ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СИСТЕМЫ АГРАРНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В РОССИИ
top of page
Volume № 37 (2020)

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Горбачев М.И. Развитие аналитических центров в России // Управление рисками в АПК. 2020. № 3. С. 84-89. URL: http://www.agrorisk.ru/pub/202003.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMIC SCIENCES
ГОРБАЧЕВ М.И.

ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СИСТЕМЫ АГРАРНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
В РОССИИ

Горбачев Михаил Иванович – кандидат экономических наук, начальник отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия.
E-mail: mgorbachev@spcu.ru
SPIN-код: 1747-9529

annotation

В статье рассматривается вопрос о деятельности аналитических центров в Российской Федерации. Отмечается их важность данных организаций в отраслевом анализе. Кроме того, раскрывается специфика использования данных и деятельность аналитических центров в агропромышленном комплексе.

Keywords

Аналитический центр, источники информации, агропромышленный комплекс, специфика работы, Минсельхоз России, отраслевые союзы, ассоциации.

GORBACHEV M.I.

APPROACHES TO ANALYSIS OF THE SYSTEM OF AGRARIAN ANALYTICAL CENTERS IN RUSSIA

Mikhail I. Gorbachev - Ph.D., Associate Professor, Head of Department, Center of Agroanalytics, Moscow, Russia.
E-mail: mgorbachev@spcu.ru

Annotation

The article discusses the issue of the activities of analytical centers in the Russian Federation. The importance of these organizations in industry analysis is noted. In addition, the specifics of the use of data and the activities of analytical centers in the agro-industrial complex are disclosed.

Keywords

Analytical center, sources of information, agro-industrial complex, specifics of work, Ministry of Agriculture of Russia, industry unions, associations.

Article text

Целесообразно рассматривать подходы к анализу системы аграрных аналитических центров в общем и специальном порядке. В целом систему аналитических центров можно рассматривать как совокупность конкурирующих организаций, преследующих цель создания максимально объективной, достоверной, качественной информации, востребованной потребителем, роль которого исполняют государственные, общественные и бизнес-структуры. Аналитические центры в этом аспекте могут ассоциироваться с такими понятиями как фабрики мысли, thinktanks, интеллект-центры, центры компетенций, экспертные песочницы, идейные конвейеры и прочее. По мнению некоторые авторов, указанные структуры в процессе подготовки и принятия управленческих решений выступают в качестве властных субъектов (субъектов влияния), и именно благодаря их запросам «фабрики мысли» актуализируются и становятся востребованными [1].

Для целей настоящей статьи мы исходим из гипотезы, что аналитические центры – это, с одной стороны, оформленные юридически в ту или иную организационно-правовую форму организации либо отдельные структурные подразделения внутри организаций, решающие профильные аналитические задачи. С другой стороны, под аналитическими центрами целесообразно видеть нечто большее, а именно временные или постоянные трудовые коллективы, объединенные профессиональным опытом в конкретных областях экспертного знания и создающие коллективно ценность в виде экспертной информации для тех или иных потребителей. Второй подход позволяет глубже интерпретировать и оценивать систему аналитических центров, сохраняя возможность выявления резервов интеллектуальной, экспертно-аналитической силы, необходимой для управления рисками в агропромышленном комплексе и других областях народного хозяйства.

Основными преимуществами в работе аналитических служб и центров является то, что они обладают доступом к первичной и вторичной информации наблюдаемых объектов и пониманием работы с формируемыми по итогам наблюдения данными (интерпретации). Под первичной информацией понимаются данные, собранные впервые для конкретной цели, в ходе решения конкретной задачи наблюдаемым объектом. Вторичная информация представляет собой данные, собранные для решения других задач. Вторичные данные более дешевые и доступные, чем первичные. Однако их недостаток заключается в том, что они могут оказаться устаревшими, неполными, а в некоторых случаях искаженными. Работа с вторичными данными означает необходимость наличия инструментов дополнительной проверки валидности данных.

Аналитическими центрами (далее – АЦ) в процессе своей работы и специфики исследуемой отрасли формируются следующие информационно-аналитические материалы, являющиеся результатами работы АЦ:
1) аналитические и справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях, проблемах и рисках его развития;
2) проекты нормативно-правовых актов, прямо или косвенно влияющие на состояние рынка (изменения в приказы, распоряжения, стандарты на продукцию, технологию);
3) отчеты о финансово-хозяйственной деятельности организаций исследуемой предметной области и о развитии отрасли в целом в различных разрезах;
4) аналитические статьи о развитии рынка, представленные в отраслевых изданиях;
5) информация, для отраслевых государственных органов, формирующих прогнозы и тенденции развития;
6) мнения потребителей о характеристиках продукции, публикуемые в печатных органах объединений (союзах) потребителей.

Используя предлагаемую классификацию [3], аналитические центры можно классифицировать на три группы: частные, государственные и научные.
Первая группа центров - «частные» АЦ. Центры этой группы отличаются следующими чертами: работа на контрактной основе для достижения коммерческих целей, стремление к самоокупаемости, среди клиентов этих центров значительна доля бизнеса, стремление к диверсификации исследовательского продукта и клиентской базы, гибкое реагирование на изменения клиентского спроса, меньшая зависимость от государства.

Вторую группу новых АЦ можно назвать государственными и/или парагосударственными. Общими для этой группы центров является то, что они финансируются государством за счет средств федерального или региональных бюджетов. Государство финансирует такие АЦ либо на основе целевых субсидий и государственного задания, либо на основе контрактов на выполнение конкретных аналитических исследований.

В первом случае, направления и фокус разработок государственных АЦ связан с прямой обязанностью выполнения государственного задания, характер которого в свою очередь обуславливается необходимостью выполнения уставных задач учреждений, направленных на содействие в реализации полномочий курирующего государственного органа. Второй случай связан во много с политической природой выводного знания, которым отличаются результаты работы АЦ – исследования. Как итог, некоторые АЦ такого типа являются политически обусловленными, то есть выполняют роль балансиров на поле политических идей. Поэтому анализ российских АЦ такого типа позволяет в том числе выделить не только узкопрофессиональные отраслевые АЦ, но также проидеологические АЦ, которые могут, например, являться источниками либеральных или консервативных взглядов, обладают влиянием на определённые сегменты политической и аграрноотраслевой элиты.

Третья группа центров — исследовательские аналитические центры. Их отличает, во-первых, то, что главным направлением их деятельности является нацеленность на проведение фундаментальных исследований, то есть фокус их работ и выводного знания обращен преимущественно в будущее. Во-вторых, такие АЦ обладают свойствами академичности: их аналитические продукты носят соответственно менее прикладной характер, в отличие от чисто прикладных. Исследовательские АЦ в силу невозможности привлечь финансирование от рыночных игроков чаще всего имеют тесные связи с Академией наук или прямо включены в ее структуру, тесно взаимодействуют с научным сообществом, в том числе с международными фондами, финансирующими глобальные фундаментальные проекты. В-третьих, соответственно природе в подобных АЦ могут преобладают такие источники финансирования как иностранные гранты и в целом глубокое международное сотрудничество.

Сообразно предложенной классификации аналитических центров, в частном порядке подходы к анализу системы аграрных аналитических центров можно строить вокруг основного регулятора, запросов основных бизнес-структур (агрохолдингов), общественных организаций. В пределах настоящей статьи рассмотрим некоторые из ключевых элементов в системе аграрных аналитических центров, функционирующих в орбите регулятора – Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В структуре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации существует ряд подведомственных учреждений, занимающихся аналитической деятельностью по ключевым направлениям развития агропромышленного комплекса внутри страны, так и зарубежных агрокомплексов. Аналитическая деятельность формируется ими в рамках реализации государственных программ и выполнения государственного задания.

Так, ФГБУ «Центр Агроаналитики» осуществляет сбор и анализ первичных данных о состоянии агропромышленного комплекса, прогнозирование (планирование) развития АПК, экспертизу проектов в сфере АПК, сопровождение ключевых информационных систем Минсельхоза России (СМ ПБ, ИС ПК ГП, ЦИАС СГИО СХ), а также формирование базы данных для международных информационных систем типа AMIS. Анализ и формирование данных направлено на подготовку для руководства Минсельхоза России, Правительства Российской Федерации комплексной информации о развитии АПК по ключевым направлениям и рынкам. В качестве доступных материалов можно указать на Еженедельный бюллетень о состоянии АПК, находящийся в открытом доступе [5].

В свою очередь ФГБУ «Центр развития экспорта продукции агропромышленного комплекса Российской Федерации» проводит аналитические исследований по выявлению приоритетных направлений, продуктов, стран-партнеров по экспорту продукции АПК [6], публикуя на регулярной основе профильные материалы по возможностям экспорта продукции АПК на приоритетные для Российской Федерации рынки сбыта агропромышленной продукции.

ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России» [7] являет центром компетенций для цифровой трансформации сельского хозяйства и обеспечения технологического прорыва в агропромышленном комплексе посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. Центр осуществляет содействие Минсельхозу России по реализации задач в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство», а также мероприятий по сопровождению и развитию государственных информационных систем, входящих в состав Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. СГИО СХ является системным технологическим контуром, организующим все потоки данных о состоянии агропромышленного комплекса.

Также отметим, что существуют специализированные подведомственные учреждения, занимающиеся узкими вопросами в рамках своей деятельности. Например, подведомственные учреждения Россельхознадзора осуществляет мониторинг и аналитику в рамках надзора в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. ФГБУ «Центр ветеринарии» осуществляет мониторинг рынка отечественных и зарубежных лекарственных средств, и препаратов для ветеринарного применения, мониторинг эпизоотической ситуации в Российской Федерации и за рубежом.


Важную роль в развитии аналитических центров в системе Минсельхоза России занимает взаимодействие с отраслевыми союзами и ассоциациями [4], которые также имеют в своем составе информационно-аналитические центры, занимающие анализом вверенных им отраслей. Отраслевые союзы и ассоциации как составная часть системы аграрных аналитических центров в России будут рассмотрены в наших следующих публикациях.

В целом отметим, что по данным СПАРК-Интерфакс на 01.01.2020 в Российской Федерации зарегистрировано 69 организаций различных организационно-правовых форм, чьим основным видом деятельности является оказание различных консультационных услуг в области сельского хозяйства. Также по данным СПАРК-Интерфакс зарегистрировано 1532 организации, чьи дополнительным видом деятельности является предоставление данных услуг [8].

В заключение отметим, что фокус и возможности развития рассмотренных ключевых аналитических организаций, находящихся в ведении Минсельхоза России, заключаются прежде всего в необходимости агрегации собранных данных о состоянии и развитии отечественного АПК для формирования прогнозов развития отраслей АПК в целом по стране с целью достижения установленных стратегическими документами Российской Федерации показателей (например, целевых значений Доктрины продовольственной безопасности).

В этом плане предметная область их изысканий чаще всего затрагивает развитие АПК на уровне макропоказателей, в масштабе страны и субъектов Федерации, и в незначительной мере охватывает анализ мезо- и микроуровней АПК.

Sources:


1. Медушевский Н.А. Аналитические центры в политическом процессе: американская модель «фабрик мысли». Режим доступа: URL: https://rusrand.ru/analytics/ analiticheskie-tsentry-v-politicheskom-protsesse-amerikanskaja-model-fabrik-mysli.
2. Преимущества и недостатки первичной и вторичной информации/ Режим доступа: URL: http://managment-study.ru/preimushhestva-i-nedostatki-pervichnoj-i-vtorichnoj-informacii.html#ixzz66EYAveNU.
3. Мозговые центры в России: история и развитие. Точка зрения эксперта // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. Режим доступа: URL: https://gtmarket.ru/library/articles/118
4. Отраслевые союзы. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Режим доступа: URL: http://mcx.ru/ministry/industry-unions/
5. Официальный сайт ФГБУ «Центр Агроаналитики». Режим доступа: URL: http://specagro.ru
6. Официальный сайт ФГБУ «Агроэкспорт». Режим доступа: URL: http://mcxae.ru
7. Официальный сайт ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России». Режим доступа: URL: http://mcxac.ru.
8. Сетевое издание Информационный ресурс СПАРК. Режим доступа: URL: http://www.spark-interfax.ru.

References:


1. Medushevskiy N.A. Analiticheskiye tsentry v politicheskom protsesse: amerikanskaya model' «fabrik mysli». Rezhim dostupa: URL: https://rusrand.ru/analytics/ analiticheskie-tsentry-v-politicheskom-protsesse-amerikanskaja-model-fabrik-mysli.
2. Preimushchestva i nedostatki pervichnoy i vtorichnoy informatsii/ Rezhim dostupa: URL: http://managment-study.ru/preimushhestva-i-nedostatki-pervichnoj-i-vtorichnoj-informacii.html#ixzz66EYAveNU.
3. Mozgovyye tsentry v Rossii: istoriya i razvitiye. Tochka zreniya eksperta // Elektronnaya publikatsiya: Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy. Rezhim dostupa: URL: https://gtmarket.ru/library/articles/118.
4. Otraslevyye soyuzy. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii. Rezhim dostupa: URL: http://mcx.ru/ministry/industry-unions.
5. Ofitsial'nyy sayt FGBU «Tsentr Agroanalitiki». Rezhim dostupa: URL: http://specagro.ru
6. Ofitsial'nyy sayt FGBU «Agroeksport». Rezhim dostupa: URL: http://mcxae.ru.
7. Ofitsial'nyy sayt FGBU «Analiticheskiy tsentr Minsel'khoza Rossii». Rezhim dostupa: URL: http://mcxac.ru. 8. Setevoye izdaniye Informatsionnyy resurs SPARK. Rezhim dostupa: URL: http://www.spark-interfax.ru.

All illustrations of the article:

bottom of page