ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА СПЕЦИЙ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Мехедькин А.А. Характеристика рынка специй в России и перспективы его развития// Управление рисками в АПК. 2019. № 2. С. 34-42. URL: http://www.agrorisk.ru/20190103

MEHEDKIN A.A. CHARACTERISTICS OF THE SPICE MARKET IN RUSSIA AND ITS DEVELOPMENT PROSPECTS

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
МЕХЕДЬКИН А.А.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА СПЕЦИЙ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Мехедькин Анатолий Акимович – советник, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: amehedkin@spcu.ru

annotation

В статье рассмотрена характеристика отечественного рынка специй, определены основные производители и поставщики сырья. Кроме того, рассмотрены нормы потребления и покупательская способность населения.

Keywords

Рынок специй, норма потребления, пряности, импортное сырье.

MEHEDKIN A.A.

CHARACTERISTICS OF THE SPICE MARKET IN RUSSIA AND ITS DEVELOPMENT PROSPECTS

Anatoly A. Mechedkin – advisor, Agroanalytics Center, Moscow, Russia
E-mail: amehedkin@spcu.ru

Annotation

The article describes the characteristics of the domestic spice market, identifies the main producers and suppliers of raw materials. In addition, consumption standards and purchasing power of the population are examined.

Keywords

Spice market, consumption rate, spices, imported raw materials.

Article text

Производство, поставка и потребление специй в регионах России определяются исключительно рыночными механизмами, когда производитель и поставщики ориентируются на имеющийся спрос населения, определяемый в первую очередь потребительскими предпочтениями и платежеспособностью покупателей.
Специфическими свойствами рассматриваемого продукта являются их незначительные объемы поставок на рынок (уровень рационального потребления населением - не более 6 гр/день на взрослого человека), высокая логистичность этого товара при соблюдении требований к упаковке, стандартные требования к складским помещениям и не большие затраты на доставку из-за малотоннажности продукта (рисунок 1).

Рисунок 1. Перевод используемых объемов для специй в показатели веса, гр.

Стремление повысить маржинальность бизнеса изготовления и реализации специй определяет выбор сырья (с учетом логистических и пр. затрат), места организации производства конечной продукции.
Данные продукты являются высоко-логистическими товарами, поэтому в региональном разрезе объемы потребления в основном определяются численностью и возрастным составом населения.
Специи, как и чай не перечислены в российской Доктрине продовольственной безопасности и, в отличие от соли, не являются стратегически важными для обеспечения выживаемости, но играют исключительно важную роль в обеспечении полноценного здорового питания населения.

Одной из главных особенностей российского рынка специй, приправ и пряностей является его зависимость от импортного сырья. Отечественные производители специй и приправ приобретают импортное сырье, полностью оплачивая товар и его транспортировку в Россию. Полученный объем товара и составляет основной ассортимент компании почти на целый год – до следующего урожая. В связи с этим компании, занимающиеся поставкой специй на российский рынок, почти год работают на одной или нескольких поставках сырья. Это происходит из-за того, что сбор необходимого сырья происходит от одного до трех раз в год.
По оценкам специалистов ГК Step by Step, общий объем импорта специй, приправ и пряностей в Россию составляет 80 90 тысячи тонн в год. Основными странами-отправителями являются Китай, Индия и Литва*, доли которых в общем объеме импорта изучаемого продукта в натуральном выражении значительно выше, чем у остальных стран, – соответственно 19,6, 15,5 и 12,3%.
С точки зрения производства импортируемых в Россию специй, приправ и пряностей можно выделить две наиболее значимые страны – Китай и Индию. (таблица 1).

Таблица 1. Основные страны-производители специй, приправ и пряностей, импортируемых в Россию

Источник: ГК Step by Step

Согласно данным проведенного маркетингового исследований максимальную долю от общего объема завозимых в страну специй, приправ и пряностей занимают смеси приправ, – их доля составила 31% в натуральном выражении (таблица 2).
На втором месте располагается черный перец с долей в 13,9%, а на третьем – имбирь, доля которого составила 10,6%. Общий объем экспорта специй, приправ и пряностей начиная с 2013 года составил 17,87 тысячи тонн (таблица 29) и увеличивался с темпом до 2016 года (2-3) % в натуральном выражении и около 5% в год в стоимостном. Подробнее по статистике импорта-экспорта основных специй в Россию материалы по статистике 2017 – 2018 годов с прогнозом будут представлены в последующих разделах настоящего отчета.

Таблица 2. Импорт специй, приправ и пряностей по видам в предыдущие годы

Источник: ГК Step by Step

Среди всех стран, в которые были осуществлены поставки российской продукции, за период до 2016 года наибольшие доли принадлежали Австрии (через эту страну также осуществляются крупные поставки в Россию), Польше и Германии – объемы ввозимых в эти страны специй, приправ и пряностей составляли соответственно 4,3, 2,8 и 2,6 тысячи тонн. По типу продукции за этот период из России вывозилась, прежде всего, горчица – ее доля составила 45% (таблица 3).

Таблица 3. Основные страны назначения экспорта специй, приправ и пряностей из РФ за период до 2016 года

Источник: ГК Step by Step

Второе место в экспорте занимает кориандр, который также имеет значительную долю, – 24%. Третье место в списке экспортируемой продукции принадлежит сухим бульонам, чья доля в натуральном выражении составляет 19% общего объема экспорта. Смеси приправ, которые лидируют по доле импорта, в структуре экспорта занимают лишь четвертое место с долей в 7%. Остальные виды специй, приправ и пряностей имеют незначительные доли экспорта (таблица 4).

Таблица 4. Структура экспорта специй, приправ и пряностей по видам до 2016 года

Источник: ГК Step by Step

В настоящее время на российском рынке специй, приправ и пряностей присутствуют как зарубежные, так и отечественные производители. К крупнейшим международным игрокам рынка относятся ООО «Нестле Россия» (ТМ Maggi), ООО «Юнилевер СНГ» (ТМ Calve, Knorr), Podravka d.d. (Хорватия, ТМ Vegeta), Kotanyi GmbH (Австрия, ТМ Kotanyi), Gallina Blanca S.A. (Испания, ТМ Gallina Blanca). Среди основных отечественных производителей выделяют: ООО «Айдиго» (Свердловская обл., ТМ «Айдиго»), ГК «Арикон» (ТМ Magic Corn, Premix, «Магия Востока», «Орнамент вкуса»), ООО «Аромадом» (Москва, ТМ «Аромадом», «Восточный город»), ЗАО «Проксима» (г. Новосибирск, ТМ «Приправыч»), ГК «Фарсис» (Московская обл., ТМ «Вкус и аромат», «Фарсис»).

Структура российского рынка специй, приправ и пряностей по основным игрокам остается неизменной на протяжении нескольких лет, одни и те же марки остаются популярными у потребителей (в их числе – Maggi, Knorr и Gallina Blanca).
Рост покупательной способности россиян, который наблюдался на протяжении нескольких лет, увеличивает спрос на продукцию, в том числе на специи, приправы и пряности высокого ценового сегмента.
Среди проблем, с которыми сталкиваются отечественные производители, можно отметить:
- перенасыщенность рынков в крупных городах и, соответственно, высокую конкуренцию;
- трудности общения с розничными сетями, вход в которые требует солидных денежных взносов;
- большое количество некачественной фальсифицированной продукции на рынке.

Таким образом, в последние несколько лет в стране наблюдается рост производства специй, приправ и пряностей. Рост производства сопровождается увеличением экспорта продукции. При этом большая часть продукции, произведенной на территории Российской Федерации, остается в стране.
По мнению аналитиков ГК Step by Step, рынок специй, приправ и пряностей будет стремиться к насыщению вплоть до 2020 года. При этом будет наблюдаться рост производства и оптовых продаж. По мере насыщения рынка темпы роста будут снижаться.

Sources:

1. «Обзор российского рынка специй, пряностей и приправ», информационный ресурс http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-13112.html, дата обращения 20.12.2018г.
2. «Российский рынок специй, приправ и пряностей», Группа компаний «Step by Step», Санкт-Петербург, информационный ресурс https://sfera.fm/articles/myasnaya/rossiiskii-rynok-spetsii-priprav-i-pryanostei, дата обращения 20.12.2018г.
3. Мерзлякова Т., «О мир, горчицей покоренный. Обзор российского рынка специй, приправ и пряностей», Исследования компании «Step by Step», Санкт-Петербург, 2015 г.
4. «Организации и предприятия России: Специи, пряности, соусы», информационный ресурс http://www.regtorg.ru/comps/specii-pryanosti-sousy, дата обращения 20.12.2018г.
5. РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) и образцов юридических документов, http://www.rags.ru/gosts/57832/, дата обращения 20.12.2018г.
6. «Производство приправ – хорошая идея для бизнеса», Информационный ресурс https://foodbay.com/wiki/it_is_interesting/2017/11/28/proizvodstvo-priprav--horoshaya-ideya-dlya-biznesa/, дата обращения 20.12.2018г.

References:

1. Obzor rossiyskogo rynka spetsiy, pryanostey i priprav», informatsionnyy resurs http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-13112.html, data obrashcheniya 20.12.2018g.
2. «Rossiyskiy rynok spetsiy, priprav i pryanostey», Gruppa kompaniy «Step by Step», Sankt-Peterburg, informatsionnyy resurs https://sfera.fm/articles/myasnaya/rossiiskii-rynok-spetsii-priprav-i-pryanostei, data obrashcheniya 20.12.2018g.
3. Merzlyakova T., «O mir, gorchitsey pokorennyy. Obzor rossiyskogo rynka spetsiy, priprav i pryanostey», Issledovaniya kompanii «Step by Step», Sankt-Peterburg, 2015 g.
4. «Organizatsii i predpriyatiya Rossii: Spetsii, pryanosti, sousy», informatsionnyy resurs http://www.regtorg.ru/comps/specii-pryanosti-sousy, data obrashcheniya 20.12.2018g.
5. RAGS - ROSSIYSKIY ARKHIV GOSUDARSTVENNYKH STANDARTOV, a takzhe stroitel'nykh norm i pravil (SNiP) i obraztsov yuridicheskikh dokumentov, http://www.rags.ru/gosts/57832/, data obrashcheniya 20.12.2018g.
6. «Proizvodstvo priprav – khoroshaya ideya dlya biznesa», Informatsionnyy resurs https://foodbay.com/wiki/it_is_interesting/2017/11/28/proizvodstvo-priprav--horoshaya-ideya-dlya-biznesa/, data obrashcheniya 20.12.2018g.

All illustrations of the article:

bottom of page