Ранее портал agrorisk.ru отмечал, что в апреле Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года.
Из общих положений Стратегии-2030 следует вывод, что она однозначно ориентируется на обеспечение комплексного подхода к достижению национальных целей, обозначенных в "майском" указе № 204 от 7 мая 2018 года:
обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации (национальная цель №1);
обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции (национальная цель №3);
улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно (национальная цель №5);
ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% их общего числа (национальная цель №6);
обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере (национальная цель №7);
вхождение Российской Федерации в число 5 крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4% (национальная цель №8);
создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и АПК, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами (национальная цель №9).
С учетом указанных глобальных национальных целей, отраслевая аграрная (и рыбохозяйственная) Стратегия-2030 ставит перед органами власти и участниками рынков АПК свои восемь стратегических целей. Укажем на них:
Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах;
Повышение уровня соотношения располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств;
Повышение научно-технологического уровня агропромышленного комплекса за счет развития селекции и генетики;
Цифровая трансформация агропромышленного комплекса;
Увеличение произведенной добавленной стоимости;
Увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе;
Увеличение объема экспорта не менее 45 млрд. долларов США;
Обеспечение продовольственной безопасности.
Управленческая модель по реализации стратегический целей в документе построена на основе таких структурных компонентов как: задачи, мероприятия по задачам, показатели целевой эффективности в разбивке по этапам. В отдельных целях прописаны приоритеты (ориентиры) по целям, конечные ожидаемые эффекты, индикаторы, а также бланкетные нормы, отсылающие к необходимости ресурсного обеспечения.
Авторы документа предусмотрели, что Стратегия-2030 будет реализовываться в 2 этапа. На первый этап отводится срок - до 2024 года, второй этап составит пятилетку - с 2025 года по 2030 год. При этом в качестве года для установления базового уровня показателей и параметров определен 2019 год.
Как и любой стратегический документ, не миновала Стратегию-2030 и выборка по вызовам и угрозам, влияющим на развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Однако важно отметить, что SWOT-выборка носит обобщенный характер, без раскладки по стратегическим целям. Вероятно, это связано с описанием конкретных угроз и вызовов по отраслям АПК в соответствующих отраслевых стратегиях нижнего порядка либо с тем, что такие работы еще предстоит провести.
В качестве примера рассмотрим набор факторов внутренней среды, отнесенных Стратегией-2030 к слабым сторонам. В их числе значатся такие закономерности, свойства и фактические явления как:
высокая степень зависимости производства в ряде ключевых регионов-производителей от природно-климатических факторов;
снижение плодородия почв;
высокая степень зависимости объемов урожая от импорта средств защиты растений, машин и оборудования, а также ряда семян;
высокие логистические издержки, связанные с недостаточным развитием рыночной инфраструктуры и значительным отдалением ряда основных зон производства от конечных рынков;
различная динамика цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на материально-технические ресурсы;
высокие тарифы на электроэнергетику;
технологический разрыв между наукой и производственными предприятиями;
высокая степень закредитованности сельскохозяйственных производителей в ряде ключевых регионов;
низкая обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;
технологическое отставание от крупнейших стран-экспортеров;
концентрация в ряде отраслей у нескольких игроков - поставщиков значительной доли рынка средств производства и услуг;
снижение доли населения, проживающего на сельских территориях.
В некоторой мере мероприятия по устранению либо минимизации слабых сторон прослеживаются при описании управленческой модели стратегических целей. Это наблюдение относимо и к другим направления SWOT-выборки. Рассмотрим эти и другие аспекты реализации Стратегии-2030 в наших последующих публикациях на портале agrorisk.ru.
Comments