top of page
Volume 2 (2015)

УДК

in process

DOI

in process

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Аварский, Н. Д. Динамика развития и риски рыбохозяйственного комплекса России / Н. Д. Аварский, А. Ю. Поплаухина // Управление рисками в АПК. – 2015. – № 2. – С. 6-16.

Magomedov A, Poplauhina A(2015) The dynamics of development and the risks of fishery industry Russia. Agricultural Risk Management 2:6-16. URL: https://www.agrorisk.ru/pub/201502/1.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
Магомедов А-Н.Д., Поплаухина А.Ю.

Динамика развития и риски рыбохозяйственного комплекса России

Магомедов Ахмед-Наби Долгатович – кандидат экономических наук, доцент, заведующий отделом аграрного маркетинга ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»
E-mail: agromarket1957@mail.ru

Поплаухина Анастасия Юрьевна – аспирант, ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»
E-mail: popl-anastasiya@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрена динамика развития рыбохозяйственного комплекса как одного из ключевых элементов продовольственной безопасности Российской Федерации. Представлены сведения о структуре поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации. Обозначены проблемы и риски, препятствующие развитию рыбной отрасли.

Ключевые слова

Рыбная отрасль; рыбохозяйственный комплекс; потребление рыбы; производство рыбной продукции; улов рыбы; среднедушевое потребление рыбной продукции.

Magomedov A-N.D., Poplauhina A.Y.

The dynamics of development and the risks of fishery industry Russia

Ahmed-Nabi D. Magomedov – Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Agricultural Marketing, Russian Research Institute of Agricultural Economics.
E-mail: agromarket1957@mail.ru

Anastasia Y. Poplauhina – postgraduate student, Russian Research Institute of Agricultural Economics.
E-mail: popl-anastasiya@yandex.ru

Annotation

The article deals with the dynamics of the Fisheries Industry as one of the key elements of food security of the Russian Federation. The data on the structure of the supply of fish, fish products and seafood from the Russian Federation. The problems and risks hampering the development of the fishing industry.

Keywords

Fisheries sector; fishery complex; fish consumption; fish production; the catch of fish.

Текст статьи

Уровень развития рыбохозяйственного комплекса влияет на социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов, в том числе посредством создания новых рабочих мест, вовлечением незанятого населения в сферу производства и снятием социальной напряженности. Развитие рыбохозяйственного комплекса определяет создание новой и развитие существующей инфраструктуры.

В прибрежных субъектах Российской Федерации предприятия рыбохозяйственного комплекса являются градообразующими и поселкообразующими, определяют социальную политику значительной части населения, формируют валовый региональный продукт. Так, например, по данным Федерального агентства по рыболовству, вклад рыбохозяйственного комплекса (без рыбопереработки) в увеличении валового регионального продукта Камчатского края составляет до 20% от его общего объема, в Приморском крае, Мурманской и Сахалинской областях – по 7-8 %, в Чукотском автономном округе – более 4 %, а в Калининградской области – более 2 % [3].

Продукция из водных биологических ресурсов (далее – ВБР) занимает важное место в питании населения и не имеет замены по своей пищевой ценности. Уровень потребления рыбной продукции населением является одним из главных критериев эффективности работы рыбной отрасли. Сокращение продукции из ВБР в структуре потребления населения ведет к росту заболеваемости, снижению продолжительности жизни, что пагубно влияет на уровень конкурентоспособности экономики страны.

Благодаря устойчивому развитию отечественного рыбохозяйственного комплекса, доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке за 2014 год, по предварительным экспертным оценкам, составила порядка 79,4% [6].

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, определено производство рыбы на уровне 80 % [7], [2].

Учитывая биологическую ценность продукции из ВБР, существуют научно обоснованные нормы потребления рыбных продуктов на человека в год, которые зависят от климата, традиций, пищевых особенностей населения и прочих условий. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздравсоцразвитие России)
от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» установлена рекомендованная норма потребления рыбы и рыбных продуктов в количестве 18-22 кг в год на человека [9].

По данным Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат) потребление рыбы и рыбопродуктов в Российской Федерации на душу населения ежегодно увеличивается и приближается к показателям, утвержденным Доктриной и рекомендациям Минздравсоцразвития России
(рис. 1).

Рис.1. Динамика среднедушевого потребления рыбы и рыбных продуктов,
кг на человека в год

По данным Росстата, показатели по душевому потреблению рыбы и рыбопродуктов меняются в зависимости от субъекта Российской Федерации: Сахалинская область – 34 кг в год, Камчатский край – 30 кг в год, Тюменская область – 21 кг в год.

Следует отметить, что данные Росстата по душевому потреблению рыбы и рыбопродуктов занижены, так как они не учитывает потребление консервированной рыбы, продукции аквакультуры, а также объемов любительского и спортивного лова.

Кроме производства рыбы как ценного пищевого продукта, рыбохозяйственный комплекс является поставщиком кормовой (рыбный жир, рыбная мука, кормовая рыба и др.) и технической продукции (агар-агар, хитозан и др.), которую потребляют не только предприятия сельского хозяйства и пищевой промышленности, но также и организации из медицинской, космической, химической, кожевенной и других областей.

Рыбохозяйственный комплекс также, что не маловажно, является потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной и химической промышленности, сферы транспорта, обеспечивает занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики
(рис. 2). [3]


Рис. 2. Структура рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации по видам деятельности

Несмотря на практически ежегодное устойчивое развитие рыбной отрасли, ее состояние находится в прямой зависимости от факторов, затрудняющих ее развитие. Это обусловлено изменчивостью ресурсной базы (биологический фактор, не поддающийся влиянию), неэффективностью использования ВБР, осваиваемых не на должном уровне, конъюнктурой рынка рыбной продукции, высокими затратами на производство продукции и рядом других факторов.
За последние 5 лет среднегодовой темп роста вылова составил 4,8%. По итогам 2011 года российскими рыбаками получен лучший результат по вылову за последние 10 лет (рис. 3) [4].



Рис. 3. Динамика уловов ВБР

Динамика уловов ВБР рыбопромышленными организациями Российской Федерации с 2007 по 2013 год показывает ежегодный пророст вылова. В 2014 году наблюдается несущественное снижение уловов ВБР на 64,8 тыс. тонн. При этом основными рыбопромысловыми бассейнами является Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн, на его долю в 2014 году пришлось около 2721,3 тыс. тонн (64,5%). Доля Северного рыбохозяйственного бассейна в 2014 году составила 569,5 тыс. тонн (13,5%). В зонах иностранных государств вылов составил 434,6 тыс. тонн (10,3%), в конвенционных районах и открытой части Мирового океана – 211,1 тыс. тонн (5,0%). Доля вылова в 2014 году по Западному (48,1 тыс. тонн), Азово-Черноморскому (51,1 тыс. тонн) и Волжско-Каспийскому (36,6 тыс. тонн) рыбохозяйственным бассейнам составляет не более 1,5% по каждому. Доля вылова водных биоресурсов во внутренних пресноводных объектах (по предварительным данным около 147,0 тыс. тонн) составила 3,5% (табл.1) [6].

Табл.1. Объем добычи (вылова) водных биоресурсов в 2007-2014 гг., в том числе по рыбохозяйственным бассейнам (тыс. тонн)


2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Всего, в том числе по бассейнам: 3438 3336,1 3801,4 4027,9 4264,7 4269,8 4280,5 4215,7
Дальне-восточный 2189,9 2182,6 2483,5 2613,3 2862,5 2910,9 2813,6 2721,3
Северный 312 295,6 425,9 504,7 579,3 566,6 610,8 569,5
Западный 41,5 37,8 46,2 42,7 37,4 46,7 40,4 48,1
Азово-Черноморский 24,9 27,8 34 30,4 30,9 29,0 30,1 51,1
Волжско-Каспийский 34,4 23,2 40,9 37,7 37,6 36,3 39,6 36,6
Зоны иностранных государств, конвенционные районы и открытая часть Мирового океана 840,5 807,5 821,3 949,1 558,8 526,5 616,9 645,7

Основными морскими промысловыми видами рыб в Российской Федерации, составляющими основную структуру потребления являются тихоокеанские лососи (кета, горбуша, нерка, кижуч, чавыча), сельдь (атлантическая и тихоокеанская), минтай, скумбрия, треска, пикша, камбалы (колючая, желтая, и др.), килька (балтийская и черноморский шпрот), сайра тихоокеанская, хек, навага и др. (рис. 4) [8].

Рис. 4. Структура потребления рыбы в Российской Федерации по видам, %

По предварительным данным Росстата, объем произведенной рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных за 2014 год составил 3644,5 тыс. тонн, что на 143,9 тыс. тонн (3,8%) меньше 2013 года. Объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации (в том числе по экспорту) по предварительным данным Росстата за 2014 года составил 1704,4 тыс. тонн, что на 178,9 тыс. тонн (9,5%) меньше 2013 года.

При этом добыча (вылов) ВБР в исключительно-экономической зоне Российской Федерации в 2014 году составил 4215,7 тыс. тонн. В структуре поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации в 2014 году 21% пришелся на поставки непосредственно из районов промысла против 18,7% в 2013 году. [6] Таким образом, основная нагрузка, по-прежнему, ложится на сырьевую базу водных биоресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Согласно материалам информационного агентства «Дейта» Дальневосточного таможенного управления, за 12 месяцев 2014 года участниками внешнеэкономической деятельности, зарегистрированными на территории Дальневосточного федерального округа, было отправлено за рубеж 1 761 тонн горбуши, что в 14 раз меньше показателя 2013 года (25 207 тонн).
Увеличение экспорта коснулось только кеты, в 2013 году за границу было отправлено 30,6 тыс. тонн, в 2014 году поставки составили более 32 тыс. тонн. Эксперты рыбохозяйственного комплекса отмечают спад экспорта рыбы из-за введенных Россией в прошлом году экономических санкций.

По оценке Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по рыбному хозяйству и аквакультуре, в целом доля рыбопродукции, запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию, составляла 15% (около 500 тыс. тонн) от объема внутреннего рынка Российской Федерации и доминировала в отдельных сегментах, выталкивая отечественного производителя, в силу конкурентных преимуществ. В результате сразу после введения экономических санкций российские переработчики и трейдеры оказались в непривычном для себя и очень тяжёлом положении.

В настоящее время в рыбной отрасли существуют следующие проблемы и риски, препятствующие ее развитию:
– низкий уровень развития аквакультуры;
– отсутствие недорогих и долгих кредитных средств для предприятий рыбохозяйственного комплекса;
– отсутствие мер государственной поддержки для рыбодобывающих предприятий;
– наличие незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла ВБР
и нелегального вывоза за пределы Российской Федерации;
– снижение запасов ВБР в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее – ИЭЗ РФ) и на территории континентального шельфа Российской Федерации, в особенности ценных видов;
– обострение конкуренции в мировом рыболовстве и общее ухудшение условий ведения промысла российскими рыбаками за пределами ИЭЗ РФ;
– отсутствие единой системы контроля и надзора за обеспечением безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства; – недостаточная численность и обеспечение материально- техническими средствами органов рыбоохраны. [1]

Основы, перспективы и задачи развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации и государственной программой Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

Сложившаяся ситуация в рыбном хозяйстве страны показывает, что основным условием успешного и устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса является системное решение отраслевых проблем не только на уровне хозяйствующих субъектов, но и на государственном уровне.

Состояние рыбохозяйственного комплекса в последние годы заставило не только руководство Российской Федерации, но и все российское общество говорить о самом существовании рыболовства как отрасли, отвечающей национальным интересам. В этой связи, вопросы повышения эффективности работы рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации и управления рисками его функционирования являются одними из основных государственных задач на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Источники:

1. Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса» утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 15.04.2014 № 314.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.
3. Доклад Федерального агентства по рыболовству «Коллегия. Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2008 году и задачи на 2009 год» от 20 марта 2009 г. С. 2-3.
4. Доклад Федерального агентства по рыболовству «Коллегия. Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2012 году и задачи на 2013 год» от 18 марта 2013 г. С. 2-3.
5. Доклад Федерального агентства по рыболовству «Коллегия. Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2013 году и задачи на 2014 год» от 14 марта 2014 г. С. 2-8.
6. Доклад Федерального агентства по рыболовству «Коллегия. Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2014 году и задачи на 2015 год» от 9 апреля 2015 г. С. 2-8.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
8. Научно-практический и производственный журнал Федерального агентства по рыболовству «Рыбное хозяйство». № 2. 2012. С.15.
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания».

References:

1. Gosudarstvennaya programma «Razvitiye rybokhozyaystvennogo kompleksa» utverzhdennaya postanovleniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15.04.2014 № 314.
2. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 30 yanvarya 2010 g.
№ 120.
3. Doklad Federal'nogo agentstva po rybolovstvu «Kollegiya. Itogi deyatel'nosti Federal'nogo agentstva po rybolovstvu v 2008 godu i zadachi na 2009 god» ot 20 marta 2009 g. Pp. 2-3.
4. Doklad Federal'nogo agentstva po rybolovstvu «Kollegiya. Itogi deyatel'nosti Federal'nogo agentstva po rybolovstvu v 2012 godu i zadachi na 2013 god» ot 18 marta 2013 g. Pp. 2-3.
5. Doklad Federal'nogo agentstva po rybolovstvu «Kollegiya. Itogi deyatel'nosti Federal'nogo agentstva po rybolovstvu v 2013 godu i zadachi na 2014 god» ot 14 marta 2014 g. Pp. 2-8.
6. Doklad Federal'nogo agentstva po rybolovstvu «Kollegiya. Itogi deyatel'nosti Federal'nogo agentstva po rybolovstvu v 2014 godu i zadachi na 2015 god» ot 9 aprelya 2015 g. Pp. 2-8.
7. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda, utverzhdennaya rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r.
8. Nauchno-prakticheskiy i proizvodstvennyy zhurnal Federal'nogo agentstva po rybolovstvu «Rybnoye khozyaystvo». № 2. 2012. Pp.15.
9. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 2 avgusta 2010 g. № 593n «Ob utverzhdenii rekomendatsiy po ratsional'nym normam potrebleniya pishchevykh produktov, otvechayushchim sovremennym trebovaniyam zdorovogo pitaniya». 

Все иллюстрации статьи | All visuals of paper

bottom of page