризации сельхозугодий.

В целом функциональные возможности ФГИС АЗСН и СДМЗ АПК позволяют ему стать важнейшим инструментом управления рисками в агропромышленном комплексе как для нужд государственных и муниципальных органов, так и для корпоративного сектора. Условием практического и повсеместного использования ФГИС АЗСН и СДМЗ АПК, кроме наличия независимых от иностранных поставщиков космоснимков систем ДЗЗ, является также легализация результатов космосъемки и придания сформированным на их основе документам юридической силы [6]. В будущих публикациях мы продолжение рассмотрение данной тематики.

Sources:

1. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010.
2. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011.
3. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2012.
4. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2013.
5. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2014.
6. Моторин О.А. Геопространственные технологии в сфере государственного мониторинга сельскохозяйственных земель: возможности правового анализа // Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Землеустройство, кадастр и геопространственные технологии», г. Москва, 8 декабря 2010 г. М.: Государственный университет по землеустройству, 2011. С. 153-157.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32. Ст. 4549.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1292-р «Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 32. Ст. 4366.
9. ФГБУ «Российский центр государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» [Офиц. сайт]. URL: http://rosagroland.ru/ (дата обращения: 05.10.2015).
10. Абросимов А.В., Сизов О.С., Кива Р.Е. Практические подходы к дешифрированию объектов мелиоративных систем и гидротехнических сооружений // Геоматика. 2014. № 1. URL: http://geomatica.ru/pdf/2014_01/ 2014_1_60-74.pdf (дата обращения: 14.10.2015).
11. Кормщикова М.Ю., Кива Р.Е. Федеральная ГИС «Атлас земель сельскохозяйственного назначения» // Геоматика. 2013. № 1. URL: http://geomatica.ru/pdf/2013_01/2013_01_39-47.pdf (дата обращения: 14.10.2015).

References:

1. Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya. Moscow: Rosinformagrotekh, 2010.
2. Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya. Moscow: Rosinformagrotekh, 2011.
3. Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya. Moscow: Rosinformagrotekh, 2012.
4. Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya. Moscow: Rosinformagrotekh, 2013.
5. Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya. Moscow: Rosinformagrotekh, 2014.
6. Motorin O.A. Geoprostranstvennyye tekhnologii v sfere gosudarstvennogo monitoringa sel'skokhozyaystvennykh zemel': vozmozhnosti pravovogo analiza // Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh i spetsialistov «Zemleustroystvo, kadastr i geoprostranstvennyye tekhnologii», g. Moskva, 8 dekabrya 2010 g. M.: Gosudarstvennyy universitet po zemleustroystvu, 2011. S. 153-157.
7. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 14 iyulya 2012 goda № 717 «O Gosudarstvennoy programme razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody» // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. № 32. St. 4549.
8. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 iyulya 2010 goda № 1292-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya gosudarstvennogo monitoringa zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya i zemel', ispol'zuyemykh ili predostavlennykh dlya vedeniya sel'skogo khozyaystva v sostave zemel' inykh kategoriy, i formirovaniya gosudarstvennykh informatsionnykh resursov ob etikh zemlyakh na period do 2020 goda» // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2010. № 32. St. 4366.
9. FGBU «Rossiyskiy tsentr gosudarstvennogo monitoringa zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya» [Ofits. sayt]. URL: http://rosagroland.ru/ (data obrashcheniya: 05.10.2015).
10. Abrosimov A.V., Sizov O.S., Kiva R.Ye. Prakticheskiye podkhody k deshifrirovaniyu ob"yektov meliorativnykh sistem i gidrotekhnicheskikh sooruzheniy // Geomatika. 2014. № 1. URL: http://geomatica.ru/pdf/2014_01/ 2014_1_60-74.pdf (data obrashcheniya: 14.10.2015).
11. Kormshchikova M.YU., Kiva R.Ye. Federal'naya GIS «Atlas zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya» // Geomatika. 2013. № 1. URL: http://geomatica.ru/pdf/2013_01/2013_01_39-47.pdf (data obrashcheniya: 14.10.2015)."

All illustrations of the article:

bottom of page