ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ХЛЕБНОЙ ПРОДУКЦИИ
top of page
Выпуск № 1 (35), 2020

УДК

in process

DOI

10.53988/24136573-2020-01-04

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Свищева М.И. Государственная поддержка стимулирования производства хлебной продукции // Управление рисками в АПК. 2020. № 1. С. 41-46. URL: http://www.agrorisk.ru/20200104

Svishcheva M.I. State Support For The Stimulation Of Bread Production // Agricultural Risk Management, 2020, Vol. 35, pp. 41-47. URL: https://www.agrorisk.ru/pub/202001/4 - DOI: 10.53988/24136573-2020-01-04

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СВИЩЕВА М.И.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ХЛЕБНОЙ ПРОДУКЦИИ

Свищева Маргарита Игоревна – начальник отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: m.svishcheva@mcx.ru

annotation

В статье рассмотрено текущее состояние государственной поддержке производителей хлебной продукции, выявлены основные направления, на которые направляется финансирование. Кроме того, в статье рассмотрены инвестиции в отрасль.

Keywords

Хлебопекарная отрасль, государственная поддержка, инвестиции, зернопереработка, обеспеченность ресурсами, направления поддержки.

SVISHCHEVA M.I.

STATE SUPPORT FOR THE STIMULATION OF BREAD PRODUCTION

Margarita I. Svishcheva – Head of Branch, Agroanalytics Center, Moscow, Russia.
E-mail: m.svishcheva@mcx.ru

Annotation

The article examines the current state of state support for producers of bread products, identifies the main areas to which funding is directed. In addition, the article discusses investments in the industry.

Keywords

Bakery industry, state support, investments, grain processing, provision of resources, directions of support.

Article text


Стабильность функционирования хлебопекарной отрасли в значительной степени зависит от обеспеченности ресурсами и средствами производства: зернового сырьевого и перерабатывающего секторов. В 2017 году государство инвестировало в производство продукции мукомольно-крупяной промышленности 4,36 млрд рублей, и почти 11 млрд рублей в производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.

В настоящее время государственная поддержка зерноперерабатывающих предприятий обеспечена нормативной документацией в виде стратегии развития отрасли в рамках государственной программы развития сельского хозяйства [1] и постановления правительства №1528 [2].

В рамках Постановления №1528 предусмотрен ряд целевых субсидий, в том числе на внутренние перевозки зернового сырья и модернизацию производства. В ближайшей перспективе планируется расширение постановления в частности субсидирования части затрат как на модернизацию производства, так и на сырьевые поставки.

Государственная программа развития сельского хозяйства (2013 2020 гг.) предусматривает поддержку мукомольных предприятий, в рамках пункта: «кредитование подотрасли растениеводства и переработки ее продукции», а также развития инфраструктуры и логистического сообщения.

Основная часть инвестиций в производство продукции мукомольно крупяной промышленности использована на поддержку производства муки из зерновых культур (3,036 млрд рублей) и более 1 млрд руб. на производство крупяной продукции. Следует отметить, что до 2016 года поддержка отрасли практически не проводилась.

По предварительной оценке авторов, для модернизации производства и внедрения современных высокопроизводительных технологий для полного круга хозяйствующих субъектов потребуются инвестиции в отрасль порядка 7-8 млрд рублей в год, то есть в 1,5-2 раза больше текущих объемов финансирования. Если учитывать только крупные предприятия, потребности в инвестициях составят 5-6 млрд рублей в год (на четверть меньше).

Фокус на поддержку индустриальных мукомольных предприятий может быть оправдан тем, что крупные организации отличаются большей стабильностью и качеством продукции, а производственный потенциал таких предприятий способен обеспечивать нужды страны со значительным запасом.

Общая сумма государственных инвестиций в производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий в 2017 году составила почти 11 млрд рублей, при этом около 43,8% от этой суммы было направлено на поддержку производства хлеба и хлебобулочных изделий. Хлебопекарные предприятия также испытывают недостаток финансирования, где наблюдается высокая амортизация производственных мощностей.

По предварительной оценке Союза хлебопекарной промышленности, модернизация и обновление производственных мощностей дополнительно потребует не менее 100 млрд руб. инвестиций за период 10-15 лет. Перечень инвестиций, использованных на поддержку производства хлебной продукции представлен в таблице 1.

Основным показателем эффективности, прописанным в Государственной программе развития сельского хозяйства до 2020 года, является рост производства по целевой продуктовой номенклатуре.
Целевой индикатор по хлебным продуктам предусматривает увеличение производства к 2020 году зерновой муки до 10,3 млн тонн, крупы до 1,4 млн тонн, хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами – до 300 тыс. т.

Следует отметить, что на протяжении последних трёх лет целевой индикатор госпрограммы по производству зерновой муки систематически не выполняется, в частности, это происходило за счет снижения производства пшеничной муки и вырабатываемой из неё хлебной продукции (по данным Росстата, в среднем, на 2,4% в год).

Текущего производства хлебобулочных изделий функционального и лечебного назначения также недостаточно – по итогам 2017 года их было произведено всего 89,8 тыс. тонн, то есть по 0,61 кг на душу населения. По оценкам Союза хлебопекарной промышленности, реальная потребность в указанной продукции может составлять 600-700 тыс. тонн.
На основе сложившихся тенденций, основными направлениями господдержки по продукции зернопереработки являются продвижение продукции на мировой рынок и поддержка переработчиков, использующих зерно для выработки готовых продуктов с более высокой добавленной стоимостью, а также реализация комплекса мер направленных на снижение стоимости и повышения доступности широкого ассортимента круп и бобовых для потребителей в регионах с низким уровнем доходов. К таким мерам относятся поддержка инновационной активности, развитие семенной базы, а также снижение стоимости перевозок.

Sources:

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена указом президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/(дата обращения: 20.09.2018).
2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». – URL: http://docs.cntd.ru/document/902343994/(дата обращения: 18.09.2018).
3. Постановление Правительства от 29 декабря 2016 г. № 1528 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий Российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210135/(дата обращения: 10.09.2018).
4. Приказ Министерства здравоохранения от 19 августа 2016 г. №614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требования здорового питания».

References:

1. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g. Utverzhdena ukazom prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 30 yanvarya 2010 g. № 120. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/(data obrashcheniya: 20.09.2018).
2. Rasporyazheniye pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 aprelya 2012 goda N 559-r «Strategiya razvitiya pishchevoy i pererabatyvayushchey promyshlennosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda». – URL: http://docs.cntd.ru/document/902343994/ (data obrashcheniya: 18.09.2018).
3. Postanovleniye Pravitel'stva ot 29 dekabrya 2016 g. № 1528 «Ob utverzhdenii pravil predostavleniya iz federal'nogo byudzheta subsidiy Rossiyskim kreditnym organizatsiyam na vozmeshcheniye nedopoluchennykh imi dokhodov po kreditam, vydannym sel'skokhozyaystvennym tovaroproizvoditelyam, organizatsiyam i individual'nym predprinimatelyam, osushchestvlyayushchim proizvodstvo, pervichnuyu i (ili) posleduyushchuyu (promyshlennuyu) pererabotku sel'skokhozyaystvennoy produktsii i yeye realizatsiyu, po l'gotnoy stavke, i o vnesenii izmeneniy v punkt 9 Pravil predostavleniya i raspredeleniya subsidiy iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub"yektov rossiyskoy Federatsii na vozmeshcheniye chasti zatrat na uplatu protsentov po kreditam, poluchennym v rossiyskikh kreditnykh organizatsiyakh, i zaymam, poluchennym v sel'skokhozyaystvennykh kreditnykh potrebitel'skikh kooperativakh». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210135/(data obrashcheniya: 10.09.2018).
4. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya ot 19 avgusta 2016 g. №614 «Ob utverzhdenii rekomendatsiy po ratsional'nym normam potrebleniya pishchevykh produktov, otvechayushchikh sovremennym trebovaniya zdorovogo pitaniya».

All illustrations of the article:

bottom of page