top of page

Александр Ткачев: 2016 год будет прорывным



Редакция журнала «Управление рисками в АПК» приняла участие в пресс-конференции министра сельского хозяйства Российской Федерации Александра Ткачева, посвященной подведению итогов агросезона-2015. Представляем вашему вниманию некоторые вопросы, рассмотренные на пресс-конференции.

Министр отметил, что этот год был достаточно удачным. Заканчивая уборочную страду, можно говорить об урожае на уровне 100 млн т зерна, что является достаточно приличным урожаем.

Для сравнения главный аграрий привел следующие данные: в 2005 году урожай составил порядка 70 млн т, в 2010-м – 70 млн, в 2014-м – 105 млн. зерна. Это говорит о том, что за последние 10 лет показатели практически выросли на 20-30 млн т. По мнению министра, ничего случайного не бывает, все это произошло за счет применения интенсивных технологий, улучшения плодородия почв, и ключевая роль в этом сыграла государственная поддержка.

«Не секрет, что экспорт продовольствия растет. И если 10 лет назад экспорт продовольствия составлял 3 млрд долларов, то сегодня – 20 млрд» - подчеркнул Александр Ткачев, - «И эта цифра достаточно приличная. Для сравнения экспорт вооружений оборонно-промышленного комплекса составляет 15 млрд., а экспорт Газпрома – 50 млрд».

Министр убежден, что в течение 7-10 лет мы сможем приблизиться к этой цифре, то есть объем экспортной выручки будет равносилен объему продаж Газпрома.

О динамике импортозамещения. «У нас продолжается прирост по свинине, по птице. Активно выстраиваем программы в области молочного поголовья, перерабатывающей промышленности, садоводства, виноградарства, овощеводства. Реализация программ находится в высокой стадии готовности. Самое главное, бизнес охотно входит в эти проекты. Мы видим, что россияне ищут на полках отечественные продукты. Делают выбор в пользу российского продукта». Министр подчеркнул: «еще раз повторю: год для нас был неплохим. Мы очень надеемся, что в течение двух месяцев закончим весь шлейф работ, а именно – сев озимых, подготовимся капитально к яровому севу, фундаментально к зиме. 2016 год будет достаточно интересным и прорывным».

По экспорту. «В этом году», - доложил министр, - «мы планируем продать около 30 млн т зерна на экспорт, объем будет не меньше прошлогоднего, конъюнктура позволяет нам реализовать эти излишки. Это нормально, ведь мы продаем нефть, газ, которые мы не потребляем в стране. Значит мы должны продавать зерно и привозить в страну валюту. Это наша стратегия», - заключил министр.

О системах хранения сельхозпродукции. По зерновому хозяйству ситуация является более-менее нормальной. В годы советской власти была построена неплохая инфраструктура хранения, сушки зерна. Также бизнес активно применяет новые технологии, строит на их основе новые элеваторы. По мнению министра, проблема наблюдается в области садоводства, картофелеводства, овощеводства – «здесь нам нужны крупные логистические центры, качественные холодильные установки, которых, к сожалению, у нас достаточно малое количество». Однако, министр заверил, что «правительством России принята программа субсидирования этого направления бизнеса. Разработана дорожная карта, и мы представляем в каких областях, федеральных округах какое количество подобные складов и сооружений нужно построить в ближайшие пять лет. Это безусловно скажется позитивно на качестве продукции. Наша продукция [доставляемая из одних регионов в другие регионы– ред.] станет более доступная для потребителей».

По семенам. Министр посетовал: «Ситуация, к сожалению, не в пользу российского производителя. По семенам свеклы импортная зависимость составляет 90%, овощам – 70%, картофелю – 50%. В Госпрограмме у нас заложены средства, мы очень надеемся на активную позицию бизнеса. Мы должны срочно строить новые и/или модернизировать старые центры, чтобы обеспечить себя собственным семенным фондом на будущие десятилетия. Можно говорить много о товарном производстве, но если не иметь семенной базы, ни о какой продовольственной безопасности не может быть и речи. Для нас – это приоритет», резюмировал Министр.

О пестицидах. Мы порядка 70% пестицидов и химических препаратов завозим сегодня из-за рубежа, потому что их производство было у нас недостаточно развитым. Те, кто могли их производить либо обанкрочены, либо прекратили свое существование. Поэтому здесь мы тоже будем прилагать усилия, чтобы создать инфраструктуру и материальную базу для производства на территории России компонентов, жизненно важных для растениеводства», - сообщил министр.

Об агротелевидении. Министр уверен, что отрасль сельского хозяйства находится сейчас на подъеме. Он сакцентировал внимание публики, что «30 млн человек живут в сельской местности. Мы делаем большую ставку на них и на тех, кто живет в больших, крупных, средних, малых городах, кто будет возвращаться на село, или по крайней мере будет, проводить какую-то часть времени там, занимаясь сельским бизнесом, развивая предприятия, организовывая фермерские и личные подсобные хозяйства». С точки зрения министра, агротелевидение людям интересно, в обществе имеется на него запрос. Не замечать этого нельзя. Александ Ткачев сообщил, что рассматривал опыт функционирования агроканалов во Франции, Германии, которые пользуются там успехом, и подвел к мысли, что «у нас есть огромное число положительных примеров из практики, которыми мы можем поделиться. О тех людях, кто уже работает в агробизнесе или тех, кто может встать с дивана и начать что-то делать. У агроТВ в этом плане огромный потенциал для роста. «Нужно рассказывать о крупных компаниях, мелких хозяйствах, начинающих фермерах, о тех, кто уже состоялся. Нужно говорить о том, как человек строит дом в сельской местности, что читает, какая природа и погода, как он ходит на рыбалку, охоту, занимается спортом, проводит досуг». Министр обращает внимание, что агроканал можно наполнить распространенными и востребованными на Западе форматами контента, где рассказывается о новых аграрных технологиях. «То есть, нужно показать образ жизни на селе, пропагандировать его. Естественно здесь должна быть целевая аудитория. Будущее этого телевидения будет развиваться по профессиональным направлениям бизнеса и развлечений. Это нужно пропагандировать. И это должно быть не просто «Сельский час», где огромные цифры, рапорта о достижениях в уборке урожая. Это людям не интересно. Нужно показывать события и дела через призму людей, через их подвиг и самоотдачу.

О глобальности. Министр также выразил уверенность в том, что «мы – аграрная держава. Об этом стали забывать. Мы можем и обязаны кормить себя, но мы также можем накормить и полмира. За последнее время мы прибавили на 30 млн т зерна, а в советские годы, я напомню, мы зерно завозили. У нас даже в то время портовой инфраструктуры на отгрузку не было, только на прием».

По управлению рисками в животноводстве. У нас была проблема [африканская чума – ред.], когда мы в Краснодарском крае потеряли около 200 тыс. голов свиней, 3-4 года мы поэтапно восстанавливались. Как этому противостоять? Нужно «поднимать» ветеринарные стандарты, которые создавались на предыдущих ошибках. Африканская чума есть и в Польше, и в Беларуси, в Германии, более-менее присутствует она во всех странах. Чтобы противостоять, кроме технологической дисциплины, трудовой дисциплины, нам нужно строить свинокомплексы по новым стандартам и устанавливать технологические и другие ограничения и запреты, препятствующие проникновению этого вируса. Это достаточно сложный процесс, идет удорожание ферм в связи с вложениями в средства защиты. Но без этого нельзя, так как возникают огромные риски. Вложив огромные инвестиции, а для того, чтобы построить комплекс на 40-50 тыс. голов нужно вложить порядка 1,5 млрд. рублей, их можно просто в одночасье потерять, просто исчезнут за один день. Поэтому мы будем регламентировать и вводить новые правила содержания животных не только в крупных комплексах, но и для мелких хозяйств. Если ты хочешь заниматься разведением свиней у себя в хозяйстве, будь добр потраться на вакцину, на профилактику, на обеспечение доступа ветврача. Не выполняешь требования (ветнадзора) – плати штрафы, достаточно серьезные. В этом же духе министр прокомментировал вопрос о возможном ограничении численности поголовья скота в личных подсобных хозяйствах. «Какое же это ЛПХ, если там 1000 голов на ферме. С таким подходом у нас скоро и заводы будут становиться ЛПХ… Если ты занимаешься товарным сельскохозяйственном производством в промышленном масштабе, тогда регистрируйся в бизнес, плати налоги, соблюдай ветеринарный надзор.».

По поводу отмены категории земель. Промедлив секунду, министр выразил свое мнение. «Мы привыкли работать в старой системе координат. Мы должны изымать земли у нерадивых собственников, стоять на защите сельхозугодий, чтобы они не расходились по частным интересам – на строительство коттеджей и т.п. Этот законопроект об отмене категорий земель о переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию не то что очень сложный, но, я бы сказал, преждевременный – на его реализацию потребуется около 40 млрд рублей. Это очень финансовое емкое дело. Минсельхоз выступает за то, что к этому законопроекту нужно подходить очень обстоятельно. Мы действуем прежде всего в интересах сохранения сельхозугодий и защиты интересов товаропроизводителей. Это наша позиция. Мы не сторонники форсировать принятие этого законопроекта. Нужно еще раз всё грамотно взвесить изучить.». Министр подчеркнул: «Земля это наше основное средство производства. Конечно, мы должны защищать плодородную землю, которая дает урожай и которая кормит всю страну, фермеров, районы, регионы. Конечно мы должны из защищать эти устои.

По поводу повышения цен на фрукты. Министр считает, что здесь есть несколько причин. Первая - то, что год был неурожайным по яблокам и фруктам. Вторая причина в том, что мы продолжаем закупать сельхозтехнику, и пестициды, и саженцы, и технологии, и конечно с учетом девальвации, это сказывается на себестоимости продукции. Эти два фактора, по мнению министра, и привели к росту цены. Эта отрасль тоже является локомотивом. Она сложна, так как это бизнес под открытым небом. Ранние холода, поздние осенние холода - это все является сдерживающим для нее фактором, особенно для России в нашей климатической зоне. Надо понимать, что мы производим около 3 млн т фруктов в год (яблоки, груши, персики, сливы). И примерно такое же количество завозим из-за рубежа. И собственно рост цены зависит во многом от поставок импорта. Мы продолжаем покупать огромное количество яблок, раньше это было в Польше, теперь – в Чили Турции. Поэтому нам от этого не легче. Чтобы удешевить, сделать обеспеченность фруктами в стране процентов на 85-90, нам нужно заложите садов общей площадью на 65.000 гектар и конечно на это потребуется не один год, и не один десяток миллиардов средств поддержки только Федерального бюджета. Так закладка одного гектара интенсивного сада стоит порядка 2 миллионов рублей. Это достаточно дорогой проект. Далее нужно ухаживать, подкармливать, поливать сад. И только на 5-6 год сад начинает плодоносить. Программа по развитию садоводства для нас является ключевой. Отдавая половину производства фруктовой продукции зарубежным поставщикам, мы отдаем половину добавленной стоимости, половину рабочих мест , половину рынка фруктов , и многое из этого можно у нас произвести. Крым, Кубань, Ростов, Центральный регион, кавказские республики отдельные дальневосточные территории - все могут в той или иной мере заниматься садоводством, плодоводством. Что такое 65 000 гектар? Они у нас есть. Будем наращивать производство - будем влиять на ценообразование.

О пальмовом масле. На рынке есть море предложений и сожалению его часть это фальсификаты. Есть недобросовестные производители, кто использует пальмовое масло другие компоненты, которые не заложена гостом и другими требованиями. Для добросовестных производителей это конечно крайне нечестно. Если я делаю сыр из настоящего молока, у меня себестоимость цена порядка 40 руб. Рядом кто-то что-то подмешивают естественно цены снижает. Потребитель в продуктах не разбирается сейчас вкусом можно играть. Поэтому мы в открытую объявили войну пальмовым маслом в пищевых продуктах мы выйдем на решение, чтобы маркировать молочные продукты, чтобы большими буквами указывать на них, как на сигаретах, что это „пальмовый йогурт“ или „коктейль пальмовый“, и пусть покупатели сами решают». Это будет по честному. Потому что потребитель должен понимать, что кефир или ряженка приготовлен с применением растительных жиров. Только писать нужно не такими мелкими буквами, что их не прочитаешь, а крупным шрифтом. В этом случае доля молочной продукции, в которой используется пальмовое масло, кратно уменьшится, поскольку «потребитель хочет покупать чистое и честное молоко».

О мониторинге земель. Важнейшим условием ревитализации сельских территорий и более интенсивного социального и инфраструктурного развития сельского хозяйства является наличие и свободное предоставление гражданам и организациям информации о состоянии и использовании сельскохозяйственных земель. Поэтому журнал «Управление рисками в АПК» не мог не поднять вопрос застарелой проблеме федерального минсельхоза, которую не удалось решить предшественникам Александра Ткачева и которая заключается в том, что до сих пор в России отсутствует система государственного мониторинга сельхозземель. Хорошо известно, что в Краснодарском крае эту систему удалось создать и реализовать. Наш вопрос о планах минсельхоза России по тиражированию опыта Краснодарского края по созданию системы мониторинга сельхозземель на федеральный уровень мониторинга сельхозземель, министр прокомментировал следующим образом. «Такая задача стоит, чтобы мы могли информировать регионы и других пользователей о состоянии плодородия почв, сроков вегетации и уборки урожая, других параметрах земельных ресурсов сельского хозяйства. Это крайне полезно и для бизнеса, и регионов. Но здесь очень важна поддержка регионов. Нужно урегулировать интересы. К сожалению, создание таких государственных информационных ресурсов о сельхозземлях является дорогостоящим. Такие ресурсы работают во всем мире. Я намерен и решительно нацелен на развитие системы мониторинг сельскохозяйственных земель». Также министр пообещал, что положение о государственном мониторинге земель сельскохозяйственного назначения и регламент предоставления информации в состоянии и использовании сельхозземель будет принят, по мере возможности, уже в этом году.

Также Александр Ткачев за 70 минут пресс-конференции успел ответить еще на массу вопросов: о возможности дифференциации погектарной поддержки сельхозтоваропроизводителей, позиции по поводу предложенного общественной палатой Российской Федерации законопроекта о господдержке регионов-лидеров АПК, о возможности дополнительных мер поддержки оленеводства на Северах и о цене буханки хлеба 1 апреля 2016 года. Остается только порадоваться такой высокой работоспособности и управленческой производительности министра. Возможно с такими темпами грядущий 2016 год действительно может стать прорывным для агропромышленного комплекса страны.

Журнал «Управление рисками в АПК» будет следить за ситуацией.

Будьте вместе с нами.

Главный редактор Олег Моторин

#Ткачев #ТАСС #Зерно

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page