ПРИНЦИП ТРАНСПАРЕНТНОСТИ В РАМКАХ СОГЛАШЕНИЙ ВТО ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Худиев, Ф. И. Принцип транспарентности в рамках соглашений ВТО по сельскому хозяйству / Ф. И. Худиев // Управление рисками в АПК. – 2017. – № 6. – С. 36-46.

KHUDIYEV F.I.
THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY UNDER THE WTO AGREEMENT ON AGRICULTURE

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
ХУДИЕВ Ф.И.

ПРИНЦИП ТРАНСПАРЕНТНОСТИ В РАМКАХ СОГЛАШЕНИЙ ВТО ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Худиев Фарид Исламович – главный специалист, ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России», Москва, Россия
E-mail: f.hudiev@mcxac.ru
SPIN-код: 3158-0477

annotation

В статье раскрывается принцип транспарентности по Соглашениям, заключенным в рамках ВТО, выделяются основные регулирующие документы и необходимые нотификации.

Keywords

Всемирная торговая организация, ВТО, соглашения ВТО, нотификации, соглашения по ВТО, торговая система.

KHUDIYEV F.I.
THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY UNDER THE WTO AGREEMENT ON AGRICULTURE

KHUDIYEV F.I.
THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY UNDER THE WTO AGREEMENT ON AGRICULTURE

Farid I. Khudiyev – Specialist, Analytical Center of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: f.hudiev@mcxac.ru

Annotation

The article reveals the principle of transparency under the Agreements concluded in the framework of the WTO, highlights the main regulatory documents and the necessary notifications.

Keywords

World Trade Organization, WTO, WTO agreements, notifications, WTO agreements, trading system.
References:

Article text

Функционирование многосторонней торговой системы, созданной ВТО, обеспечивается благодаря принципу транспарентности, под которым понимается опубликование национальных актов, например, в официальной газете; направление нотификаций в Секретариат ВТО или в различные комитеты ВТО и реализация Механизма обзора торговой политики.
В ст. X.2 ГАТТ-1994 закреплено, что меры, которые ведут к «повышению ставки пошлины или другого импортного сбора в рамках сложившейся и единообразной практики, или устанавливающие новые или более обременительные требования, ограничения или запреты на импорт, или на перевод платежей за него», не применяются до тех пор, пока эти меры не будут официально опубликованы.

Другие положения ГАТТ-1994 требуют от членов ВТО соблюдения процедуры уведомления Секретариата ВТО путем направления нотификаций о применяемых торговых мерах в целом. Такие нотификации необходимы, например, в отношении квот (ст. XIII.3 (с)), субсидий (ст. XVI.1), государственных торговых предприятий (ст. XVII.4 (a)), правительственной помощи экономическому развитию (ст. XVIII.7 (a)), чрезвычайных мер в отношении импорта отдельных товаров (ст. XIX.2) и др.
В Соглашении ВТО по сельскому хозяйству принцип транспарентности раскрывается через статью 18, в соответствии с которой органом, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением хода исполнения государствами-членами требований Соглашения ВТО по сельскому хозяйству, является Комитет ВТО по сельскому хозяйству.

Также положения статьи 18 Соглашения по сельскому хозяйству предусматривают предоставление государствами-членами ВТО нотификаций в соответствии со специально определенной процедурой: в июне 1995 года Комитет по сельскому хозяйству представил документы G/AG/2 и G/AG/2/Add.1, определяющие процедуру подачи нотификаций и требования к нотификациям в рамках Соглашения ВТО по сельскому хозяйству. В соответствии с указанными документами нотификации подаются в отношении следующих предметов регулирования Соглашения ВТО по сельскому хозяйству:
1. В отношении условий доступа на рынок:
• о тарифных ставках и тарифных квотах;
• о применении специальных защитных мер.
2. В отношении мер внутренней поддержки:
• в отношении текущего агрегированного индекса поддержки;
• о введении новых и изменении существующих мер поддержки;
• об экспортных субсидиях;
• об экспортных запретах и ограничениях;
• о реализации Решения о мерах в отношении возможных отрицательных последствий реализации программы реформ для наименее развитых стран и развивающихся стран нетто-импортеров пищевой продукции.
Предоставление нотификаций в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству для развитых стран, к которым в системе ВТО относится Российская Федерация, предусматривается на ежегодной основе .
Следует отметить, что в соответствии с данными Секретариата ВТО Российская Федерация выполняет обязательства по ежегодному предоставлению нотификаций в рамках Соглашения по сельскому хозяйству ВТО надлежащим образом.

Кроме того, необходимо указать, что страны-члены ВТО обязаны направлять нотификации:
• в случае изменения тарифных ставок и квот – в течение 30 дней с даты принятия меры;
• в случае введения специальных защитных мер – в течение 10 дней с даты принятия меры;
• в случае введения новых мер поддержки или изменения существующих мер поддержки, подпадающих под критерии «зеленой» и «голубой» корзины, а также оцениваемые в качестве мер, предусмотренных ст. 6.2 (инвестиционные субсидии для развивающихся стран) Соглашения по сельскому хозяйству – в течение 30 дней с даты принятия меры;
• в случае введения экспортных запретов и ограничений – незамедлительно, либо до принятия меры.

В соответствии с п. 7 ст. 18 Соглашения по сельскому хозяйству ВТО «любой член может довести до сведения Комитета по сельскому хозяйству любую меру, о которой, по его мнению, должен был бы уведомить другой член». Кроме того, государства-члены ВТО могут заявлять в рамках заседаний Комитета ВТО по сельскому хозяйству торговые обеспокоенности в отношении мер, принятых другими членами.
На рис. 1 представлен анализ поданных в Комитет по сельскому хозяйству ВТО торговых обеспокоенности в рамках 81-85 Комитетов ВТО по сельскому хозяйству (торговые обеспокоенности по мерам государственной поддержки в рамках Соглашения по сельскому хозяйству ). В соответствии с рис. 1 наиболее активно механизмом обсуждения торговых обеспокоенности пользуются государства-члены ВТО, которые входят в страны-лидеры по производству и экспорту зерна . Российская Федерация, как и Китай, обращаются в Комитет по сельскому хозяйству ВТО с вопросами другим государствам-членам существенно реже.

Рис. 1. Члены ВТО, которые подавали торговой обеспокоенности в рамках 81-85 Комитетов ВТО по сельскому хозяйству

В соответствии с рис. 2 наибольшее количество торговой обеспокоенности в рамках 81-85 Комитетов ВТО по сельскому хозяйству подавались в отношении зерновой отрасли Индии и Таиланда.

Рис. 2. Члены ВТО, в отношении которых подавались торговые обеспокоенности в рамках 81-85 Комитетов ВТО по сельскому хозяйству

Также необходимо отметить, что согласно рис. 3 большинство торговой обеспокоенности касалось торговой политики государств-членов ВТО в отношении таких зерновых культур как пшеница и рис.

Рис. 3. Зерновые культуры, в отношении которых подавались торговые обеспокоенности в рамках 81-85 Комитетов ВТО по сельскому хозяйству

СФС Соглашение также устанавливает, что «члены обеспечивают, чтобы все уже принятые санитарные и фитосанитарные правила публиковались незамедлительно», а также «если международные стандарты, руководства или рекомендации отсутствуют, либо содержание разрабатываемых санитарных или фитосанитарных мер существенно отличается от содержания международного стандарта, руководства или рекомендации, и если эти меры могут оказать значительное воздействие на торговлю других членов, члены на ранней стадии публикуют уведомление, с тем чтобы дать возможность заинтересованным членам ознакомиться с намерением ввести конкретную меру». СФС Соглашение предусматривает уведомление других членов о товарах, охватываемых мерами, сопровождая уведомление кратким указанием цели и причин введения разрабатываемых мер.

Важно отметить, что на площадке ВТО члены заявляют торговые обеспокоенности в отношении зерна в том числе в рамках Комитета по санитарным и фитосанитарным мерам. С 1995 г. по 26 октября 2017 г. было заявлено 16торговой обеспокоенности, касающихся зерна . Последняя обеспокоенность была заявлена Индией 26 октября 2016 г. в отношении предлагаемых поправок в Регламент (ЕС) № 396/2005 с целью изменения максимально допустимых уровней остатков битертанола, тебуфенпирада и хлормеквата в некоторых продуктах.

ТБТ Соглашение, как и соглашения, указанные выше, устанавливает, что члены ВТО «публикуют на соответствующей ранней стадии уведомление о предполагаемом введении конкретного технического регламента» и через Секретариат ВТО «уведомляют других членов о товарах, охватываемых разрабатываемым техническим регламентом, сопровождая уведомление кратким указанием цели и обоснованием разрабатываемого технического регламента».

Кроме того, в ВТО функционирует Орган по разрешению споров ВТО (ОРС ВТО), в рамках которого члены ВТО разрешают торговые споры. В ОРС ВТО было инициировано следующий ряд споров, касающихся зерна:
DS13 «Европейские сообщества – Пошлины на импорт зерна» от 19 июля 1995 г.;
DS144 «США – Меры, влияющие на импорт крупного рогатого скота, свиней и зерна из Канады» от 25 сентября 1998 г.;
DS276 «Канада – Меры, касающиеся экспорта пшеницы и переработки импортного зерна» от 17 декабря 2002 г.;
DS338 «Канада – Временные антидемпинговые и компенсационные пошлины на зерно кукурузы из Соединенных Штатов» от 17 марта 2006 г.

Вышеуказанные соглашения также устанавливают, что члены обеспечивают создание информационных центров, которые отвечают за предоставление ответов на вопросы заинтересованных членов, а также за предоставление соответствующих документов (СФС нотификации за период с 28.11.14 по 27.11.17 и ТБТ нотификации с 28.11.14 по 27.11.17 ). Кроме того, в СФС Соглашении предусмотрено создание Комитета по санитарным и фитосанитарным мерам, а в ТБТ Соглашении – Комитета по техническим барьерам в торговле в целях обеспечения регулярных форумов для проведения консультаций.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о том, что несоблюдение норм и правил ВТО ее членами может привести к торговой обеспокоенности со стороны других членов ВТО, рассматриваемым в рамках Комитета по санитарным и фитосанитарным мерам, в рамках Комитета по техническим барьерам в торговле, в рамках Комитета по сельскому хозяйству, и спорам, рассматриваемым в Органе по разрешению споров ВТО (ОРС ВТО) (основные споры, рассмотренные в ОРС ВТО в отношении сельскохозяйственной продукции).

Таким образом, ВТО является международной организацией, нормы и правила которой оказывают существенное влияние на торговлю, в частности посредством установления требований к качеству и безопасности продукции, а также требований к мерам поддержки сельского хозяйства.

Sources:

1. Нотификации ВТО по сельскому хозяйству (DS 1): Меры поддержки, не подлежащие сокращению (Зеленая корзина)
2. Sanitary and Phytosanitary Information Management System. URL: http://spsims.wto.org/en/SpecificTradeConcerns/Search?ProductsCoveredHSCodes=10&DoSearch=True&Number OfSpecificTradeConcern=&FirstDateRaised=true&FirstDateRaised=false&DateSubsequentlyRaised=true&DateSub sequentlyRaised=false&MarchApril=true&MarchApril=false&JuneJuly=true&JuneJuly=false&October=true&Octo ber=false&YearFrom=&YearTo=&Members=&Title=&Keywords=&DateReportedAsResolvedFrom=&DateReport edAsResolvedTo=&DescriptionOfContent=
3. Sanitary and Phytosanitary Information Management System. URL: http://spsims.wto.org/en/SpecificTradeConcerns/View/412
4. Комитеты ВТО по СХ, СФС, ТБТ. Обеспокоенности
5. Споры ВТО по СХ, СФС, ТБТ
6. DS13 European Communities — Duties on Imports of Grains. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds13_e.htm
7. DS144 United States — Certain Measures Affecting the Import of Cattle, Swine and Grain from Canada. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds144_e.htm
8. DS276 Canada — Measures Relating to Exports of Wheat and Treatment of Imported Grain. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds276_e.htm
9. DS338 Canada — Provisional Anti-Dumping and Countervailing Duties on Grain Corn from the United States. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds338_e.htm
10. Нотификации ВТО по СФС, ТБТ

References:

1. Notifikatsii VTO po sel'skomu khozyaystvu (DS 1): Mery podderzhki, ne podlezhashchiye sokrashcheniyu (Zelenaya korzina)
2. Sanitary and Phytosanitary Information Management System. URL: http://spsims.wto.org/en/SpecificTradeConcerns/Search?ProductsCoveredHSCodes=10&DoSearch=True&Number OfSpecificTradeConcern=&FirstDateRaised=true&FirstDateRaised=false&DateSubsequentlyRaised=true&DateSub sequentlyRaised=false&MarchApril=true&MarchApril=false&JuneJuly=true&JuneJuly=false&October=true&Octo ber=false&YearFrom=&YearTo=&Members=&Title=&Keywords=&DateReportedAsResolvedFrom=&DateReport edAsResolvedTo=&DescriptionOfContent=
3. Sanitary and Phytosanitary Information Management System. URL: http://spsims.wto.org/en/SpecificTradeConcerns/View/412
4. Komitety VTO po SKH, SFS, TBT. Obespokoyennosti
5. Spory VTO po SKH, SFS, TBT
6. DS13 European Communities — Duties on Imports of Grains. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds13_e.htm
7. DS144 United States — Certain Measures Affecting the Import of Cattle, Swine and Grain from Canada. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds144_e.htm
8. DS276 Canada — Measures Relating to Exports of Wheat and Treatment of Imported Grain. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds276_e.htm
9. DS338 Canada — Provisional Anti-Dumping and Countervailing Duties on Grain Corn from the United States. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds338_e.htm
10. Notifikatsii VTO po SFS, TBT

All illustrations of the article:

bottom of page