Volume № 37 (2020)
УДК
in process
DOI
in process
To cite the content of the article, please use the following description
To cite the content of the article, please use the following description
Козубенко И.С. Ориентиры исследования и эффективность цифровизации в управлении АПК// Управление рисками в АПК. 2020. № 2. C. 101-106. URL: http://www.agrorisk.ru/pub/202003.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMIC SCIENCES
КОЗУБЕНКО И.С.
ОРИЕНТИРЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ АПК. АВСТРАЛИЙСКИЙ ОПЫТ
Козубенко Игорь Сергеевич – заместитель председателя правления ГК "Автодор", Москва, Россия.
E-mail: kozubenko@mail.ru
SPIN-код: 2042-1619
annotation
В статье раскрывается проблематика оценки эффективности цифровизации агропромышленного комплекса. Приводится австралийский опыт постановки задач по созданию цифровых основ в австралийском АПК в рамках Национальной программы аграрных инноваций. Формулируется авторская дефиниция цели цифровой трансформации АПК. Указывается на ключевые показатели эффективности применения информационно-аналитических инструментов в рамках информационного обеспечения управления земельными ресурсами АПК.
Keywords
Эффективность управления, управление земельными ресурсами, мониторинг сельхозземель, земли сельскохозяйственного назначения, Австралия, зарубежный опыт, Минсельхоз России, информатизация, информационное обеспечения, цифровая трансформация, цифровизация сельского хозяйства, ЕФИС ЗСН, геопространственные системы и порталы, функционал, геосервисы
KOZUBENKO I.S.
EVALUATION OF EFFICIENCY AND DIGITALIZATION OF AGRICULTURE. AUSTRALIAN EXPERIENCE
Kozubenko Igor Sergeevich - Deputy Chairman of the Board of Avtodor Corporation, Moscow, Russia.
E-mail: kozubenko@mail.ru
Annotation
The article reveals the problems of assessing the effectiveness of digitalization of the agro-industrial complex. The Australian experience of setting goals for creating digital foundations in the Australian agro-industrial complex within the framework of the National Agricultural Innovation Program is presented. The author's definition of the goal of digital transformation of the agro-industrial complex is formulated. The key indicators of the effectiveness of the use of information and analytical tools in the framework of information support for land management in the agro-industrial complex are indicated.
Keywords
Management efficiency, land management, monitoring of agricultural land, agricultural land, Australia, foreign experience, informatization, information support, digital transformation, digitalization of agriculture, geospatial systems and portals, functionality, geoservices
Article text
Возможности для цифровизации АПК огромны, под давлением необходимости повышения производительности сельское хозяйство превращается из традиционной в высокотехнологичную отрасль, способную создавать новые рынки для инновационных решений и разработок, не существовавших ранее для решения большого количества существующих насущных проблем. Вместе с тем сельскохозяйственное производство является самым уязвимой отраслью национальной экономики, поскольку в большей мере зависит от рисков погоды и природных явлений. В отличие от промышленного производства в сельском хозяйстве нельзя структурировать все бизнес-процессы заранее. По экспертной оценке [5], в течение сезона фермеру приходится принимать более 40 различных решений: какие использовать семена, когда и как их обрабатывать, чем лечить заболевшее растение, как справляться с угрожающими благополучию поля и скота ситуациями и др.
Проникновение особенностей нового технологического уклада в АПК происходит неравномерно в связи с разнообразием и спецификой регионов России и сложностью внедрения новых технологий на разных уровнях аграрного рынка. Следовательно, государству следует предпринимать меры по оценке развития цифровизации АПК и выравниванию внедрения новых форм и технологий для различных участников аграрного рынка.
Следует отметить, что оценка комплексного влияния информационных технологий на сельскохозяйственное производство на текущем этапе носит зачастую сугубо оценочный характер и проводится только на федеральном и региональном уровне [2]. В настоящее время нет достоверных и полных данных о влиянии проникновения цифровых технологий на уровне хозяйствующих субъектов АПК, в особенности, на уровне землепользователей, поэтому уровень использования цифровых технологий в настоящее время можно пока определять по косвенным показателям [3; 4]. Формируемая Росстатом статистика ориентирована преимущественно на показатели, касающиеся распространения интернета, однако никак не учитывает уровень внедрения и результативности нового информационного обеспечения в производственной деятельности хозяйствующих субъектов АПК.
Таким образом, оценка цифровизации АПК усугубляется также недостаточной проработанностью соответствующего статистического и аналитического инструментария, позволяющего учитывать прямые и косвенные показатели, благодаря которым можно релевантно проводить анализ и оценку уровня цифровизации АПК и соответственно земельных ресурсов АПК.
Эффективность управления земельными ресурсами АПК в условиях цифровой трансформации экономики как понятие не нашло в настоящий момент широкого отражения в научной литературе в связи с новизной понятия «цифровая экономика». Обобщение имеющихся материалов практических исследований различных авторов, позволяет заключить, что цифровая трансформация в сельском хозяйстве и в управлении земельными ресурсами АПК должна быть нацелена на возможность создавать сложные автоматизированные производственно-логистические цепочки, охватывающие оптово-розничные торговые компании, логистику, сельхозпроизводителей и их поставщиков в единый процесс с адаптивным управлением. Такие цепочки позволяют значительно снизить себестоимость и розничные цены на продукты питания, увеличив их доступность для потребителей и, как следствие, объемы производства и продаж, в том числе возможность аккумулировать товарные партии для экспорта продукции АПК. То есть принципиально важно определиться с целью цифровой трансформации АПК.
Предлагаемый подход подтверждается зарубежной практикой управления АПК. В рамках Национальной программы сельскохозяйственных инноваций правительство Австралии обеспечивает национальное лидерство и способствует совершенствованию системы сельскохозяйственных инноваций, ориентируясь на 5 столпов реформы АПК страны, один из которых прямо назван "Создание инновационной платформы следующего поколения за счет улучшения фондов агроинноваций, включая управление данными и нормотворческой деятельностью" ("creating the next generation innovation platform by improving the foundations of agricultural innovation, including data and regulatory settings") [ ].
Этот столп реформы АПК предполагает реализацию нескольких направлений.
В рамках задачи № 1 предполагается разработать стратегию создания цифровых основ для агротехнологий. Цифровые технологии должны стать основой следующей большой волны продуктивности сельского хозяйства Австралии. По оценкам Австралийского института фермерских хозяйств, полное внедрение цифровых инструментов в сельскохозяйственном секторе может повысить производительность примерно на 20,3 миллиарда долларов в год. При этом заявленная цель развития сельского хозяйства к 2030 году установлена на уровне 100 млрд долларов. Цифровое сельское хозяйство предоставит возможности для роста и занятости во всем секторе и в сердце региональных экономик Австралии. В первой половине 2021 года правительство планирует выпустить Стратегию цифровых основ для сельского хозяйства, в которой предусмотрены основы для широкого внедрения цифровых технологий в сельском, лесном и рыбном хозяйстве.
Важную роль разработчики программы отводят межведомственному взаимодействию. "Мы продолжим работать с отраслевыми правительствами, правительствами штатов и территорий и участниками из всей системы сельскохозяйственных инноваций, чтобы: повысить готовность отрасли к внедрению новых технологий создать цифровые и оснащенные сельскохозяйственные кадры улучшитьиспользование данных для принятия решений. Мы изучим препятствия на пути более широкого использования и внедрения цифрового сельского хозяйства и агротехники, а также роль государства в поддержке перехода сельского хозяйства на цифровые технологии. Мы также воспользуемся недавно опубликованным докладом Австралийского совета ученых академий «Будущее сельскохозяйственных технологий» при разработке стратегии цифровых основ для сельского хозяйства" [1].
В рамках задачи № 2 австралийский минсельхоз планирует более плотно работать с RDC (корпорации по исследованию и развитию сельских территорий) над созданием цифровых платформ, поддерживающих внедрение инноваций и результаты коммерциализации. То есть регулятор полагает, что эффективность замысла цифровизации прямо связана с научными разработками: "есть возможности повысить отдачу от наших инвестиций в сельскохозяйственные исследования, делясь нашими исследованиями, создавая возможности для сотрудничества и демонстрируя наши инновации международным инвесторам" [1].
Ожидаемый результат австралийские коллеги видят в том, чтобы создать цифровую платформу для обмена результатами исследований и разработок (НИОКР) в результате инвестиций в RDC. Это улучшит прозрачность и доступ к информации, стимулируя более широкое внедрение инноваций во всем мире.аграрный сектор. Это также расширит возможности для дальнейших инвестиций и коммерциализации. Платформа, которую задумано назвать GrowAG, должна быть ориентирована на международный уровень и позволит RDC и другим участникам системы продемонстрировать свои технологии всему миру. Это ускорит коммерциализацию за счет инвестиций частного сектора, будет стимулировать новое сотрудничество и задействовует мировой опыт. Варианты платформы концентратора данных, позволяющие улучшить обмен ценными данными, собранными с помощью инвестиций в RDC, и новые исследовательские усилия, будут взаимосусиливать друг друга [1].
В свете указанного, целесообразно учитывать при формулировании определения эффективности цифровизации АПК критерий достижение целевого уровня обеспечения органов управления АПК информацией, позволяющей разрабатывать и принимать управленческие решения на основе использования современных инструментов цифровизации управления АПК, являющиеся научно-обоснованными, то есть выверенными совместно с научными и исследовательскими организациями, согласованные с различными уровнями управления, ориентированными в том числе на внешнеэкономического заказчика как потребителя конечного продукта АПК.
Производной задачей использования подхода к оценке эффективности является применение методов оценки эффектов внедрения новых цифровых технологий в информационном обеспечения управления земельными ресурсами АПК. Очевидно, что в рамках цифровой экономики и развития цифрового сельского хозяйства важнейшей проблемой является разработка индекса, который в количественной форме позволяет показать качественный вклад цифровой экономики в повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
Хотя в самом общем понимании повышение эффективности управления АПК достигается прежде всего за счет создания государством оптимальных условий использования земель и условий ведения сельского хозяйства в целом для сельхозтоваропроизводителей. При этом государство преследует цели обеспечения населения качественным и доступным продовольствием, создание необходимой для этой инфраструктуры, обеспечение государственной поддержки при выходе российской продукции АПК на рынки иностранных государств.
Австралийцы на текущий момент не детализировали конкретные элементы модели Национальной программы аграрных инноваций. Однако для целей статьи можно заключить, что в качестве ключевых показателей оценки эффективности применения информационно-аналитических инструментов в рамках информационного обеспечения управления земельными ресурсами АПК, создающих ощутимые экономические эффекты для каждого субъекта управления земельными ресурсами АПК, могут быть использованы:
• снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции;
• рост экспорта и расширение рынков производства и потребления;
• уровень интеграции, доступность, прозрачность и полнота информации о сельском хозяйстве и его земельных ресурсах;
• многорежимность сельского хозяйства.
С учетом изложенного, предлагается в качестве цели цифровой трансформации АПК, в нашем понимании, рассматривать переход к достижению существенного прироста эффективности и устойчивости его функционирования за счет кардинальных изменений в качестве управления на основе цифровых платформ и замены традиционных основных средств производства новыми, базирующимися на современных технологиях и подходах к получению, обработке и использованию информации о состоянии управляемых элементов и подсистем АПК и его земельных ресурсов, а также о состоянии значимого экономического окружения сельского хозяйства.
Приглашаем к дискуссии для обсуждения альтернативных подходов к анализу целевой составляющей цифровой трансформации АПК и методологии оценки ее эффективности.
Sources:
1. Национальная программа аграрных инноваций. Официальный сайт Минсельхоза Австралии. Режим доступа: URL: https://www.agriculture.gov.au/ag-farm-food/innovation/national-ag-innovation-agenda#national-agricultural-innovation-priorities.
2. Козубенко И.С. О некоторых аспектах информационного обеспечения управления земельными ресурсами в АПК // Управление рисками в АПК. 2020. № 2. C. 17-25.
3. Цифровая трансформация сельского хозяйства России: офиц. изд. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. 80 с. Режим доступа: URL: https://rosinformagrotech.ru/data/elektronnye-kopii-izdanij/normativnye-dokumenty-spravochniki-katalogi-i-dr/download/66-normativnye-dokumenty-spravochniki-katalogi/1347-tsifrovaya-transformatsiya-selskogo-khozyajstva-rossii-2019.
4. Точное земледелие: состояние и перспективы / Е. В. Труфляк, Н. Ю. Курченко, А. С. Креймер. Краснодар : КубГАУ, 2018. С. 17.
5. Водянова С. Аналитический отчет "Интернет вещей в сельском хозяйстве (Agriculture IoT / AIoT): мировой опыт, кейсы применения и экономический эффект от внедрения в Российской Федерации". Режим доступа: URL: https://json.tv.
References:
1. Natsional'naya programma agrarnykh innovatsiy. Ofitsial'nyy sayt Minsel'khoza Avstralii. Rezhim dostupa: URL: https://www.agriculture.gov.au/ag-farm-food/innovation/ national-ag-innovation-agenda#national-agricultural-innovation-priorities.
2. Kozubenko I.S. O nekotorykh aspektakh informatsionnogo obespecheniya upravleniya zemel'nymi resursami v APK // Upravleniye riskami v APK. 2020. № 2. P. 17-25.
3. Tsifrovaya transformatsiya sel'skogo khozyaĭstva Rossii: ofits. izd. M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2019. 80 s. Rezhim dostupa: URL: https://rosinformagrotech.ru/ data/elektronnye-kopii-izdanij/normativnye-dokumenty-spravochniki-katalogi-i-dr/download/66-normativnye-dokumenty-spravochniki-katalogi/1347-tsifrovaya-transformatsiya-selskogo-khozyajstva-rossii-2019.
4. Tochnoye zemledeliye: sostoyaniye i perspektivy / Ye. V. Truflyak, N. YU. Kurchenko,
A.S. Kreĭmer. Krasnodar : KubGAU, 2018. P.17.
5. Vodyanova S. Analiticheskiy otchet "Internet veshchey v sel'skom khozyaystve (Agriculture IoT / AIoT): mirovoy opyt, keysy primeneniya i ekonomicheskiy effekt ot vnedreniya v Rossiyskoy Federatsii". Rezhim dostupa: URL: https://json.tv.
All illustrations of the article: