УДК
in process
DOI
in process
Используйте это описание для цитирования:
Cite this article as:
Суворов, Г. А. Об актуальных направлениях оптимизации налогообложения сельхозтоваропроизводителей / Г. А. Суворов // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 4. – С. 95-105. – DOI 10.53988/24136573-2016-04-09.
Suvorov GA (2016) On the current agricultural areas of tax optimization. Agricultural Risk Management 4:95-105.
Студенческая наука
Суворов Г.А.
Об актуальных направлениях оптимизации налогообложения сельхозтоваропроизводителей
Суворов Глеб Александрович – студент, кафедра управления, Экономический факультет, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: gudlefr.s@gmail.com
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о возможностях использования оффшорных и низконалоговых компаний сельскохозяйственными товаропроизводителями. Рассмотрены конкретнее примеры данного использования и полученная выгода. Так же в статье приведен пример о том, что муниципальные органы власти не всегда используют по назначению средства, выделенные на развития сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова
Оффшорные и низконалоговые компании, сельхозтоваропроизводители, оффшоры, Брянская область, соглашение «Об избежании двойного налогооблажения», Кипр, Российская Федерация.
Suvorov G.A.
On the current agricultural areas of tax optimization
Gleb A Suvorov – Student, Department of Management, Faculty of Economics, RSAU–MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: gudlefr.s@gmail.com
Annotation
The article discusses the possibilities of using offshore companies and low-tax agricultural producers. The concrete examples of the use and benefit. Also in the article is an example of the fact that the municipal authorities are not always used for its intended purpose funds allocated for the development of agricultural production.
Keywords
And low-tax offshore companies, agricultural producers, offshore, Bryansk region, the agreement "On avoiding double taxation", Cyprus, the Russian Federation.
Текст статьи
Проблема развития сельскохозяйственного производства стоит перед правительствами различных стран в силу того, что постоянно возрастающее количество населения нашей планеты требует постоянного обеспечения продуктами. Общеизвестно, что сельское хозяйство – очень рискованная сфера деятельности, зависящая от разных факторов. Поэтому далеко немногие предприниматели идут на создание своего бизнеса в сельском хозяйстве.
Для решения данной проблемы необходимо создавать различные компании, которым законодательством той или иной страны предоставляются налоговые льготы, либо полностью освобождающие от налогообложения. Именно данные льготы позволят сельхозтоваропроизводителям снизить риски разорения в первые годы деятельности.
Наша страна обладает огромными пахотными площадями, поэтому вопрос о привлечении инвестиций в сельхозпроизводство стоит остро, так как из-за высоких налогов российские предприниматели боятся вкладывать средства в данную отрасль. Поэтому, развитие системы оффшорных компаний, если государственные органы не предложат альтернативные варианты развития, способно решить эту проблему.
Что же такое оффшорная компания?
Оффшорная компания - это термин, характеризующий особый организационно-правовой статус компании, который обеспечивает максимальное снижение налоговых потерь (в большинстве случаев до нуля). Такой статус обычно связан с требованием проведения деловых операций за пределами материнской юрисдикции, где данная компания официально зарегистрирована. Иными словами офшорная компания в большинстве случаев не может быть резидентом своей официальной юрисдикции. Отсюда и происходит термин “offshore”, что означает «за берегами» или «за рубежом»[5].
В настоящее время на территории России оффшорные компании действуют в таких районах как Алтай, Калмыкия, Бурятия, а так же Углич и Смоленск. Именно в этих районах создана наиболее благоприятная среда обитания для компаний, как и для развития сельского хозяйства.
Российская оффшорная зона имеет существенные различия с зарубежными. Ее преимуществом считается то, что у нее положительная репутация. Это особенно важно для тех оффшорных владельцев, которые общественное мнение ставят выше всего. Здесь полностью исключается возможность двойного налогообложения, что вполне может иметь место в зарубежных зонах.
Деятельность компаний в российском оффшоре возможны и благодаря пониженным ставкам налогообложения доходов и прибылей иностранных фирм. Иностранная компания, работающая в оффшорной зоне России, пользуется теми же возможностями, что и российская.
Говоря о российских низконалоговых компаниях можно отметить, что ее не правильно называть оффшорной. Основным отличием является то, что оффшоры зарегистрированы в иностранных юрисдикциях (Гибралтар, Кипр, Каймановы острова и другие) и освобождены от выплаты налогов.
У низконалоговых компаний есть несколько преимуществ, которые характерны для России:
1. Алтайские и Эвенские власти используют то преимущество, по которому налоги взимаются по территориальному принципу, что освобождает часть фирм от местных налогов.
2. Налоговые органы настроены более дружественно к компаниям, зарегистрированные на территориях удобных и стабильных для работы, а значит предоставляют им налоговые льготы.
3. Российская низконалоговая компания обеспечивает определенную конфиденциальность, но в то же время надо быть осторожным при регистрации данной компании.
4. Документы на учредителя компании, представляемые при открытии оффшорной компании, не подвергаются тщательной проверке и поэтому гораздо проще открыть номинальную компанию.
5. Низконалоговая компания является эффективным механизмом по регулярному выводу деятельности из–под жесткого налогообложения. При этом появляются различные для этого способы, при этом сохраняя конфиденциальность бизнеса [5].
Основным недостатком низконалоговой компании, в отличие от оффшорной, является то, что на ее счетах не рекомендуется держать значительные суммы денег, поэтому ее счет должен выполнять функцию транзита.
Во многом, использование низконалоговых компаний возможно благодаря несовершенству российского налогового законодательства на законом основании. Грамотное использование таких компаний наравне с оффшорными позволят товаропроизводителям существенно снизить налогооблагаемую базу по таким налогам как:
• Налог на добавленную стоимость;
• Налог на прибыль;
• Налог на имущество;
• Подоходный налог;
• Отчисления в фонды.
Ведение бизнеса в оффшорной зоне сопряжено с рядом рисков. Например, для России характерно то, что данная компания может контролироваться криминальными элементами, а значит и потерей денежных средств на ее счетах. Другим риском можно назвать «юбилейного покупателя», заключающегося в «нечистых на руку» посредников, которые могут открыть счет на уже имеющую компанию.
В свою очередь, ведения бизнеса через низконалоговые компании снижает вероятность рисков, но необходимо соблюдать определенные меры предосторожности. Из этого можно следует, что при правильном оформлении документов и соблюдении определенных мер предосторожности можно использовать низконалоговую компанию достаточно эффективно. Основная проблема российских сельхозтоваропроизводителей заключается в том, что существует достаточно высокие налоговые ставки, которые не смотря на существующие льготы остаются достаточно высоки.
В настоящее время российское сельское хозяйство находиться на стадии подъема. Правительство, а в частности Министерство сельского хозяйства используют различные гранды и премии для поддержки начинающих фермеров. Но несмотря на государственную поддержку товаропроизводителям необходимо искать собственные методы повышения притоков денежных средств, сокращения затрат на производство.
Одним из таких способов является регистрация в оффшорной зоне, создание дочерней компании на территории другой страны. Говоря о методах, используемые в РФ можно отметить регистрацию фирмы в низконалоговой зоне, то есть там, где наиболее лояльная и благоприятная система налогообложения.
При оказании госудаственной поддержки существуют ряд проблем. Одна из которых заключается в том, что местные органы власти, пользуясь своим служебным положением выводят в оффшоры средства, направленные на развитие сельского хозяйства. Так, 625 из 635 миллионов рублей бюджетных средств, выделенных на развитие и поддержку мясного скотоводства в Брянской области, были преднамеренно отданы губернатором Николаем Дениным компании, которая на 99,99% принадлежит кипрской оффшорной компании. Администрация Брянской области не стала инвестором, не создала совместное предприятие, а обманув собственных фермеров, слила полмиллиарда рублей неизвестно кому[6].
К сожалению, согласно кипрским законам узнать конечного выгодополучателя (бенефициара) практически невозможно, так как данной информацией владеют только те контрагенты, которые занимались данной операцией и предоставляющие информацию только по решению суда. А, следовательно, за конечного выгодополучателя может выступать кто угодно. Это одна из тех многочисленных проблем, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные предприниматели.
Роль низконалоговых и оффшорный компаний в развитие сельского хозяйства может быть огромна, если правильно развиваться в данном направлении, при этом соблюдая законы.
По-моему мнению, в сложившейся ситуации основной задачей менеджера на предприятии будет организация производства, в том числе поставок необходимого сырья и материалов таким образом, чтобы:
1. Снизить налогооблагаемую базу;
2. Добиться возможности использования соглашения «Об избежание двойного налогооблажения»;
3. При поставках сырья использовать схему из трех фирм;
4. Грамотно использовать лазейки в налоговом законодательстве Российской Федерации;
5. Добиться возможности осуществления продаж через общественные организации.
Именно достижение успеха в поставленных задачах может привести к получению дополнительной выгоды у производителя.
К сожалению, поддержка со стороны органов государственной власти вряд ли будет оказана при развитии сельскохозяйственных товаропроизводителей в данном направлении, так как это не выгодно для бюджета страны.
Сельхозтоваропроизводители чаще всего используют международные торгово-закупочные оффшоры. Данный вид деятельности является наиболее популярным в сфере производства, так как у производителя появляется больше возможности экономии на налогах. Если оффшорная компания покупает товар в одной стране, а затем продает ее в другую, то прибыль от данной сделки скапливается на счетах оффшорной компании.
Суть факторинга, то есть отсрочки платежа за товар или услугу заключатся в том, что данный процесс помогает перевести капитал из юрисдикции с высоким налогообложением в зону с низким налогообложением.
Другой областью применения оффшоров сельхозтоваропроизводителями являются оптовые закупки. Обычно они осуществляются группой ассоциированных и неассоциированных организаций, желающих получить экономию от увеличения масштабов предприятия и уменьшения административных расходов.
Таким образом, можно сказать, что в сложившейся ситуации в экономике и АПК единственно-возможным способом выживания товаропроизводителей будет привлечение в свою деятельность оффшорных компаний или ведения деятельности в оффшорной зоне. В свою очередь применение низконалоговых компаний необходимо в том случае, когда несколько предпринимателей объединяться и сообща приобретать и использовать одну или несколько низконалоговых компаний. Тогда затраты на содержание такой фирмы (или фирм) можно минимизировать за счет общих усилий.
В настоящее время существует множество схем снижения налогового бремени. Рассмотрим одну из них.
Рисунок 1 - Схема №1. Вывод деятельности из-под жесткого налогообложения компаний и предприятий, входящих в линию: поставка и реализация товара
Данная схема предполагает вывод низконалоговой компанией две коммерческие структуры, входящие в линию «поставщик - реализатор». Также низконалоговая компания имеет возможность вывести из-под жесткого налогообложения компании Поставщика и Реализатора по отдельности; кроме того, если линия поставки товара включает в себя большее количество компаний, низконалоговая компания может быть поставлена в эту линию на любом необходимом этапе [5].
В результате проведения данной операции с использованием низконалоговой компании чистая прибыль компаний Поставщика и Реализатора составляет 1000 руб. – 10/20% налоговых выплат = 800/900 руб.
При проведении операции в обычном налоговом режиме без использования низконалоговой компании прибыль компаний Поставщика и Реализатора составила бы: 1000 руб. – 65%/75% налоговых выплат = 250/350 руб. [5].
При ведении бизнеса с оффшорными и низконалоговыми компаниями существует множество различных схем, моделей. В данном разделе были рассмотрены основные из них. Еще одной наиболее популярной схемой является «Схема из трех фирм», суть которой заключается в том, что в ситуациях, когда оффшорной или низконалоговой компании необходимо показать факт оплаты с целью компенсации НДС, а денежных средств у нее нет.
В целом, при использовании той или иной схемы товаропроизводитель должен помнить о том, что данный процесс, особенно в случаях ухода от НДС, может принести положительный результат.
Говоря о практических предложениях можно привести пример по реализации работ (услуг). Реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
В подтверждение указанной схемы можно привести постановление федерального арбитражного суда в отношении российской компании, которая приобрела у итальянской фирмы оборудование по автоматической переработке и упаковке молочных продуктов, после чего итальянская фирма-поставщик оборудования оказала российской компании услуги по установке, монтажу и наладке автоматической линии, обучению персонала. Так как было выяснено, что данные услуги носят вспомогательный характер по отношению к поставке оборудования, то у российской компании не возникло необходимости удерживать и перечислять в бюджет России НДС с суммы оплаты за оказанные услуги. Обязанности уплаты налога на доходы иностранного юридического лица у российской компании также не возникло в виду того, что деятельность иностранной компании при оказании услуг не привела к созданию постоянного представительства.
Как мы видим, именно отсутствие постоянного представительства на территории конкретной страны позволяет использовать те льготы, которые предоставляют оффшорные и низконалоговые юрисдикции своим клиентам.
В настоящее время, а особенно после Панамского скандала, крупным производителям продукции необходимо быть более осторожными при выводе средств из-под налогообложения в оффшоры. Во многом, данное событие может стать тем самым толчком, которое побудит многие государства, в частности РФ, изменить законодательство таким образом, чтобы налоговое бремя не делало бесполезным существование товаропроизводителей.
В то же время, будет ужесточены наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, за использование оффшоров в своей деятельности. Но несмотря на это, у компаний, сотрудничающих с Кипром будет возможность, согласно соглашению «Об избежание двойного налогообложения» пользоваться льготами, предоставленных им, в частности налог на прибыль или налог на имущество. Поэтому товаропроизводителям, пока существует такая возможность перевести свою иностранную деятельность в зону действия данного соглашения.
По моему мнению, наиболее перспективным развитием как для российских компаний, так и для их иностранных партнеров будет именно ведение деятельности с Кипром, в то же время основными партнерами будет выступать именно представители дружественного государства [1].
Выводы. Подводя окончательный итог, можно сказать, что на современном этапе развития сельскохозяйственных производителей, несмотря на довольно весомую финансовую поддержку со стороны органом государственной власти, ведение бизнеса с секретными юрисдикциями (оффшорными зонами) является одной из наиболее выгодной системы участия иностранных и межрегиональных компаний в делах производителя, а, следовательно, для получения выгоды обеих сторон. И наконец, возвращаясь к сотрудничеству с Республикой Кипр, использование Соглашения «Об избежание двойного соглашения» является одним из значимых инструментов развития.
Источники:
1. Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 «Об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».
2. Васин С.М., Шутов В.С. Управление рисками на предприятии. М.: КРОНУС, 2010. 304 с.
3. Владимирова М.П., Теунаев Д.М., Стажкова М.М. Оффшоры: инструмент международного налогового планирования. М.: КРОНУС, 2009. 88 с.
4. Журавлева А.А. Деофшоризация российской экономики. // Финансы. 2014. №6. С. 66-71
5. Оффшорные и низконалоговые компании: схемы и методы использования. 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://briansk.ru/economy/administraciya-bryanskoj-oblasti-vyvela-v-ofshor-625-millionov.2012227.269941.html [дата обращения: 11.03.2016].
References:
1. Soglasheniye mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsiyey i Pravitel'stvom Respubliki Kipr ot 05.12.1998 «Ob izbezhaniye dvoynogo nalogooblozheniya v otnoshenii nalogov na dokhody i kapital».
2. Vasin S.M., Shutov V.S. Upravleniye riskami na predpriyatii. Moscow: KRONUS, 2010. 304 p.
3. Vladimirova M.P., Teunayev D.M., Stazhkova M.M. Offshory: instrument mezhdunarodnogo nalogovogo planirovaniya. Moscow: KRONUS, 2009. 88 p.
4. Zhuravleva A.A. Deofshorizatsiya rossiyskoy ekonomiki. // Finansy. 2014. №6. Pp. 66-71
5. Offshornyye i nizkonalogovyye kompanii: skhemy i metody ispol'zovaniya. 2008. [Elektronnyy resurs]. URL: http://briansk.ru/economy/administraciya-bryanskoj-oblasti-vyvela-v-ofshor-625-millionov.2012227.269941.html [data obrashcheniya: 11.03.2016].
Все иллюстрации статьи | All visuals of paper