ОЦЕНКА АГРОТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Митякова Е.Е. Оценка агротуристического потенциала регионов Российской Федерации // Управление рисками в АПК. 2019. № 2. С. 14-33. URL: http://www.agrorisk.ru/20190202

MITYAKOVA E.E.

ASSESSMENT OF AGROTOURISTIC POTENTIAL OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
МИТЯКОВА Е.Е.

ОЦЕНКА АГРОТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Митякова Елена Евгеньевна – главный специалист, ФГБУ «Центр Агроналитики», Москва, Россия
E-mail: mityakova.e@gmail.com
SPIN-код: 3938-1091

annotation

В статье предложена ренкинговая система оценки агротуристического потенциала регионов Российской Федерации, учитывающая такие показатели как объем производства сельскохозяйственной продукции, уровень развития основных агротуристических отраслей, уровень развития инфраструктуры и рентабельность туристского сектора. В соответствии с предложенным подходом проведена оценка проведена оценка агротуристического потенциала регионов Российской Федерации.

Keywords

Агротуристический потенциал, региональное развитие, рэнкинг, производство сельскохозяйственной продукции, развитие основных агротуристических отраслей.

MITYAKOVA E.E.

ASSESSMENT OF AGROTOURISTIC POTENTIAL OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Elena E. Mityakova – Specialist, Analytical Center, Moscow, Russia.
E-mail: emityakova@spcu.ru

Annotation

The article proposes a ranking system for assessing the agro-tourism potential of the regions of the Russian Federation, taking into account such indicators as the volume of agricultural production, the level of development of the main agro-tourism industries, the level of infrastructure development and the profitability of the tourism sector. In accordance with the proposed approach, an assessment was carried out, an assessment was made of the agritourism potential of the regions of the Russian Federation.

Keywords

Agrotourism potential, regional development, agriculture, agricultural production, development of the main agrotourism industries.

Article text

По оценкам Всемирной туристской организации, сельский туризм входит в пятерку самых перспективных видов туризма для развития в мире до 2020 г. Рост спроса на сельские виды отдыха позволяет рассматривать агротуризм как значимый элемент повышения финансовой устойчивости производителей сельскохозяйственной продукции, обеспечения занятости и роста уровня жизни населения сельских территорий.

Оценку агротуристического потенциала регионов Российской Федерации необходимо проводить с учетом уровня развития сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры, структуры экономики субъектов. Для анализа перспектив развития агротуризма в данном разделе использовалась рэнкинговая оценка по 4 группам показателей.
Группа 1 – объем производства сельскохозяйственной продукции – включает такие параметры, как доля региона в выпуске сельскохозяйственной продукции Российской Федерации; доля региона в выпуске сельскохозяйственной продукции федерального округа; удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и хозяйств населения в производстве сельскохозяйственной продукции. Если доля региона в выпуске сельскохозяйственной продукции Российской Федерации выше 0,8%, региону присваивается 1 балл, в противном случае 0 баллов. Если доля региона в выпуске сельскохозяйственной продукции федерального округа выше 20%, региону присваивается 1 балл, в противном случае 0 баллов. Если удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и хозяйств населения в производстве сельскохозяйственной продукции выше или равен 45%, региону присваивается 1 балл, если выше 20% - 0,5 балла, в противном случае 0 баллов. Интегральный балл по группе представляет собой сумму баллов по каждому из компонентов.

Таким образом, данная группа показателей учитывает объем производимой продукции, сельскохозяйственное значение региона в масштабах федерального округа, а также структуру производства по группам хозяйств, придавая более высокий вес малым формам.
Группа 2 – развитие основных агротуристических отраслей – характеризует уровень развития наиболее привлекательных для туристской индустрии сельскохозяйственных секторов и включает следующие показатели:
 площадь виноградных насаждений (если площадь виноградных насаждений более 10,0 тыс. га, региону присваивается 1 балл, в противном случае 0 баллов);
 площадь плодово-ягодных насаждений (если площадь плодово-ягодных насаждений более 10,0 тыс. га, региону присваивается 1 балл, в противном случае 0 баллов);
 поголовье лошадей (если поголовье лошадей более 20,0 тыс. голов, региону присваивается 1 балл, если более 5 тыс. голов – 0,5 балла, в противном случае 0 баллов);
 поголовье северных домашних оленей и оленей-маралов (если поголовье оленей более 15,0 тыс. голов, региону присваивается 1 балл, если более 2 тыс. голов – 0,5 балла, в противном случае 0 баллов);
 производство меда (если производство меда выше 0,8 тыс. т, региону присваивается 1 балл, в противном случае 0 баллов);
 производство молока (если производство молока выше 382,6 тыс. т, региону присваивается 1 балл, в противном случае 0 баллов).

Интегральный балл по группе представляет собой сумму баллов по каждому из компонентов. Данная группа показателей учитывает уровень развития в регионе наиболее привлекательных для туристской индустрии отраслей сельского хозяйства.
Группа 3 – инфраструктура – характеризует уровень обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием. Если протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в расчете на гектар территории более 4,4 км/га, то региону присваивается 2 балла, если более 2,2 км/га – 1 балл, в противном случае 0 баллов. Использование данного показателя позволяет учитывать при оценке агротуристического потенциала транспортную доступность объектов, расположенных в сельских районах.
Группа 4 – рентабельность – характеризует рентабельность туристской индустрии в регионе. Если уровень рентабельности для малых предприятий туристской индустрии выше 10%, то региону присваивается 1 балл, если выше 5% - 0,5 балла, в противном случае 0 баллов. Если уровень рентабельности малых предприятий туристской индустрии выше аналогичного показателя по полному кругу организаций, то региону присваивается 1 балл, в противном случае 0 баллов. Интегральный балл по группе представляет собой среднее значение по данным показателям. Данный показатель используется для оценки финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса, работающих в туристской индустрии региона.
Итоговая оценка формируется как сумма баллов по каждой группе. Для дальнейшего анализа используется следующая шкала:
 более 5 баллов – высокий потенциал развития агротуризма;
 3 и более баллов – умеренный потенциал развития агротуризма;
 менее 3 баллов – ограниченный потенциал развития агротуризма.
Регионы, обладающие высоким потенциалом, имеют ресурсы для развития агротуризма как одного из основных направлений экономики сельских территорий. В регионах с умеренным агротуристическим потенциалом также имеется возможность для развития всех направлений данного вида туристской деятельности (волонтерский, гастрономический, сельский отдых), однако существующая отраслевая структура или инфраструктурные ограничения не позволяют рассматривать на данном этапе агротуризм как основное направление развития сельских территорий. Регионы с ограниченным потенциалом не располагают достаточными ресурсами для развития агротуризма как одного из основных направлений экономики сельских территорий или развитие данной сферы сдерживается недостаточным уровнем инфраструктурного обеспечения и финансовой привлекательности отрасли.

Обобщенные результаты анализа по федеральным округам приведены в таблицах 1-8.
Результаты оценки агротуристического потенциала регионов Центрального федерального округа представлены в таблице 1. Наиболее широкими ресурсными возможностями для развития данного вида туризма обладают Белгородская, Воронежская, Липецкая, Московская и Тамбовская области. Перспективными направлениями развития агротуризма здесь являются предоставление услуг по организации сельского отдыха, в том числе на базе садоводческих и животноводческих хозяйств, а также гастрономические туры, предполагающие размещение в гостевых домах при пасеках и сыроварнях.
Регионы с ограниченным агротуристическим потенциалом (Ивановская, Костромская, Смоленская, Тверская, Ярославская области) развивают в основном такие виды туризма, как культурно-познавательный, паломнический, круизный. Однако и в данных регионах сельхозтоваропроизводители имеют возможность развивать туристскую деятельность предоставляя дополнительные досуговые услуги, гостевые дома для краткосрочного размещения туристов, организуя гастрономические туры.

Таблица 1. Оценка агротуристического потенциала регионов Центрального федерального округа

В целом регионы Центрального федерального округа обладают достаточно развитой транспортной инфраструктурой, а близость к такому крупному потребительскому рынку как г. Москва, обеспечивает устойчивый спрос на туристские услуги.
Развитие туризма в регионах Северо-Западного федерального округа в основном ведется на основе исторических, культурных и природных достопримечательностей. Однако Архангельская, Калининградская и Ленинградская области также обладают потенциалом для развития агротуристического направления (таблица 2).

Таблица 2. Оценка агротуристического потенциала регионов Северо-Западного федерального округа

В Ленинградской области производится 36,8% сельскохозяйственной продукции федерального округа, причем основу специализации региона составляет животноводство. Учитывая популярность животноводческих хозяйств как агротуристических объектов, а также стабильный спрос на услуги сельских гостевых домов со стороны жителей г. Санкт-Петербурга, можно говорить, что регион обладает достаточной ресурсной базой для дальнейшего развития сельского туризма.
В Архангельской области ключевыми факторами развития агротуризма являются уникальность туристского продукта, невысокая в сравнении с другими видами отдыха стоимость размещения в сельских гостевых домах, относительная близость к крупным мегаполисам. Помимо сельского отдыха, в регионе возможно проведение агроэтнотуров на основе оленеводческих хозяйств.
Предпосылками для развития агротуристического направления в Калининградской области выступают высокий удельный вес хозяйств населения (29,3%) в производстве сельскохозяйственной продукции, развитая транспортная система и богатые рекреационные ресурсы региона.
Южный федеральный округ имеет широкие возможности для развития агротуризма (таблица 3). В 4 регионах федерального округа потенциал агротуристического сектора оценивается как высокий (Республика Крым, Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области). Такие регионы, как Республика Адыгея, Астраханская область и г. Севастополь также обладают достаточной ресурсной базой для развития агротуризма. Ограниченные возможности в развитии сельского туризма имеет только один регион федерального округа – Республика Калмыкия, где становление агротуристического сектора сдерживается в основном инфраструктурными проблемами.

Таблица 3. Оценка агротуристического потенциала регионов Южного федерального округа

В настоящее время на территории Южного федерального округа наиболее развит санаторно-курортный и пляжный отдых. Однако южные территории Российской Федерации обладают широкими возможностями диверсификации туристского бизнеса за счет вовлечения в данную отрасль сельхозтоваропроизводителей. Привлекательными агротуристическими объектами в регионах Южного федерального округа могут стать виноградники, садоводческие хозяйства, сыроварни, конные заводы, пасеки, чайные плантации.
В Северо-Кавказском федеральном округе наиболее высоким агротуристическим потенциалом обладают Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика и Ставропольский край (таблица 4). На долю указанных регионов приходится 80,4% выпуска сельскохозяйственной продукции федерального округа.

В целом все регионы Северо-Кавказского федерального округа имеют возможность развивать аграрное направление туризма, что обусловлено развитием наиболее привлекательных для туристской деятельности сельскохозяйственных отраслей, высокой долей малых форм предпринимательства в производстве сельскохозяйственной продукции, наличием развитой сети автомобильных дорог. Однако конкурентные преимущества Северного Кавказа остаются не в полной мере реализованными, поскольку округ не обладает достаточной инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности социально-экономической обстановки.

Таблица 4. Оценка агротуристического потенциала регионов Северо-Кавказского федерального округа

Значительный уровень развития АПК в Приволжском федеральном округе создает базу для развития агротуристического направления. В регионах Приволжского федерального округа развиты такие привлекательные для туристской индустрии отрасли как коневодство, производство меда и молочных продуктов. Также данный макрорегион обладает выгодным территориальным положением и достаточно развитой транспортной инфраструктурой, что также является значимым фактором для развития агротуризма. Наиболее широкие ресурсные возможности для развития данного вида туризма имеют Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Нижегородская, Оренбургская и Саратовская области (таблица 5).

Таблица 5. Оценка агротуристического потенциала регионов Приволжского федерального округа

Современная хозяйственная структура Уральского федерального округа имеет ярко выраженную индустриально-сырьевую направленность. Тем не менее, в уральских регионах возможно развитие аграрного туризма на базе отраслей оленеводства и коневодства. Наиболее высоким агротуристическим потенциалом в этом сегменте обладают Тюменская и Челябинская области (таблица 6). Основными сдерживающими факторами для развития сельского туризма в Уральском федеральном округе остается слабое инфраструктурное обеспечение и высокие тарифы на внутренние авиа и железнодорожные пассажирские перевозки.

Таблица 6. Оценка агротуристического потенциала регионов Уральского федерального округа
В Сибирском федеральном округе наиболее существенным потенциалом развития аграрного туризма обладают Алтайский и Красноярский край (таблица 7). В Алтайском крае основой для развития агротуризма являются конные и мараловодческие хозяйства. В регионе создана Ассоциация развития сельского туризма «Крестьянское гостеприимство», что также способствует развитию сегмента сельского отдыха. В Красноярском крае сельский туризм отнесен к перспективным видам туризма. Основной отраслевой специализацией в данном сегменте является оленеводство. Кроме того, система грантовой поддержки развития несельскохозяйственных видов деятельности в регионе способствует увеличению количества сельских гостевых домов при крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Таблица 7. Оценка агротуристического потенциала регионов Сибирского федерального округа

Результаты оценки агротуристического потенциала регионов Дальневосточного федерального округа представлены в таблице 8.

Таблица 8. Оценка агротуристического потенциала регионов Дальневосточного федерального округа

Как отмечается в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. перспективной специализацией туристской индустрии Дальнего Востока являются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, экологический туризм и морская рекреация. Сельское хозяйство достаточно слабо развито в таких регионах, как Хабаровский край, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ, что не позволяет развивать в них агротуристическое направление. Тем не менее, в ряде регионов за счет использования ресурсного потенциала отраслей оленеводства и коневодства возможно расширение агроэтнографического сегмента туристских услуг, а приморские регионы обладают богатыми рекреационными ресурсами для развития системы размещения в сельских гостевых домах. При этом стоит отметить, что высокая стоимость туристского обмена с европейской частью страны существенно ограничивает развитие агротуризма в дальневосточном регионе.

Таким образом, высоким агротуристическим потенциалом обладают регионы Юга России, Северного-Кавказа, Центрального и Приволжского федерльных округов, Южной Сибири. На данный момент наиболее успешно агротуризм развивается в Центральном и Южном федеральных округах. Наименее полно реализован потенциал северокавказских регионов. Сдерживающими факторами развития остаются низкая транспортная доступность, неразвитая инфраструктура и материально-техническая база, недостаток квалифицированных кадров.
В условиях растущего спроса на внутренние туры, агротуризм является значимы направлением развития сельских территорий, ориентированным как на решение социальных проблем, так и на увеличение доходности сельскохозяйственной деятельности.
Наиболее значимыми эффектами развития аграрного туризма для укрепления экономики сельскохозяйственных регионов и социального развития села являются:
 сокращение уровня безработицы, стимулирование создания новых рабочих мест;
 рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей;
 развитие малого предпринимательства на селе;
 формирование новых источников сбыта продукции для малых форм предпринимательства;
 развитие инженерной и социальной инфраструктуры.

Проведенный анализ состояния агротуризма туризма в Российской Федерации показал, что наиболее развито данное направление в Центральном и Южном федеральном округах.
Лидером аграрного туристского направления Южного федерального округа является Краснодарский край. По данным Национального туристического портала, в регионе насчитывается 28 агротуристических объектов. В основном это виноградники и винодельни, садоводческие хозяйства, пасеки, многоотраслевые фермы. Кроме того, природно-климатические особенности региона позволяют развивать такое направление агротуризма, как размещение в близи чайных плантаций с посещением производства, дегустацией и приобретением продукции. Существенной ресурсной базой для развития агротуризма как одного из основных направлений развития сельских территорий в Южном федеральном округе также обладают Республика Крым, Волгоградская и Ростовская области.

В Центральном федеральном округе большинство агротуристических объектов расположено в Белгородской, Владимирской, Московской и Воронежской областях. Это преимущественно сельские гостевые дома животноводческих хозяйств, конные клубы, пасеки и сыроварни. В целом регионы Центрального федерального округа обладают достаточно развитой транспортной инфраструктурой, а близость к крупнейшему в стране мегаполису, обеспечивает устойчивый спрос на туристские услуги.
В Поволжье и на юге Сибири также прослеживаются тенденции расширения сегмента сельского туризма.
Растет число агротуристических объектов в регионах Приволжского федерального округа, где развиты такие привлекательные для туристской индустрии отрасли как коневодство, производство меда и молочных продуктов. Наиболее широкие ресурсные возможности для развития сельского туризма в федеральном округе имеют Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Нижегородская, Оренбургская и Саратовская области.

Сельский туризм достаточно широко распространен в Алтайском крае и Республике Алтай. Данное направление здесь развивается в основном на базе мараловодческих и коневодческих хозяйств. Дальнейшее развитие агротуристического направления в сибирских регионах сдерживается недостаточным инфраструктурным обеспечением и высокой стоимостью пассажирских перевозок для жителей европейской части Российской Федерации.
Не в полной мере реализованным остается агротуристический потенциал Северо-Кавказского федерального округа. Данное направление является достаточно перспективным для Северного-Кавказа благодаря высокому уровню развития наиболее привлекательных для туристской деятельности сельскохозяйственных отраслей, высокой доле малых форм предпринимательства в производстве сельскохозяйственной продукции, наличию развитой сети автомобильных дорог. Наиболее высоким среди регионов Кавказа агротуристическим потенциалом обладают Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика и Ставропольский край.
В большинстве регионов для субъектов малого предпринимательства в сфере сельского туризма предусмотрены такие меры государственной поддержки, как льготное кредитование, предоставление грантов и субсидий на развитие материально-технической базы, благоустройство территории, проведение событийных мероприятий.

Тем не менее сохраняется ряд структурных ограничений для развития агротуризма:
 недостаточное нормативное обеспечение деятельности;
 отсутствие статистической базы, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития аграрного туризма;
 неразвитое транспортное сообщение (низкое качество дорог, высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов в сельской местности, недостаточно развитая система придорожного обслуживания);
 недостаточное развитие материально-технической базы и инженерной инфраструктуры.
 ограниченный кадровый потенциал сельских территорий.
Для преодоления указанных проблем и реализации агротуристического потенциала регионов Российской Федерации требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы регулирования рынка сельского туризма, а также реализация комплексных программ развития на федеральном и региональном уровнях, направленных на создание благоприятных социально-экономических условий, развитие системы подготовки кадров и инфраструктурного обеспечения сельских территорий.

Sources:

1. Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2. Концепция ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 г.)
3. Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 г. № 369-р);
4. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 г. № 872-
5. Официальный сайт Европейской федерации сельского туризма EuroGites (European Federation of Rural Tourism) https://www.eurogites.org/about/
6. Национальный туристический портал https://russia.travel/
7. Сборник Минкультуры России «Сельский туризм в России» (2014)
8. Сборник Минкультуры России «Лучшие региональные практики развития сельского туризма» (2016)
9. Сборник Минкультуры России «Культура и туризм на селе: лучшие региональные практики» (2017)

References:

1. Federal'nyy zakon ot 24.11.1996 g. № 132-FZ (red. ot 04.06.2018) «Ob osnovakh turistskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii»
2. Kontseptsiya FTSP «Razvitiye vnutrennego i v"yezdnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii (2019-2025 gg.)» (utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 05.05.2018 g.)
3. Strategiya razvitiya turizma na territorii Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga do 2035 g. (utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 07.03.2019 g. № 369-r);
4. Strategiya ustoychivogo razvitiya sel'skikh territoriy Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g. (utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 02.02.2015 g. № 872-
5. Ofitsial'nyy sayt Yevropeyskoy federatsii sel'skogo turizma EuroGites (European Federation of Rural Tourism) https://www.eurogites.org/about/
6. Natsional'nyy turisticheskiy portal https://russia.travel/
7. Sbornik Minkul'tury Rossii «Sel'skiy turizm v Rossii» (2014)
8. Sbornik Minkul'tury Rossii «Luchshiye regional'nyye praktiki razvitiya sel'skogo turizma» (2016)
9. Sbornik Minkul'tury Rossii «Kul'tura i turizm na sele: luchshiye regional'nyye praktiki» (2017)

All illustrations of the article:

bottom of page