ОБОСНОВАНИЕ СМАРТ-КОНТРАКТИРОВАНИЯ НА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РФ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
top of page
Volume № 36 (2020)

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Тудвасев Д.А., Качалин М.А. Обоснование смарт-контрактирования на агропродовольственном рынке РФ в постпандемической реальности // Управление рисками в АПК. 2020. № 2. С. 89-97. URL: http://www.agrorisk.ru

ТРИБУНУ - МОЛОДЫМ УЧЁНЫМ!
ТУДВАСЕВ Д.А., КАЧАЛИН М.А.

ОБОСНОВАНИЕ СМАРТ-КОНТРАКТИРОВАНИЯ НА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РФ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Тудвасев Денис Александрович – кандидат экономических наук, исполнительный директор АО «Смарт Технологии Инвест», Москва, Россия.
E-mail: tudvasev_da@st-inv.ru

Качалин Михаил Александрович – магистрант, кафедра прикладной информатики, Институт экономики и управления АПК, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: michael_10@lenta.ru
SPIN-код: 5904-7424

annotation

В статье рассматривается вопрос о трансформации торгово-закупочных операций при помощи смарт-контрактирования в постпандемической реальности, когда появились сбои в поставках ресурсов и услуг для сельского хозяйства и в «продовольственных цепочках» из-за ограничения в работе транспорта и логистики, закрытия розничных рынков, нарушения функционирования глобальных агропродовольственных рынков в связи с ограничениями экспорта. Предложенное решение позволяет нивелировать снижение эффективности в данной отрасли.

Keywords

Агропромышленный комплекс, торгово-закупочные операции, смарт-контрактирование, экспорт сельскохозяйственной продукции, цифровые платформы

D. A. TUDVASEV, M. A. KACHALIN

JUSTIFICATION OF SMART CONTRACTING IN THE AGRICULTURAL FOOD MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION IN POST-PANDEMIC REALITY

Tudvasev Denis Aleksandrovich - PhD in Economics, Executive Director of Smart Technologies Invest JSC, Moscow, Russia.
E-mail: tudvasev_da@st-inv.ru

Kachalin Mikhail Aleksandrovich - Master's student, Department of Applied Informatics, Institute of Economics and Management of Agroindustrial Complex, Russian State Agrarian University of Agriculture named after K.A. Timiryazeva, Moscow, Russia.
E-mail: michael_10@lenta.ru

Annotation

The article discusses the issue of transforming trade and procurement operations using smart contracting in a post-pandemic reality, when there were disruptions in the supply of resources and services for agriculture and in "food chains" due to restrictions in the operation of transport and logistics, the closure of retail markets, disruption of the functioning of global agri-food markets due to export restrictions. The proposed solution makes it possible to neutralize the decline in efficiency in this industry.

Keywords

Agroindustrial complex, trade and procurement operations, smart contracting, export of agricultural products, digital platforms

Article text

В настоящий момент мир становится все более цифровым, и цифровые платформы становятся важным инструментом межотраслевой трансформации. Они повышают эффективность цифровой экосистемы, способствуют созданию высокоскоростной и надежной связи и поддерживают процесс совместного создания продуктов и услуг организациями из разных стран и часовых поясов. Использование решений класса «правительство как платформа» (Government as a Platform, GaaP) позволит организовать совместное создание широкого спектра услуг с участием всех хозяйствующих субъектов.

Использование цифровых платформ на «цифровых фабриках» произведет революцию в производстве в сельскохозяйственном секторе. Торговые площадки на базе цифровых платформ трансформируют не только рынок услуг, но и сельское хозяйство.

Необходимо обратить внимание на цифровую трансформацию всего кластера агробизнеса [9], который включает в себя не только производственные, но и складские, транспортные, логистические, финансовые, телекоммуникационные, инженерные, биотехнологические и химические компании, а также научное сообщество, венчурный капитал. и т. д. [1] Цифровые платформы и другие инструменты нужно использовать для создания совместных производств, получения доступа к новым сегментам рынка и предоставления продуктов и услуг новым клиентам на региональном, национальном и глобальном уровнях [3].

Пандемия коронавируса сильно повлияла на АПК. Появились сбои в поставках ресурсов и услуг для сельского хозяйства и в «продовольственных цепочках» из-за ограничения в работе транспорта и логистики, закрытия розничных рынков, нарушения функционирования глобальных агропродовольственных рынков в связи с ограничениями экспорта.

Удар по данной отрасли был бы менее болезненным, если бы в этот момент функционировали торгово-закупочные платформы на основе смарт-контрактов, так как именно это решение позволит агропромышленному комплексу производить оценку и динамику рынков, управлять риском в новых условиях на основе основных процедур и методов риск-менеджмента в АПК [8].

Создание регулируемых закупок закономерно уменьшит влияние бюрократических процедур при совершении закупок, снизит транзакционные расходы как у поставщиков, так и покупателей, позволит получить доступ на рынок, найти контрагентов, в целом улучшить прозрачность рынков, что всегда позитивно влияет на рынок в целом [3].

Преимуществами использования смарт-контрактов для проведения торгово-закупочных операций являются:

1. Возможность отказаться от доверенных посредников. Смарт-контрактирование позволит участнику сделки работать на более выгодных условиях из-за отсутствия посредников. Это, в свою очередь, приведет к сокращению временных и финансовых затрат.
2. Благодаря автоматизации процессов, по сравнению со стандартным механизмом исполнения договора, выполнение условий контракта происходит намного быстрее. Вся необходимая документация (не только финансовая) является частью одного смарт-контракта. Необходимые проверки, расчеты и другие действия выполняются мгновенно в нужной последовательности.
3. Условия договора оформляются в электронном виде, а сам контракт хранится в распределенной сети, что обеспечивает высокий уровень безопасности для участников. Кроме того, это делает невозможным изменение условий без согласия другой стороны.
4. Использование инструментов смарт-контрактирования дает импульс к появлению новых бизнес-моделей, что оказывает влияние на повышение конкуренции и развитие новых сервисов и услуг на финансовом рынке.

К недостаткам стоит отнести следующие аспекты:

1. Смарт-контракт не обладает функциональной гибкостью. При использовании традиционных механизмов заключения сделки всегда можно договориться или изменить ее условия. При использовании смарт-контрактов изменения сложно реализовать во время его исполнения. При нарушении одной из сторон установленных условий автоматическое исполнение соответствующих санкций за нарушение произойдет немедленно. Например, если количество поставленного товара оказалось меньше указанного в смарт-контракте или его качество оказалось хуже, то трекеры, отслеживающие соответствующие параметры, передадут информацию в смарт-контракт, и расчет произведется с учетом поправочного коэффициента, определенного в коде смарт-контракта.
2. Поскольку в мировой законодательной практике нет официально закрепленного статуса смарт-контракта, это может затруднить решение спорных вопросов, возникающих при нарушении условий его исполнения.
3. Ошибки на этапе написания (программирования) смарт-контракта могут привести к неправильному выполнению условий или появлению возможностей для мошеннических действий, поскольку смарт-контракт в основном основан на программном коде.
4. Процесс создания смарт-контракта сложен, и чем больше условий и аспектов контракт должен отслеживать (состояние товаров во время перевозки, таможенные действия и т. д.), тем сложнее описать и учесть их на момент заключения такого соглашения.

Смарт-контракт близок к аккредитиву, если рассматривать его с точки зрения законодательной базы. Также стоит отметить, что смарт-контракт может заменить аккредитив в будущем. Аккредитив (ст. 867 ГК РФ – Общие положения о расчетах по аккредитиву) – распоряжение банку выплатить определенную сумму денег физическому или юридическому лицу при предъявлении указанных документов в аккредитиве и является условным обязательством банка, выданным от имени одной стороны в пользу другой.

Банк произведет платеж при выполнении условий и наличии всех необходимых документов. Бывают два вида аккредитивов, отзывные (ст. 868 ГК РФ) и безотзывные (ст. 869 ГК РФ). Аккредитив обособлен от основного договора. Также существует форма его заключения, установленная банком. Исполнение аккредитива осуществляется на основании представленных документов [4].


При выполнении смарт-контракта, как и в аккредитиве, гарантируется сумма выплаты в случае выполнения определенных условий (предъявлении документов – в случае аккредитива и проверкой смарт-контрактом таких условий в автоматическом режиме). Смарт-контракт близок к безотзывному аккредитиву, но с существенными отличиями. Безотзывной аккредитив может быть изменен при согласии банка-эмитента и бенефициара.

Теория гражданского права устанавливает общий порядок заключения и исполнения традиционных договоров. Алгоритм заключения договора состоит из двух стадий – отправки предложения и получения предложения от акцептора о полном и безоговорочном принятии. Это также подходит и для смарт-контрактирования. Договор считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Заключение договора делится на две стадии. 1 стадия: одна сторона делает предложение заключить договор (оферта, соответствующая требованиям ст. 435 ГК РФ направляется либо одному лицу, либо неограниченному кругу лиц). 2 стадия: другая сторона принимает это предложение (акцепт, соответствует ст. 438 ГК РФ).

С момента получения оферентом акцепта от акцептанта (ст. 433 ГК РФ) договор признается заключенным. В случае, если акцептант предлагает заключить договор на иных условиях, то его ответ признается отказом и в то же время новой офертой (ст. 443 ГК РФ).
Что касается смарт-контракта, то в традиционном понимании он не предполагает обсуждение условий сторонами взаимодействия и предоставления новой аферты. Но стоит отметить тот факт, что и не исключает возможности проведения преддоговорных переговоров [4].
Статья 434.1, введенная в ГК РФ Федеральным законом №42-ФЗ от 08.03.2015, предусматривает ведение переговоров о заключении договора. Преддоговорные отношения стороны вправе регулировать самостоятельно, а также заключать соглашения о порядке ведения переговоров. В них они вправе конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров, установить порядок распределения расходов на ведение переговоров [4]. По результатам переговоров стороны могут заключить договор.



Необходимо осуществить следующие этапы для реализации программы по созданию цифровой платформы для проведения торгово-закупочных операций на основе смарт-контрактирования:

1. Подготовительный этап. Он включает в себя проведение экспериментов, пилотных проектов, подготовки недостающей инфраструктуры, обучение стейкхолдеров.
Необходимо решать следующие задачи при проведении этого этапа: создание автоматического классификатор регулируемых заказов с открытыми API, маркетплейс регулируемых закупок, внедрение пилотной цифровой платформы для обработки скорости перехода к транзакционным моделям монетизации цифровой платформы; регулирования работы операторов цифровой платформы, применения алгоритмического учета показателей деятельности оператора; нормирования и алгоритмизации процессов на цифровой платформе; управления скоростью развития функциональных характеристик цифровой платформы и других задач.

2. Регулирование функций, которые будут выполняться биржой данных, сформированной в результате взаимодействия между частными государственными информационными системами, цифровой платформой, реестрами по идентификации, регистрации, по данным из государственных информационных систем.

3. Обязательным условием работы с учетом ежегодных обновлений является план концессий государственных информационных систем. За осуществлением контроля за исполнением обязательств, а также за организацию и утверждение плана концессий несет ответственность межведомственная комиссия. За безналичные финансовые расчеты, все виды и этапы логистических операций отвечает созданная инфраструктурная платформа.

4. Проведение PR-компании по информированию о финансовых результатах деятельности цифровой платформы. Данный этап включает в себя формирование консорциума для создания цифровой платформы. Также есть необходимость в проведении маркетинговых мероприятий по стимулированию создания отраслевого консорциума, который претендует на высокомаржинальный и технологический бизнес, с максимальной капитализацией.

К числу потенциальных пользователей цифровой платформы можно отнести предприятия АПК, технологические компании, компании поставщики ресурсов, логистические и транспортные компании, банковские и страховые организации, мелкооптовые операторы (B2C), ритейлеры (B2B, B2G).
(См. рисунок 1).

Смарт-контрактирование является основой, для осуществления внешних торговых операций регионов Российской Федерации. Исходя из паспорта федерального проекта по экспорту продукции АПК, целью РФ является достижение объема экспорта продукции АПК (в стоимостном выражении) в размере 45 млрд. долларов США к концу 2024 году [5].

В 2019 году объем экспорта составил 24 млрд. долларов США. Достижение данной цели планируется за счет создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), созданию экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК.


Достоинствами предлагаемого решения для потенциальных пользователей на микроуровне (предприятия АПК) являются точное соответствие спроса и предложения, низкие входные расходы (либо бесплатно), мониторинг потребностей пользователей с последующим сбором обратной связи для формирования рейтинга и репутации производителей и их товаров, наличие сопутствующих услуг (страхование, финансирование, логистика, юридическое сопровождение), защита транзакций, добровольность использования и лояльность для потребителя (повышение рейтинга предприятия).

К достоинствам предлагаемого решения для потенциальных пользователей на мезоуроовне и макроуровне можно отнести следующее:
- сбор и агрегация первичных данных, а также данных различных информационных ресурсов, связанных с деятельностью субъектов АПК;
- обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия органами государственной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления управленческих решений в сфере АПК [2, 6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что решение для цифровизации торгово-закупочных операций на агропродовольственном рынке региона РФ актуально, перспективно и необходимо, чтобы выполнить поставленные цели не только по увеличению показателей эффективности АПК региона, но и экспорта продукции АПК.

Sources:

1. Горбачев М.И., Моторин О.А., Петренко А.П., Суворов Г.А. О внедрении современных информационно-технологических решений в сельское хозяйство// Управление рисками в АПК. 2019. № 4. С. 105-122.
2. Кушнарёва, М.Н. К вопросу об определении эффекта от цифровизации сельского хозяйства (на примере внедрения цифровой платформы на агропродовольственном рынке РФ) // Известия Международной академии аграрного образования. 2019. № 45. С. 132-135.
3. Кушнарёва, М.Н. Методические особенности определения эффективности внедрения информационных технологий на предприятии // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 4. С. 45-49.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
5. Паспорт федерального проекта «Экспорт продукции АПК» / Режим доступа: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-informatsionnoy-politiki-i-spetsialnykh-proektov/industry-information/info-pasport-federalnogo-proekta-eksport-produktsii-apk/
6. Худякова, Е.В. Эффективность внедрения цифровых технологий в соответствии с концепцией «Сельское хозяйство 4.0» / Худякова Е.В., Кушнарёва М.Н., Горбачев М.И. // Международный научный журнал. 2020. №1. С. 80-88.
7. Рагулина Ю.В., Горбачев М.И., Моторин О.А., Суворов Г.А., Семенова Е.И., Дудин М.Н., Худякова Е.В. Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации: монография. М.: КноРус, 2019.
8. Архипов А.Г. , Горбачев М.И., Косогор С.Н., Моторин О.А., Суворов Г.А., Труфляк Е.В. Цифровая трансформация сельского хозяйства России: офиц. изд. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. С. 20.

References:

1. Gorbachev M.I., Motorin O.A., Petrenko A.P., Suvorov G.A. O vnedrenii sovremennykh informatsionno-tekhnologicheskikh resheniy v sel'skoye khozyaystvo// Upravleniye riskami v APK. 2019. № 4. S. 105-122.
2. Kushnarova, M.N. K voprosu ob opredelenii effekta ot tsifrovizatsii sel'skogo khozyaystva (na primere vnedreniya tsifrovoy platformy na agroprodovol'stvennom rynke RF) // Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii agrarnogo obrazovaniya. 2019. № 45. Pp. 132-135.
3. Kushnarova, M.N. Metodicheskiye osobennosti opredeleniya effektivnosti vnedreniya informatsionnykh tekhnologiy na predpriyatii // Obrazovaniye i nauka bez granits: fundamental'nyye i prikladnyye issledovaniya. 2016. № 4. Pp. 45-49.
4. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii / Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
5. Pasport federal'nogo proyekta «Eksport produktsii APK» / Rezhim dostupa: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-informatsionnoy-politiki-i-spetsialnykh-proektov/industry-information/info-pasport-federalnogo-proekta-eksport-produktsii-apk/
6. Khudyakova, Ye.V. Effektivnost' vnedreniya tsifrovykh tekhnologiy v sootvetstvii s kontseptsiyey «Sel'skoye khozyaystvo 4.0» / Khudyakova Ye.V., Kushnarova M.N., Gorbachev M.I. // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. 2020. №1. Pp. 80-88.
7. Ragulina YU.V., Gorbachev M.I., Motorin O.A., Suvorov G.A., Semenova Ye.I., Dudin M.N., Khudyakova Ye.V. Upravleniye riskami v sel'skom khozyaystve v usloviyakh tsifrovoy transformatsii: monografiya. M.: KnoRus, 2019.
8. Arkhipov A.G. , Gorbachev M.I., Kosogor S.N., Motorin O.A., Suvorov G.A., Truflyak Ye.V. Tsifrovaya transformatsiya sel'skogo khozyaystva Rossii: ofits. izd. M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2019. 80 p.

All illustrations of the article:

bottom of page