ИМПОРТ И ЭКСПОРТ СПЕЦИЙ НА РОССИЙСКОМ ПРОДУКТОВОМ РЫНКЕ
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Мехедькин, А. А. Импорт и экспорт специй на российском продуктовом рынке / А. А. Мехедькин, Г. В. Джиначарадзе // Управление рисками в АПК. – 2019. – № 6. – С. 28-35.

MECHEDKIN A.A., DZHINCHARADZE G.V. IMPORT AND EXPORT OF SPICES IN THE RUSSIAN FOOD MARKET

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
МЕХЕДЬКИН А.А., ДЖИНЧАРАДЗЕ Г.В.

ИМПОРТ И ЭКСПОРТ СПЕЦИЙ НА РОССИЙСКОМ ПРОДУКТОВОМ РЫНКЕ

Мехедькин Анатолий Акимович – советник, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: amehedkin@spcu.ru

Джиначарадзе Георгий Владимирович – главный специалист, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия.
E-mail: gdzhincharadze@spcu.ru

annotation

В статье рассматриваются вопросы импорта и экспорта специй на российском продуктовом рынке. Проанализированы причины роста импорта пряностей в Россию экспорта из России. Приведены основные партнеры России на внешних рынках пряностей, страны экспортеры и импортеры пряностей, номенклатура экспорта и импорта пряностей.

Keywords

Импорт специй, данные Федеральной таможенной службы, цены на ваниль, анис, кориандр, тмин, черный перец.

MECHEDKIN A.A., DZHINCHARADZE G.V.

IMPORT AND EXPORT OF SPICES IN THE RUSSIAN FOOD MARKET

Anatoly A. Mechedkin – advisor, Agroanalytics Center, Moscow, Russia
E-mail: amehedkin@spcu.ru

Georgy V. Dzhincharadze – Specialist, Analytical Center of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: gdzhincharadze@spcu.ru

Annotation

The article discusses the issues of import and export of spices in the Russian food market. The reasons for the growth in the import of spices to Russia from Russia are analyzed. The main partners of Russia in foreign spices markets, countries exporters and importers of spices, nomenclature of export and import of spices are given.

Keywords

Import of spices, data from the Federal Customs Service, prices for vanilla, anise, coriander, caraway seeds, black pepper.

Article text

Товарооборот пряностей и приправ стал одними из лидеров по темпам роста цен за предыдущие годы. По данным Росстата, соусы и специи за 2015 год подорожали к предыдущему году на треть, а за восемь месяцев 2016 года цены подросли еще на 9%. Показатели рынка в 2017 и 2018 годах рассмотрены более подробно.
Корреляция натуральных и стоимостных объемов импортируемых специй говорит об относительно стабильном и зрелом мировом рынке специй, когда неурожай какого-то поставщика компенсируется поставками конкурентов. Динамика стоимости импортных поставок отражает изменения стоимости валюты на российском рынке - почти все пряности и готовые приправы импортного производства или сделаны из импортного сырья.

По данным Федеральной таможенной службы, за январь-июль 2016 года в Россию было ввезено 18,12 тысяч тонн специй общей стоимостью на 51,12 млн долларов, что больше, чем за аналогичный период предыдущего года на 19% и 28% соответственно.
Рекордный рост показали цены на ваниль, увеличившись за год в три раза, а за последние четыре года – в десять раз, наблюдался дефицит качественного сырья из-за сокращения урожаев в Мексике и на Мадагаскаре. Подстегивает цены и спрос со стороны таких гигантов пищевой индустрии, как Nestle и Whole Foods Market, которые пытаются переходить на натуральные ароматизаторы в своем производстве.

Несмотря на увеличение цен, рост импорта пряностей в Россию прослеживается на протяжении нескольких лет. Далеко не все из них поставляются непосредственно для потребительского рынка. Сегодня повышенный спрос обусловлен растущими потребностями отечественной пищевой промышленности - производителей мяса и колбас, консервированных фруктов и овощей, хлебобулочных изделий и другой продукции.
Среди основных пряностей больше всего в Россию поставляется перца. В январе-июле 2016 года его импорт составил 8,475 тысяч тонн, превысив аналогичный период прошлого года на 17%. Почти столько же в Россию ввозится имбиря, шафрана, куркумы, лаврового листа и других пряностей товарной позиции 0910 ТНВЭД ЕАЭС – 7,677 тысяч тонн (+16,5%). В свою очередь, небольшое снижение поставок произошло лишь по таким товарам, как ваниль, мускатный орех, маис и кориандр из-за значительного удорожания этой продукции на мировом рынке.

Основным поставщиком за рассматриваемый период выступает Китай, который импортировал в Россию 6,698 тысяч тонн пряностей, увеличив поставки на 31,8%. Рост демонстрируют и другие крупнейшие поставщики – Вьетнам (+42,3%), Индия (+52,3%), Грузия (+10,7%). Импорт из Узбекистана увеличился почти в четыре раза. Россия, кроме перца, стала больше ввозить семян аниса, бадьяна, кориандра и тмина. При этом на 90% упал импорт из Беларуси, составив всего лишь 60,99 тонн, а также Бразилии (-35%). Стоит добавить, что российский импорт с каждым годом все больше смещается в сторону азиатских стран за счет сокращения поставок из Европы.

Эксперты оценивают долю отечественной продукции в 20-30% в натуральном выражении. Основные производители пряностей базируются в Краснодарском крае, Ростовской и Пензенской областях и на Ставрополье. Российские фирмы имеют потенциал, и способны занимать большую долю на рынке, однако с падением курса рубля, они стали все больше ориентироваться на экспорт [1].
Тем не менее, несмотря на имеющиеся возможности, российские производители также ориентируются на экспорт сырья, нежели готовой продукции. Например, по данным Федеральной таможенной службы, экспорт пряностей из России за семь месяцев 2016 года увеличился почти в три раза по стоимостному объему до 24,1 млн долларов, и в 7,6 раз по физическому объему до 38,9 тысяч тонн. Резкий рост начался с лета 2015 года после того, как российская валюта начала терять в цене. При этом физические объемы экспорта за этот период превышали импорт более чем в два раза (38,9 тысяч тонн против 18,12 тысяч тонн) но по стоимости, они вполовину меньше (24,1 млн долларов против 51,12 млн долларов), из-за экспорта товара с низкой добавленной стоимостью.
География российского экспорта достаточно широка – от Восточной Европы и стран СНГ, до азиатских стран, таких как Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия и Непал. В свою очередь, из этих стран обратно ввозится уже переработанная продукция.

Успехи на внешнеторговой арене негативно сказываются на российских потребителях, поскольку также способствуют росту цен на внутреннем рынке. С падением реальных доходов населения приводит к сокращению спроса – специй и пряностей покупают все меньше. По оценке игроков рынка, доля специй и приправ в потребительской корзине россиянина сократилась почти вдвое за последние годы. Наряду с этим падает и качество продукции. Часто производители используют сырье более низкого сорта, нередко молотые специи и приправы содержат заменители: муку, крахмал, дробленый рис, золу, манку, и другие добавки [1].
Информация по рынку специй в России носит противоречивый характер из-за сложной структуры самоорганизации поставщиков – потребителей, наличие не учитываемого производства в подсобных и личных хозяйствах (когда снижение объемов регистрируемого товарооборота не соответствует реальным объемам потребления). Сопоставление синхронизированных по времени для наблюдаемого продукта данных из разных независимых источников позволяет оценить уровень неопределённости на этом рынке.

Так, в ноябре 2017 г. DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка сухих специй и приправ в России [42]. По расчетам DISCOVERY Research Group, объем рынка сухих специй и приправ в России в 2015 г. составил 45 551,0 тонн., в 2016 г. он вырос на 3,5% и составил 47 152,4 тонн.
Ключевыми игроками на рынке сухих специй и приправ в России в натуральном выражении являются такие производители, как NESTLE (11,0%), ЗАО ПРОКСИМА, MCCORMICK (5,5%).
Согласно оптимальному прогнозу, в натуральном выражении объем рынка сухих специй и приправ в России в 2020 г. составит 58 700,7 тыс. кг.
По расчетам DISCOVERY Research Group, объем производства сухих специй и приправ в России в 2015 г. составил 16 815,4 тыс. кг. В 2016 г. он вырос на 23,0%.
В структуре производства ключевое положение имеет НЕСТЛЕ РОССИЯ, его доля в 2016 г. – 15,3%. На втором месте АО ПРОКСИМА, доля составляет 14,2%, на третьем месте ГК АРИКОН.
Объем импорта сухих специй и приправ в 2015 г. составил 25 439,6 тыс. кг., в 2016 г. он сократился на 10,8%

На первом месте по объемам импорта среди специй находится перец, на втором – имбирь, лавровый лист находится на третьем месте по объемам импортной продукции.
Экспорт сухих специй и приправ из России демонстрирует постоянный рост. По расчетам DISCOVERY Research Group, в 2015 г. из России было экспортировано 2 559,8 тонн. сухих специй и приправ, в 2016 г. при темпе прироста 118,7% объем экспорта составил 5 598,5тонн.
Ключевая доля экспорта приходится на такой вид специй, как кориандр [2].
Мировые цены на специи остаются относительно стабильными, среагировав существенным повышением цен на капризы погоды в 2015 году, и некоторым их снижением в настоящий период в эпоху санкционных ограничений. Динамика цен, например, на имбирь за последние 5 лет [3] у основных поставщиков: Китая, Индии и Нигерии (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика цен на имбирь за период 2013 – 2018 годы по данным Томсон Рейтерс

Анализ импортных и экспортных поставок для российского рынка специй показывает:
- товарооборот семенами специй имеет ярко выраженный сезонный характер, основные объемы приходятся на зимний период;
- предложения Вьетнамом более низких цен на поставляемую продукцию (по мнению экспертов с более низким качеством) позволяет этой стране расширять объемы поставок, в т.ч. и на российский рынок.

Специи, позволяющие производить уборку 2 и более раз в год в местах произрастания, с учетом возможного длительного хранения при обеспечении требований к таре и условиям хранения обеспечивают возможность закупок с условиями, не зависящими от сезона уборки урожая.
По основному виду (40 – 45 процентов от общего объема закупаемых и экспортируемых специй) стоимость экспорта из России черного перца снизилась при увеличивающихся объемах, и при стабильном внешнем рынке (динамика закупаемых Россией объемов соответствует динамике цен импортируемого черного перца) характеризует стратегию российских поставщиков, направленную на экспансию и расширение внешних рынков.

Сезонность поставок на мировой рынок специй наблюдается для гвоздики (3 квартал экспорта, 1 квартал импорта в Россию); ванили (зимний период), максимальная стоимость в конце 2016 года – первой половине 2017 года из-за неурожая основных стран-производителей; импорт семян специй (4-ый квартал). Остальные рассмотренные представители поставляемых и экспортируемых из России специй за 2013 – 2018 годы продемонстрировали относительную стабильность стоимости закупаемой (поставляемой) продукции на рынке специй с повышающимся трендом поставок в натуральном выражении для перца черного.

Отношение в стоимостном и натуральном выражении экспортных из России и импортных объемов специй находится в пределах 10 % и менее для перца черного, ванили, группе специй имбирь, шафран, тимьян, чабрец, лавровый лист, карри; по гвоздике – менее 1%, но превышает в 20 раз в натуральном выражении и в 4,5 раза в стоимостном по группе семян аниса, кориандр, тмина (последняя позиция поставок на мировой рынок определяет Россию как одного из основных игроков на рынке тмина, в первую очередь тмина черного и масла из него; при этом в России масло производится в основном из более качественного импортного сырья).

Sources:

1. Быркова Е., «Растут цены и объемы внешней торговли специями и пряностями», ПРОВЭД, информационный ресурс – Режим доступа URL: https://fruitnews.ru/analytics/21-anaitic/47214-proved-rastut-tseny-i-ob-emy-vneshnej-torgovli-spetsiyami-i-pryanostyami.html, дата обращения 21.12.2018г.
2. «Анализ рынка приправ (специй) в России», Маркетинговое исследование рынка, Агентство DISCOVERY RESEARCH GROUP, информационный ресурс – Режим доступа URL: https://drgroup.ru/1240-Analiz-rynka-priprav-(spetsij)-v-Rossii.html, дата обращения 21.12.2018г.
3. Программный ресурс Thomson Reuters – Режим доступа URL: https://www.thomsonreuters.com/en.html , дата обращения 21.12.2018г.  

References:

1. Byrkova Ye., «Rastut tseny i ob"yemy vneshney torgovli spetsiyami i pryanostyami», PROVED, informatsionnyy resurs – Rezhim dostupa URL: https://fruitnews.ru/analytics/21-anaitic/47214-proved-rastut-tseny-i-ob-emy-vneshnej-torgovli-spetsiyami-i-pryanostyami.html, data obrashcheniya 21.12.2018g.
2. «Analiz rynka priprav (spetsiy) v Rossii», Marketingovoye issledovaniye rynka, Agentstvo DISCOVERY RESEARCH GROUP, informatsionnyy resurs – Rezhim dostupa URL: https://drgroup.ru/1240-Analiz-rynka-priprav-(spetsij)-v-Rossii.html, data obrashcheniya 21.12.2018g.
3. Programmnyy resurs Thomson Reuters – Rezhim dostupa URL: https://www.thomsonreuters.com/en.html , data obrashcheniya 21.12.2018g.  

All illustrations of the article:

bottom of page