Volume 40 (2021)

УДК

338.436.33

DOI

10.53988 /24136573-2021-02-07

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Горбачев М.И., Суворов Г.А., Моторин О.А. Модуль «смарт-торговля» как компонент личного кабинета сельхозтоваропроизводителя // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 40 С. 76-84. DOI: 10.53988/24136573-2021-02-07

Gorbachev M.I., Suvorov G.A., Motorin O.A. «Smart trade» module as a component of agricultural producer's personal office // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 40, pp. 76-84. DOI: 10.53988 /24136573-2021-02-07

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | TECHNICAL SCIENCES
ГОРБАЧЕВ М.И., СУВОРОВ Г.А., МОТОРИН О.А.

МОДУЛЬ «СМАРТ-ТОРГОВЛЯ» КАК КОМПОНЕНТ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Горбачев Михаил Иванович – кандидат экономических наук, начальник отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: mgorbachev@spcu.ru
SPIN-код: 1747-9529

Суворов Глеб Александрович – ведущий специалист, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: gudlefr.s@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 1117-3869

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796

Аннотация

В статье представлены результаты проведенных в 2017-2019 годах исследований и сбора данных от потенциальных потребителей, установлены функциональные требования к модулю «смарт-торговля» как компоненту личного кабинета сельхозтоваропроизводителя. Продемонстрированы его основные компоненты и их содержательное наполнение. Материал будет полезен консультантам по разработке цифровых платформенных решений для АПК, руководителям и специалистам сельхозпредприятий, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность и оценивающих выбор той или иной цифровой платформы для решения своих бизнес-задач.

Ключевые слова

Смарт-контракты, смарт-торговля, цифровая платформа, личный кабинет, сельхозпредприятия, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, агроэкспорт, агроимпорт, ВЭД, барьеры, таможня, экспорт

M. I. GORBACHEV, G. A. SUVOROV, O. A. MOTORIN

«SMART TRADE» MODULE AS A COMPONENT OF AGRICULTURAL PRODUCER'S PERSONAL OFFICE

Mikhail I. Gorbachev – Candidate of Economic Sciences, Head of Department, Federal State Budgetary Institution «Center of Agroanalytics», Moscow, Russia
E-mail: mgorbachev@spcu.ru

Gleb A. Suvorov – Leading Specialist, Federal State Budgetary Institution «Center of Agroanalytics», Moscow, Russia
E-mail: gudlefr.s@gmail.com

Oleg A. Motorin – Candidate of Political Sciences, Leading Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia
E-mail: ol.motorin@gmail.com

Annotation

The article presents the results of research conducted in 2017-2019 and data collection from potential consumers and establishes functional requirements for the smart trade module as a component of the personal account of an agricultural producer. Its main components and their content are demonstrated. The material will be useful to consultants on the development of digital platform solutions for the agro-industrial complex, managers and specialists of agricultural enterprises focused on foreign economic activity and evaluating the choice of a particular digital platform to solve their business problems.

Keywords

Smart contracts, smart trade, digital platform, personal account, agricultural enterprises, agriculture, agro-industrial complex, agro-export, agro-import, foreign economic activity, barriers, customs, export

Текст статьи

Введение. В ранее представленном материале [1], мы отмечали, что модуль «Смарт-торговля» разрабатывается как инструмент повышения качества и доступности информационно-аналитическим услуг прежде всего для участников внешнеэкономической деятельности, закладывая базис создания единой системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности в АПК.

press to zoom

press to zoom
1/1

Основными задачами разработки, на которые ориентирован данный сервис, должны стать:
- улучшение условий доступа российских сельскохозяйственных товаров, продуктов питания и услуг на внешние рынки с использованием информационно-аналитических инструментов;
- повышение качества планирования, координации, контроля и мониторинга в сфере внешнеэкономической деятельности;
- реализация программно-целевого и проектного подхода к развитию торгово-экономического сотрудничества с зарубежными партнерами на основе реализации системы прослеживаемости и безбумажного документооборота отечественных экспортеров;
- создание системы отбора и мониторинга продвижения внешнеэкономических проектов в части идентификации и устранения барьеров в экспортных процедурах.

При этом в ходе развертывания такового или подобных модулей в качестве основных функций, следует ориентироваться на следующие бизнес-действия:
- формирование полного комплекта сопроводительных (разрешительных) документов в электронном виде на основе однократного ввода данных и шаблонов;
- предоставление информации по таможенным барьерам;
- предоставление информации по потенциальным рынкам;
- проведение таможенных платежей;
- использование архива статистических данных;
- использование пр. инструментов аналитики [2].

Результаты. Обобщение данных от участников рынка, проведенное авторами в 2017-2019 годах, показало, что для потребителей модуля целесообразна разработка прежде всего следующих компонентов в рамках модуля:
- Барьеры (виды, статус по странам);
- Требование рынков (анализ спроса / предложения);
- Получение статуса экспортера (компонент смарт-торговли).

«Барьеры». Данный компонент или раздел должен представлять собой поисковую машину с текстовым и графическим интерфейсом. Предназначен для изучения видов барьеров (ограничений) по типу: административные меры, санитарные и фитосанитарные меры, тарифные квоты, технические барьеры, запрет на импорт, административные меры, акцизы, возможностью детализации.

«Требование рынков (анализ спроса / предложения)». Данный раздел позволяет выполнить определение перечня продукции и услуг (на основе экспертной оценки), потенциально имеющих спрос на экспортных рынках выбранной страны / региона, с учетом ориентации на среднесрочную перспективу на существующие продукты, производство которых является стабильным, а динамика продаж на внутреннем рынке - устойчивой.

Для формирования долгосрочных планов (с учетом времени по освоению производства новых видов продукции) на основе представленных в системе данных можно разработать стратегию долгосрочного экспортного планирования, которая включает в себя изучение спроса / предложения (текущего и перспективного) на конкретный товар на определенном рынке или на его сегменте, требований потребителей к товару (качеству, новизне, технико-экономическим и эстетическим характеристикам, уровню цены и другим ориентирам), возможные каналы сбыта.

«Получение статуса экспортера (компонент смарт-торговли)». Данный раздел служит для упрощения процедуры таможенного оформления и получения сельскохозяйственными предприятиями статуса уполномоченного (одобренного) экспортера начиная от оформления заявки и заканчивая возможностью мониторинга статуса отгрузки (через декларацию).
Представим описание некоторых функциональных возможностей предлагаемого модуля, которые были сформированы в том числе на базе опыта проектирования, разработки и поддержки аналитических приложений в Центральной информационно-аналитической системе Минсельхоза России (ЦИАС СГИО СХ) [3; 5]. Личный кабинет, как и все его модули, в т.ч. рассматриваемый в настоящей публикации раздел «Смарт-торговля», представляет собой web-приложение с доступом из сети интернет.

press to zoom

press to zoom
1/1

Основными его возможностями c учетом общих требований к реализации ИТ-проектов должны быть [7; 8]:
- Интеграция с любыми учетными системами сельхозтоваропроизводителей через API: 1C, SAP, MS SharePoint, ELMA, CRM и т.д.;
- Интеграция с учетными системами и базами данных Минкомсвязи России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, МЧС России, ФНС России, ФТС России, органов судебной власти, Россельхознадзора, Росгидромета, Роскосмоса, Росреестра, банков, лизинговых и страховых компаний и др.;
- Актуальные данные (изменения в учетных системах и базах данных сразу отображаются на разделе «Экспортный профиль сельхозтоваропроизводителя»);
- Экспортный профиль сельхозтоваропроизводителя, в котором будет храниться информация об организации, позволяющая совершать экспортные операции;
- Выгрузка отчетов по формам, предусмотренным разделом в формате docx, xlsx, xml-формат и др.;
- Загрузка документов вручную;
- Совершение юридически значимых операций с использованием электронной цифровой подписи;
- Адаптивный дизайн (корректное отображение на различных устройствах);
- Обновляемость web-приложения: все операции, изменения в цифровом профиле отображаются на сайте;
- Управление учетными записями через подтверждение пользователей (двухфакторная авторизация);
- Разграничение прав доступа пользователей системы со стороны сельхозтоваропроизводителя;
- Возможность ведения переписки со службой поддержки (письма, чат-боты и др.);
- Высокие требования к безопасности данным, хранящихся в системе.

Регистрация и авторизация пользователя. Регистрация пользователя в личном кабинете для использования сервиса по предоставлению субсидий предполагается осуществлять двумя способами:
- через личный кабинет Федеральной таможенной службы России, либо через ЕСИА;
- через личное обращение в региональные отделения Минсельхоза России/

Авторизация пользователя предполагается двумя способами:
- через СМС-уведомления;
- через специальные устройства (например, eToken), обеспечивающие криптографическую защиту данных и др.

1/1

Уровень подготовки пользователя. Все пользователи модуля «Смарт-торговля» личного кабинета сельхозтоваропроизводителя должны иметь навыки работы с операционными системами семейства Microsoft Windows, интернет-браузером, знать основные принципы работы (с точки зрения пользователя) с программой шифрования данных и сертификатами ключа проверки электронной цифровой подписи.

press to zoom

press to zoom
1/1

Рассмотрим функционал модуля по компонентам (разделам).
«Барьеры». Работа с сервисом возможна в двух режимах: «обычного» пользователя и «эксперта». В режиме «обычного» пользователя на первом этапе необходимо выбрать целевую страну (либо графически, либо через каталог). Затем необходимо выбрать тип барьера (например, «Меры контроля над ценами…»). Далее из представленной информации можно детально получить описание всех ограничений данного типа применительно к выбранному типу продукции.

Работа в режиме «эксперта» [4; 6] позволяет получить расширенную аналитику в виде количественных данных и качественных характеристик барьеров и ограничений со страновыми особенностями. Для этого необходимо через поисковую машину найти все требуемые ограничения (с группировкой через справочники или отдельно) и указать страну.

«Требование рынков (анализ спроса / предложения)». Данная функция позволяет пользователям получить возможность изучения требований целевых рынков и оценить их экспортный потенциал в краткосрочной перспективе. Для этого сначала необходимо выбрать страну, отрасль и тип продукции. Затем автоматически сформируется список барьеров, которые будут разбиты на группы по виду, типу, дате действия. Для детализации в представленном списке необходимо выбрать продукцию по кодам ТНВЭД. В результате будет показана детальная информация в виде: код ТНВЭД, наименование продукции, нормативные акты высшего уровня регулирующие внешнеэкономические операции, регламент и перечень документов регулирующие внешнеэкономические операции, прочая информация.

Для формирования количественных показателей о выбранном рынке и целевой товарной группе (укрупненно) на основе ранее введенных данных формируется страновой профиль с возможностью детализации «сверху – вниз»: первая группа – общие показатели по стране экспорт / импорт, вторая группа – региональные показатели, третья группа – показатели по выбранной продукции. Источником данных являются данные международных и отечественных информационных систем [4].

Следующим этапом является изучение данных о предложении (внутренний и внешний рынок), в разрезе: анализ потенциального предложения, оценка возможностей производства, производственное планирование (район / регион / страна).

Заключительным этапом является формирование результатов в виде классификатора регулируемого спроса / закупок (автоматизированный) предложения по маркетплейсам.

«Получение статуса экспортера (компонент смарт-торговли)». Для получения статуса экспортера в электронном виде необходимо выполнить следующие операции:
- «подготовка документов» – заполнить необходимые документы (анкету, таможенную декларацию – ТД и декларацию о таможенной стоимости – ДТС); «
- «сохранение внесенных сведений и отправка комплекта документов в таможенный орган»;
- «подача и регистрация документов с присвоением уникального регистрационного номера»;
- «расчет экспортной стоимости товара»;
- «перенос стоимости в ТД».

1/1

Выводы. Таким образом, по результатам проведенных исследований и сбора данных от потенциальных потребителей установлены функциональные требования к модулю «смарт-торговля» как компонент личного кабинета сельхозтоваропроизводителя и его основные компоненты.

press to zoom