ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ СОЛИ, ЧАЯ И СПЕЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕАЭС)
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Мехедькин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности на рынке соли, чая и специй (на примере стран ЕАЭС) / А. А. Мехедькин // Управление рисками в АПК. – 2019. – № 6. – С. 5-13. URL: http://www.agrorisk.ru/20190601

MECHEDKIN A.A. LEGAL REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE MARKET OF SALT, TEA AND SPICES (ON THE EXAMPLE OF THE EAEU COUNTRIES)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
МЕХЕДЬКИН А.А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ СОЛИ, ЧАЯ И СПЕЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕАЭС)

Мехедькин Анатолий Акимович – советник, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: amehedkin@spcu.ru

annotation

В статье рассмотрено правовое регулирование внешнеэкономической деятельности на рынке соли, чая и специй (на примере стран ЕАЭС), проблемы современной российской классификации и идентификации чая и чайной продукции и даны рекомендации решения этих проблем.

Keywords

Международные стандарты, санитарная охрана, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, чай и чайная продукция, поваренная соль, специи.

MECHEDKIN A.A.

LEGAL REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE MARKET OF SALT, TEA AND SPICES (ON THE EXAMPLE OF THE EAEU COUNTRIES)

Anatoly A. Mechedkin – advisor, Agroanalytics Center, Moscow, Russia
E-mail: amehedkin@spcu.ru

Annotation

The article discusses the legal regulation of foreign economic activity in the market of salt, tea and spices (on the example of the EAEU countries), the problems of modern Russian classification and identification of tea and tea products and gives recommendations for solving these problems.

Keywords

International standards, sanitary protection, sanitary-epidemiological and hygienic requirements, tea and tea products, table salt, spices.

Article text

Резкое увеличение международных стандартов привело к жарким спорам в последнее время. От прав человека до защиты окружающей среды, от Интернета до финансовых инструментов, от антитрастов до ракетных технологий — международные стандарты регулируют одни из наиболее важных вопросов современности[1]. В результате появляется все больше научных работ, в которых изучается роль международных стандартов в той или иной сфере международных отношений.
В отечественной и зарубежной доктрине вопрос о том, что понимать под международным стандартом с точки зрения права, до сих пор остается открытым. Активное использование международных стандартов практически во всех сферах деятельности: от требований к максимально допустимому содержанию пальмового масла до требований к конструкциям самолетов — увеличивает интерес к данной теме.

В указанные перечни продукции включены также чай и чайная продукция, поваренная соль и специи. Санитарная охрана в странах ЕАЭС осуществляется через систему технических регламентов, в которых постепенно сосредоточиваются все обязательные санитарные требования к продукции и процессам. Решением КТС от 28 мая 2010 г. № 299 был утвержден единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю, в котором выделяется продукция, подлежащая государственной регистрации при первом ввозе (продукция детского питания, бытовая химия, предметы личной гигиены и др.)[2]. Документ содержит также Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), которые включают более 20 разделов. Перечень продукции и единые требования сокращаются по мере вступления в силу технических регламентов, содержащих аналогичные условия.

Рассматриваемые продукты в настоящее время не получили специальной нормативной регламентации в правовом пространстве ЕАЭС. С 2011 г., по сути, единственными документами, фиксирующими требования по ним, являются Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880[3]; а также Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 881[3].
В отсутствие нормативной регламентации требований к специям на уровне ЕАЭС в рамках правового поля Российской Федерации действует принятый в 2016 г. ГОСТ Р 57029-2016 «Продукты пищевые специализированные, специи, пряности, продукты их переработки и биологически активные добавки к пище. Определение непищевых красителей Судан I, Судан II, Судан III, Судан IV и Пара Ред (Para Red)»[4].

Указанный стандарт распространяется на пищевые специализированные продукты, специи, пряности и продукты их переработки, а также на биологически активные добавки к пище и другие пищевые продукты (в состав которых входят специи и пряности) и устанавливает метод качественного определения непищевых красителей Судан I, Судан II, Судан III, Судан IV и Пара Ред (Para Red) методом высокоэффективной жидкостной хроматографии.
Что касается соли (прежде всего, поваренной), то на сегодняшний день основным документом, определяющим требования к качеству поваренной соли, действительно является национальный стандарт ГОСТ Р 51574-2018 «Соль пищевая. Общие технические условия»[5]. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» содержит только требования к содержанию токсичных элементов в поваренной соли и требования к количественному содержанию йода в йодированной поваренной соли. Других показателей безопасности, требований к минеральному составу соли и указаний о необходимости йодирования соли в йод-дефицитных регионах регламент не содержит.

Начиная с 2014 г. Минсельхоз России приступил к работе над подготовкой проекта технического регламента Таможенного союза (на тот период ЕАЭС только формировался), который будет устанавливать требования к пищевой соли[6]. Однако, по настоящее время соответствующий технический регламент так и не утвержден.
Чай и чайная продукция
Поскольку чай и чайная продукция являются продукцией, активно перемещающейся через таможенную границу, достаточно актуальными являются проблемы межгосударственной гармонизации терминологии, вопросы идентификации чая и чайной продукции с целью правильной их классификации и установления кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)[7]. От того, насколько точны и гармонизированы терминология, требования к качеству и безопасности зависит правильность классификации чая и возможность его идентификации.

В последние несколько лет в России произошли давно назревшие изменения в области стандартизации чая и чайной продукции, связанные со значительным расширением ассортимента, увеличением доли фальсифицированной продукции и необходимостью гармонизации терминологии и классификации с другими странами. Были заменены многие стандарты, введены совершенно новые, изменились термины и некоторые требования к качеству, появились новые виды чая и чайной продукции[8].
Тем не менее, значительная доля продукции выпускается не в соответствии с действующим межгосударственным стандартом, а по Техническим условиям (ТУ) или другим нормативным и техническим документам; сегодня на рынке чая и чайной продукции по-прежнему присутствует довольно высокая доля фальсифицированных товаров.

В настоящее время российская нормативно-правовая база в отношении чая представлена следующими основными межгосударственными стандартами: ГОСТ 32593-2013 «Чай и чайная продукция. Термины и определения»; ГОСТ 32573-2013 «Чай черный. Технические условия»; ГОСТ 32574-2013 «Чай зеленый. Технические условия»; ГОСТ 33481-2015 «Чай частично ферментированный. Технические условия»; ГОСТ 32170-2013 «Чай. Правила приёмки»; ГОСТ 32572-2104 «Чай. Органолептический анализ»; ГОСТ ISO 3103-2013 «Чай. Приготовление настоя для органолептического анализа» и др. (всего действует 39 стандартов)[9].

Действующий стандарт ГОСТ 32593 четко отделяет чай, как пищевой продукт только из чайного листа и не содержащий других компонентов, от остальной чайной продукции. При этом к чайной продукции относят достаточно широкую группу пищевых продуктов, включающую:
— чай с добавками,
— чайный напиток,
— растворимый чай,
— растворимый чай с добавками,
— растворимый чайный напиток,
— жидкий концентрат чая,
— жидкий концентрат чая с добавками,
— жидкий концентрат чайного напитка,
— холодный чай.

Однако, перечисленные выше стандарты не дают четких определений, характеризующих каждую стадию производства частично ферментированного чая в отдельности (для белых, желтых и красных чаев). Это может в дальнейшем повлечь за собой проблемы идентификации чаев данного вида, ведь каждому виду частично ферментированных чаев присущи свои нюансы производственного процесса, характеризующиеся той или иной степенью ферментации и методом осуществления такой ферментации[10].
В общей сложности проблемы современной российской классификации и идентификации чая и чайной продукции можно свести к отсутствию единой, унифицированной нормативно-правовой базы и терминологии.

Таким образом, проблемы современной российской классификации и идентификации чая и чайной продукции проблемы современной российской классификации и идентификации чая и чайной продукции с регулированием требований по рассмотренным выше продуктам могло бы стать:
1) Принятие единой классификации и терминологии по чайной продукции, гармонизированной с китайскими, европейскими и другими нормативными документами, на базе которых можно более точно определить идентификационные признаки различных видов чаев и чайной продукции.
2) Создание единых технических регламентов ЕАЭС по чаю и чайной продукции, пищевой соли и специям. Принятие подобных мер могло бы позволить значительно повысить качество и безопасность импортируемого на территорию России и ЕАЭС сырья для производства и готовых продуктов, а также устранить проблемы по идентификации и правильной классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (в первую очередь, это касается чайной продукции).

Sources:

1. Gadinis S. Three pathways to global standards, private, regulator, and ministry // The American Journal of International Law. 2015. Vol. 109. No 1. P. 1.; Салия М.Р. Понятие международных стандартов в «праве ВТО»//Актуальные проблемы российского права. -2016. № 10. С.197.
2. Решение Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе»//СПС «Консультант плюс».
3. СПС «Консультант плюс»
4. ГОСТ Р 57029-2016 Продукты пищевые специализированные, специи, пряности, продукты их переработки и биологически активные добавки к пище. Определение непищевых красителей Судан I, Судан II, Судан III, Судан IV и Пара Ред (Para Red) – Режим доступа URL: http://nd.gostinfo.ru/document/6144813.aspx (дата обращения: 13.12.2018).
5. ГОСТ Р 51574-2018 Соль пищевая. Общие технические условия – Режим доступа URL: https://allgosts.ru/67/220/gost_r_51574-2018.pdf (дата обращения: 13.12.2018).
6. Новые требования к пищевой соли. – Режим доступа URL:https://roscontrol.com/journal/news/novie-trebovaniya-k-pishchevoy-soli/# (дата обращения: 13.12.2018).
7. Криштафович Д.В., Мухутдинова С.М. Особенности современной терминологии и классификации чая и чайной продукции// Товаровед продовольственных товаров – 2018. № 2. – Режим доступа URL: http://xn--80ae9bc.xn--p1ai/publikatsii/865/ (дата обращения: 12.12.2018).
8. Юсова О.В. Изменения российской нормативной базы по классификации и качеству чая / О.В. Юсова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: экономика и управление. - 2015. №6. С. 34–38.
9. С перечнем и текстами стандартов можно ознакомиться на официальном сайте ФГУП «Росстандартинформ». – Режим доступа URL: http://nd.gostinfo.ru/doc.aspx?control=&search=%F7%E0%E9&sort=%20ASC&catalogid=gost&classid=-1&s=-1&page=2 (дата обращения:11.12.2018).
10. Криштафович Д.В., Мухутдинова С.М. Особенности современной терминологии и классификации чая и чайной продукции.

References:

1. Gadinis S. Three pathways to global standards, private, regulator, and ministry // The American Journal of International Law. 2015. Vol. 109. No 1. P. 1.; Saliya M.R. Ponyatiye mezhdunarodnykh standartov v «prave VTO»//Aktual'nyye problemy rossiyskogo prava. -2016. № 10. S.197.
2. Resheniye Komissii tamozhennogo soyuza ot 28 maya 2010 g. № 299 «O primenenii sanitarnykh mer v tamozhennom soyuze»//SPS «Konsul'tant plyus».
3. SPS «Konsul'tant plyus»
4. GOST R 57029-2016 Produkty pishchevyye spetsializirovannyye, spetsii, pryanosti, produkty ikh pererabotki i biologicheski aktivnyye dobavki k pishche. Opredeleniye nepishchevykh krasiteley Sudan I, Sudan II, Sudan III, Sudan IV i Para Red (Para Red) – Rezhim dostupa URL: http://nd.gostinfo.ru/document/6144813.aspx (data obrashcheniya: 13.12.2018).
5. GOST R 51574-2018 Sol' pishchevaya. Obshchiye tekhnicheskiye usloviya – Rezhim dostupa URL: https://allgosts.ru/67/220/gost_r_51574-2018.pdf (data obrashcheniya: 13.12.2018).
6. Novyye trebovaniya k pishchevoy soli. – Rezhim dostupa URL:https://roscontrol.com/journal/news/novie-trebovaniya-k-pishchevoy-soli/# (data obrashcheniya: 13.12.2018).
7. Krishtafovich D.V., Mukhutdinova S.M. Osobennosti sovremennoy terminologii i klassifikatsii chaya i chaynoy produktsii// Tovaroved prodovol'stvennykh tovarov – 2018. № 2. – Rezhim dostupa URL: http://xn--80ae9bc.xn--p1ai/publikatsii/865/ (data obrashcheniya: 12.12.2018).
8. Yusova O.V. Izmeneniya rossiyskoy normativnoy bazy po klassifikatsii i kachestvu chaya / O.V. Yusova // Vestnik obrazovatel'nogo konsortsiuma Srednerusskiy universitet. Seriya: ekonomika i upravleniye. - 2015. №6. S. 34–38.
9. S perechnem i tekstami standartov mozhno oznakomit'sya na ofitsial'nom sayte FGUP «Rosstandartinform». – Rezhim dostupa URL: http://nd.gostinfo.ru/doc.aspx?control=&search=%F7%E0%E9&sort=%20ASC&catalogid=gost&classid=-1&s=-1&page=2 (data obrashcheniya:11.12.2018).
10. Krishtafovich D.V., Mukhutdinova S.M. Osobennosti sovremennoy terminologii i klassifikatsii chaya i chaynoy produktsii

All illustrations of the article:

bottom of page