АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
top of page

УДК

in process

DOI

10.53988/24136573-2017-04-04

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Садыкова, З. Ф. Анализ ассортиментной политики предприятия на примере ЗАО "Зеленоградское" Московской области / З. Ф. Садыкова, Г. А. Суворов // Управление рисками в АПК. – 2017. – № 4. – С. 44-54. – DOI 10.53988/24136573-2017-04-04.

SUVOROV G.A., SADYKOVA Z.F.

ANALYSIS OF THE COMPANY'S ASSORTMENT POLICY ON THE EXAMPLE OF ZAO ZELENOGRADSKOE, MOSCOW REGION

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
САДЫКОВА З.Ф, СУВОРОВ Г.А.

АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Садыкова Зульфира Флоридовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры управления, Институт экономики и управления АПК имени А.В. Чаянова, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: sadykova.zulfira@list.ru
SPIN-код: 4260-2846

Суворов Глеб Александрович – магистрант кафедры управления, Экономический факультет имени А.В. Чаянова, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: gudlefr.s@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 1117-3869

annotation

В данной статье рассмотрен анализ ассортимента в ЗАО «Зеленоградское». Основным методом анализа выступил анализ с помощью матрицы Маркон. Также в статье рассмотрены основные принципы и методы ассортиментного анализа.

Keywords

Матрица Маркон, ЗАО Зеленоградское, ассортиментная политика, принципы товарного ассортимента, методы оценки ассортимента.

SUVOROV G.A., SADYKOVA Z.F.

ANALYSIS OF THE COMPANY'S ASSORTMENT POLICY ON THE EXAMPLE OF ZAO ZELENOGRADSKOE, MOSCOW REGION

Gleb A. Suvorov – Graduate Student, Department for Management, Faculty of Economics and Management named after A.V. Chayanov, RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia
Email: gudlefr.s@gmail.com

Sadykova Zulfira Floridovna – Candidate in Economic Sciences, Associate Professor, Department for Management, Faculty of Economics and Management named after A.V. Chayanov, RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia

Annotation

In this article the analysis of the range in ZAO «Zelenogradskoe» is considered. As the main method of the analysis the analysis by means of a matrix Markon has acted. Also in article the basic principles and methods of the assortment analysis are considered.

Keywords

Matrix Markon, ZAO Zelenogradskoe, assortment policy, principles of the commodity range, range assessment methods.

Article text

В современных условиях, производственному предприятию необходимо предлагать рынку востребованный товар, отвечающий запросам потребителей, и тем самым получать необходимый объем прибыли. В противном случае предприятие может нести убытки вплоть до потери рыночной доли. Таким образом, исследование рынка, структуры товарного ассортимента конкурентов и своего предприятия позволит выпустить востребованную продукцию.
Для этого необходимо дать понятие и разработать механизмы оптимизации ассортиментной политики предприятий. В настоящее время существует ряд толкований понятия ассортиментной политики. Приведем некоторые из них.

Ф. Котлер считает, что товарный ассортимент – группа товаров, связанных между собой по схожести функционирования, либо реализующих в рамках одного диапазона цен через однотипные группы торговых заведений. Л. Балабанова считает, что товарный ассортимент представляет собой группу товаров, связанных функциональным назначением [3].

В свою очередь под ассортиментной политикой понимается одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Ассортиментную политику можно понимать, как вид деятельности, направленный на обеспечение рынка товарами, основанный на долгосрочном планировании и направлен на удовлетворение потребителей в рамках своей деятельности [2,3].
Объектом исследования статьи является ЗАО «Зеленоградское». В настоящее время предприятие специализируется на следующих направлениях: производство и переработка молока, картофелеводство. Для расширения рыночной доли предприятия планирует диверсифицировать ассортимент выпускаемой молочной продукции за счет выпуска премиального сегмента.

ЗАО «Зеленоградское», как и любое предприятие проводит анализ ассортиментной политики основанное на ряде принципов, которые служат указателем направления деятельности предприятия. К данным принципам можно отнести:
1. Принцип удовлетворенности потребителя (лежит в основе рыночной деятельности)
2. Рациональное использования технологических знаний, опыта как предприятия, так и отрасли в целом
3. Анализ финансовой деятельности (именно финансовые показатели являются ключевыми при формировании ассортимента)
4. Принцип гибкости ассортимента (на разных рынках будет существовать вероятность того, что необходимо будет представить уникальный товар)
5. Необходимость завоевания новых потребителей.

Для оценки товарного ассортимента предприятия применяется ряд методов анализа, которые объединены в две группы:
I. Анализ ассортиментной политики предприятия, позволяющий выявить наиболее доходные группы товаров; товары, которые несут основную затратную нагрузку, при этом не приносящие прибыль; товары, которым необходима инвестиционная поддержка для получения стабильной прибыли. Как правило данный анализ касается внутренней среды предприятия. В данной группе можно выделить следующие виды анализов:
1. АВС анализ
2. XYZ анализ
3. Матрица БКГ
4. Матрица Маркон.

II. Непосредственный анализ рыночного ассортимента.
Данный анализ позволяет определить структуру спроса и предложения на рынке, выявить товары, в которых нуждается рынок и которые на нем в избытке, определить приоритетных поставщиков и покупателей и в соответствии с этим сформировать ассортиментную политику предприятия.
Для правильного установления ассортиментной политики необходимо провести маркетинговые исследования эффективности ассортимента, включающие определение величины спроса на товар или услугу на конкретном рынке, а также долю рыночных показателей.
Основным источником для обновления или расширения товарного ассортимента являются требования рынка, в частности мнения покупателей данного продукта. Так же можно отметить, что в конкурентной борьбе нередко данные требования выдвигают другие предприятия, имеющие долю в данном сегменте рынка.

Из рассмотренных методов анализа ассортиментной политики целесообразно выделить матрицу Маркон, так как с помощью неё наиболее полно определяется доходностей товаров с выявлением «узких мест» и резервов в ассортиментной политики предприятия.

Поэтому для заявленных исследований в ЗАО «Зеленоградское» мы предлагаем использовать этот метод.
Суть данной матрицы заключается в использовании трех параметров: Общая валовая маржа МСА, Валовая маржа на единицу продукции МСU и Процент валовой маржи MCI [1]. Показателям присваиваются двоичные коды к различным параметрам ассортиментной политики в зависимости от того, какое значение (выгода или проигрыш) они несут по сравнению со среднем взвешенным значением, что в дальнейшем позволяет проанализировать и выявить сильные и слабые товарные группы предприятия. Показатели, используемые для анализа ассортиментной политики приведены в таблице 1.

Таблица 1. Расчетные показатели матрицы Маркон за 2014 год.

В данной таблице мы видим, что значения, полученные в столбцах, отличаются от среднего. Для составления статистической матрицы запишем строки таблицы в двоичном коде, где 0 – не превышает среднее значение, а 1 – превышает.
Запишем полученные значения в виде двоичных кодов по каждому виду продукции.

Таблица 2. Двоичные коды элементов товарного ассортимента.

На основе полученных результатов статистическая матрица Маркон примет следующий вид:

Рисунок 1. Статистическая матрица Маркон за 2014 год

Таблица 3. Расчетные показатели матрицы Маркон за 2015 год.

Построим аналогично статистическую матрицу Маркон за 2015 год

Рис. 2. Статистическая матрица Маркон за 2015 год

Таблица 4. Расчетные показатели матрицы Маркон за 2016 год

Построим аналогично статистическую матрицу Маркон за 2016 год

Рис. 3. Статистическая матрица Маркон за 2016 год

По полученным данным за 2014-2016 года построим динамическую матрицу Маркон для выявления тенденции развития предприятия, где:
• 2014 год
• 2015 год
• 2016 год
Проводя анализ динамической матрицы, мы видим, что в 2016 году такие товары как Кефир бутылка 0,5л, Молоко бутылка 0,5 л н, Молоко для переработки ухудшили свое положение по сравнению с прошлыми годами. В свою очередь Молоко бутылка 1,0 л улучшило свои рыночные позиции. Так же можем отметить, что в ЗАО «Зеленоградское» в основном преобладают товары следующих групп:
• Синие карлики, то есть товары, характеризующиеся значительной рентабельности, но из-за достаточно высокой цены пользуются ограниченным спросом
• Черные дыры, товары, не приносящие валовую маржу выше среднего и требующие ресурсы для ее повышения.
• Спутники, то есть товары, не приносящие высокой прибыли, но в то же время не требующие высоких затрат.
• Белые карлики, товары, приносящие маржу выше среднего, что создает основной объем прибыли.

Рис. 4. Динамическая матрица Маркон за 2014-2016 гг.

С помощью анализа матрицы Маркон получили, что в ЗАО «Зеленоградское» продукция входит в три группы: эксплуатируемые, проигрышные, поддерживаемые, и только весовой творог в 2014 году был выигрышным товаром. В связи с этим необходимо наращивать объёмы выигрышных и поддерживаемых товаров и сворачивать проигрышные. Это приведет к улучшению использования ресурсной базы предприятия, и ускорит оборачиваемость капитала на этапе реализации готовой продукции.

В заключении, можно сказать, что проведение анализа ассортимента продукции является важной составляющей маркетинговой деятельности предприятия. Результаты этого анализа дают возможность формировать специализацию предприятия и грамотно оценить сбытовую деятельность. Основной рекомендацией в сложившихся условиях можно назвать то, что необходимо проследить дальнейшую тенденцию развития в существующем товарном ассортименте и принять попытки к его расширению и возможности выхода на новые рынки.

Sources:

1. Астраханцева И.А., Одинцова Е.В. Матрица «Маркон» как инструмент анализа ассортиментной политики предприятия. [Электронный ресурс] URL: http://kvod.narod.ru/Marcon.htm
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб.: Питер, 2013. 1056 с.
3. Мажара А.В., Батова Т.Н. Классификация основных показателей товарного ассортимента предприятия. СПб.: Университет ИТМО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
4. Данные предприятия по себестоимости продукции по творожному цеху и цеху переработки молока за 2014-2016 года ЗАО «Зеленоградское».

References:

1. Astrakhantseva I.A., Odintsova Ye.V. Matritsa «Markon» kak instrument analiza assortimentnoy politiki predpriyatiya. [Elektronnyy resurs] URL: http://kvod.narod.ru/Marcon.htm
2. Kotler F. Osnovy marketinga. Saint-Petersburg, 2013.
3. Mazhara A.V., Batova T.N. Klassifikatsiya osnovnykh pokazateley tovarnogo assortimenta predpriyatiya. SPb.: Universitet ITMO «Sankt-Peterburgskiy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet informatsionnykh tekhnologiy, mekhaniki i optiki
4. Dannyye predpriyatiya po sebestoimosti produktsii po tvorozhnomu tsekhu i tsekhu pererabotki moloka za 2014-2016 goda ZAO «Zelenogradskoye».

All illustrations of the article:

bottom of page