top of page
Volume 40 (2021)

УДК

338.439 (470)

DOI

10.53988 /24136573-2021-02-11

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Мехедькин А.А., Моторин О.А. Развитие рынка соли и специй в России // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 40. С. 116-124. DOI: 10.53988/24136573-2021-02-11

Mekhedkin A.A., Motorin O.A. Development of the salt and spices market in Russia // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 40, pp. С. 116-124. DOI: 10.53988 /24136573-2021-02-11

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
МЕХЕДЬКИН А.А., МОТОРИН О.А.

РАЗВИТИЕ РЫНКА СОЛИ И СПЕЦИЙ В РОССИИ

Мехедькин Анатолий Акимович – редактор отдела новых продуктов АПК журнала «Управление рисками в АПК», Москва, Россия.
E-mail: amekhedkin@gmail.com

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796

annotation

Настоящая публикация является частью цикла материалов журнала «Управление рисками в АПК», посвященного вопросу оптимального управления рисками продовольственной безопасности Российской Федерации. В публикации приводятся условия, влияющие или характеризующие состояния соли пищевой и специй. Данная группа продуктов является одним из ключевых элементов продовольственной корзины. Материал предназначен для аналитиков в сфере продовольственной безопасности и риск-аналитиков.

Keywords

Продовольственная безопасность, продовольственный баланс, соль пищевая, специи, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, управление рисками, Росстат, национальная статистика, товарный баланс

A.A. MEKHEDKIN, O.A. MOTORIN

DEVELOPMENT OF THE SALT AND SPICES MARKET IN RUSSIA

Anatoly A. Mekhedkin – Editor of the new products department, Agricultural Risk Management Journal, Moscow, Russia.
E-mail: amekhedkin@gmail.com

Oleg A. Motorin - Candidate of Political Sciences, Leading Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
E-mail: ol.motorin@gmail.com

Annotation

This publication is part of the materials cycle of the journal «Risk Management in Agriculture», dedicated to the issue of optimal risk management of food security of the Russian Federation. The publication provides conditions affecting or characterizing the conditions of food salt and spices. This group of products is one of the key elements of the food basket. Considering the factors will allow us to assess and forecast the state of this vast market.

Keywords

Food security, food balance, food salt, spices, agriculture, agro-industrial complex, risk management, Rosstat, national statistics

Article text

Соль и специи относятся к продуктам, изменяющим вкус пищи, но не являются самостоятельным блюдом. Соль является уникальным продуктом, не имеющим заменителей, который практически всегда используется при приготовлении пищи. Специи наиболее похожие на соль продукты, влияющие на вкусовые свойства еды, однако использование специй больше зависит от вида потребляемой пищи и особенностей приготовления, поэтому в категорию специи включается множество разных видов. Такие продукты, выполняющие подобные функции могут повлиять на объем потребления соли, поэтому имеет смысл рассматривать рынок соли и специй в совокупности. И для оценки влияния изменений на рынках соли и специй, на продовольственную безопасность, необходимо комплексно оценить текущее и прогнозное потребление соли и специй, что, в свою очередь, требует разработки инструментария моделирования объемов потребления с учетом макроэкономических и демографических индикаторов [1; 5]. Стоит отметить, что у рынка специй отсутствует четкая структура, поэтому к нему также относят пряности и приправы. В соответствии с классификатором ТНВЭД, такие товары как: сахар, продукты для приготовления соусов; вкусовые добавки и приправы смешанные; горчичный порошок и готовая горчица, лимонная кислота, а также пряности рассматриваются в разных категориях товаров, что говорит об отсутствии единого критерия определения понятия специи. В данной публикации суммарно оценены специи схожие по свойствам солью, продукты различного происхождения, обладающие специфическим ароматом и вкусом, добавляемые в пищу в небольших дозах, в основном, с целью улучшения вкусовых качеств продуктов и приготовления сырых продуктов в блюдо. Наиболее ходовыми продуктами такого вида считаются: перец, ваниль, корица, гвоздика, имбирь [8].

По оценкам «Руспродсоюза» в 2016 году рынок пищевой соли в России показал значительный рост, и превысил объем производства прошлого года на 16,9%. Однако оценить влияние увеличения объемов рынка пищевой соли на потребление на душу населения не представляется возможным, поскольку помимо потребления в пищу соль может быть использована в других целях: для консервирования и хранения продуктов на длительный период, в медицинских целях и др. Соль также является продуктом длительного пользования, в том числе сроком более года, из-за чего оценка потребления на душу населения в год по товарному балансу будет не корректна [2].

На рисунке 1 видно, что объем рынка пищевой соли вернулся на уровень 2010 года, в целом снижение объемов рынка в начале десятилетия связано с запретом ввоза соли из Украины, также соль была внесена в список продукции, запрещенной к ввозу из стран, которые ввели санкции против России. В итоге предложение импортной пищевой соли в период с 2011 по 2015 год снизилось по сравнению с 2010 годом.

В соответствии с Рекомендациями по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания (утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 614) человеку необходимо потреблять 4 килограмма соли в год, из которой 2,5 кг приходится на соль йодированную [7]. Объём собственного производства пищевой соли превышает нормы потребления более чем в два раза, что говорит о том, что фактическое потребление соли на душу населения соответствует рациональной норме.

Более того существует проблема чрезмерного потребления соли на душу населения: по данным эпидемиологических исследований Минздрава России, 60% взрослого населения потребляет более 10 г. соли в день при суточной норме, рекомендованной Всемирной Организации Здравоохранения в 5-6 г. Избыток соли может привести к различным проблемам со здоровьем. Такая тенденция связана с культурными особенностями приготовления пищи в России, например засолка продуктов питания (рыба, мясо, грибы и овощи) многократно увеличивает содержание соли в исходных продуктах.

На сегодняшний день удельный вес отечественной пищевой соли на внутреннем рынке составляет по разным экспертным оценкам от 60 до 68%. Процесс импортозамещения соли собственной продолжается, поэтому нехватки соли для собственного потребления не ожидается, более того сложившаяся ситуация способствует экспортному потенциалу отрасли [8].

По данным Федеральной таможенной службы экспорт российской соли вырос более чем в два раза, и составил 81,4 тысяч тонн в 2017 году. В целом с 2014 года экспорт соли стабильно растёт. В то время как импорт соли, начиная с 2013 года стабильно снижается, и составил 1,42 млн тонн в 2017 году. По данным товарооборота можно сделать вывод, что тенденции в производстве и потреблении соли постепенно меняются, проходит импортозамещение: растет доля собственной соли на внутреннем рынке, и растет доли произведённой соли на экспорт.

Рост производства собственной пищевой соли также предполагает стабилизацию цен, что является важным фактором потребления соли на душу на селения. Так за рассматриваемый период цены на соль росли более чем на 10% в год в 2012 и 2015 году. В первом случае рост цен был связан с ростом затрат на перевозку товаров, связанных с ростом пошлин на железнодорожные перевозки. Во втором случае цены на соль выросли из-за ажиотажного спроса из-за запрета ввоза соли из Украины и после введения эмбарго на импорт товара из стран, которые ввели санкции против России. В итоге, на рынке усилилась конкуренция между местными производителями и производителями соли из стран Таможенного союза, в результате чего рост цен остановился. В целом конъюнктура рынка позволяет сделать вывод, что в ближайшее время резкого увеличения цен не повторится.

Также на производство пищевой соли влияет развитие новых месторождений. Так в ближайшее время в рамках освоения Белбажского месторождения в Нижегородской области планируется построить комплекс по добыче и переработке соли годовой мощностью 0,6-1 млн тонн соли высокого качества, что позволит существенно заместить импортную соль. Но для того, чтобы полностью заместить импорт понадобиться больше времени для использования месторождения на полную мощность.
Кроме того, на территории Российской Федерации не хватает инфраструктуры, чтобы производить достаточное количество морской пищевой соли, на сегодняшний день только в республике Крым есть возможность заниматься ее производством. Кроме того, на территории региона находится редкий источник розовой соли, которая считается полезней обычной пищевой соли. В итоге развитие соляной промышленность в Крыму является стратегически важным фактором для политики импортозамещения и развития экспортного потенциала отрасли.
Перец, ваниль, корица, гвоздика, имбирь, также, как и соль используются не только для приготовления пищи, но и для консервирования и длительного хранения продуктов, медицинских и профилактических целях, косметологии. Также специи являются продуктом длительного хранения и по объему рынка специй оценивать потребление на душу человека за год не корректно.
Рекомендациями по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания (утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 614) не предусмотрены нормы потребления специй, также отсутствие данной товарной категории в доктрине товарной безопасности Российской Федерации говорит о необязательном характере использования специй в пище.

На рисунке 2 показан объем импортируемых специй в тыс. тонн и процентное соотношение разных видов специй. Главным видом импортируемых специй в Российской Федерации является перец, доля экспорта которого составляет порядка 90% рынка. Импорт товара вырос после снижения в 2014-15 годах, повлиявший на весь рынок специй. В основном поставляется перец рода «piper». Несмотря на то, что чаще используется дробленный и молотый перец, больше импортируется необработанный вид перца, затем продукт обрабатывается и упаковывается местными производителями [8].

В последние два года выросла роль корицы и гвоздики в общем уровне импорта специй, что говорит об увеличении ассортимента на рынке специй. В целом после снижения объемов ввозимых специй в страну, начиная с 2015 года, наблюдается возрастающая тенденция. Наименьшая доля у ванили и имбиря составила менее одного процента от рынка в целом.

На рисунке 3 показан объем экспорта разных специй в тыс. тонн и их процентное соотношение. Как и для импорта основным товаром является перец. Дробленый или молотый перец составляет большую часть экспорта, что говорит об обработке собственного перца и импортируемого товара. Несмотря на то, что объем экспортируемого перца вырос, доля в общем объеме специй уменьшилась. За рассматриваемый период существенно вырос экспорт корицы и имбиря, и если корица остается импорт ориентированным продуктом, то имбирь является товаром, нацеленным на экспорт. Так если большая часть специй экспортируется в ближайшие страны, то имбирь поставляется в страны дальнего зарубежья: Китай, Бразилия, Нигерия, что говорит об экспортном потенциале товара.

В отличие от соли для потребления некоторых видов специй характерно наличие сезонности, связанной с особенностями потребляемой пищи на протяжение года [8]. Поскольку Россия является мультикультурной страной, у разных народов способы приготовления и приема пищи отличаются друг от друга, что также влияет на ассортимент и количество потребляемых специй в разных регионах. Кроме того, часть специй для личного потребления может производиться в подсобных хозяйствах и хозяйствах населения и долю такой продукции определить не представляется возможным.
Поскольку соль и специи являются сопутствующими товарами для потребления продуктов питания, изменение в потреблении на душу населения в среднем будет прямо пропорционально изменению потребления пищевых товаров. Поэтому оценка и прогноз потребления соли и специй предлагается рассчитывать по индексу потребления основных продуктов питания. Результаты расчетов, а также идентификация рисков с учетом разработанных в аграрной науке подходов [3; 4; 6] по сопряженным факторам рынка специй и соли будут изложены в следующих публикациях.

Sources:

1. Продовольственная безопасность, самообеспеченность России по критериям товаров из продовольственной потребительской корзины на ближайшие годы – Москва: Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2019. – 256 с.
2. Методические указания по составлению балансов ресурсов и использования основных продуктов, утвержденные приказом Госкомстата России от 28 марта 1996 г.
3. Подъяблонский, П.А. Взаимосвязи рисков продовольственной безопасности и Федеральной научно-технической программы / П.А. Подъяблонский, Н.П. Мишуров, О.А. Моторин // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: Мат. XIII Междунар. науч.-практ. интернет-конф., п. Правдинский Московской области, 8-10 июня 2021 года. – п. Правдинский Московской области. М.: Росинформагротех, 2021. – С. 3-5.
4. Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации / О. А. Моторин, М. И. Горбачев, Г. А. Суворов [и др.]. – М., 2019. – 226 с. – ISBN 9785436539904.
5. Моторин О.А. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в аспекте применения методологии управления рисками // Доклады ТСХА: Сборник статей, Москва, 02–04 декабря 2014 года. – Москва: Грин Эра 2, 2015. – С. 190-195.
6. Методические рекомендации по прогнозированию и моделированию развития АПК. М.: Росинформагротех, 2019. – 92 с.
7. Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 614.
8. Мехедькин А.А., Джинчарадзе Г.В. Импорт и экспорт специй на российском продуктовом рынке // Управление рисками в АПК. 2019. № 6. С. 28-35.

References:

1. Food security, self-sufficiency of Russia according to the criteria for goods from the food consumer basket for the coming years - Moscow: Russian Research Institute of Information and Feasibility Studies on Engineering and Technical Support of the Agro-Industrial Complex, 2019. - 256 p.
2. Guidelines for compiling balances of resources and the use of basic products, approved by the order of the State Statistics Committee of Russia dated March 28, 1996.
3. Podyablonsky, P.A. Relationship between the risks of food security and the Federal Scientific and Technical Program / P.A. Podyablonsky, N.P. Mishurov, O.A. Motorin // Scientific and information support for the innovative development of the agro-industrial complex: Mat. XIII Intern. scientific-practical. Internet conf., Pravdinsky, Moscow Region, June 8-10, 2021. - p. Pravdinsky, Moscow region. M.: Rosinformagrotech, 2021. - Pp. 3-5.
4. Risk management in agriculture in the context of digital transformation / O. A. Motorin, M. I. Gorbachev, G. A. Suvorov [and others]. - M.: KnoRus «, 2019. - 226 p. - ISBN 9785436539904.
5. Motorin O. A. Ensuring the food security of the Russian Federation in the aspect of applying the risk management methodology // Reports of the TSKhA: Collection of articles, Moscow, December 02–04, 2014. - Moscow: Green Era 2, 2015. - Pp. 190-195.
6. Guidelines for forecasting and modeling the development of the agro-industrial complex. M.: Rosinformagrotekh, 2019. - 92 p.
7. Recommendations on rational norms of food consumption that meet modern requirements of healthy nutrition, approved by Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 614 dated August 19, 2016.
8. Mekhedkin A.A., Dzhincharadze G.V. Import and export of spices on the Russian food market // Agricultural risk management. - 2019. - No. 6. - Pp. 28-35.

All illustrations of the article:

bottom of page