РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»
top of page
Volume 40 (2021)

УДК

338.43(470)

DOI

10.53988 /24136573-2021-02-06

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Горбачев М.И., Петренко П.А., Моторин О.А. Риски реализации программы «Цифровое сельское хозяйство» // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 40 С. 68-75. DOI: 10.53988/24136573-2021-02-06

Petrenko A.P., Gorbachev M.I., Motorin O.A. Risks of the digital agriculture government program // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 40, pp. 68-75. DOI: 10.53988 /24136573-2021-02-06

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | TECHNICAL SCIENCES
ПЕТРЕНКО А.П., ГОРБАЧЕВ М.И., МОТОРИН О.А.

РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»

Горбачев Михаил Иванович – кандидат экономических наук, начальник отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: mgorbachev@spcu.ru
SPIN-код: 1747-9529

Петренко Александр Петрович – эксперт по цифровой трансформации предприятий, руководитель группы анализа данных, компания «РусАгро», Москва, Россия
E-mail: gd@reseco.ru
SPIN-код: 6526-5686

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796

annotation

В настоящей статье представлены ретроспективные сведения о рисках реализации ведомственной программы «Цифровое сельское хозяйство», выявленных в ходе разработки соответствующей программы. Несмотря на то, что сама программа в настоящее время не реализуется, тем не менее, сформированные авторами подходы сохраняют свою ценность для экспертов и разработчиков других масштабных цифровых платформ для крупных заказчиков. Рассмотрены основные процессные риски, которые могут возникать в ходе реализации и внедрения крупных ИТ-проектов. Материал будет полезен наряду с указанными практиками студентам инженерно-технических специальностей агровузов.

Keywords

Риск-менеджмент, цифровые платформы, процессные риски, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, управление рисками, цифровое сельское хозяйство, Аналитический центр, Минсельхоз России, управление ИТ-проектами, ведомственная программа.

A. P. PETRENKO, M. I. GORBACHEV, O. A. MOTORIN

RISKS OF THE DIGITAL AGRICULTURE GOVERNMENT PROGRAM

Mikhail I. Gorbachev – Candidate of Economic Sciences, Head of Department, Federal State Budgetary Institution «Center of Agroanalytics», Moscow, Russia
E-mail: mgorbachev@spcu.ru

Alexander P. Petrenko – Enterprise Digital Transformation Expert, Head of Data Science Branch, RusAgro Corporation, Moscow, Russia
E-mail: gd@reseco.ru

Oleg A. Motorin – Candidate of Political Sciences, Leading Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia
E-mail: ol.motorin@gmail.com

Annotation

This article presents retrospective information on the risks of implementing the departmental program «Digital Agriculture», identified during the development of the corresponding program. Despite the fact that the program itself is not currently being implemented, nevertheless, the approaches formed by the authors remain valuable for experts and developers of other large-scale digital platforms for large customers. The main process risks that may arise during the implementation and implementation of large IT projects are considered. The material will be useful along with the indicated practices for students of engineering and technical specialties of agricultural universities.

Keywords

Risk management, digital platforms, process risks, agriculture, agro-industrial complex, risk management, digital agriculture, Analytical Center, Ministry of Agriculture of Russia, IT project management, departmental program.

Article text

Основной целью Ведомственной программы «Цифровое сельское хозяйство Российской Федерации» (далее – ВП ЦСХ) предполагалась цифровая трансформация сельского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в АПК и достижения роста производительности на «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях в 2 раза к 2021 году [14]. Однако, как известно, с 2018 года внешние и внутренние обстоятельства внесли свои коррективы в планы по реализации этой ведомственной программы.

Программа фокусировалась на создание синергетического эффекта от цифровой трансформации сельского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений, в направлении формирования национальной интеллектуальной системы мер государственной поддержки и частных агросервисов [9]. Под агросервисами авторами понимались поставщики (вендоры или дистрибюторы) ИТ-решений для агрохозяйств. Для оценки эффективности внедрения технологий и решений разработана методика ИТ-проникновения в АПК [1; 3].

Ожидаемыми результатами должно было стать [14]:
- формирование и постоянное пополнение больших данных о состоянии сущностей сельскохозяйственных объектов (ресурсов) таких как земля, сельскохозяйственные животные, сельскохозяйственная техника, генетический и семенной материал [5; 13], в цифровой платформе «Цифровое сельское хозяйство»;
- полный переход на умные контракты с получателями субсидий и иных мер государственной поддержки [11];
- вовлечение регионов России в процесс обоснованного цифрового отраслевого планирования сельскохозяйственного производства на основе цифровой платформы «Цифровое сельское хозяйство» [4].
Глобальным результатом внедрения ВП ЦСХ должно было стать формирование такой полноты и достаточности данных, позволяющих обеспечить управляемость в отношении выполнения ключевых положений продовольственной безопасности [4; 10].

Экономический эффект от широкого применения комплексных цифровых агрорешений должен был быть получен сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет [6]:
- снижения затрат на производство и сбыт сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая транзакционные расходы по продажам [11];
- снижения доли материальных затрат производителей сельскохозяйственной продукции в себестоимости единицы продукции;
- роста производительности труда на сельскохозяйственных предприятиях;
- роста инвестиций на покупку и внедрение цифровых технологий и цифровых продуктов, в том числе отечественного производства;
- роста количества «умных ферм», внедривших и применяющих комплексные цифровые агрорешения, подключенных к цифровым платформам «Цифровое сельское хозяйство» [7].

В ходе многочисленных встреч с участниками рынка как от агросервисов, так и от конечных пользователей цифровой платформы «Цифровое сельское хозяйство» - агрохозяйств, были сформулированы общеотраслевые риски [12], а также процессные риски или риски внедрения и реализации программы [8]. Представим наиболее существенные из них, последствия реализации этих рисков и предусмотренные проектом ВП ЦСХ механизмы митигации данных рисков.

Риск отказа от реализации (финансирования) ВП «ЦСХ»
Отказ от реализации проекта повлечет за собой невозможность обеспечить условия для перехода сельхозтоваропроизводителей от текущего уклада хозяйствования к цифровой экономике, обеспечить цифровую трансформацию сельского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений, достичь технологического прорыва в АПК. Рост издержек сельхозтоваропроизводителей будет опережать рост цен на готовую продукцию АПК. Продукция российского АПК будет постоянно уступать в конкурентной борьбе на отечественном и мировом рынках продукции иностранных сельхозтоваропроизводителей.

Риск заключения контрактов с недобросовестными исполнителями
Возможны случаи заключения контрактов на выполнение работ в рамках реализации ВП «ЦСХ» с недобросовестными исполнителями и поставщиками, что приведет к появлению незапланированных расходов на реализацию проекта, затягиванию сроков исполнения мероприятий проекта. С целью минимизации риска необходимо проводить комплексный анализ потенциальных исполнителей перед заключением контрактов; обеспечить заключение контрактов с исполнителями работ и услуг в твердых ценах; предусмотреть штрафные санкции в контрактах за ненадлежащее исполнение работ, услуг и др.

Риск проявления неблагоприятных внешних условий
В связи со усилившимися тенденциями международных торговых конфликтов существенно возрастает вероятность введения санкций, падения курса национальной валюты и др., что может способствовать росту незапланированных расходов, затягиванию сроков реализации проекта, ухудшение показателей ВП «ЦСХ». Для минимизации риска необходимо при заключении контрактов отдавать приоритет отечественным исполнителям и производителям, бизнес-процессы, которых менее всего подвержены влиянию изменений в международных (в т.ч. политических) отношениях за счет высокого уровня самообеспеченности.

Риск потери контроля реализации проекта
В связи с потерей контроля (или слабого контроля) исполнения мероприятий, предусмотренных ВП «ЦСХ» возможно полное или частичное недостижение целей. В целях снижения вероятности наступления риска необходимо предусмотреть и разработать регламент с регулярной (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) периодичностью контроля исполнения этапов ВП «ЦСХ» с указанием перечня и сроков проведения мероприятий по контролю, списка ответственных лиц и мер за ненадлежащее выполнение регламента. Предусмотреть возможность внесения изменений и дополнений в проект в случае, если по результатам проведенного контроля будет выявлена и обоснована такая потребность.
Неисполнение сроков разработки и принятия необходимых нормативных правовых актов для предоставления субсидий
Затягивание сроков разработки и принятия необходимых нормативных правовых актов в связи с большим количеством вовлеченных федеральных органов исполнительной власти и сложными и длительными процедурами согласования может привести к невозможности субсидирования или существенному усложнению доступа к получению субсидий. С целью минимизации рисков необходимо упростить процесс получения субсидий, в т.ч. проработать возможность получения субсидий через электронные сервисы государственных услуг.

Выводы. Таким образом, под рассчитанные в Ведомственной программе «Цифровое сельское хозяйство Российской Федерации» ключевые показатели эффективности была заложена методическая база управления процессными рисками и механизмами митигации этих рисков. Полученный опыт может быть экстраполирован с учетом, безусловно, специфических особенностей иных крупных заказчиков, планирующих или рассматривающих целесообразность создания собственных цифровых платформ либо платформ, ориентированных на другие бизнес-модели.

Sources:

1. Горбачев М.И., Петренко А.П. О подходах к разработке ИТ-индекса в АПК // Управление рисками в АПК. 2019. № 1. С. 63-69.
2. Горбачев М.И., Петренко А.П. Характеристика Личного кабинета СХТП. Основные направления разработки // Управление рисками в АПК. 2019. № 1. С. 78-85.
3. Горбачев М.И., Петренко А.П., Карпунин Н.А. Международный опыт определения уровня развития цифровой экономики с помощью индексов // Управление рисками в АПК. 2019. № 2. С. 69-82.
4. Методические рекомендации по прогнозированию и моделированию развития АПК. М.: Росинформагротех, 2019. – 92 с.
5. Моторин О.А. Анализ данных в информационных системах АПК. М.: РЕГУЛЯТОР, 2019. – C. 54. - ISBN 978-5-9908272-2-6.
6. Моторин О.А., Кушнарева М.Н., Худякова Е.В. Анализ бизнес-процессов в АПК. М.: РЕГУЛЯТОР, 2019. – С. 43-44. - ISBN 978-5-9908272-4-0.
7. Моторин О.А., Кушнарева М.Н., Худякова Е.В. Архитектура предприятия и информационных систем в АПК. М.: РЕГУЛЯТОР, 2019. – С. 25-27 - ISBN 978-5-9908272-9-5.
8. Моторин О.А., Кушнарева М.Н., Худякова Е.В. Управление ИТ-проектами в АПК. М.: РЕГУЛЯТОР, 2019. – С. 77. - ISBN 978-5-9908272-5-7.
9. Отчет о выполнении государственного задания на выполнение работ по теме: «Разработка проекта программы мероприятий, стимулирующих процессы цифровой трансформации отраслей сельского хозяйства «Цифровое сельское хозяйство Российской Федерации». М.: Аналитический центр Минсельхоза России, 2018.
10. Продовольственная безопасность, самообеспеченность России по критериям товаров из продовольственной потребительской корзины на ближайшие годы – Москва: Росинформагротех, 2019. – 256 с.
11. Степанцевич М.Н., Горбачев М.И., Качалин М.А. Цифровая трансформация деятельности участников агропродовольственного рынка на основе смарт-контракта // Международный научный журнал, учредитель: ООО «Спектр». – 2021. – №3. – С. 50-60.
12. Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации / О. А. Моторин, М. И. Горбачев, Г. А. Суворов [и др.]. – М.: «КноРус», 2019. – 226 с. – ISBN 9785436539904.
13. Худякова, Е.В., Кушнарёва, М.Н., Горбачев, М.И. Объектно-ориентированное моделирование бизнес-процессов в АПК: учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Мегаполис», 2020. – №1. – 56 с.
14. Цифровая трансформация сельского хозяйства России. – Москва: Росинформагротех, 2019. – 80 с.

References:

1. Gorbachev M.I., Petrenko A.P. On approaches to the development of an IT index in the agro-industrial complex // Agricultural Risk Management. 2019. No. 1. PP. 63-69.
2. Gorbachev M.I., Petrenko A.P. Characteristics of the Personal Account of the SHTP. Main areas of development // Agricultural Risk Management. 2019. No. 1. PP. 78-85.
3. Gorbachev M.I., Petrenko A.P., Karpunin N.A. International experience in determining the level of development of the digital economy with the help of indices // Agricultural Risk Management. 2019. No. 2. PP. 69-82.
4. Guidelines for forecasting and modeling the development of the agro-industrial complex. M.: Rosinformagrotekh, 2019. - 92 p.
5. Motorin O.A. Data analysis in information systems of the agro-industrial complex. M.: REGULATOR, 2019. - C. 54. - ISBN 978-5-9908272-2-6.
6. Motorin O.A., Kushnareva M.N., Khudyakova E.V. Analysis of business processes in the agro-industrial complex. M.: REGULATOR, 2019. - PP. 43-44. - ISBN 978-5-9908272-4-0.
7. Motorin O.A., Kushnareva M.N., Khudyakova E.V. Architecture of the enterprise and information systems in the agro-industrial complex. M.: REGULATOR, 2019. - PP. 25-27 - ISBN 978-5-9908272-9-5.
8. Motorin O.A., Kushnareva M.N., Khudyakova E.V. IT project management in the agro-industrial complex. M.: REGULATOR, 2019. - P. 77. - ISBN 978-5-9908272-5-7.
9. Report on the implementation of the state task for the performance of work on the topic: “Development of a draft program of measures to stimulate the digital transformation of agricultural sectors “Digital Agriculture of the Russian Federation”. M.: Analytical Center of the Ministry of Agriculture of Russia, 2018.
10. Food security, self-sufficiency of Russia according to the criteria of goods from the food consumer basket for the coming years - Moscow: Rosinformagrotekh, 2019. - 256 p.
11. Stepantsevich M.N., Gorbachev M.I., Kachalin M.A. Digital transformation of the activities of participants in the agro-food market based on a smart contract // International scientific journal, founder: Spektr LLC. - 2021. - No. 3. - PP. 50-60.
12. Risk management in agriculture in the context of digital transformation / O. A. Motorin, M. I. Gorbachev, G. A. Suvorov [and others]. - M.: KnoRus, 2019. - 226 p. - ISBN 9785436539904.
13. Khudyakova, E.V., Kushnareva, M.N., Gorbachev, M.I. Object-oriented modeling of business processes in the agro-industrial complex: a teaching aid. - M.: Megapolis LLC, 2020. - No. 1. – 56 p.
14. Digital transformation of Russian agriculture. - Moscow: Rosinformagrotech, 2019. - 80 p.

All illustrations of the article:

bottom of page