Volume 40 (2021)

УДК

338.436.33

DOI

10.53988 /24136573-2021-02-01

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Кузьмин В.Н., Мишуров Н.П. Моторин О.А., Подъяблонский П.А. Особенности учета рисков сельского хозяйства в аспекте реализации его научно-технического развития // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 40 С. 11-23. DOI: 10.53988/24136573-2021-02-01

Kuzmin V.N., Mishurov N.P., Motorin O.A., Podyablonsky P.A. Features of accounting for the risks of agriculture in the aspect of the implementation of its scientific and technological development // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 40, pp. 11-23. DOI: 10.53988 /24136573-2021-02-01

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | TECHNICAL SCIENCES
КУЗЬМИН В.Н., МИШУРОВ Н.П., МОТОРИН О.А., ПОДЪЯБЛОНСКИЙ П.А.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РИСКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Кузьмин Валерий Николаевич – доктор экономических наук, главный научный сотрудник, начальник отдела, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
E-mail: kwn2004@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 4217-9412

Мишуров Николай Петрович - кандидат технических наук, главный научный сотрудник, первый заместитель - заместитель директора по научной работе, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
E-mail: mishurov@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 4341-2829

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096–8796

Подъяблонский Павел Александрович – кандидат юридических наук, врио директора, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
E-mail: fgnu@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 3184-1469

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты анализа текущего состояния учета рисков сельского хозяйства при реализации его научно-технического развития. Рассмотреть технологические и методологические условия, влияющие на характер реализации учета сельскохозяйственных рисков на уровне заказчиков комплексных научно-технических проектов, принимающих участие в реализации подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы. Рассмотрены требования к формированию классификатора сельскохозяйственных рисков для проектов, а также особенности их учета на различных этапах жизненного цикла проектов.

Ключевые слова

Сельскохозяйственные риски, продовольственная безопасность, ФНТП, агропромышленный комплекс, импортозамещение, жизненный цикл, научное-техническое развитие, сельское хозяйство, управление рисками, оценка и анализ рисков.

V. N. KUZMIN, N. P. MISHUROV, O. A. MOTORIN, P. A. PODYABLONSKY

FEATURES OF ACCOUNTING FOR THE RISKS OF AGRICULTURE IN THE ASPECT OF THE IMPLEMENTATION OF ITS SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT

Valeriy N. Kuzmin - Doctor of Technical Sciences, Chief Researcher, Head of Department, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
E-mail: kwn2004@mail.ru

Nikolay P. Mishurov - Candidate of Technical Sciences, Chief Researcher, First Deputy - Deputy Director for Research, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow Region, Russia.
E-mail: mishurov@rosinformagrotech.ru

Oleg A. Motorin - Candidate of Political Sciences, Leading Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
E-mail: ol.motorin@gmail.com

Pavel A. Podyablonsky - Candidate of Law Sciences, Director, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
E-mail: fgnu@rosinformagrotech.ru

Annotation

This article presents the results of the analysis of the current state of accounting for the risks of risks in agriculture in the implementation of its scientific and technological development. Consider the technological and methodological conditions that affect the nature of the implementation of agricultural risk accounting at the level of customers of complex scientific and technical projects participating in the implementation of subprograms of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025. The requirements for the formation of a classifier of agricultural risks for projects, as well as the features of their accounting at various stages of the project life cycle, are considered.

Keywords

Agricultural risks, food security, FSTP, agro-industrial complex, import substitution, life cycle, scientific and technological development, agriculture, risk management, risk assessment and analysis.

Текст статьи

Введение. В рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы (далее - Программа, ФНТП) реализуется ряд прорывных направлений научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства, призванных обеспечить импортонезависимость по основным средствам производства в сельском хозяйстве - семенам сельскохозяйственных культур, племенному материалу крупного рогатого скота, гибридам сахарной свеклы и другим агроинпутам. Направления объединены в подпрограммы ФНТП, в пределах которых по соответствующим направлениям разрабатываются и реализуются комплексные научно-технические проекты (далее - КНТП).

Как мы отмечали ранее, «в условиях сильнейшей конкуренции между интересами различных участников агропродовольственных рынков, возрастающей неопределенности глобальной конъюнктуры, оказывающей влияние на приоритеты развития сельского хозяйства, давления иностранных технологий и необходимости ускоренного импортозамещения на всех уровнях технологического обеспечения жизненного цикла АПК [1], особую значимость приобретает вопрос управления рисками ФНТП. Этот вопрос имеет сложную природу, которая конгруэнтна структуре самой Программы. В настоящей работе предлагается осветить один из аспектов риск-менеджмента касательно Программы, а именно - вопрос того, каким образом ведется учет рисков на базовом, операционном уровне Программы - при реализации КНТП.

Если на уровне Программы основное внимание пристально уделяется процессным рискам, характерным для программно-проектной деятельности государства (хотя не умаляется роль макроэкономических факторов), то на уровне КНТП особенно сильно проявляют себя риски собственного сельскохозяйственного характера. Проработка этого вопроса и формирование информации по определению критериев и условий полезности системы учета указанных рисков необходимо для совершенствования принятия решений в сфере научно-технического развития сельского хозяйства.

press to zoom

press to zoom
1/1

Материалы и методы. Цель работы - рассмотреть особенности текущего состояния учета рисков сельского хозяйства в аспекте реализации его научно-технического развития. Объектом исследования выступили элементы научно-технического развития сельского хозяйства в виде КНТП, предметом - процесс учета рисков сельского хозяйства при реализации КНТП. При выполнении работы ставилось три задачи:
1. Исследовать текущее состояние учета рисков сельского хозяйства при реализации его научно-технического развития;
2. Рассмотреть факторы, влияющие на учет данной категории рисков ФНТП;
3. Определить входные и выходные требования к ожидаемым результатам учета соответствующих рисков.

В ходе работы над исследованием применялся экспертный анализ доступных в открытых источниках материалов реализации ФНТП [11; 22], а также нормативных правовых актов федерального уровня по вопросам продовольственной безопасности и научно-технического развития сельского хозяйства. Речь идет, о таких базовых документах, как указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 [2], постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 [3], приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. № 320 [4], приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 700 [5].

Результаты.
1. Анализ текущего состояния учета рисков сельского хозяйства при реализации КНТП показал, что его основы установлены в рамках указа Президента России [2] путем введения в правовой и деловой оборот понятия «Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства» (далее - Информационная система). Уточняющим документом [3] указывается, что «в целях обеспечения соответствия научно-технического потенциала в области сельского хозяйства и возможностей его реализации в рамках приоритета научно-технологического развития Российской Федерации, связанного с развитием АПК, государственный координатор Программы создает государственную информационную систему «Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства» в рамках отдельных подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы. В разделе «V. Разработка и формирование подпрограмм» [3] предписано, что риски выступают в качестве обязательного элемента Подпрограммы. В частности, указывается, что «Подпрограмма должна предусматривать: оценку состояния и рисков развития направления реализации Программы». Поскольку направление реализации подпрограммы — это подотрасль сельского хозяйства (за исключением подпрограммы в сфере сельхозтехники), то очевидно, что в данном случае можно говорить о возможности учета сельскохозяйственных рисков и на уровне подпрограмм. Логично, что речь может идти об агрегированных сведениях о сельскохозяйственных рисках, формируемых на уровне КНТП.

Также анализ показал, что кроме рисков как целевых объектов наблюдения по каждой из подпрограмм в Информационной системе, наличествует понятие рисков самой Программы в разделе XI. Возможные риски реализации Программы. В частности, вводится понятие мер снижения рисков достижения конечных результатов, когда «при реализации Программы осуществляются системные меры, направленные на снижение рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в Программе конечных результатов. Установлена классификация, включающая в себя пять групп рисков достижения результата ФНТП [3], из которых к сельскохозяйственным можно отнести только одну группу рисков, поименованную как «природные риски, связанные с размещением части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия».

Учет сельскохозяйственных рисков при реализации КНТП на текущий момент в отдельном виде не прослеживается. Так, при подаче заявок для отбора к участию подпрограммы заявителями предоставляется информация о комплексных рискам выполнения комплексного научно-технического проекта, а также план мероприятий по их преодоления [4]. Формализованных требований к описанию указанных рисков и плана мероприятия не предусматривается. Предоставление этой информации рассматривается в рамках оценки рыночного потенциала КНТП и включено в технико-экономическое обоснование КНТП (приложение 3 к Порядку отбора КНТП).

На этапе представления отчетности (в каждой подпрограмме) заказчики КНТП в части мероприятия «Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции» также формируют общие сведения о рисках своих проектов, в частности, информируют о проблемах при реализации КНТП и «возможных рисках, способных повлиять на ход реализации КНТП, если таковые имеются» [5].

press to zoom

press to zoom
1/1

2. Факторы, влияющие на учет данной категории рисков ФНТП. В качестве факторов за основу рассмотрения были приняты технологические и методологические условия, влияющие на возможность реализации учета рисков. Так, согласно регулирующему функционирование Информационной системы документу [3] в настоящее время предусмотрен следующий функционал Информационной системы, которой отведен учет рисков:
- сбор информации о ходе реализации Программы и ее отдельных подпрограмм, в том числе о результатах научной деятельности участников Программы;
- автоматизированный мониторинг указанной информации, обеспечивающий выявление значимых научно-технологических трендов, и формирование обоснованных альтернативной оценки получаемых результатов и выбора направлений исследований;
- создание информационной инфраструктуры функционирования экспертного сообщества в сфере оценки состояния и рисков научно-технического развития сельского хозяйства.

В ходе исследования уточнено, что для мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства используется преимущественно план-фактный подход [1], применяемый на микроуровне Программы - заказчиками КНТП - и не экстраполируемым на уровни соответствующих подпрограмм и Программы в целом. Как мы отмечали ранее, препятствием для разработки модулей управления рисками на мезо- и макроуровнях с точки зрения цифрового обеспечения в информационной системе является недостаток методов оценки и анализа рисков, адаптированных непосредственно к специфике подпрограмм и ФНТП в целом и способной учитывать по сути инновационный характер организационно-экономических связей, которые образуются при реализации ФНТП [6]. Оптимальным решением коллизии может стать подготовка методических рекомендаций, в которых найдут отражение основные этапы жизненного цикла управления рисками Программы, по аналогии с ранее разработанными Минсельхозом России документами и подходами [7; 8].

Рассуждая о сельскохозяйственном риске, следует помнить, что условно говоря ФНТП направлена на получение результатов научного и научно-технического характера, с одной стороны, так и результатов производственного характера, с другой. Сельскохозяйственные риски, по своей сущности, прямо воздействуют на результаты производственного характера и соответственно должны подлежать учету применительно к соответствующему мероприятию КНТП. Как было указано выше, это требование отчасти реализовано. Однако вероятно имеет смысл предоставить заказчикам КНТП возможность выбора и оценки типовых сельскохозяйственных рисков в рамках мероприятия «Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса» на основе специализированного классификатора сельскохозяйственных рисков.

В целях корректной настройки методологии учета рисков следует отметить наличие различения между собственно понятием «сельскохозяйственный риск» и понятием «риск в сельском хозяйстве». Под сельскохозяйственным риском понимается риск, связанный с влиянием природно-климатических факторов, то есть это, по сути, риск, возникающий помимо воли человека и на находящийся в полной мере под контролем человека. Понятие «риски в сельском хозяйстве» подразумевают различные виды производственных, ценовых и рыночных рисков, деловых и финансовых рисков, возникающих в ходе человеческой деятельности и подчиняющихся определенным социально-экономическим закономерностям, воздействовать на которые человеку гораздо проще, чем на погодные условия [9].

Для создания классификатора учета и оценки сельскохозяйственных рисков целесообразно обратиться к составлению перечня наиболее распространенных источников и факторов риска в растениеводстве и животноводстве [9]:
- недостаточные осадки или засуха, снижающие урожайность сельскохозяйственных культур.
- град или проливные дожди, повреждающие и даже уничтожающие урожай.
- вспышки вредителей или болезней, приводящие к серьезным потерям урожая сельскохозяйственных культур или уменьшению поголовья скота.

1/1

Факторная классификация рисков в ФНТП также ожидает своего научного обсуждения и выработки рекомендаций. В Информационной системе как экосистеме, включающей в себя представителей агробизнеса в лице заказчиков КНТП, науки в лице участников КНТП целесообразно развивать подходы к учету сельскохозяйственных рисков по критериям максимальной полезности для заказчиков КНТП таких как: снижение затрат, рост урожайности, операционная эффективность [10; 11]. Кроме того, строить этот учет необходимо, не упуская из виду факт, что привлекаемые проекты не всегда содержательно покрывают всю специфику сельскохозяйственных рисков в своей подотрасли (региональные особенности). По этой причине классификаторы рисков уже на начальной стадии должны строиться на более широкой информационной основе. С точки зрения управления рисков Программы и подпрограмм важно, чтобы факторная классификация рисков ФНТП могла синхронизироваться с государственными задачами по обеспечению прослеживаемости на всех этапах жизненного цикла продукции и иных результатов, производимых в рамках ФНТП.

3. Учет рисков как частная категория и требования к нему прямо не обозначены и по общему смыслу включены в общее понятие «управления рисками при реализации Программы», которое осуществляется на основе: проведения мониторинга угроз реализации КНТП, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления КНТП; корректировки образовательных программ; подготовки и представления в Правительство Российской Федерации ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Программы. Предписано, что доклад может содержать предложения о корректировке Программы.

Кроме того, на основании данных Информационной системы дирекция и мониторинговые центры Программы проводят оценку промежуточных и итоговых результатов реализации Программы для подготовки рекомендаций совету Программы по корректировке, изменению или прекращению реализации подпрограмм и КНТП [12]. Таким образом, анализ позволил выявить итоговые документы, которые выступают «потребителями» в целом системы мониторинга и оценки рисков научно-технического развития сельского хозяйства. Учет сельскохозяйственных рисков и формирование оценок об этих рисках в Информационной системе являются одним из информационных блоков, который позволяет подготавливать обоснованные специальные решения по реагированию на события, имеющие в своей природе сельскохозяйственный риск.