top of page
Выпуск № 43 (2022)
Volume № 43 (2022)

УДК

631.1:004

DOI

10.53988/24136573-2022-01-01

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Авельцов, Д.Ю. К вопросу о целях и задачах системы управления зерновым подкомплексом в условиях цифровой трансформации / Д.Ю. Авельцов // Управление рисками в АПК. – 2022. – № 1 (43). – C. 7-.15 – DOI: 10.53988/24136573-2022-01-01.

Aveltsov, D.Y. (2022). To the Question of the Goals and Objectives of the Grain Subcomplex Management System in the Conditions of Digital Transformation. Agricultural Risk Management, 1(43), 7-15. DOI: 10.53988/24136573-2022-01-01.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
Д.Ю. Авельцов

К вопросу о целях и задачах системы управления зерновым подкомплексом в условиях цифровой трансформации

Авельцов Дмитрий Юрьевич – ФГБУ "Центр Агроаналитики", Москва, Россия
Email: aveltsov@gmail.com

annotation

В статье анализируются цели и задачи управления зерновым подкомплексом России в условиях цифровой трансформации агропромышленного комплекса. Показано, что переход к цифровым методам управления открывает возможности для повышения эффективности взаимодействия государства, регионов и хозяйствующих субъектов. Обоснована необходимость архитектурного подхода, обеспечивающего согласование бизнес- и системной архитектуры продовольственной безопасности. Рассмотрены основные вызовы – фрагментарность данных, риски киберугроз, недостаток единого цифрового контура. Сделан вывод о том, что ключевым направлением развития является формирование интегрированной цифровой платформы зернового хозяйства.

Keywords

зерновой подкомплекс, управление, цифровая трансформация, продовольственная безопасность, архитектурный подход, цифровые платформы.

D.Yu. Aveltsov

To the Question of the Goals and Objectives of the Grain Subcomplex Management System in the Conditions of Digital Transformation

Aveltsov Dmitry Yurievich – FGBU "Centre for Agroanalytics", Moscow, Russia
Email: aveltsov@gmail.com

Annotation

The article examines issues of food security management at the international and national levels. It is shown that global population growth, climate change, and socio-economic instability create new challenges for the global food system. Special attention is paid to the role of the UN and FAO in developing stabilization instruments, as well as the interconnection of national and global food security. Indicators of undernourishment and food insecurity are analyzed, along with the role of state and international support programs. It is concluded that the integration of national strategies into the global architecture of food security is essential.

Keywords

food security, global food problem, FAO, UN, grain farming, risk management, food reserves.

Article text

Introduction (Введение)
Зерновой подкомплекс занимает стратегическое место в системе агропромышленного комплекса России. Он является не только базовым источником обеспечения внутренней продовольственной безопасности, но и фактором формирования экспортного потенциала страны [1]. Согласно положениям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса до 2035 года, устойчивое функционирование зернового хозяйства определяется уровнем его цифровой зрелости, способности адаптироваться к глобальным вызовам и повышать эффективность за счёт внедрения инновационных технологий.
Современный этап развития характеризуется сочетанием внешних и внутренних вызовов. С одной стороны, санкционное давление, колебания мировых цен на зерно, климатические изменения формируют неопределённость развития [2]. С другой стороны, внутренние ограничения связаны с фрагментарностью информационных систем, отсутствием единой архитектуры управления и необходимостью импортозамещения в сфере информационных технологий [3]. Всё это обуславливает актуальность исследования целей и задач управления зерновым подкомплексом в контексте цифровой трансформации.

Methods (Методология исследования)
Методологическая основа статьи включает использование системного и архитектурного подходов. Системный подход [8] позволяет рассматривать зерновой подкомплекс как совокупность взаимосвязанных элементов – производство, хранение, переработка, логистика и экспорт. Его применение даёт возможность выявлять межотраслевые зависимости и оценивать комплексное влияние цифровизации на продовольственную безопасность. Архитектурный подход заключается в необходимости формирования целевой и системной архитектуры управления, включающей бизнес-процессы, нормативно-правовые механизмы и информационные технологии. Данный подход позволяет синхронизировать стратегии государства, регионов и хозяйствующих субъектов, снижая риски дублирования и противоречий.
В качестве аналитических инструментов использованы:
• анализ нормативных документов (Доктрина продовольственной безопасности);
• изучение публикаций отечественных исследователей (Авельцов, 2022; Худякова, Степанцевич, 2021; Моторин, 2020);
• структурно-функциональное моделирование целей и задач управления.

Results (Результаты исследования)
Цели и задачи на макроуровне
На государственном уровне приоритетными целями являются обеспечение продовольственной независимости, укрепление экспортного потенциала и формирование устойчивой архитектуры продовольственной безопасности. В стратегических документах, включая Доктрину продовольственной безопасности и Стратегию развития зернового комплекса до 2035 года, акцентируется внимание на цифровизации как инструменте интеграции управленческих решений.
Ключевые задачи:
• развитие федеральных цифровых платформ мониторинга и прогнозирования;
• формирование единого цифрового контура продовольственной безопасности;
• обеспечение импортонезависимости в сфере критически важных технологий (семена, техника, ИТ-решения);
• повышение эффективности государственного регулирования цен на социально значимые продукты.
Цели и задачи на мезоуровне
На уровне регионов система управления ориентирована на обеспечение сбалансированного развития территориальных зерновых комплексов. По мнению Е. В. Худяковой и М. Н. Степанцевич [4], региональные различия в уровне цифровизации создают риск фрагментации информационных потоков и снижения точности управленческих решений. Первоначальная реализация данного подхода была реализована практически в Минсельхозе России на основе создания ЦИАС СГИО СХ, которая впоследствии эволюционировала в ГИС "Единое окно Минсельхоза России" [10].

В то же время, и та и другая информационные системы Минсельхоза России являлись верхнеуровневыми, что не позволяло получить декомпозицию данных о состоянии зернового рынка и в целом базировалось на текущих формах наблюдения за показателями зернового хозяйства. В то время как новые потребности цифровой прослеживаемости и прозрачности зернового рынка требует прежде всего консолидации данных на основе реально совершаемых транзакций между участниками рынка.

Основные задачи регионального уровня:
• развитие региональных информационных систем и их интеграция в федеральный контур;
• обеспечение доступности цифровых сервисов для сельхозтоваропроизводителей;
• мониторинг региональной продовольственной безопасности и контроль за использованием земельных ресурсов;
• адаптация национальных стратегий к специфике региональных агросистем.
Цели и задачи на микроуровне
На уровне предприятий приоритетом является повышение эффективности хозяйственной деятельности через цифровизацию бизнес-процессов. Отмечается [5], что именно на микроуровне цифровые решения обеспечивают максимальный прирост добавленной стоимости за счёт автоматизации логистики, применения технологий точного земледелия и интеграции с торговыми площадками.
Задачи микроуровня:
• внедрение цифровых технологий в растениеводстве и животноводстве (точное земледелие, автоматизация мониторинга);
• использование платформенных решений для взаимодействия с государственными органами (субсидии, отчётность, электронные сервисы);
• снижение транзакционных издержек в логистике и хранении продукции;
• формирование цифрового профиля предприятия для повышения прозрачности и кредитоспособности.

Предложенная схема (рисунок 1) отражает многоуровневую структуру управления зерновым подкомплексом в условиях цифровой трансформации [9]. Она включает три взаимосвязанных уровня: макро-, мезо- и микроуровень.

На макроуровне государство определяет стратегические ориентиры продовольственной безопасности, формирует нормативно-правовую базу и создает условия для реализации цифровой трансформации через федеральные платформы мониторинга и прогнозирования. Этот уровень задаёт рамки для всех остальных звеньев управления.
Мезоуровень, представленный региональными органами власти, выполняет функцию адаптации федеральных стратегий к специфике территориальных зерновых комплексов. Здесь важное значение имеют региональные цифровые сервисы, позволяющие обеспечивать прозрачность процессов и доступность информации для сельхозтоваропроизводителей.
Микроуровень объединяет предприятия-производители, которые реализуют цифровые технологии непосредственно в хозяйственной деятельности: точное земледелие, автоматизацию логистики и создание цифрового профиля предприятия. На этом уровне цифровизация проявляется наиболее прикладным образом, обеспечивая прирост добавленной стоимости и повышение конкурентоспособности продукции.
Таким образом, схема демонстрирует, что архитектура управления зерновым подкомплексом строится по принципу вертикальной интеграции: стратегические ориентиры макроуровня реализуются через региональные механизмы мезоуровня и находят конкретное воплощение в цифровых решениях микроуровня. Подобная модель позволяет формировать единую систему управления зерновым комплексом, где каждый уровень является одновременно самостоятельным и взаимосвязанным элементом общей архитектуры продовольственной безопасности.

Рисунок 1 – Архитектура управления зерновым подкомплексом в условиях цифровой трансформации

Discussion (Обсуждение)
Анализ целей и задач управления зерновым подкомплексом в условиях цифровой трансформации показывает, что цифровизация выступает системным фактором, связывающим макро-, мезо- и микроуровни управления.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем:
• фрагментарность данных: отсутствие единых стандартов приводит к дублированию информации и снижению её достоверности;
• недостаток координации между федеральными и региональными органами управления;
• импортозависимость в сфере технологий и оборудования (особенно по цифровым платформам и специализированному ПО);
• киберугрозы, усугубляющие уязвимость цифровых платформ.
Подчёркиваетcя [8], что архитектурный подход способен снизить указанные риски в АПК в целом и по отраслям, поскольку предполагает проектирование систем управления зерновым рынков с учётом стратегической преемственности, технологической совместимости.

Conclusion (Заключение)
Таким образом, цели и задачи системы управления зерновым подкомплексом в условиях цифровой трансформации должны рассматриваться в многоуровневой структуре: от государственной политики продовольственной безопасности до цифровых решений на уровне отдельных предприятий.
Ключевым направлением становится создание единой архитектуры цифрового управления, объединяющей федеральные, региональные и корпоративные информационные системы. Реализация этой задачи в контексте национальных целей [6] позволит повысить эффективность государственного регулирования, снизить издержки в цепочке создания стоимости и укрепить конкурентоспособность российского зерна на мировом рынке [7].

Sources:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. № 1796-р «Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года». Режим доступа: URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/4cc/4ccb020acf06ff1823e0c06e8a6dfaa8.pdf
2. Продовольственная безопасность, самообеспеченность России по критериям товаров из продовольственной потребительской корзины на ближайшие годы / М. А. Титов, А. А. Бирюкова, Н. Б. Сосунова [и др.]. – Москва : Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2019. – 256 с. – ISBN 978-5-7367-1506-0.
3. Меденников, В. И. Цифровая экосистема АПК / В. И. Меденников // Управление рисками в АПК. – 2021. – № 2(40). – С. 35-46. – DOI 10.53988/24136573-2021-02-03.
4. Худякова Е. В., Степанцевич М. Н. Основные проблемы цифровой трансформации сельского хозяйства и пути их решения // Известия Международной академии аграрного образования. – 2021. – № 62. – С. 156–160.
5. Козубенко, И. С. Современные системы мониторинга урожая и планирования урожайности масличных и зернобобовых культур в сельском хозяйстве Российской Федерации / И. С. Козубенко, О. А. Моторин, М. И. Свищева // Управление рисками в АПК. – 2019. – № 5(33). – С. 73-80. – DOI 10.53988/24136573-2019-05-07.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 30. – Ст. 4884.
7. Поиск оптимальных рынков экспорта пшеницы / И. С. Козубенко, А. П. Козионов, А. В. Андреев [и др.] // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2017. – № 11(154). – С. 26-29.
8. Опыт системного подхода к цифровой трансформации АПК и направления реорганизации / В. И. Меденников, И. М. Кузнецов, М. В. Макеев, О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2020. – № 2(36). – С. 52-62. – DOI 10.53988/24136573-2020-02-07.
9. Моторин, О. А. Проблемы зерновой отрасли на этапе производства зерна в Российской Федерации / О. А. Моторин, М. И. Свищева, Ф. И. Худиев // Управление рисками в АПК. – 2017. – № 4. – С. 34-43. – DOI 10.53988/24136573-2017-04-03.
10. Методические рекомендации по работе с аналитическими приложениями ЦИАС СГИО СХ : Инструктивно-метод. издание / С. Н. Косогор, Д. Ю. Авельцов, О. А. Моторин [и др.] ; Минсельхоз России, ФГБУ "Центр Агроаналитики". – Москва : ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 112 с. – ISBN 978-5-7367-1478-0.

References:

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1796-r of August 10, 2019 "On the Approval of the Long-Term Strategy for the Development of the Grain Complex of the Russian Federation until 2035". Available at: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/4cc/4ccb020acf06ff1823e0c06e8a6dfaa8.pdf
2. Titov, M.A., Biryukova, A.A., Sosunova, N.B. [et al.] (2019). *Food Security, Russia's Self-Sufficiency According to the Criteria of Goods from the Food Consumer Basket for the Coming Years*. Moscow: Russian Research Institute of Information and Technical-Economic Research for Engineering Support of the Agro-Industrial Complex. 256 p. ISBN 978-5-7367-1506-0.
3. Medennikov, V.I. (2021). Digital Ecosystem of the Agro-Industrial Complex. *Agricultural Risk Management*, 2(40), 35–46. https://doi.org/10.53988/24136573-2021-02-03
4. Khudyakova, E.V., & Stepantsevich, M.N. (2021). Main Problems of Digital Transformation in Agriculture and Ways to Solve Them. *Izvestiya of the International Academy of Agricultural Education*, 62, 156–160.
5. Kozubenko, I.S., Motorin, O.A., & Svishcheva, M.I. (2019). Modern Systems for Monitoring Harvest and Planning Yield of Oilseeds and Legumes in the Agriculture of the Russian Federation. *Agricultural Risk Management*, 5(33), 73–80. https://doi.org/10.53988/24136573-2019-05-07
6. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of July 21, 2020 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030". *Sobraniye zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation]*, 2020, No. 30, Art. 4884.
7. Kozubenko, I.S., Kozionov, A.P., Andreev, A.V. [et al.] (2017). Search for Optimal Export Markets for Wheat. *Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel [Land Management, Cadastre and Land Monitoring]*, 11(154), 26–29.
8. Medennikov, V.I., Kuznetsov, I.M., Makeev, M.V., & Motorin, O.A. (2020). Experience of a Systematic Approach to the Digital Transformation of the Agro-Industrial Complex and Directions for Reorganization. *Agricultural Risk Management*, 2(36), 52–62. https://doi.org/10.53988/24136573-2020-02-07
9. Motorin, O.A., Svishcheva, M.I., & Khudiev, F.I. (2017). Problems of the Grain Industry at the Stage of Grain Production in the Russian Federation. *Agricultural Risk Management*, 4, 34–43. https://doi.org/10.53988/24136573-2017-04-03
10. Kosogor, S.N., Aveltsov, D.Y., Motorin, O.A. [et al.] (2019). *Methodological Recommendations for Working with Analytical Applications of CIAS SGIO SKh: An Instructional and Methodological Publication*. Ministry of Agriculture of Russia, FGBU "Centre for Agroanalytics". Moscow: FGBNU "Rosinformagrotekh". 112 p. ISBN 978-5-7367-1478-0.

All illustrations of the article:

bottom of page