top of page
Volume 40 (2021)

УДК

338.436.33

DOI

10.53988 /24136573-2021-02-01

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Кузьмин В.Н., Мишуров Н.П. Моторин О.А., Подъяблонский П.А. Особенности учета рисков сельского хозяйства в аспекте реализации его научно-технического развития // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 40 С. 11-23. DOI: 10.53988/24136573-2021-02-01

Kuzmin V.N., Mishurov N.P., Motorin O.A., Podyablonsky P.A. Features of accounting for the risks of agriculture in the aspect of the implementation of its scientific and technological development // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 40, pp. 11-23. DOI: 10.53988 /24136573-2021-02-01

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | TECHNICAL SCIENCES
КУЗЬМИН В.Н., МИШУРОВ Н.П., МОТОРИН О.А., ПОДЪЯБЛОНСКИЙ П.А.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РИСКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Кузьмин Валерий Николаевич – доктор экономических наук, главный научный сотрудник, начальник отдела, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
E-mail: kwn2004@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 4217-9412

Мишуров Николай Петрович - кандидат технических наук, главный научный сотрудник, первый заместитель - заместитель директора по научной работе, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
E-mail: mishurov@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 4341-2829

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096–8796

Подъяблонский Павел Александрович – кандидат юридических наук, врио директора, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
E-mail: fgnu@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 3184-1469

annotation

В настоящей статье представлены результаты анализа текущего состояния учета рисков сельского хозяйства при реализации его научно-технического развития. Рассмотреть технологические и методологические условия, влияющие на характер реализации учета сельскохозяйственных рисков на уровне заказчиков комплексных научно-технических проектов, принимающих участие в реализации подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы. Рассмотрены требования к формированию классификатора сельскохозяйственных рисков для проектов, а также особенности их учета на различных этапах жизненного цикла проектов.

Keywords

Сельскохозяйственные риски, продовольственная безопасность, ФНТП, агропромышленный комплекс, импортозамещение, жизненный цикл, научное-техническое развитие, сельское хозяйство, управление рисками, оценка и анализ рисков.

V. N. KUZMIN, N. P. MISHUROV, O. A. MOTORIN, P. A. PODYABLONSKY

FEATURES OF ACCOUNTING FOR THE RISKS OF AGRICULTURE IN THE ASPECT OF THE IMPLEMENTATION OF ITS SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT

Valeriy N. Kuzmin - Doctor of Technical Sciences, Chief Researcher, Head of Department, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
E-mail: kwn2004@mail.ru

Nikolay P. Mishurov - Candidate of Technical Sciences, Chief Researcher, First Deputy - Deputy Director for Research, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow Region, Russia.
E-mail: mishurov@rosinformagrotech.ru

Oleg A. Motorin - Candidate of Political Sciences, Leading Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
E-mail: ol.motorin@gmail.com

Pavel A. Podyablonsky - Candidate of Law Sciences, Director, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
E-mail: fgnu@rosinformagrotech.ru

Annotation

This article presents the results of the analysis of the current state of accounting for the risks of risks in agriculture in the implementation of its scientific and technological development. Consider the technological and methodological conditions that affect the nature of the implementation of agricultural risk accounting at the level of customers of complex scientific and technical projects participating in the implementation of subprograms of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025. The requirements for the formation of a classifier of agricultural risks for projects, as well as the features of their accounting at various stages of the project life cycle, are considered.

Keywords

Agricultural risks, food security, FSTP, agro-industrial complex, import substitution, life cycle, scientific and technological development, agriculture, risk management, risk assessment and analysis.

Article text

Введение. В рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы (далее - Программа, ФНТП) реализуется ряд прорывных направлений научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства, призванных обеспечить импортонезависимость по основным средствам производства в сельском хозяйстве - семенам сельскохозяйственных культур, племенному материалу крупного рогатого скота, гибридам сахарной свеклы и другим агроинпутам. Направления объединены в подпрограммы ФНТП, в пределах которых по соответствующим направлениям разрабатываются и реализуются комплексные научно-технические проекты (далее - КНТП).

Как мы отмечали ранее, «в условиях сильнейшей конкуренции между интересами различных участников агропродовольственных рынков, возрастающей неопределенности глобальной конъюнктуры, оказывающей влияние на приоритеты развития сельского хозяйства, давления иностранных технологий и необходимости ускоренного импортозамещения на всех уровнях технологического обеспечения жизненного цикла АПК [1], особую значимость приобретает вопрос управления рисками ФНТП. Этот вопрос имеет сложную природу, которая конгруэнтна структуре самой Программы. В настоящей работе предлагается осветить один из аспектов риск-менеджмента касательно Программы, а именно - вопрос того, каким образом ведется учет рисков на базовом, операционном уровне Программы - при реализации КНТП.

Если на уровне Программы основное внимание пристально уделяется процессным рискам, характерным для программно-проектной деятельности государства (хотя не умаляется роль макроэкономических факторов), то на уровне КНТП особенно сильно проявляют себя риски собственного сельскохозяйственного характера. Проработка этого вопроса и формирование информации по определению критериев и условий полезности системы учета указанных рисков необходимо для совершенствования принятия решений в сфере научно-технического развития сельского хозяйства.

Материалы и методы. Цель работы - рассмотреть особенности текущего состояния учета рисков сельского хозяйства в аспекте реализации его научно-технического развития. Объектом исследования выступили элементы научно-технического развития сельского хозяйства в виде КНТП, предметом - процесс учета рисков сельского хозяйства при реализации КНТП. При выполнении работы ставилось три задачи:
1. Исследовать текущее состояние учета рисков сельского хозяйства при реализации его научно-технического развития;
2. Рассмотреть факторы, влияющие на учет данной категории рисков ФНТП;
3. Определить входные и выходные требования к ожидаемым результатам учета соответствующих рисков.

В ходе работы над исследованием применялся экспертный анализ доступных в открытых источниках материалов реализации ФНТП [11; 22], а также нормативных правовых актов федерального уровня по вопросам продовольственной безопасности и научно-технического развития сельского хозяйства. Речь идет, о таких базовых документах, как указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 [2], постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 [3], приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. № 320 [4], приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 700 [5].

Результаты.
1. Анализ текущего состояния учета рисков сельского хозяйства при реализации КНТП показал, что его основы установлены в рамках указа Президента России [2] путем введения в правовой и деловой оборот понятия «Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства» (далее - Информационная система). Уточняющим документом [3] указывается, что «в целях обеспечения соответствия научно-технического потенциала в области сельского хозяйства и возможностей его реализации в рамках приоритета научно-технологического развития Российской Федерации, связанного с развитием АПК, государственный координатор Программы создает государственную информационную систему «Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства» в рамках отдельных подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы. В разделе «V. Разработка и формирование подпрограмм» [3] предписано, что риски выступают в качестве обязательного элемента Подпрограммы. В частности, указывается, что «Подпрограмма должна предусматривать: оценку состояния и рисков развития направления реализации Программы». Поскольку направление реализации подпрограммы — это подотрасль сельского хозяйства (за исключением подпрограммы в сфере сельхозтехники), то очевидно, что в данном случае можно говорить о возможности учета сельскохозяйственных рисков и на уровне подпрограмм. Логично, что речь может идти об агрегированных сведениях о сельскохозяйственных рисках, формируемых на уровне КНТП.

Также анализ показал, что кроме рисков как целевых объектов наблюдения по каждой из подпрограмм в Информационной системе, наличествует понятие рисков самой Программы в разделе XI. Возможные риски реализации Программы. В частности, вводится понятие мер снижения рисков достижения конечных результатов, когда «при реализации Программы осуществляются системные меры, направленные на снижение рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в Программе конечных результатов. Установлена классификация, включающая в себя пять групп рисков достижения результата ФНТП [3], из которых к сельскохозяйственным можно отнести только одну группу рисков, поименованную как «природные риски, связанные с размещением части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия».

Учет сельскохозяйственных рисков при реализации КНТП на текущий момент в отдельном виде не прослеживается. Так, при подаче заявок для отбора к участию подпрограммы заявителями предоставляется информация о комплексных рискам выполнения комплексного научно-технического проекта, а также план мероприятий по их преодоления [4]. Формализованных требований к описанию указанных рисков и плана мероприятия не предусматривается. Предоставление этой информации рассматривается в рамках оценки рыночного потенциала КНТП и включено в технико-экономическое обоснование КНТП (приложение 3 к Порядку отбора КНТП).

На этапе представления отчетности (в каждой подпрограмме) заказчики КНТП в части мероприятия «Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции» также формируют общие сведения о рисках своих проектов, в частности, информируют о проблемах при реализации КНТП и «возможных рисках, способных повлиять на ход реализации КНТП, если таковые имеются» [5].

2. Факторы, влияющие на учет данной категории рисков ФНТП. В качестве факторов за основу рассмотрения были приняты технологические и методологические условия, влияющие на возможность реализации учета рисков. Так, согласно регулирующему функционирование Информационной системы документу [3] в настоящее время предусмотрен следующий функционал Информационной системы, которой отведен учет рисков:
- сбор информации о ходе реализации Программы и ее отдельных подпрограмм, в том числе о результатах научной деятельности участников Программы;
- автоматизированный мониторинг указанной информации, обеспечивающий выявление значимых научно-технологических трендов, и формирование обоснованных альтернативной оценки получаемых результатов и выбора направлений исследований;
- создание информационной инфраструктуры функционирования экспертного сообщества в сфере оценки состояния и рисков научно-технического развития сельского хозяйства.

В ходе исследования уточнено, что для мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства используется преимущественно план-фактный подход [1], применяемый на микроуровне Программы - заказчиками КНТП - и не экстраполируемым на уровни соответствующих подпрограмм и Программы в целом. Как мы отмечали ранее, препятствием для разработки модулей управления рисками на мезо- и макроуровнях с точки зрения цифрового обеспечения в информационной системе является недостаток методов оценки и анализа рисков, адаптированных непосредственно к специфике подпрограмм и ФНТП в целом и способной учитывать по сути инновационный характер организационно-экономических связей, которые образуются при реализации ФНТП [6]. Оптимальным решением коллизии может стать подготовка методических рекомендаций, в которых найдут отражение основные этапы жизненного цикла управления рисками Программы, по аналогии с ранее разработанными Минсельхозом России документами и подходами [7; 8].

Рассуждая о сельскохозяйственном риске, следует помнить, что условно говоря ФНТП направлена на получение результатов научного и научно-технического характера, с одной стороны, так и результатов производственного характера, с другой. Сельскохозяйственные риски, по своей сущности, прямо воздействуют на результаты производственного характера и соответственно должны подлежать учету применительно к соответствующему мероприятию КНТП. Как было указано выше, это требование отчасти реализовано. Однако вероятно имеет смысл предоставить заказчикам КНТП возможность выбора и оценки типовых сельскохозяйственных рисков в рамках мероприятия «Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса» на основе специализированного классификатора сельскохозяйственных рисков.

В целях корректной настройки методологии учета рисков следует отметить наличие различения между собственно понятием «сельскохозяйственный риск» и понятием «риск в сельском хозяйстве». Под сельскохозяйственным риском понимается риск, связанный с влиянием природно-климатических факторов, то есть это, по сути, риск, возникающий помимо воли человека и на находящийся в полной мере под контролем человека. Понятие «риски в сельском хозяйстве» подразумевают различные виды производственных, ценовых и рыночных рисков, деловых и финансовых рисков, возникающих в ходе человеческой деятельности и подчиняющихся определенным социально-экономическим закономерностям, воздействовать на которые человеку гораздо проще, чем на погодные условия [9].

Для создания классификатора учета и оценки сельскохозяйственных рисков целесообразно обратиться к составлению перечня наиболее распространенных источников и факторов риска в растениеводстве и животноводстве [9]:
- недостаточные осадки или засуха, снижающие урожайность сельскохозяйственных культур.
- град или проливные дожди, повреждающие и даже уничтожающие урожай.
- вспышки вредителей или болезней, приводящие к серьезным потерям урожая сельскохозяйственных культур или уменьшению поголовья скота.

Факторная классификация рисков в ФНТП также ожидает своего научного обсуждения и выработки рекомендаций. В Информационной системе как экосистеме, включающей в себя представителей агробизнеса в лице заказчиков КНТП, науки в лице участников КНТП целесообразно развивать подходы к учету сельскохозяйственных рисков по критериям максимальной полезности для заказчиков КНТП таких как: снижение затрат, рост урожайности, операционная эффективность [10; 11]. Кроме того, строить этот учет необходимо, не упуская из виду факт, что привлекаемые проекты не всегда содержательно покрывают всю специфику сельскохозяйственных рисков в своей подотрасли (региональные особенности). По этой причине классификаторы рисков уже на начальной стадии должны строиться на более широкой информационной основе. С точки зрения управления рисков Программы и подпрограмм важно, чтобы факторная классификация рисков ФНТП могла синхронизироваться с государственными задачами по обеспечению прослеживаемости на всех этапах жизненного цикла продукции и иных результатов, производимых в рамках ФНТП.

3. Учет рисков как частная категория и требования к нему прямо не обозначены и по общему смыслу включены в общее понятие «управления рисками при реализации Программы», которое осуществляется на основе: проведения мониторинга угроз реализации КНТП, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления КНТП; корректировки образовательных программ; подготовки и представления в Правительство Российской Федерации ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Программы. Предписано, что доклад может содержать предложения о корректировке Программы.

Кроме того, на основании данных Информационной системы дирекция и мониторинговые центры Программы проводят оценку промежуточных и итоговых результатов реализации Программы для подготовки рекомендаций совету Программы по корректировке, изменению или прекращению реализации подпрограмм и КНТП [12]. Таким образом, анализ позволил выявить итоговые документы, которые выступают «потребителями» в целом системы мониторинга и оценки рисков научно-технического развития сельского хозяйства. Учет сельскохозяйственных рисков и формирование оценок об этих рисках в Информационной системе являются одним из информационных блоков, который позволяет подготавливать обоснованные специальные решения по реагированию на события, имеющие в своей природе сельскохозяйственный риск.

Выработка входных и выходных требований к ожидаемым результатам учета сельскохозяйственных рисков, помимо вышеназванного доклада как итогового документа с комплексной оценкой рисков ФНТП, должна проводиться в контексте требований Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [13; 14], стратегического прогноза развития сельского хозяйства России [15], с оценкой горизонта возможностей отечественного АПК, требованиями и перспективами цифрового сельского хозяйства [16; 17], с альтернативными сценариями будущих изменений рынков сырья, сельхозпродукции и продовольствия в ближайшие 10-15 лет, созданием государственной информационной системы управления данными в сельском хозяйстве, учитывающей интеграцию данных о сельскохозяйственных землях и агропродольственных рынках [18; 19].

Дискуссия. Ряд результатов исследования был доложен и апробирован в виде секционного доклада «Взаимосвязи рисков продовольственной безопасности и Федеральной научно-технической Программы на XIII Международной научно-практической конференции «Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК» (ИнформАгро-2021), состоявшейся 8-10 июня 2021 года в п. Правдинский Московской области. С учетом полученных замечаний были скорректированы положения касательно различения между риском сельскохозяйственным и риском в сельском хозяйстве. В целом следует отметить острый недостаток научно-исследовательских работ по раскрытию сельскохозяйственных рисков с точки зрения специфики КНТП и даже на уровне подпрограмм.

Выводы. Таким образом, анализ текущего состояния учета сельскохозяйственных рисков в аспекте его научно-технического развития характеризуется наличием специализированной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства», наличием форм отчетности, касаемых рисков КНТП в целом на этапах отбора КНТП и при сдаче отчетности. Для развития учета сельскохозяйственных рисков необходимо развивать факторную классификацию и предоставить возможность выбора и оценки этих рисков на этапе заполнения форм отчетности. Необходимо предусмотреть возможность агрегирования информации о таких рисках на уровне подпрограмм ФНТП. Представленные результаты работы могут быть учтены и применены при последующей разработке предложений на методическом и инструментальном уровне управления рисками ФНТП, в частности, для более комплексного и точного процесса мониторинга рисков КНТП.

Sources:

1. Подъяблонский, П.А. Анализ задач развития Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства в призме риск-ориентированных подходов / П.А. Подъяблонский, Н.П. Мишуров, В.Н. Кузьмин, О.А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2020. – № 38. – С. 33-48. – DOI 10.53988/24136573-2020-04-03.
2. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства Российской Федерации на 2017-2025 годы. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents/Ukaz_Prezidenta_RF_%E2%84% 96_350 .docx (дата обращения: 30.06.2021).
3. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства Российской Федерации на 2017-2025 годы. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents/Postanovlenie_Pravitelstva_RF_№_996.rtf (дата обращения: 30.06.2021).
4. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства Российской Федерации на 2017-2025 годы. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents/Prikaz_Minselkhoza_Rossii_%E2%84%96_320 .docx (дата обращения: 30.06.2021).
5. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства Российской Федерации на 2017-2025 годы. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents/Prikaz_Minselkhoza_Rossii_%E2%84%96_700.rtf (дата обращения: 30.06.2021).
6. Подъяблонский, П.А. Взаимосвязи рисков продовольственной безопасности и Федеральной научно-технической программы / П.А. Подъяблонский, Н.П. Мишуров, О.А. Моторин // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: Мат. XIII Междунар. науч.-практ. интернет-конф., п. Правдинский Московской области, 8-10 июня 2021 года. – п. Правдинский Московской области. М.: Росинформагротех, 2021. – С. 3-5.
7. Методические рекомендации по разработке регионального индекса цифровизации агропромышленного комплекса. М.: Росинформагротех, 2019. – 112 с.
8. Методические рекомендации по прогнозированию и моделированию развития АПК. М.: Росинформагротех, 2019. – 92 с.
9. Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации / О. А. Моторин, М. И. Горбачев, Г. А. Суворов [и др.]. – М.: «КноРус», 2019. – 226 с. – ISBN 9785436539904.
10. О внедрении современных информационно-технологических решений в сельское хозяйство / О. А. Моторин, М. И. Горбачев, А. П. Петренко, Г. А. Суворов // Управление рисками в АПК. – 2019. – № 4. – С. 105-122. – DOI 10.53988/24136573-2019-04-09.
11. Оценка экономической эффективности внедрения информационных технологий в агропромышленном комплексе / И. С. Козубенко, В. И. Балабанов, И. В. Цветков [и др.] // Техника и оборудование для села. – 2017. – № 12. – С. 42-46.
12. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства Российской Федерации на 2017-2025 годы. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents/Prikaz_Minselkhoza_Rossii_%E2%84%96_321.rtf (дата обращения: 30.06.2021).
13. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/3e5941f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf (дата обращения: 30.06.2021).
14. Моторин, О. А. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в аспекте применения методологии управления рисками / О. А. Моторин // Доклады ТСХА: Сборник статей, Москва, 02–04 декабря 2014 года. – Москва: Грин Эра 2, 2015. – С. 190-195.
15. Продовольственная безопасность, самообеспеченность России по критериям товаров из продовольственной потребительской корзины на ближайшие годы – Москва: Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2019. – 256 с.
16. Цифровая трансформация сельского хозяйства России. – Москва: Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2019. – 80 с.
17. Худякова Е.В. Эффективность внедрения цифровых технологий в соответствии с концепцией «Сельское хозяйство 4.0» // Международный научный журнал. 2020. №1. С. 80-88.
18. Горбачев, М. И. Развитие умного сельского хозяйства России и за рубежом / М. И. Горбачев, О. А. Моторин, Г. А. Суворов // Управление рисками в АПК. – 2020. – № 2(36). – С. 63-73. – DOI 10.53988/24136573-2020-02-08.
19. Козубенко, И. С. Электронное сельское хозяйство: использование цифровых технологий для развития устойчивых инклюзивных продовольственных систем и интеграции торговли / И. С. Козубенко, О. А. Моторин, М. И. Горбачев // Управление рисками в АПК. – 2018. – № 3. – С. 126-138. – DOI 10.53988/24136573-2018-03-10.

References:

1. Podyablonsky, P.A. Analysis of the Development Tasks of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture in the Prism of Risk-Based Approaches / P.A. Podyablonsky, N.P. Mishurov, V.N. Kuzmin, O.A. Motorin // Agricultural risk management. - 2020. - No. 38. - P. 33-48. – DOI 10.53988/24136573-2020-04-03.
2. Federal scientific and technical program for the development of agriculture in the Russian Federation for 2017-2025. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents/Ukaz_Presidenta_RF_%E2%84%96_350.docx (date of access: 06/30/2021).
3. Federal scientific and technical program for the development of agriculture in the Russian Federation for 2017-2025. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents/Postanovlenie_Pravitelstva_RF_№_996.rtf (date of access: 06/30/2021).
4. Federal scientific and technical program for the development of agriculture in the Russian Federation for 2017-2025. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents/Prikaz_Minselkhoza_Rossii_%E2%84%96_320.docx (date of access: 06/30/2021).
5. Federal scientific and technical program for the development of agriculture in the Russian Federation for 2017-2025. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents/Prikaz_Minselkhoza_Rossii_%E2%84%96_700.rtf (date of access: 06/30/2021).
6. Podyablonsky, P.A. Relationship between the risks of food security and the Federal Scientific and Technical Program / P.A. Podyablonsky, N.P. Mishurov, O.A. Motorin // Scientific and information support for the innovative development of the agro-industrial complex: Mat. XIII Intern. scientific-practical. Internet conf., Pravdinsky, Moscow Region, June 8-10, 2021. - p. Pravdinsky, Moscow region. M.: Rosinformagrotech, 2021. - Pp. 3-5.
7. Guidelines for the development of a regional index of digitalization of the agro-industrial complex. M.: Rosinformagrotekh, 2019. - 112 p.
8. Guidelines for forecasting and modeling the development of the agro-industrial complex. M.: Rosinformagrotekh, 2019. - 92 p.
9. Risk management in agriculture in the context of digital transformation / O. A. Motorin, M. I. Gorbachev, G. A. Suvorov [and others]. - M.: KnoRus, 2019. - 226 p. - ISBN 9785436539904.
10. On the introduction of modern information technology solutions in agriculture / O. A. Motorin, M. I. Gorbachev, A. P. Petrenko, G. A. Suvorov // Agricultural Risk Management. - 2019. - No. 4. - Pp. 105-122. – DOI 10.53988/24136573-2019-04-09.
11. Kozubenko I. S., Balabanov V. I., Tsvetkov I. V. [et al.] Evaluation of the economic efficiency of the introduction of information technologies in the agro-industrial complex // Technique and equipment for the village. - 2017. - No. 12. - Pp. 42-46.
12. Federal scientific and technical program for the development of agriculture in the Russian Federation for 2017-2025. https://fntp-mcx.ru/content/files/documents/Prikaz_Minselkhoza_Rossii_%E2%84%96_321.rtf (date of access: 06/30/2021).
13. Ministry of Agriculture of the Russian Federation. https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/3e5941f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf (date of access: 06/30/2021).
14. Motorin, O. A. Ensuring the food security of the Russian Federation in the aspect of applying the risk management methodology / O. A. Motorin // Reports of the TSKhA: Collection of articles, Moscow, December 02–04, 2014. - Moscow: Green Era 2, 2015. - Pp. 190-195.
15. Food security, self-sufficiency of Russia according to the criteria for goods from the food consumer basket for the coming years - Moscow: Russian Research Institute of Information and Feasibility Studies on Engineering and Technical Support of the Agro-Industrial Complex, 2019. - 256 p.
16. Digital transformation of Russian agriculture. - Moscow: Russian Research Institute of Information and Feasibility Studies on Engineering and Technical Support of the Agro-Industrial Complex, 2019. - 80 p.
17. Khudyakova E.V. The effectiveness of the introduction of digital technologies in accordance with the concept of «Agriculture 4.0» // International scientific journal. 2020. №1. pp. 80-88.
18. Gorbachev, M. I. Development of smart agriculture in Russia and abroad / M. I. Gorbachev, O. A. Motorin, G. A. Suvorov // Agricultural risk management. - 2020. - No. 2 (36). – Pp. 63-73. – DOI 10.53988/24136573-2020-02-08.
19. Kozubenko, I. S. E-agriculture: the use of digital technologies for the development of sustainable inclusive food systems and trade integration / I. S. Kozubenko, O. A. Motorin, M. I. Gorbachev // Agricultural risk management. - 2018. - No. 3. - Pp. 126-138. – DOI 10.53988/24136573-2018-03-10.

All illustrations of the article:

bottom of page