Актуальные вопросы развития систем управления рисками в агропромышленном комплексе
top of page

УДК

in process

DOI

10.53988/24136573-2016-03-05

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Моторин, О. А. Актуальные вопросы развития систем управления рисками в агропромышленном комплексе / О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 3. – С. 56-65. – DOI 10.53988/24136573-2016-03-05.

Motorin O (2016) Topical issues of risk management for the agricultural sector. Agricultural Risk Management 3:56-65. doi: 10.53988/24136573-2016-03-05.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
Моторин О.А.

Актуальные вопросы развития систем управления рисками в агропромышленном комплексе

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга инженерно-технических систем, Экономический факультет, РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796

annotation

В данной статье представлены оценка представленности риск-проблематики в основных программных документах, регулирующих развитие агропромышленного комплекса. Обосновывается значимость исследования отраслевых рисков. Обращено внимание на возможные инструменты диагностики и управления рисками.

Keywords

Сельское хозяйство; риски сельского хозяйства; продовольственная безопасность; карта рисков.

Motorin O.A.

Topical issues of risk management for the agricultural sector

Oleg A. Motorin – Ph.D., Associate Professor, Department of Engineering and Technical Systems Management, Faculty of Economics, RSAU–MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.

Annotation

This article presents the evaluation of the risk-representation issues in major policy documents governing the development of agriculture. Substantiates the importance of the research sector risks. Attention is drawn to the possible diagnostic tools and risk management.

Keywords

Agriculture; risks of agriculture; food security; risk map.

Article text

Анализ профильной литературы [1; 3; 4; 5] и практический опыт показывает, что общими рисками для большинства компаний, исходя из управленческой логики, будут:

1) риски в сфере управления, возникающие из-за некомпетентности и ошибок в процессе стратегического анализа и планирования, распределения ресурсов компании на развитие тех или иных бизнес-направлений аграрного производства;
2) риски в сфере ресурсного обеспечения, которые обусловлены доступом к получению ресурсов, факторов производства (информация о погодно-климатических условиях, информация о спросе на сельскохозяйственную продукцию и регулировании деятельности компании со стороны регулирующих органов и организаций, трудовая функция, капитал, земельные ресурсы, предпринимательские способности, оборудование, сырье, топливо-смазочные материалы) и их использованию в производственных процессах;
3) риски в сфере реализации производимой компанией сельскохозяйственной продукции, которые представляют собой вероятность возникновения неблагоприятных последствий для компании в процессе сбыта продукции.

В процессуальном измерении разработка системы управления рисками компании в АПК включает в себя несколько этапов, на каждом из которых должны быть решены определенные задачи. На первом этапе ставятся задачи, направленные на формирование внутренней подсистемы управления рисков, включающей в себя определение ответственного подразделения или лица по управлению рисками, внутренних заказчиков деятельности данного субъекта и его взаимодействие с внутренними подразделениями и элементами внешней среды компании.

Описание системы управления рисками на предприятиях АПК предполагает разработку концепции и стратегии управления рисками. Прежде всего, необходимо сопоставить стратегию управления рисками компании со стратегическим прогнозом развития сельского хозяйства России, с оценкой горизонта возможностей отечественного АПК, с альтернативными сценариями будущих изменений рынков сырья, сельхозпродукции и продовольствия в ближайшие 10-15 лет.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации [6], утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 (далее – Доктрина) обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рисками, которые могут существенно ее ослабить.

К числу наиболее значимых рисков Доктрина относит 4 группы рисков:
- макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;
- технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;
- агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
- внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах.

Указанные Доктриной риски обеспечения продовольственной безопасности находят свое отражение в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (далее – Госпрограмма) [6]. При реализации Госпрограммы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.

Госпрограмма в новом ключе рассматривает понятие макроэкономических рисков, в отличие от Доктрины, включая в их состав такие экономические тренды как рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли. Реализация этих рисков ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям, а также обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития.

Содержание внешнеторговых рисков в Госпрограмме соответствует их описанию в Доктрине, чего нельзя сказать о технологических рисках, указанных в Доктрине. В Госпрограмме в числе основных рисков они отсутствуют, однако упоминаются в разделе подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие».

Установленные Доктриной агроэкологические риски находят в Госпрограмме расширенное толкование в виде природных рисков. Эти риски трактуются как риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что по оценкам составителей Госпрограммы может приводить к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров.

Одновременно с классификацией рисков по источнику (сфере) возникновения Госпрограмма предусматривает классификацию рисков по принципу основных направлений реализации Госпрограммы, которые находят свое воплощение в виде подпрограмм. В состав ряда из представленных в Госпрограмме подпрограмм в обязательном порядке включен подраздел, посвященный описанию рисков, поименованный как «Анализ рисков реализации подпрограммы».

В частности, такие подразделы присутствуют в подпрограммах: «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», «Поддержка малых форм хозяйствования», «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», «Обеспечение реализации Госпрограммы».
С формализацией собственно рисков ведения сельскохозяйственной деятельности, раскрываемых в указанных подразделах подпрограмм, Госпрограмма также закрепляет определенные механизмы управления рисками реализации самой Госпрограммы.

Таким образом, можно заключить в Госпрограмме активно используется управленческий подход, основывающийся концептуально на применении терминологии управления рисками, сформулированы основные риски различных подотраслей сельского хозяйства и раскрыты основные меры реагирования на риски, представлены механизмы воздействия на неблагоприятные последствия, возникающие в результате наступления тех или иных сельскохозяйственных рисков.

Вместе с тем, следует указать, что ни в самой Госпрограмме, ни в действующих нормативно-правовых и нормативно-методических актах Минсельхоза России нет норм, устанавливающих единое понятие риска применительно к сельскохозяйственной деятельности. Отсутствует интегрированная методология управления различными рисками сельскохозяйственной деятельности, оценка которых может взаимно скоррелирована и совокупный эффект воздействия которых на ту или иную отрасль может быть рассчитан.

Исключение составляет риски, методы управления которыми базируются на методах финансирования, то есть методах страхования. В этом направлении методическое обеспечение разрабатывается ФГБУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства», находящемся в ведении Минсельхоза России.

Таким образом, в качестве первостепенной задачи обеспечения продовольственной безопасности Доктрина заостряет внимание на своевременном прогнозировании, выявлении и предотвращении внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизации их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов. Это может и должно быть использовано при разработке стратегии развития компаний, работающих в агропромышленном комплексе, в том числе с учетом развития систем управления рисками в АПК.

Однако, как мы видим, в реальности практическое использование риск-методологии на уровне государства не реализуется. То же самое касается ее применения на уровне корпоративном [7, 170]. В большинстве российских аграрных компаний и тем более на уровне небольших фермерских организаций в настоящее время практика разработки систем управления рисками отсутствует, что связано прежде всего с отсутствием культуры управления рисками. Это и является главной и исходной проблемой создания систем управления рисками на предприятиях АПК. В этой связи важно развивать и исследовать не только конкретные организационные элементы системы управления рисками, но и знать интерпретации понятия «риск» и его виды.

В контексте прогнозирования риск понимается не только как риск в его феноменологическом понимании, но и как определенный комплекс специфической информации, позволяющий прогнозировать тренды развития. Координация работы по сбору, анализу подобной информации, принятию и контролю решений требует соответственно специфического знания об источниках рисков, информационно-аналитических и организационных технологиях в этой области. Мониторинг рисков и разработка мер реагирования на них с учетом изменений окружающей среды, задающей интенсивность и характер рисков, создают дополнительные возможности и условия выживания и дальнейшего развития аграрного производства.

Практически сформулированные концептуальные положения о системе управления рисками закрепляются в Стратегии управления рисками корпорации, которая утверждается высшим органом управления компании. Стратегия должна дать ответ на вопрос, как организовать работу по управлению рисками с ключевыми внутренними и внешними заинтересованными группами, оказывающими прямое или косвенное влияние на процесс возникновения рисков и управление ими. Эти группы могут быть расположены: внутри подразделения, внутри компании, вовне - государственные органы, в отраслевых и экспертных сообществах, конкуренты и контрагенты.

Главной целью стратегии как плана конкретных действий является формирование механизмов взаимодействия для управления рисками. Внутренними факторами системы управления рисками, с которыми должна быть увязана стратегия, выступают обозначенные руководством цели и стратегия развития компании, ее масштабность и публичность деятельности, особенности управленческой культуры руководящего состава, финансовые возможности обеспечения функции управления рисками и прочее.

Необходимо введение порядка регулярного обобщения существующей практики разрешения проблем, связанных с рисками, первоначально по ключевым регионам и подотраслям сельского хозяйства, в которых присутствует компания. На основе результатов обобщения составляются краткосрочные прогнозы изменений (для этого используется специальный термин – риск-ландшафт) и соответственно анализируются возникающие в связи с этим риски.

Выявленные реальные и возможные риски требуют оценки, то есть определения а) вероятности и частоты их возникновения, б) уровня тяжести возможных последствий, в) возможного охвата этими рисками деятельности всех бизнес-единиц. Сравнительная оценка выявленных рисков позволяет классифицировать имеющиеся и ожидаемые риски на три группы: 1) очень рискованные (наибольшая угроза для корпорации), 2) среднерискованные, 3) малорискованные.
Важнейшую роль в обобщении такой практики играет разработка методологии, технологии, организации информационно-аналитической работы по управлению рисками [2, 207-216].

Требуется разработка форм, способов и механизмов взаимодействия с внутренними и внешними заинтересованными группами – участниками процесса управления рисками, а также инструментов диагностики и прогнозирования рисков, например, составление «карт рисков».

Карта рисков составляется на основе мониторинга данных о разрабатываемых, рассматриваемых, принятых, опубликованных и действующих нормативно-правовых актах, а также данных, поступающих в ходе текущей операционной практики (при необходимости затрагивая значимые события, влияющие на процесс аграрного производства) [8, 131-135].

Главным критерием эффективности формирования и функционирования системы управления рисками является ее влияние на коммерческую эффективность деятельности компании.
Результаты оценки, как правило, применяют для учета ошибок, а также распространения положительных итогов в иных областях корпоративной деятельности в целях более надежного прогнозирования ситуации и составления дальнейших планов.

Важный элемент в системе управления рисками, который необходимо учитывать, касается вопроса о «движущих силах» производства, то есть о кадрах. При разработке системы управления рисками отражается необходимость подбора и адаптации высококвалифицированных специалистов, обладающих опытом работы и знаниями в области аграрного производства, а также привлечения внешних консультантов по отдельным вопросам, не требующим постоянного участия.

Условием успешного внедрения системы управления рисками на предприятиях АПК является ясное и общепринятое разделение полномочий и ответственности между подразделениями предприятия. Чаще всего, это реализуется через использование следующей предпосылки: уровень сложности решаемых задач (мера неопределенности) определяет уровень предоставляемых конкретному сотруднику полномочий. Уровень сложности и неопределенности решаемых задач, уровень ресурсообеспеченности (полномочия) могут выступать критериями, с помощью которых реструктурируется система управления компанией в целом.

Такой подход позволяет повысить эффективность системы управления рисками на предприятиях АПК, преобразовать ее финансирование, выработать практические шаги по защите интересов компании – разработать классификатор рисков и типовые сценарии их развития.

Sources:

Список литературы
1. Арямов А.А. Общая теория риска. Юридический, экономический и психологический анализ. М., 2010.
2. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управление рисками. М: ЮНИТИ-ДАНА. 2005.
3. Бартон Т. Л. Риск-менеджмент: практика ведущих компаний / пер. с англ. Т.В. Клекоты [и др.]. М., 2008.
4. Дамодаран А. Стратегический риск-менеджмент. Принципы и методики. М.: Вильямс, 2010.
5. Копенкин ЮИ. Моделирование рисковых ситуаций в сельском хозяйстве. М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2008.
6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Официальный сайт]. URL: http://www.mcx.ru (дата обращения: 15.02.2016).
7. Моторин О.А Государственная политика и корпорации в контексте управления рисками // Социология власти. 2009. № 1.
8. Моторин О.А. Политический риск в отношениях государства и корпораций современной России: диссертация. … канд. полит. наук. М., 2009.

References:

1. Aryamov A.A. Obshchaya teoriya riska. Yuridicheskiy, ekonomicheskiy i psikhologicheskiy analiz. Moscow, 2010.
2. Baldin K.V., Vorob'yev S.N. Upravleniye riskami. Moscow: YUNITI-DANA. 2005.
3. Barton T. L. Risk-menedzhment: praktika vedushchikh kompaniy / per. s angl. T.V. Klekoty [i dr.]. Moscow, 2008.
4. Damodaran A. Strategicheskiy risk-menedzhment. Printsipy i metodiki. Moscow: Vil'yams, 2010.
5. Kopenkin YUI. Modelirovaniye riskovykh situatsiy v sel'skom khozyaystve. Moscow: Izd-vo RGAU-MSKHA imeni K.A. Timiryazeva, 2008.
6. Ministerstvo sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii. [Ofitsial'nyy sayt]. URL: http://www.mcx.ru (data obrashcheniya: 15.02.2016).
7. Motorin O.A Gosudarstvennaya politika i korporatsii v kontekste upravleniya riskami // Sotsiologiya vlasti. 2009. № 1.
8. Motorin O.A. Politicheskiy risk v otnosheniyakh gosudarstva i korporatsiy sovremennoy Rossii: dissertatsiya. … kand. polit. nauk. Moscow, 2009.

All illustrations of the article:

bottom of page