УДК
in process
DOI
10.53988/24136573-2019-04-06
To cite the content of the article, please use the following description
To cite the content of the article, please use the following description
Митякова, Е. Е. Прогноз потребления фруктов в Российской Федерации с учетом сценарных условий социально-экономического развития / Е. Е. Митякова, М. И. Свищева, А. А. Арутюнян // Управление рисками в АПК. – 2019. – № 4. – С. 76-88. – DOI 10.53988/24136573-2019-04-06.
MITYAKOVA E.E., SVISCHEVA M.I., ARUTYUNYAN A.A.
THE FORECAST OF FRUIT CONSUMPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION, TAKING INTO ACCOUNT THE SCENARIO CONDITIONS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
МИТЯКОВА Е.Е., СВИЩЕВА М.И., АРУТЮНЯН А.А.
ПРОГНОЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ ФРУКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Митякова Елена Евгеньевна – главный специалист, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия.
E-mail: emityakova@spcu.ru
SPIN-код: 3938-1091
Свищева Маргарита Игоревна – начальник отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: m.svishcheva@mcx.ru
Арутюнян Ануш Артюшаевна – заместитель начальника отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия.
E-mail: aarutyunyan@spcu.ru
annotation
В статье сделан прогноз потребления фруктов в Российской Федерации, проанализировано среднедушевое потребление фруктов и ягод в период 2006-2017 гг. по регионам Российской Федерации. Проведена кластеризация регионов по набору показателей, характеризующих уровень и распределение доходов населения. Определена зависимость среднедушевого потребления фруктов и ягод от уровня доходов населения в группах регионов с высокими и низкими доходами. Дан прогноз среднедушевого потребления фруктов и уровня удовлетворения населения в продовольствии в соответствии со сценариями социально-экономического развития.
Keywords
Доктрина продовольственной безопасности, потенциальные риски, система продовольственных балансов, площади плодоягодных насаждений, климатические условия для ведения садоводства, уровень доходов населения.
MITYAKOVA E.E., SVISCHEVA M.I., ARUTYUNYAN A.A.
THE FORECAST OF FRUIT CONSUMPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION, TAKING INTO ACCOUNT THE SCENARIO CONDITIONS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT
Elena E. Mityakova – Specialist, Analytical Center, Moscow, Russia.
E-mail: emityakova@spcu.ru
Margarita I. Svishcheva – Head of Branch, Agroanalytics Center, Moscow, Russia.
E-mail: m.svishcheva@mcx.ru
Anush A. Arutyunyan – Deputy Head of Branch, Agroanalytics Center, Moscow, Russia
E-mail: aarutyunyan@spcu.ru
Annotation
The article makes a forecast of fruit consumption in the Russian Federation, analyzes the average per capita consumption of fruits and berries in the period 2006-2017. by regions of the Russian Federation. The regions were clustered by a set of indicators characterizing the level and distribution of population incomes. The dependence of the average per capita consumption of fruits and berries on the income level of the population in the groups of regions with high and low incomes is determined. The forecast is given of the average per capita consumption of fruits and the level of satisfaction of the population in food in accordance with the scenarios of socio-economic development.
Keywords
The doctrine of food security, potential risks, the system of food balances, areas of fruit-bearing stands, climatic conditions for gardening, the level of income of the population.
Article text
Анализ динамики среднедушевого потребления продуктов питания имеет существенное значение для оценки объемов рынка сельскохозяйственной продукции, и формирования агропромышленной политики. Кроме того, соотношение фактического среднедушевого потребления основных продуктов питания и рекомендуемого Минздравом России рационального уровня[1] является одним из целевых индикаторов Доктрины продовольственной безопасности[2]. В соответствии с Доктриной продовольственная безопасность обеспечивается в том случае, если фактическое потребление отдельных продуктов на душу населения соответствует рациональной норме. Для оценки потенциальных рисков в области продовольственной безопасности требуется информация о перспективных изменениях в уровне потребления основных продуктов питания при реализации различных сценарием экономического развития.
Для оценки среднедушевого потребления фруктов на прогнозном периоде в соответствии с описанным в предыдущем разделе инструментарием требуется информация о перспективной динамике факторов, включенных в модель. В качестве прогноза факторов на период 2018-2021 гг. в данной работе использовались данные Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года и демографического прогноза Росстата до 2035 года[7].
В соответствии с методологией, принятой Минэкономразвития России, расчет перспективного уровня потребления проводился для трех сценариев социально-экономического развития: базового, консервативного и целевого[8]. Однако последний прогноз макроэкономической динамики был сформирован министерством только по базовому и консервативному сценариям.
Базовый сценарий предполагает последовательную реализацию макроэкономической политики в рамках бюджетного правила, что будет приводит к незначительному ослаблению курса национальной валюты в период 2019-2021 гг. В целом 2019 г. в рамках данного сценария рассматривается как адаптационный. Ускорение инфляции и замедление экономического роста будут носить временный характер, реализация пакет структурных изменений, предложенных Правительством Российской Федерации, позволит вывести экономическую динамику на более высокую траекторию с ускорением темпов роста ВВП до 3% к 2021 г. Рост реальных располагаемых доходов населения ожидается на уровне 1-2%.
Консервативный сценарий разработан на основании предположения о существенном замедлении темпов роста мировой экономики, прежде всего, в результате реализации сценария «жесткой посадки» китайской экономики. Более медленные темпы роста мировой экономики обусловят снижение спроса на энергоресурсы и другие сырьевые товары. В условиях более жестких внешнеэкономический условий в период 2019-2021 гг. ожидается замедление темпов экономического роста и повышение инфляционного давления, что окажет сдерживающее воздействие на динамику основных социальных параметров.
Набор сценарных условий, представленных в текущей редакции прогноза социально-экономического развития, в рамках данного исследования был дополнен целевым сценарием.
Целевой вариант прогноза основан на тех же предпосылках относительно внешнеэкономической динамики, что и базовый вариант. При этом в его основу положен высокий вариант демографического прогноза Росстата. Позитивная динамика демографических показателей в сочетании с ростом инвестиционной активности обуславливает более значительные темпы роста экономики, а, следовательно, и более существенный рост доходов населения.
Прогноз среднедушевого потребления фруктов и ягод в целом по Российской Федерации и по региональным группам, рассчитанный по всем трем сценариям социально-экономического развития представлен в Таблице 1.
Таблица 1. Прогноз среднедушевого потребления фруктов и уровня удовлетворения населения в продовольствии в соответствии со сценариями социально-экономического развития
В рамках базового сценария, характеризующегося ростом реальных доходов и умеренной динамикой цен к 2021 г. среднедушевое потребление достигает 77,6 кг/чел.
Консервативный сценарий предполагает более длительный адаптационный период экономики с менее активными темпами роста доходов населения, что в сочетании с низкой ценовой динамикой позволяет ожидать роста среднедушевого потребления к 2020 г. до 77,0 кг/чел. Тем не менее прогнозируемый в 2021 г. в соответствии со сценарными условиями Минэкономразвития России рост инфляционного давления и ослабление курса национальной валюты приведут к коррекции объемов потребления плодово-ягодной продукции до 76,2 кг/чел.
При реализации целевого сценария социально-экономического развития ожидаются для активизации потребительского спроса ожидаются наиболее благоприятные внутренние и внешнеэкономические условия, что позволит достичь наиболее существенного прироста среднедушевого потребления фруктов. Так, в соответствии с прогнозом, к 2021 г. значение показателя достигнет 78,7 кг/чел.
В целом, как видно на Рисунке 1, в рамках каждого из рассматриваемых сценариев к концу прогнозного периода потребление фруктов и ягод превышает уровень 2017 г. Однако в рамках базового и консервативного сценария к 2021 г., когда рост доходов перестает компенсировать увеличение цен, намечаются тенденции на изменение траектории показателя. При реализации целевого варианта развития темпы роста потребления замедляются, тем не менее положительная динамика сохраняется.
Рисунок 1. Темпы роста среднедушевого потребления фруктов к базисному 2016 году по кластерам с различными сценариями социально-экономического развития
В регионах с низким и высоким уровнем доходов темпы роста потребления несколько различаются. Для регионального кластера с более низкими показателями уровня жизни ожидается более устойчивая динамика. В период с 2019 г среднедушевое потребление растет темпами 1,1-1,4% в год.
В более чувствительном к динамике цен высокодоходном кластере в конце прогнозного периода при всех сценарных вариантах развития ожидается незначительное снижение потребления на фоне роста инфляционного давления на фоне при активизации темпов экономического роста. Наиболее существенное сокращение потребительской активности в 2021 г. ожидается при реализации консервативного сценария – среднедушевое потребление фруктов и ягод сократиться на 1 кг.
Сравнение темпов роста среднедушевого потребления в региональных кластерах в соответствии с базовым сценарием развития представлено на Рисунке 2.
Рисунок 2. Темпы роста среднедушевого потребления фруктов к базисному 2016 году по кластерам с базовым сценарием социально-экономического развития
Несмотря на увеличение уровня потребления фруктов в сравнении с показателями 2017 г., рекомендуемый Минздравом России уровень на прогнозном периоде не достигается. Наиболее вероятный сценарий развития предполагает, что отставание от рациональной нормы здорового питания в период 2019-2021 гг. будет составлять 22-24 кг/чел. (Рисунок 3).
Рисунок 3. Прогнозная динамика среднедушевого потребления фруктов (кг/чел./год) в Российской Федерации в период 2018-2020 гг. в сравнении с нормой рационального потребления в соответствии с базовым сценарием социально-экономического развития
Наиболее существенное снижение рисков продовольственной безопасности возможно при реализации целевого сценария социально-экономического развития. Благоприятная макроэкономическая конъюнктура позволяет достичь среднедушевого потребления фруктов на уровне 78,7% от рациональной нормы.
Прогноз соответствия потребления фруктов рекомендуемым нормам здорового питания для групп регионов с различным уровнем доходов представлен на Рисунке 4.
Рисунок 4. Прогноз соответствия потребления фруктов рекомендуемым нормам здорового питания для групп регионов с различным уровнем доходов на прогнозном периоде 2019-2020 гг. в соответствии с базовым сценарием социально-экономического развития
Положение регионов с более стабильной социально-экономической ситуацией в большей степени удовлетворяет требованиям по обеспечению сбалансированного рациона питания. Несмотря на волнообразную динамику, на всем прогнозном периоде среднедушевое потребление плодово-ягодной продукции находится на более высоком уровне, чем в регионах с низким уровнем доходов, а отклонение от рекомендуемой Минздравом России нормы не превышает 20%.
Для регионов с низкими показателями уровня жизни расхождение с нормой рационального питания является более существенным (около 30%). При этом, несмотря на умеренный рост среднедушевого потребления фруктов, существенного улучшения рациона к концу прогнозного периода не ожидается.
Наиболее критично ситуация обстоит в регионах с низкой покупательной способностью населения – Республике Ингушетия и Республике Тыва. При изменении основных параметров социально-экономического развития с теми же темпами, что и в целом по стране, среднедушевое потребление фруктов в данных регионов к 2021 г. не превысит 50% от рациональной нормы.
Также в ряде регионов с достаточно высоким уровнем среднедушевых доходов также сохраняются риски обеспечения продовольственной безопасности, связанные с высокой стоимость плодово-ягодной продукции. Наиболее остро данная проблема стоит для северных территорий, где в силу природно-климатических условий невозможно масштабное развитие садоводство, а недостаточно развитая транспортная инфраструктура не позволяет в полной мере задействовать потенциал межрегиональной торговли.
Ограничения в доступности плодово-ягодной продукции и сохранение разрыва в потреблении между самыми обеспеченными и наименее обеспеченными группами населения остаются значимыми проблемами для устойчивого экономического развития. Учитывая высокую значимость фруктов в продовольственном обеспечении, для обеспечения продовольственной безопасности требуется реализация комплекса мер, направленных в первую очередь на снижение цен на продукцию отрасли и повышение ее доступности в территориальном разрезе.
Sources:
Список литературы
1. Приказ Минздрава России от 19.08.2016 № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания».
2. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
3. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 05.04.2017 № 226 «Об утверждении Методологических положений по формированию агрегированных показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств на основе программы Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств».
4. Low-Income Households’ Expenditures on Fruits and Vegetables Noel Blisard, Hayden Stewart, and Dean Jolliffe
5. Levin, A., Lin C.-F., Chu C.-S. J. Unit root tests in panel data: Asymptotic and finite-sample properties. Journal of Econometrics. – NY, 2002. – N 108
6. Arellano M., Bond S.R. Some Tests of Specification for Panel Data: Monte Carlo Evidence and an Application to Employment Equations // Review of Economic Studies. Vol. 58.
7. White Paper No. 1 How to Increase Fruit and Vegetable Consumption A Multi-Stakeholder Approach for Improved Health Outcomes August 2017 The Alliance for Food & Health
References:
1. Prikaz Minzdrava Rossii ot 19.08.2016 № 614 «Ob utverzhdenii Rekomendatsiy po ratsional'nym normam potrebleniya pishchevykh produktov, otvechayushchikh sovremennym trebovaniyam zdorovogo pitaniya».
2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 30.01.2010 № 120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii».
3. Prikaz Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki ot 05.04.2017 № 226 «Ob utverzhdenii Metodologicheskikh polozheniy po formirovaniyu agregirovannykh pokazateley dokhodov, raskhodov i potrebleniya domashnikh khozyaystv na osnove programmy Vyborochnogo obsledovaniya byudzhetov domashnikh khozyaystv».
4. Low-Income Households’ Expenditures on Fruits and Vegetables Noel Blisard, Hayden Stewart, and Dean Jolliffe
5. Levin, A., Lin C.-F., Chu C.-S. J. Unit root tests in panel data: Asymptotic and finite-sample properties. Journal of Econometrics. – NY, 2002. – N 108
6. Arellano M., Bond S.R. Some Tests of Specification for Panel Data: Monte Carlo Evidence and an Application to Employment Equations // Review of Economic Studies. Vol. 58.
7. White Paper No. 1 How to Increase Fruit and Vegetable Consumption A Multi-Stakeholder Approach for Improved Health Outcomes August 2017 The Alliance for Food & Health.
8. Postanovleniye Rosstata ot 25.12.2006 № 82 «Ob utverzhdenii Metodicheskikh ukazaniy po sostavleniyu godovykh balansov prodovol'stvennykh resursov».
All illustrations of the article: